Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)




Скачать 131.34 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Дата публикации01.10.2014
Размер131.34 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Астрономия > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)



Номинация конкурса:  Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы: чтение 3 класс

Тема: «Работа над произведением В.Драгунского «Девочка на шаре»

Автор: Живаева Ирина Викторовна
Место выполнения работы: Ростовская область, г. Шахты, МБОУ СОШ № 25
Цели:

  • Воспитательные цели:

    • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.

    • Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.

  • Образовательные цели:

    • Учить глубокому прочтению прозаического произведения.

    • Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.

    • Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.

    • Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.

  • Развивающие цели:

    • Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.

    • Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.

    • Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям

    • Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.

  1. Введение в тему урока.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

У. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения?

(пытаемся понять, как на нас воздействует красота) 

Над каким произведение работали?

Где происходят события, которые так потрясли главного героя?

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Этими словами вас всегда приветствуют в цирке перед началом представления его участники, приветствую вас и я. Вы, конечно, не раз бывали в цирке и любите искусство отважных, ловких и веселых. Цирк я тоже люблю.

Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”.

Вы многое узнали о цирке из рассказа, постарайтесь разгадать, о ком или о чем я прочитала в толковом словаре.

КРОССВОРД

Слайд 2

http://festival.1september.ru/articles/510481/img1.gif

1.Человек, идущий по канату.

2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).

3. Фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы.

4. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке.

Ученик читает из толкового словаря: “Цирк – буквально круг. Здание для цирковых представлений. С древности проводились на круглых аренах соревнования – гонки колесниц. В перерывах между гонками выступали акробаты, эквилибристы, комики, дрессировщики”.

Вместе с героями отправляемся в цирк.

Слайд 3

Учитель читает стихотворение

Что можно на свете красивым назвать?

Заснеженный город, иль водную гладь?

Морскую волну, или солнечный свет?

Прошу, помогите и дайте ответ.

На доске прикреплен ватман, на котором изображено небо. Учитель раздает детям звездочки из цветной бумаги.

- Напишите на своих звездочках слово или словосочетание, обозначающее для вас красоту.

После этого дети выходят к доске, читают свое слово и прикрепляют свою звездочку на небо.

^ Учитель делает вывод: не может быть одного мнения. Для каждого человека красота имеет разные проявления.

3.Сообщение темы урока.

Слайд 4

- Тема нашего урока «Красота меняет человека», продолжим работу над произведением В.Драгунского «Девочка на шаре».

На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном. 

^ 4. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.

- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

- Какие бывают рассказы? (научные и художественные)

- Какой это рассказ? (художественный)

- Докажите, что художественный. ( есть сюжет и художественный вымысел)

- Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

-          А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)

-          Кто главный герой рассказа «Девочка на шаре? ( Денис Кораблев)

-          Почему во всех рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?

- Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые. 

Слайд 5

Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: « Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости…»

- Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как «Девочка на шаре».

 5. Работа над произведением

(Беседа – размышление.)

“Художник- автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”, - говорил С.Я. Маршак.

Итак, вернемся к нашему рассказу.

- Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” (перечисляют: “Я увидел…”, “Я представил…”,)

- Какие звуки услышали? (стр. 141 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают: “Я услышал…”

- Какие запахи? (особенные) - Как об этом говорит автор?

- Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?

- Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным)

Найдите и прочитайте, (выборочное чтение)

девочки:

1) Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз? (стр.141 – начало части 2)

мальчики:

2) Какой эпизод показался вам наиболее смешным? (стр.141 – “и вдруг жонглер…”)

- Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)

- Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)

- Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)

- Зачитайте, как пишет об этом автор. Кто желает прочитать?

- Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.

- О чем он думал после представления, когда шел домой?

- Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора.

Учитель: И Денис стал ждать…

- Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).

- Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.

6. Физминутка

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

 7. Работа над произведением

- Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?

- О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.

- Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой? Давайте прочитаем по ролям.

- В какой момент вам стало грустно?

- Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)

- Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе?

(^ Учитель зачитывает отрывок.)

- Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие?

Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)

- Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?

(Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”)

- Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором.

- Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)

8.Сравнительный анализ отрывков.

Слайд 6

Душевное состояние и настроение папы в цирке и после посещения цирка


Душевное состояние и настроение Дениски в цирке и после посещения цирка


1.Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

2.Он был весёлый и довольный.

3.Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рыжие – ужас! Бежим смотреть.

4.Папа молчал. Ему видно было не до меня.

5.Зайдём в кафе»Мороженое». Смутузим по две порции, а?

6.Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Он шёл очень быстро. У него было очень серьёзное и грустное лицо.

1.Да ну. Это ерунда на постном масле! Это не то.

2.Папа, пойдём скорей узнаем, где же девочка на шаре!

3.Пойдём домой, папа.

4.Владивосток- это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

5.Не хочется что-то, папа.

6.Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Почему он не разговаривал со мной?



- Мы видим, как автор постоянно противопоставляет нам состояние и поведение Дениски и папы. С противопоставлением мы уже знакомы – это антонимы. Но здесь противопоставляются не слова, а целые предложения и фразы. Такой приём называется антитеза. Запишите в тетрадь.

^ Слайд 7

Антитеза – художественный приём противопоставления.

- Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим)

- Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)

- Разделяете ли вы его отношение?

- Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…”

- А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями?

- Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером)

- Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

- Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни?

- Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?

9. Закрепление. Проверка знаний

- А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ? Работа в группах.

1 группа

1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)

2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)

3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).

4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).

5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)

6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого)

7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)

2 группа

Озаглавливание частей рассказа.

Цитатный план.

  1. В этот раз все увижу, как следует.

  2. Все так хохотали, что чуть не умерли.

  3. Я таких девочек никогда не видел.

  4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк!

  5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

  6. Пойдем домой, папа.

  7. Почему он не разговаривал со мной?

3 группа

Составить свой план рассказа

4 группа

Восстановить последовательность предложенных отрывков по плану.

10. Работа с картинами.

Слайд 8

Самое время сходить в картинную галерею и посмотреть картину испанского художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

 а) Рассмотрите картину. Кто эти люди, юноша и девочка?

(Видимо, гимнасты цирка.) 

б) Как их изображает художник, какой прием лежит в основе изображения?

(Прием контраста – мощный юноша и хрупкая, тоненькая девочка.)

 в) Что делают юноша и девочка?

(Возможно репетируют цирковой номер. ) 

в) Как можно назвать изображаемый момент из жизни артистов? Здесь возможны аплодисменты?

( Это рабочий, будничный момент из жизни артистов) 

г) Где находятся артисты?

(Это артисты бродячего цирка, которые переезжают с места на место и репетируют они за городом.) 

д) Что вы скажете про цветовую гамму картины? Сравните с цветовой гаммой картин К.Малевича «Сенокос», М.Шагала «Автопортрет с семью пальцами».

(Цвета блеклые, неяркие. Цвета: серо-голубые, серовато-черные, желтовато-розовый, сиреневые.) 

е) Почему именно такую гамму использует художник?

( Это рабочие будни, триумф и успех впереди. Здесь только рождается цирковой номер.)

 

ж) Эти два человека работают на арене вместе или в отдельных цирковых номерах? Можно ли утверждать, что между юношей и девочкой полное взаимопонимание?

( Девочка тренируется не просто на глазах у юноши, а совсем рядом. Она готова выслушать его советы. Юноша смотрит на девочку серьезно, по-доброму. Выражение его лица создают впечатление силы, уверенности, готовности прийти на помощь, надежности. Здесь царит взаимопонимание, а это большое счастье.) 

з) Неужели Пикассо читал Драгунского?

Обратимся за консультацией к автору учебника. Найдем ее в разделе Музей.

(зачитывают текст на стр. 174) 

Слайд 9

и) Перед вами еще одна картина.

 Портрет Сарры Фермор художника Ивана Вишнякова находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. 

- Рассмотрите картину.

-Как вы думаете, маленькая графиня Сарра Фермор изображена на портрете торжественно, парадно или обыденно, по-домашнему?

-Что помогло вам догадаться?

 

(Одежда – нарядное расшитое платье взрослой дамы,

Поза – стоит во весь рост, позирует художнику.

Жесты – в одной руке держит веер, изящно вывернув кисть, другой рукой придерживает складки платья.

Прическа – парик напудренный, который надевали только на выход.

Фон – тяжелая драпировка ткани слева, колонна справа – обязательные атрибуты парадного портрета.) 

-Сарре нравиться изображать взрослую девочку?

-          Рассмотрите внимательно выражение лица девочки.

(Взгляд – серьезный и задумчивый, она вовсе не глупая кокетка.

Девочка с упоением играет роль взрослой.) 

^ 11. Рассуждения о красоте. 

-Почему обе эти картины украшают главу «Красота спасет мир»?

Если бы Денис Кораблев увидел девочку не во время выступления, а рядом с собой, в качестве зрителя, она бы произвела на него такое же впечатление?

Обобщение: Нет! Гармония красоты и волшебной силы искусства произвели такое впечатление на Дениску.

- Вы согласны со мной, красота бывает разной: есть внешняя красота, а есть внутренняя?

- В чем красота картины Пабло Пикассо?

^ Обобщение ответов: Я здесь вижу внутреннюю красоту. Гармонию, которая держится на двух таких разных фигурах – хрупкой гимнастки и сильного атлета.

Гармония взаимоотношения, взаимопонимания 

- В чем красота Сары Фермор?

^ Обобщение ответов: Гармония внешней красоты и богатого внутреннего мира. 

- Вы верите, что красота растворена в окружающем нас мире, нужно только уметь ее замечать?

(приведите примеры) 

Обобщение ответов детей: Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.

Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.

^ 12.Подведение итогов урока.

Каждому ребенку выдается звезда из цветной бумаги. На ней ученик пишет предложение о том, как на нас может воздействовать красота. Каждый ученик выходит к доске, читает свое предложение и прикрепляет звезду на небо. Таким образом к концу урока на доске появляются звезды, которые зажгли дети.

13. Домашнее задание:

придумать продолжение рассказа, что может произойти через несколько лет; выразительное чтение по ролям.

14^ . Итог урока

- Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга).

- Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе.

Самооценка

Слайд 10

Домашнее задание15. Пересказ от имени главного героя. 

- Представьте, что Денис – это вы. Расскажите от имени главного героя, как побывали в цирке Денис с папой. Вспомните, какое состояние души было у Дениса, настроение, какие он чувства испытывал? Постарайтесь передать это в своем рассказе.

  Творческая работа.

- Какое чувство возникло у вас к папе Дениски и к самому Денису?

- Попробуем выразить это чувство в творческой работе.

- Послушайте задание: Нарисовать светлое, доброе чувство любви родителей к детям, мальчика к девочке.

- Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconКонкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год. Номинация...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconКонкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества...
Конкурс: Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница