Конкурс по литературе«Умницы и умники»




Скачать 97.58 Kb.
НазваниеКонкурс по литературе«Умницы и умники»
Дата публикации02.02.2014
Размер97.58 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Астрономия > Конкурс
Заочный конкурс по литературе«Умницы и умники»10-11кл.

1 В статье В.Кюхельбеккера «О направлении нашей поэзии…» есть характеристика одного жанра, популярного в XIX веке: «Чувств у нас уже давно нет; чувство уныния поглотило все прочие… Картины везде одни и те же: луна, которая – разумеется – уныла и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало…в особенности же – туман: туманы над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя

О каком популярном жанре XIX века здесь шла идет речь?
2 В приведенное ниже стихотворение «Участь русских поэтов» В.Кюхельбеккера вставьте имя единственного названного автором поэта и определите, о ком идет речь в строках, отмеченных знаками вопроса:

Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжелее всех судьба казнит Россию:

Для славы и был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен.

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед нему,

Прекрасной обольщенные мечтою,

Пожалися годиной роковою.

Бог дал огонь их сердцу, свет - уму.

Да! Чувства в них восторженны и пылки,-

Что ж? Их бросают в черную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки.

Или болезнь наводит ночь и тьму

На очи прозоливцев вдохновенных,

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу; ?

Или же бунт поднимет чернь глухую, ?

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.
3 Попытайтесь найти ответ на загадку, заданную Г.Р. Державиным. Учитывайте, что автор спрятал его в самом тексте стихотворения. Ответ объясните. Можно вспомнить в качестве ответа и пословицу, которую А.С. Пушкин использовал в качестве эпиграфа к одному из своих произведений. Аргументируйте ответ.

Довольно именем известна я своим,

Равно клянется шут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна;

А меж злодеями не быть я создана.
4 Определите жанр произведения по приведенным ниже отрывкам. Ответ поясните.

1. Давным-давно, за семью морями, за семью горами жил да был один добрый молодец, а какого рода и звания – про то нам не ведомо.

2. Ой, да было при Владимире Ясном солнышке, собирались в стольный Киев – град богатыри, собирались на званный пир.

3. Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под валдахином стоит Аболон полведерский.

^ 4. Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них не так.
5 Игра в прятки: . Какой сюжет положен в основу этого пародийного стихотворения? б. Стихотворение какого жанра создали пародисты? в. Почему вы так думаете? (аргументируйте свой ответ).

У старой женщины, бездетной и убогой,

Жил козлик серенький, и сей четвероногой

В большом фаворе у старушки был.

Спал на пуху, ел сытно, пил до пьяна,

Вставал за полдень, а ложился рано;

Ну, словом жил и не тужил.

Чего же более, но вот беда –

Мы жизнью недовольны никогда:

Под сению дерев на вольной воле,

Запала мысль козлу прогулку совершить,

И, не раздумывая доле,

В соседний лес козел спешит.

Он только в лес - а волк из лесу шасть!

В глазах огонь, раскрыл грозящу пасть –

И от всего козла осталося немножко:

Лишь шерсти клок, рога да ножки.

Сей басни смысл нетрудно угадать:

Не бегай в лес, коль дома благодать.
6 Выбери пословицы, основанные на антитезе.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Под лежачий камень вода не течет

^ Делу время – потехе час.

Дело мастера боится.

7 Имя какой героини греческой мифологии упоминается в стихотворении? Что это за героиня? О чем стихотворение Пушкина?

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня,

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

Что ты знаешь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу…

^ Заочный конкурс по литературе «Умницы и умники»8-9 кл.
1 В каком произведении и о ком Пушкин писал:

1. Мой первый друг, мой друг бесценный…

2. Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.
3. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя.
4. Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!
5 . Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

2

1 . « Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и в смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем…»

2. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; Зашел – Бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! Не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; дай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеётся…

3. После того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

4. «Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены…»

5. «Теперь проклятая ведьма задаст мне пфейферу… Да, впрочем, что я, в самом деле? Чего я боюсь? Разве я не козак? Ведь читал же две ночи, поможет бог и третью. Видно, проклятая ведьма порядочно грехов наделала, сто нечистая сила так за нее стоит».

6. «Боже ты мой, а какой важный живописец был! Какие ножи крепкие, серпы, плуги умел выковывать! Что за сила была! Да, - продолжал он задумавшись, - таких людей мало у нас на селе. То-то я, еще сидя в проклятом мешке, замечал, что бедняжка был крепко не в духе».
3 Ученик отвечал на вопрос, что такое былина и получил плохую оценку. «За что?»- негодовал он. Помогите мальчику понять, в чем он ошибся. Исправьте его ошибки. Былина

Былина – жанр устного народного творчества. Возникла былина в далеком прошлом, и если бы в то время не было письменности, то ее забыли бы. Тех, кто записывал былины, называли писарями, а тех, кто рассказывал, рассказчиками.

Все, о чем рассказывается в былине, когда-то было, а герои действительно существовали. В каждой из былин есть главный герой, поэтому их еще называли героическими песнями. А раз это песни, то они относятся к лирическим произведениям.
4 Определите жанр произведения по приведенным ниже отрывкам. Ответ поясните.

1. Давным-давно, за семью морями, за семью горами жил да был один добрый молодец, а какого рода и звания – про то нам не ведомо.

2. Ой, да было при Владимире Ясном солнышке, собирались в стольный Киев – град богатыри, собирались на званный пир.

3. Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под валдахином стоит Аболон полведерский.

4. Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них не так.
5 К каждой пословице подберите русскую, соответствующую ей по смыслу.

Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь.

Перо сильнее меча.

С богатым о бедности не говорят.

Если есть дым, есть и огонь.

За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал.
6 Расставьте ударения и определите стихотворный размер стихотворений:


Справка

Двусложные размеры стиха:

Хорей – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый и другие нечетные слоги.

Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие четные слоги



Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный… (А.Пушкин)
Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч… (А.Пушкин)
Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил… (А. Пушкин)

^ 7 Поясните слова: 1) синонимы-… 2) омонимы-…

3) антонимы-… 4) фразедлогизмы-… 5)литота-…

6) гипербола -… 7) инверсия-… 8) олицетворение-…


Заочный конкурс по рус.яз. «Умницы и умники»8-9 кл.

А - Укажите цифры, на месте которых стоят запятые ( в каждом предложении)?

1) Непроходимая сибирская тайга (1) раскинувшаяся (2) океаном (3) казалась нескончаемой.

2)Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

3) Пеликан (1) поднявшись на двухкилометровую высоту (2) может (3) подолгу парить в воздухе.

4) Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросило на небосклон несколько лиловых мазков.
Б - Как правильно расставить и объяснить знаки препинания?

Искупавшись в речке (а) шофер (б) зачерпнул ведро воды и понес к машине.

1) а – запятая, отделяется причастный оборот.

2) б – запятая, отделяется причастный оборот.

3) а – запятая, отделяется деепричастный оборот.

4) запятые не нужны; причастный оборот стоит перед определяемым существительным.
В - Как правильно расставить и объяснить знаки препинания?

Лучи (а) восходящего солнца (б) коснулись верхушки тополя.

1) а,б – запятая, выделяется причастный оборот

2) б - запятая, отделяется причастный оборот.

3) запятые не нужны; причастный оборот стоит перед определяемым словом.

4) - запятые не нужны; причастного оборота нет; есть только одиночное причастие.
Г – Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Светало ( ) и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.

1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И не ставится.

2) Это предложение сложное (ССП); перед И ставится запятая.

3) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И ставится.

4) ) Это предложение сложное (ССП); перед И не ставится запятая.
Д - Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Все окна в домах были открыты ( ) и всюду слышалась музыка.

1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И не ставится.

2) Это предложение сложное (ССП); перед И ставится запятая.

3) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И ставится.

4) ) Это предложение сложное (ССП); перед И не ставится запятая.
Е –Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Грачи давно расхаживали по двору ( ) и начинали вить гнезда в грачовой роще.

1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И не ставится.

2) Это предложение сложное (ССП); перед И ставится запятая.

3) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И ставится.

4) ) Это предложение сложное (ССП); перед И не ставится запятая.

^ Ж - Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Людям ничего не дается даром ( ) и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И не ставится.

2) Это предложение сложное (ССП); перед И ставится запятая.

3) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И; запятая перед И ставится.

4) ) Это предложение сложное (ССП); перед И не ставится запятая.
^ Заочный конкурс по рус.яз. «Умницы и умники»10-11 кл.
1. Определите способ связи в словосочетаниях:

1) летящий на самолете 2) купавшийся в реке

3) снова с нами 4) снова приехала

5) смотришь вправо 6) летящего пассажира

7) смотрящего вдаль 8) видимый издали
2 Найди безличные предложения:

1) Людям ничего не дается даром ( ) и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.

2) Светало ( ) и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.

3) Грачи давно расхаживали по двору ( ) и начинали вить гнезда в грачовой роще.
^ 3 Найди неопределенно-личные предложения:

1) Вдали виднелся дымок, и звучали в вечерней тишине голоса.

2) За городом строили высокую водонапорную башню.

3) Долго писала письмо другу, пока не уснула.
^ 4 Какие слова образовано приставочно-суффиксальным способом:

1) придуманный 2) помытый

3) вдали 4) ВДНХ

5) изначальный 6) снова

7) сожаление 8) предположение
5 Найдите предложение с обособленным обстоятельством:

^ 1) Звуки того дня наплывали на него, заставляя вздрагивать, озираться.

2) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала.

3) Современники часто не замечают гения, пророка, таланта в своем окружении.
6. Найдите предложение с однородными придаточными.

^ 1) Он увидел пароход, на котором плавал много лет и на котором завоевал много побед.

2) Когда уже взошло солнце, на реке начался хороший клев, о котором потом ходило много приукрашенных разговоров.
7 Напишите примеры местоимений:

1) притяжательных -… 2) определительных-…

3) личных -… 4) указательных-…

5) возвратного-… 6) отрицательных-…
8 Определите часть речи :

1) принесено -… 2) голубеющий-…

3)хороша-… 4) замуж-…

5) затертый-… 6) отрапортованная-…

7) крепостной (крестьянин)-… 8) крепостные (работают) -…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconВикторина по музыкальной литературе «Умники и умницы»
Автор: Хуснутдинова Резеда Сайдашевна, мбоу дод г. Казани «Детская музыкальная школа №8», преподаватель

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconКонкурсу «Умники и умницы» на тему: «События Отечественной войны...
Главнокомандующий Кутузов. Отступление по старой Смоленской дороге

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconУмники и умницы (Интеллектуальная игра, посвященная творчеству А. С. Пушкина)
Цель: вспомнить пройденный материал по литературе, познакомить с интересными фактами из биографии поэта, развивать интерес к творчеству...

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconСценарий школьного конкурса "Ученик года"
Первый ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня по традиции мы собрались с вами в этом зале, чтобы определить лучшего ученика учебного...

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconСценарий конкурса «ученик года-2005»
Первый ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы определить лучшего ученика 2004-2005 учебного года....

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconВопросы к брейн-рингу
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" "Знатоки органического мира Черного моря"

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconУрока. Тематическая группа слов
Слайд. Встаньте «Умники», поздоровайтесь учтиво с нашими гостями; «Умницы»-поприветствуйте гостей

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconЖюри подводит итоги I тура. Вопросы зрителям
Здравствуйте! Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». Вопросы игры позволят нам еще раз перелистать страницы ваших любимых книг,...

Конкурс по литературе«Умницы и умники» icon«умники и умницы». Игра путешествие по островам страны здоровья
Цель: «Формирование убеждений, закрепление знаний, умений и навыков здорового образа жизни»

Конкурс по литературе«Умницы и умники» iconБудни как праздник
С 15 по 19 апреля 2013 года в Филиале школы проходила Неделя "Умники и умницы", в рамках которой были запланированы и проведены следующие...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница