Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей




Скачать 122.11 Kb.
НазваниеСказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей
Дата публикации04.11.2014
Размер122.11 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение,

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Коробчеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Чтение и развитие речи

4 класс

Тема. Сказки о семье. В.Сухомлинский. Семь дочерей.


25.10.13г. Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории З.А.Мяльдзина
Цели и задачи урока.



  • Познакомить учащихся с разделом «Сказки о семье».

  • Познакомить учащихся с творчеством В.А.Сухомлинского и сказкой «Семь дочерей».

  • Раскрыть содержание сказки В.А.Сухомлинского «Семь дочерей».

  • Продолжать работу по формированию навыков осознанного, выразительного чтения учащихся.

  • Продолжать работу по развитию умственных способностей детей, через формирование умения анализировать, делать выводы.



  • Продолжать работу по развитию устной связной речи учащихся через работу над словом (лексический уровень); работу над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работу над связной речью (уровень текста).



  • Продолжать развитие и формирование личности с эмоционально - ценностным отношением к семье, матери.



Наглядно – демонстрационный материал к уроку.


  • Портрет В.А.Сухомлинского




  • Файлы с текстами и заданиями для учащихся (белого, зеленого, красного цветов)




  • Словарная работа (карточки)

  • Ребус



СЕМЬЯ

любовь

помощь

дружба

понимание

забота

уважение

доверие

  • маковка

  • синонимы

СКАЗАЛА

молвила

щебетала

лепетала

ворковала

проговорила

застрекотала

пробормотала

















^ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СУХОМЛИНСКИЙ

(1918 – 1970)

(белый файл)

Раздел «Сказки о семье».


  • В.Сухомлинский. Семь дочерей.




  • М.Скребцова. Сердце матери.




  • В.Сухомлинский. Крылья матери.




  • Мудрый отец. Русская сказка.




  • А.Стояков. Тыковка.




  • Вн.чт. В.Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»




  • Обобщение по разделу «Сказки о семье»




(зелёный файл)



^ МАМА. Г.ВИЕРУ

Мама нас ласкает,

Солнце согревает,

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.
ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО – ПРИ МАТУШКЕ ДОБРО.

(белый файл)

В^ АСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СУХОМЛИНСКИЙ
Василий Александрович Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Однажды у него спросили: «Что было самое важное в Вашей жизни?», - он без раздумий ответил: «Любовь к детям».

^ СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ.

(СКАЗКА)
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.

- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая дочь.

- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая дочь.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.


(красный файл)

^ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ. В.А.Сухомлинский

(Сказка)
Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - сказала вторая дочь.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья дочь.

- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - сказала четвёртая дочь.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая дочь.

- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая дочь.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
!!! Справка !!! СКАЗАЛА

  • молвила

  • щебетала

  • лепетала

  • ворковала

  • проговорила

  • застрекотала

  • пробормотала


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пусть этот урок несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.


  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня, мы переходим к изучению нового раздела. Этого раздела в наших учебниках нет. У вас на партах лежат для работы на уроке задания с текстами в цветных файлах: белом, зелёном и красном.

Я думаю, что этот раздел очень важный для всех живущих на Земле и поэтому при составлении рабочей программы по чтению и развитию речи я его включила в наш предмет.

Ключевое слово раздела мы узнаем, отгадав ребус.

Словарная работа: Что такое ребус?



  • Работа по картинке «Семья»

- Посмотрите на картинку.

- Кто изображен на ней? Как назвать, одним словом? Что делает семья? Назовите членов своей семьи.

- Как вы понимаете слово семья?

  • - Я хочу прочитать вам одну легенду.

Чтение учителем легенды «Как появилась дружная семья».

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (на доске)

^ ПОНИМАНИЕ ЛЮБОВЬ УВАЖЕНИЕ ДОВЕРИЕ ДОБРОТА ЗАБОТА ПОМОЩЬ ДРУЖБА

Словарная работа: как вы понимаете значение слов: доверие, забота.

- Прочтем хором названия этих качеств и запомним.

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будет мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Релаксация.

  • Встали, взялись за руки, закрыли глаза и представьте, что всю теплоту вашего сердца через ручки вы передаете, друг другу и отправляете в свои семьи.

  • Учитель говорит: тепло пробирается через ваши ручки, дошло до последней руки и полетело к вашим семьям – домой.

  • Открыли глаза, сели за парты.



  • Тема нашего раздела «Сказки о семье».

- Прочитаем названия сказок, с которыми будем знакомиться (файл белого цвета).


  • В.Сухомлинский. Семь дочерей.

  • М.Скребцова. Сердце матери.

  • В.Сухомлинский. Крылья матери.

  • Мудрый отец. Русская сказка.

  • А.Стояков. Тыковка.

  • Вн.чт. В.Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»

  • Обобщение по разделу «Сказки о семье»

  • - Сегодня мы будем работать над сказкой В.Сухомлинского «Семь дочерей».

- Все мы помним слова великого А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». В конце урока всем будет интересно узнать, какой урок вы получили, познакомившись со сказкой В.Сухомлинского «Семь дочерей».


  1. Работа по теме урока.




  • - Рассказ учителя о В.А.Сухомлинском (портрет вывешивается на доске).

Василий Александрович Сухомлинский родился в семье деревенского плотника. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских – три брата и сестра – стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу.

^ Василий Александрович Сухомлинский – участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года был призван в Красную Армию.

Он участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

После ранения осколком снаряда под самое сердце чудом выжил и посвятил свою жизнь работе с детьми. Учил их, руководил школой, писал рассказы и сказки для детей (обращение к выставке книг).

- Посмотрите на фотографию, где В.А.Сухомлинский в окружении детей (файл белого цвета)

Василий Александрович Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Однажды у него спросили: «Что было самое важное в Вашей жизни?», - он без раздумий ответил: «Любовь к детям».


  • - Послушайте сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей».

  • Чтение сказки учителем.

- Понравилась ли сказка?

- О ком сказка?

  • Чтение сказки про себя (файл белого цвета).

  • Выборочное чтение, словарная работа и работа над выразительным чтением:

- Сколько детей было у мамы?

- Где была мама?

- А что делали дочери?

- Как скучала первая дочь? Словарная работа: как понимаете, «скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу…» (Слово маковка выставляется на доске)

- Покажите голосом тоску дочери.

- Как ждала вторая дочь? Словарная работа: как понимаете, « ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды…»

- Прочитайте выразительно слова второй дочери.

И т.д.

- Как вы думаете, чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?

- Что труднее: говорить красиво, или поступать красиво?

- Подумайте и скажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей матери?

- Закройте глаза и представьте свою маму.

- Как стало на душе? (Ответы детей)

- Как чувствуете себя рядом с мамой?

  • Работа над стихотворением Г.Виеру «Мама». Работаем с файлом зеленого цвета.

  • Чтение стихотворения про себя, хором (стоя).

Осмысление.

- Почему любовь мамы сравнивается с солнышком? (солнце даёт нам свет, а мать доброту, заботу, любовь)

- Стихотворение перекликается с пословицей. Прочитаем её.

^ При солнышке тепло, при матушке добро.

Осмысление пословицы.

- Как вы думаете, почему эти два слова: «солнце» и «мама» - так связаны друг с другом и так важны для нас?

- Правильно, мама нам несёт тепло и свет своего сердца. Начиная с первых дней нашей жизни солнце, согревает нас своими лучами, так и мать согревает нас своим теплом. Даже когда вы станете взрослыми, мама будет беспокоиться о вас. «Без солнца нет жизни, так и без матери нет жизни, так как мама подарила нам жизнь».

- Что вы делаете для мамы, когда она устает?

Релаксация. Мимические упражнения (проводится стоя в кругу).

- А теперь встаем в круг и представим каждый свою маму. Постарайтесь изобразить мимикой на лице по заданию её удивление, тревогу, радость и свою скуку по маме.

  • Маме неожиданно подарили подарок. Изобразите ее удивление.

  • Заболел ребенок. Покажите, как его мама тревожится, печалится.

  • Мама уехала по делу. Изобразите, как вы по маме скучаете.

  • Дочку или сына похвалили в школе. Изобразите мамину радость.




  • Выразительное чтение сказки.

  • Чтение сказки по ролям. Распределение ролей.


Физ. пауза.

  • Снятие статического напряжения мышц спины. «Домик». И.п.: руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.

  • Повышение активности организма. «Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

  • Профилактика нарушений зрения. «Диагональ». И.п.: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить по 5 раз в каждую сторону




  • ^ Творческое задание (работаем с файлом красного цвета).

- Ребята, перед каким словом заканчиваются слова дочерей, когда они говорят матери о том, как по ней скучали?

-Сколько раз повторяется слово «сказала»?

-Чтобы произведение стало более выразительным, я предлагаю слово «сказала» заменить словами близкими по смыслу и значению.

Берем красный файл с творческим заданием и читаем эти слова.

СКАЗАЛА – молвила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала.

^ Словарная работа. Осмысление слов. Как понимаете слово «молвила»;

«щебетала»

- Кто у нас щебечет? и т.д.

В русском языке слова, близкие по значению и смыслу, называются синонимами. (Слово синонимы выставляется на доске).

Практическая творческая работа.

- А теперь давайте поработаем творчески и заменим слово «сказала» словами близкими по смыслу и значению (Коллективная работа с объяснением своего выбора синонима).

  • Чтение готового текста.

Например, один из вариантов:

Было у матери семь дочек и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - молвила вторая дочь.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - щебетала третья дочь.

- Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, - застрекотала четвёртая дочь.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - лепетала пятая дочь.

- Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - проговорила шестая дочь.

^ А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

  1. Итог урока.

- Ребята, много мы сегодня читали, рассуждали, но давайте вернемся к началу урока, к словам великого А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

В конце занятия всем интересно узнать, какой урок вы получили, познакомившись со сказкой В.Сухомлинского «Семь дочерей»?

- Чему научила нас эта сказка?

Да, ребята, самое прекрасное слово на земле - мама.

Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

Мама – самый близкий и дорогой человек.

- А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают, заботятся друг о друге, помогают).

- Послушайте песню о семье. Звучит детская песенка про семью.

- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

- Да, конечно, хоть мы и не родственники, но мы видимся каждый день в школе, учимся и играем, читаем и поем, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам или огорчаемся неудачам, приходим друг другу на помощь. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс был дружной семьей до окончания школы, но и потом не забывали друг друга.
- Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья? (покажите мимикой на лице)

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!


  • Оценки за урок.

  • Домашнее задание. Работа по карточке «Творческое задание», чтение и осмысление пословиц о семье и маме.



Положите мне на ладошку ласковые слова, которыми вы своих мам называете (ответы детей).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconХ. К. Андерсен. Сказки. Э. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король. О....
А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Сказки

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconЛитература для cемейного
Русские народные сказки: Гуси-лебеди. "Морозко". "Два мороза". "Снегурочка". "Иван-царевич и серый волк". "Сестрица Аленушка и братец...

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconПрограмма летней смены «Цветик Семицветик»
В каждом доме, в каждой семье, живут сказки, а уж в вашем доме и в вашей семье – тем более! Это сказки вашего детства, это подростковые...

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconС писок художественной литературы, рекомендованной учащимся 2 класса для семейного чтения
Русские народные сказки: Гуси-лебеди. Морозко. Два мороза. Снегурочка. Иван-царевич и серый волк. Сестрица Аленушка и братец Иванушка....

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconСказки для братьев и сестер
На этой страничке приведены сказки, подобранные для помощи родителям, желающим как-то уладить отношения между детьми в семье

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconКонспект занятия «семь-я» Интегрированное занятие
Добрый день! Сегодня на нашем занятии мы с Вами продолжим разговор о семье, семейных ценностях

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconМарк Леви Семь дней творения Budavv «Семь Дней Творения»: Махаон;...
Бог и дьявол, чтобы решить извечный спор Добра и Зла, посылают на Землю двух своих «агентов», Софию и Лукаса, которым дается семь...

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconСписки книг для чтения летом
Русские народные сказки «Семь симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна – лягушка»

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей iconЧитаем летом… Список литературы на лето для обучающихся 4 класса
Былина «Садко», сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора»

Сказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей icon«Семейные традиции – основа семейного благополучия»
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. С давних пор...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница