Урок милосердия «Поговорим о добре и зле»




Скачать 110.15 Kb.
НазваниеУрок милосердия «Поговорим о добре и зле»
Дата публикации18.05.2014
Размер110.15 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
Урок милосердия

«Поговорим о добре и зле»

Задачи:

  • формировать знания о категориях добра и зла;

  • выявить представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

  • содействовать формированию дружного коллектива.

1.Тема мероприятия «Поговорим о добре и зле». (Слайд 1).

Мы обсудим вопросы. Что такое дружба? Какая бывает дружба? Где можно встретить дружбу? Что такое добро? Какого человека можно назвать добрым? и т.д.(Слайд 2).

2. Мозговой штурм. Дружба, дружат, друг… Мы произносим эти слова очень

часто. Подумайте, кого мы можем назвать другом?

^

Продолжите фразу «Друг – это…»


друг – это человек, с которым тебе интересно играть,

друг – это девочка или мальчик, с которым можно посекретничать о чем-то,

друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,

друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,

друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо,

друг – это тот, кого нам вечно не хватает,

друг – это тот, кто встанет вместо меня,

друг – это тот, вместо кого встану я,

друг – это тот, к кому можно ворваться даже в 12 часов ночи и сказать: «Мне больно!»

друг это тот, с кем можно помолчать,

друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого,

друг это тот, кто скажет «Не вешай нос!»

друг – это тот, кто хочет, чтобы я был лучше его и т. д.).

4. Игра: А у вас есть друзья? Вспомните о своем друге.

Я буду называть качества - вы выбираете те, которыми должен обладать ваш лучший друг? (сигнал – хлопок в ладоши)

(^ Добрый, робкий, счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный собеседник, капризный, откровенный, задира, чуткий, легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).

Вот каким вам представляется друг.

Думаю, эти качества можете и должны найти в себе, ведь вы тоже чьи-то друзья.
5. (Слайд 3) Ребята поработали с толковым словарем Ожегова, они нашли значения слов. В справке дается толкование слова…(читает ученик)

^ Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

^ 6. Здорово! А все ли люди хотят дружить?

Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? (Слайд 4).

Стремимся к укреплению мира и дружбы среди народов Земли.

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах.

4) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

^ 7. А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть

государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами?

Орденом Дружбы народов награждаются:

  • граждане России;

  • предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.

  • Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

^ 8. Где еще находит своё отражение дружба в жизни человека?

Дружба с животными. Кто дружит с ними и в чем это выражается?

Дружба в семье. Между кем?

спортивный клуб, команду можно называть «Дружба»

  • интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми.
^

9. Очень много существует пословиц о дружбе.

Прочитайте пословицы – они нам пригодятся для дальнейшего задания.


  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

  • Друг спорит, а враг поддакивает.

11. – А теперь я предлагаю вам закончить пословицы хором.

  1. Друга ищи, (а найдёшь береги).

  2. Друг за друга стой, (выиграешь бой).

  3. Доброе братство, (лучше богатства).

  4. Друг лучше старый, (а платье новое).

  5. Старый друг – (лучше новых двух).

  6. Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

  7. Один за всех, (все за одного).

12. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить.

Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружного коллектива. Существует много законов дружбы.

Понаблюдаем ситуации из школьной жизни и сформулируем закон дружного класса (на доску вывешиваю).

1. «За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа четвероклассников.

- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.

- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!

Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск».

- Как поступить в такой ситуации? Сделайте выбор:

  • ходить другой дорогой;

  • убежать;

  • сказать старшим;

  • самим попробовать справиться.

Какой можно вывести закон дружбы по этой сцене?

Предлагай помощь товарищу. Не оставляй его в беде.

2.

На школьном утреннике:

Клоун – на сцене!

Острит он неплохо,

Скажет словечко –

И слышится хохот.

Школа взрывается –

Залпами смеха:

Клоун – первоклассница! –

Ну и потеха!

Хохот девчонок

Особенно звонок!

Но не смеется одна из девчонок.

Что-то нахохлилась эта девица:

Мне не охота от смеха давится

Шепчутся девочки «Ей не до смеха!

Танька не терпит чужого успеха!»


А.Барто

Какое качество (черта характера) может помешать дружбе? (Не терпит чужого успеха. Зависть.)

Какой можно вывести закон по этой сцене? Умей радоваться успехам другого.

3. «За пять минут до первого урока все дети были в классе. Оля пришла последней.

У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.

- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! - подскочила к ней Наташа.

- Что случилось? Почему слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами».

- ^ В чем была их ошибка?

(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко.

Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие. Можно помолчать вместе и человек успокоится))

Закон: Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай это правильно.

13. Существует много законов дружбы. Прочитайте и запомните еще несколько законов.

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.

  2. Помогай другу в беде.

  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.

  4. Не предавай своего друга.

  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

(Проблемные ситуации): обсуждение.

    1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

    2. Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.

    3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

    4. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

    5. Твой друг бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты сделаешь?

    6. Твой друг говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…». Что ты сделаешь?

^ 14. Давайте с вами попробуем открыть секрет.

Выступление ребят поможет вам рассказать, как мы должны общаться с друзьями?



  1. Если с другом разделил
    Ты свои конфеты -
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

  2. Ты узнал чужой секрет,
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!

  3. Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты - культурный человек,
    Мировой мальчишка!

  4. Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Не достоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

  5. Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это - просто красота,
    Только так и нужно!

  6. Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.

  7. Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже.
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.




Как мы должны общаться с друзьями? (ответы) Мы открыли правила дружбы.

  • Не ссорится

  • Уступать

  • Не бояться просить прощения, если обидел друга

  • Не грубить – быть вежливым

  • Не злиться

  • Не жадничать

  • Помогать другу

  • Быть честным

  • Быть внимательным

Перечитайте их - дружбу надо ценить. Есть еще одно правило:

^ ЛЕГКО, ЕСЛИ ВМЕСТЕ.

16. Музыкальная пауза. Во многих детских песнях поётся о дружбе. После ваших рассуждений у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?

Споем песню «УЛЫБКА», вера в радостное светлое завтра! С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.

^ 18. Игра: «Кто больше?» Назвать фамилии с корнем добр (Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких).

«доброта… Вспомним родственные слова слова. (добренький, добряк, добрейший человек…

Доброта + сердце = добросердечный (ласковое, доброе сердце),

Доброта + сосед = добрососедство

Доброта + совесть = добросовестный

Доброта + нрав = добронравный

Доброта + душа = добродушный

Доброта +воля = доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу,

Доброта +….

доброжелательный – желает добро,

добродетельный – добрые дела,

добронравный – с хорошим нравом;

доброжелатель – доброжелательно относящийся к кому – либо;

добряк – добрый человек.

добрый день - приветствие,

доброго здоровья - пожелание

добро пожаловать - приглашение.

Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

^ Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. 

19. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия.

Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

О доброте говорили всегда и, прежде всего писатели. Как понимаете слова стихотворения В. Суслоновой?

«Где красота, там доброта.

Их разлучить ничто не может

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись!»

В. Суслонова.

Красота и добро живут рядом. Человек красив своим внутренним содержанием, а не внешне.

«Надо помнить всегда…

Пусть правит миром доброта,

А рядом с ней живет пусть красота!»

^ В чем заключается истинная красота?

Красота у человека ценится не только внешняя, а внутренняя – духовная.

Добрые дела и поступки совершают добрые, душевные люди. Их доброта добром и возвращается.

В народе говорят: «Худо тому, кто не делает добра никому», «За добро добром платят».
20. Перед вами высказывания великих людей. Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.

«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других». (Л.Толстой)

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Жан Жак Руссо)

«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». (Вильям Шекспир)

«Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других» (Л.Толстой)
21. Учёные отметили: добрый человек легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний - «ломается», впадает в отчаяние. Сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чём утешение.

Добрый же, когда его постигнет несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всём прекрасном и светлом, в любимых родных и близких, друзьях, а также в любимом труде.

Так давайте творить добро. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не можем быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу внимательно.

^ У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. (Стремитесь открыть хоть однажды, Звезду человечности в каждом!)

Нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
^ 22. Итог: Как вы понимаете название темы сегодняшнего классного часа «Умейте дружить, добро людям дарить»? (на доске название)

(дружба и добро неразделимы, они очень тесно переплетаются друг с другом,…) ^ Послушаем стихи одноклассников, которые помогут нам подвести итог классного часа.


1. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

2. Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука,
В трудный час обязательно выручит.

3. Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,
Если дружбой – всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

4. Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

5. Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

6. Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
И коня не торопись менять.

7. Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

10. Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.


^ Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека? (В сердце!)

Чёрствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей.

Доброе же сердце - магнит.
23. Если успеваем:

Напишите на ваших сердечках, чему научил вас сегодняшний классный час. (предложение). доброта – это отзывчивость,  сочувствие,  участие, дружелюбие

24. Песня «Если с другом вышел в путь» Завершаем песней, исполним ее для наших гостей. Пусть смех помогает всем в жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» icon«Поговорим о доброте» (классный час)
Цели: развитие представлений учащихся о добре и зле, вос­питание стремления совершать добрые дела; развитие само­оценки

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» iconУрок №5
Цель: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе знаний о «добре» и «зле»; развитие этических...

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» iconВнеклассное занятие по теме: «Урок доброты»
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку...

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» iconУрок 5 Тема: «Добро и зло»
Предполагаемое домашнее задание: Вместе с родителями вспомнить пословицы и поговорки о добре и зле. Но с учётом заданий урока, проверка...

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» icon«Совесть»
Цель урока: Познакомить учащихся с представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» iconПраздник: «Рождество Христово»
...

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» iconСценарий защиты проекта "Православие о добре и зле"
Попова Марина Анатольевна, учитель начальных классов мбоу «Новосокольническая средняя общеобразовательная школа»

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» iconСодержание программы литературе в 6 классе
Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Виды народных песен и их тематика

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» icon1. Читайте детям вслух с самого раннего детства
...

Урок милосердия «Поговорим о добре и зле» iconМбоу «Бачи-Юртовская coiii №1» Курчалоевского района чр. УчитеЛь: Ибрагимова X. А
Цель: Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, развивать представления о добре и зле



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница