Заочная олимпиада по литературе




Скачать 60.56 Kb.
НазваниеЗаочная олимпиада по литературе
Дата публикации05.06.2014
Размер60.56 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Заочная олимпиада

по литературе

7-8 классы

2010 – 2011 уч. г.

1. Дайте определение песни. Вставьте пропущенные слова в известные русские песни. Укажите названия песен и фамилии авторов стихотворного текста:
а) Прощай, … не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

К высокой степени безумства.

б) … … — на душистый хмель,

Цапля серая — в камыши,

А цыганская … - за любимым в ночь,

По родству бродяжьей души.

в) Слышишь, тревожные дуют ветра?

Нам расставаться настала пора.

Кружится, кружится пестрый лесок,

Кружится, кружится старый …,

Старый, забытый,

Старый, забытый ...

г) Собирайтесь-ка … на мое угощенье!

Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.

Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья,

А иначе, зачем на земле этой вечной ...

д) С берез, неслышен, невесом,

Слетает желтый лист.

Старинный вальс "… …"

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают … —

Товарищи мои.

е) Помнятся гости шумной толпою,

Личико … с белой фатою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —

Звон бокалов шумит,

С молодою …

Мой соперник стоит.

ж) Звезда … благодатная,

Звезда …, волшебных дней.

Ты будешь вечно незакатная

В душе тоскующей моей.

з) Светилась, падая, …,

Как догоревшая звезда...

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

^ 2. Объясните значение высказываний русских поэтов и писателей о творчестве. Укажите ситуации, в которых мы можем эти высказывания употреблять.
а) «Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы» (К.Н. Батюшков);

б) «Ничтожный для времён, я вечен для себя» (Е.А. Баратынский);

в) «Изображать одно хорошее, светлое, отрадное в человеческой природе — значит скрадывать правду... Света без теней изобразить нельзя» (И.А. Гончаров);

г) «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге» (М.Ю. Лермонтов);

д) «Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют» (М.В. Ломоносов).



^ 3. Дайте характеристику следующим мифологическим персонажам: Купала, Коляда, Лихо, Род, Троян, Светлоноша, Поревит.
4. Кто такой Козьма Прутков и его создатели? Закончите известные афоризмы К. Пруткова:

- «Не все стриги…»;

- «Никто не обнимает…»;

-«Одного яйца…»;

- «Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол"…»;

- «Где начало того конца…»;

- «Эгоист подобен…».
^ 5. Соотнесите фамилии авторов с названиями созданных ими произведений:


Автор

Произведение

Н.М. Карамзин

«Толстый и тонкий»

А.П. Чехов

«Русские женщины»

И.С. Тургенев

«Старосветские помещики»

Н.В. Гоголь

«Арап Петра Великого»

А.С. Пушкин

«Хорь и Калиныч»

Н.А. Некрасов

«Наталья, боярская дочь»


^ 6. Назовите авторов и произведения

а) «Семейство, в котором родился …, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и "дяди Максима", как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние. Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков Юго-западного края: он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало почти все его время, и потому голос его раздавался в доме только в известные, определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком и другими событиями в том же роде».
б) «Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой».
в) «Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился наконец вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошел я длинную "площадь" кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места».
г) «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка».
д) «Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло. А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах».
^ 7. Теория и история литературы

а) Как называется стилистическая фигура; намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения?

б) Как называется игра слов; шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний (на дворе – трава, на траве – дрова)?

в) В каком произведении и какого писателя описывается страна, в которой живут говорящие разумные лошади? Как называется этот лошадиный народ?

г) Кому принадлежит следующее высказывание о Н.В. Гоголе: «Укажите мне человека с такою жаждою совершенства, я вам скажу: он или не создаст ничего, или создаст великое, он или Тантал, или Прометей»?



^ 8. Идейно-эстетический анализ художественного текста
Алексей Толстой
* * *

Запад гаснет в дали бледно-розовой,

Звезды небо усеяли чистое,

Соловей свищет в роще березовой,

И травою запахло душистою.
Знаю, что к тебе в думушку вкралося,

Знаю сердца немолчные жалобы,

Не хочу я, чтоб ты притворялася

И к улыбке себя принуждала бы!
Твое сердце болит безотрадное,

В нем не светит звезда ни единая -

Плачь свободно, моя ненаглядная,

Пока песня звучит соловьиная,
Соловьиная песня унылая,

Что как жалоба катится слезная,

Плачь, душа моя, плачь, моя милая,

Тебя небо лишь слушает звездное!
1858

1. Опишите свои мысли и чувства при чтении стихотворения. Определите основную мысль стихотворения;

2. Выделите и прокомментируйте ключевые образы стихотворения;

3. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения и т.д.);

4. Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Объясните, помогает ли пониманию смысла необычное графическое оформление текста и его композиция;

5. Определите  тип рифмы (во всех строфах) и стихотворный размер.
9. Напишите творческую работу на тему: «Какой я себе представляю школу XXII века?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
По приведенным ниже характеристикам Н. В. Гоголя-критика определите, о каком писателе или поэте идет речь

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
По приведенным ниже характеристикам определите, о каком писателе или поэте идет речь, кто является автором каждого высказывания

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада Олимпиадные задания по литературе
Какая смысловая нагрузка в описании зимнего вечера, бурана? В чем заключается основная идея произведения. Выделите художественно-изобразительные...

Заочная олимпиада по литературе iconМбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе
Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к учебному предмету «Литература», сформировать желание обращаться к различным...

Заочная олимпиада по литературе iconIx заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Ответы, содержащие текст из Интернета (кроме цитат в кавычках), не засчитываются

Заочная олимпиада по литературе iconViii заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Внимательно прочитайте стихотворение. О ребенке какого возраста идет речь? Обоснуйте свой ответ

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе 5-6 классы ( 2013год)
«Парнасский волокита», «Чистейшей прелести чистейший образец», «Наш пенат», «Кудрявый наш певец», «Чужих небес любовник беспокойный»,...

Заочная олимпиада по литературе iconVi заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности заимствованы из тогдашних журналов». Вставьте пропущенные...

Заочная олимпиада по литературе iconVii заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Расставьте имена русских писателей и поэтов в хронологическом порядке (сначала называйте тех, кто жил раньше)

Заочная олимпиада по литературе iconIx заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого русского святого преподобного Сергия Радонежского покровителя всех учащихся....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница