Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка»




Скачать 77.64 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка»
Дата публикации08.01.2015
Размер77.64 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Канска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска

МБДОУ № 50 «Журавушка»

Предмостный микрорайон, 9, Канск, 663604. т.(39161) 3-47-09

ОГРН 1022401359925 ИНН 2450013236
Воспитатель: Бурина Светлана Валерьевна
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
“Руки учат голову, затем

поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют

развитию мозга”

И.П.Павлов
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только че­ловеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижения­ми всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуника­тивной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толсто­го и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Речевая функция ребенка, также, как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение в речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно большое значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Дети, у которых нарушена речь, не умеют осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевые высказывания. У них снижена познавательная активность. Отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления и быстрая утомляемость.

Речь не развивается обособленно, она связана с другими психическими процессами. Следовательно, отставание в речевом развитии влечет за собой особенности развития внимания, памяти, трудности в мыслительных операциях и т.д. Такие особенности накладывают определенный отпечаток на саму потребность к познанию (наличие внутренних мотивов учебной деятельности, оценка своей деятельности и т.д.).

Опыт работы в логопедической группе показывает, что дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев руки у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике.

М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую, моторику является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

В речевой группе, да и дома тоже, на свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, конструкторов, шнуровок, мозаик детям можно предложить:

  • пробки от пластиковых бутылок для звукового анализа, для игр на запоминание цветов, для нанизывания бус;

  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

  • коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

  • шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штриховки;

  • игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

  • «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью, для самомассажа кистей и др.

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. И поэтому материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), можно давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Проговаривание, оречвление деятельности дает большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Прекрасным инструментом, который используется в коррекционной работе, являются и игры с мячом. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, и ориентировку в пространстве, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Пальчиковые игры и упражнения – тоже уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры способствуют не только развитию речи, но и творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть интересным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни. Однако сегодня наблюдается снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной, бульварной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения, насаждаемая рекламными роликами, боевиками, даже детскими мультфильмами. Все это создает предпосылки, а возможно, и прямую угрозу языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая. Вот почему формирование и развитие правильной, выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и образовательными учреждениями.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. И поэтому столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей.

Литература:

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М.,2000.

  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. – М.,1973.

  3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова, – М., 1998.

  4. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.

  5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. У.А.Стребелевой – М., 2002.

  6. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2004.

  7. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет...
...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет...
...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 г. Йошкар-Олы «Журавушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconОбразовательная программа мбдоу «Детский сад №14 комбинированного вида»
...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconПроказы матушки зимы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска, Красноярского...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconОтчет о результатах самообследования мбдоу «Детский сад №16 комбинированного вида»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 комбинированного вида» расположен по адресу: 188354,...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» icon«абвгдейка волшебная страна» подготовительная к школе группа Провела...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconМБдоу детский сад комбинированного вида №10 «Антошка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Антошка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска мбдоу №50 «Журавушка» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №86 г. Белгорода



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница