Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»




Скачать 458.88 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
страница1/5
Дата публикации11.07.2013
Размер458.88 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
lit-yaz.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


Краевое государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий»

Структурное подразделение

«Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

ВОДНАЯ ЭКОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

КРАЕВОЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Хабаровск

2006
Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий»
^ Автор – составитель:

Главный редактор Тарасова Л.С., руководитель структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
Ответственный редактор Тунева Н.Ф., заведующая отделом экологии структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
^ Литературный редактор Медынская Н.Е., методист информационно-издательского отдела структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Учебное пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы по направлению «Водная экология» содержит теоретический материал и рекомендации по проведению практических работ по основным разделам программы I и II ступени обучения. Каждая практическая работа включает краткую теоретическую информацию, методические указания к проведению соответствующих работ, вопросы для обсуждения и список рекомендуемой литературы.

Материалы сборника представляют интерес для школьников, интересующихся исследовательской деятельностью в области водной экологии, а также для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений, организующих исследовательскую деятельность учащихся в этой области или работающих по образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы.


Адрес: ул. Монтажная, 12, г. Хабаровск, 680001

КГОУ ДОД ХКЦДЮТиЭ

Структурное подразделение «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Телефон/факс: (4212) 50-81-89, 50-81-91

Первая ступень обучения
^ ТЕМА 2: ТИПЫ ПРЕСНОВОДНЫХ ВОДОЕМОВ

Практическая работа

Описание пресноводного водоема, составление схемы.
Теоретические сведения

Строение водоемов.

Пресноводные водоемы делятся на три группы:

^ Стоячие – озера, пруды. В стоячих водоемах различают литоральную (прибрежную) зону, где встречаются прибрежные укореняющиеся растения, затем зону открытой воды, где встречается планктон, и в крупных глубоких озерах, как например Байкал, глубоководную зону, где планктона нет.

Текучие – родники, ручьи, реки. По длине реки обычно выделяют две зоны – это перекаты – участки с достаточно быстрым течением, дно которых обычно свободно от ила, и плесы – более глубоководные участки с медленным течением, где на дно могут оседать песок и ил, образуя мягкую поверхность.

^ Заболоченные участки – болота (уровень воды может колебаться по сезонам и годам). Четких зон и участков не имеют. Обычно их делят на группы по связи с более глубокими водоемами:

Речные болота – расположены в низких долинах и связаны с реками

Озерные болота – соединены с озерами, прудами или каналами запруженных рек

Собственно болота – могут находиться в старых руслах рек или ложах озер, но непосредственно с озерами и реками не связаны.

Строение речной долины.

Речная долина состоит из следующих основных элементов:

^ Русло — самая низкая часть долины, занятая водным потоком;

Пойма — нижняя часть речной долины. В половодье пойма обычно заливается водой, в естественном состоянии занята лугами. Очень часто в долине можно наблюдать два уровня пойм — высокий и низкий. Низкая пойма заливается в половодье ежегодно. Высокая пойма покрывается водой лишь раз в несколько лет при самых больших подъемах воды. Пойма может располагаться как с обеих сторон русла, так и с одной стороны. В этом случае русло прижимается к одному из склонов долины.

Террасы — расположенные на склонах речной долины выше поймы естественные горизонтальные или слабонаклоненные площадки различной ширины. Обычно террас в долине бывает несколько и они ступенями спускаются к пойме. В прошлом любая терраса была поймой, но по мере углубления дна речной долины она перестала заливаться водой в половодье и превратилась в надпойменную террасу. Уступы, которыми террасы отделяются друг от друга, называются склонами террасы.

В речной долине могут также встречаться старицы — полностью или частично отделившийся от реки участок ее прежнего русла, которые представляют собой сильно заросшие или зарастающие заливы и озерца.

Порядок выполнения работы

  1. Выберите водоем в местности, где Вы проживаете.

  2. Опишите территорию вокруг исследуемого водоема – пойма и ее поверхность (есть ли болота, пляжи), наличие террас, характер окружающей водоем растительности (лесная, луговая, сады, огороды), характер берегов (обрывистые, пологие, каменистые, песчаные, заиленные). При изучении реки отметьте, есть ли следы половодья, то есть разлива воды, и если да, то на какую примерно ширину разливалась река.

  3. Отметьте, есть ли рядом дороги, какого они типа (шоссейные, грунтовые) и как близко проходят. Есть ли рядом промышленные предприятия и какие сельскохозяйственные территории (огороды, поля), склады удобрений, нефтепродуктов, свалки.

  4. Измерьте ширину водоема в нескольких местах (на реке - в верхнем, среднем и нижнем течении, если есть такая возможность) рулеткой, веревкой, размеченной узлами через 1 метр. Определите глубину через каждый метр с помощью шеста, размеченного на сантиметры. Изучите русло реки (есть рукава в устье, притоки). Если Вы изучаете озеро или пруд, определите также его длину и форму.

  5. Составьте схему изучаемого водоема, отметьте на рисунке наличие дорог, свалок, промышленных предприятий, сельскохозяйственных территорий и т.д. Сделайте 2-3 копии схемы.

  6. Составьте разрез изучаемого водоема по глубине по результатам сделанных измерений.

  7. Сделайте краткий вывод о возможных источниках загрязнения данного водоема.


Вопросы для обсуждения

  1. Что такое пойма реки?

  2. На какие группы делятся пресноводные водоемы?


Список рекомендуемой литературы

  1. Колесников С.И. Биология с основами экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 224с.

  2. Фролова Н.Л. Широкова В.А. Реки и озера // серия «Что есть что». – М.: Изд-во Слово, 2002.

  3. Экология для школьников. Атлас // под ред. Зверева А.Т. – М.: Изд-во АСТ-Пресс, 2001.-40с.

  4. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология 7-9 кл. – М.: Оникс 21 век. Сер. Дом Педагогики, 2002.-336 с.

  5. Небел Б. Наука об окружающей среде. Том 1. – М.: Мир, 1993.-424 с.

  6. Одум Ю. Экология. Том 2. – М.: Мир, 1986.


^ ТЕМА 3: ГИДРОХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

Практическая работа

Изучение основных гидрохимических свойств воды
Теоретические сведения

Цветность природных вод обусловлена главным образом присутствием окрашенных органических веществ. Научное название этих веществ - гумусовые (от латинского слова - humus - земля, почва), поскольку они, как правило, попадают в природную воду вследствие вымывания из почв. Обратите внимание, что реки, вытекающие из болот, имеют, как правило, желтую, красноватую или даже коричневую окраску. Это связано с тем, что в болотах содержится много гумусовых веществ. Сточные воды некоторых предприятий также могут создавать довольно интенсивную окраску воды (например, сточные воды красильных, кожевенных, химических производств).

^ Взвешенные вещества, присутствующие в природных водах, состоят из частиц песка, глины, ила, других нерастворенных неорганических соединений, а также живых микроорганизмов, водных организмов и их отмерших остатков. Количество взвеси зависит от размера взвешенных частиц и от пород и почв, слагающих русло, а также от влияния хозяйственной деятельности человека, такой, как сельское хозяйство, горные разработки и т.п. Во время половодья часто можно увидеть более мутную воду, чем в обычное время. Это связано с тем, что вода размывает берега и частицы почв, а также и с поступлением взвешенных веществ с талыми водами. Взвешенные частицы могут собирать на себя многие загрязняющие вещества, содержащиеся в воде, например, токсичные тяжелые металлы (медь, никель, цинк и другие). Наличие в воде очень мелких частиц и микроорганизмов приводит к появлению мутности. Поступление в воду некоторых веществ, образующихся в результате разложения остатков умерших организмов, приводит к появлению запаха. Появление запахов может быть вызвано поступлением с промышленных, сельскохозяйственных (например, с животноводческих ферм) и хозяйственно-бытовых сточных вод.
Порядок выполнения работы

  1. Выберите участок водоема, отметьте его на схеме и опишите (солнечный, затененный, характер берега и дна).

  2. Отметьте в дневнике наличие или отсутствие пленок и пятен на поверхности воды, нефтяных пятен на берегу, на водных и прибрежных растениях; наличие и состав плавающего мусора или мусора на дне и берегах реки; искусственные или естественные запруды из веток или упавших деревьев.

  3. Отберите пробу воды в чистую стеклянную посуду.

  4. Проводите анализы воды (цветность, наличие взвесей, мутность, запах, рН), запишите полученные данные в дневник.


^ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • 1. Наличие взвешенных частиц, образующих осадок: отобрать в чистую стеклянную посуду 1 литр воды и дать ей отстояться в течение часа. Опишите объем осадка: незначительный, заметный, большой (если вы используете один и тот же сосуд с известной площадью дна, то с помощью обычной линейки можно измерять высоту осадка); характер осадка (хлопьевидный, илистый, глинистый, песчаный) и его цвет (серый, коричневый, бурый). После выпадения осадка описывают также состояние самой воды: осветление незначительное, слабое, сильное; вода стала прозрачной.

  • 2. ^ Цветность воды. Для этого пробирку заполните водой до высоты 10-12 см и рассмотрите сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении, желательно при естественном. Если вода очень мутная, то перед определением цветности ее нужно отфильтровать. Опишите окраску воды (слабо-желтоватая; желтая; интенсивно желтая; коричневая; красно-коричневая).

  • 3. Мутность воды описывается по следующим критериям: прозрачная; слабо мутная; мутная; очень мутная.

  • 4. Запах у изучаемой воды, какой он и его интенсивность (никакого запаха, очень слабый, слабый, заметный, отчетливый, очень сильный). Запахи могут быть естественного и искусственного происхождения. Запахи естественного происхождения приведены в таблице.

Таблица. Запахи естественного происхождения

^ Характер запаха

Примеры запахов соответствующего ряда

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, навозный

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Плесневой

Затхлый

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Сена, скошенной травы

Неопределенный

 

Вопросы для обсуждения

  1. Как называются вещества, попадающие в воду из почвы и придающие воде желтую, красноватую и коричневую окраску? 

  2. Что вызывает появление различных запахов воды?


Список рекомендуемой литературы

  1. Хабибуллин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Крылов Ф.Ф. Летняя экологическая работа со школьниками. – Нижний Новгород: Изд.Ю.Николаева, 2000.

  2. Экологический школьный мониторинг / под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: Агар, 2000

  3. Internet-ресурсы:

www.ecoline.ru (раздел «Экологический мониторинг и управление природными ресурсами» версия книги «Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков»)

^ ТЕМА 4: ПРИБРЕЖНЫЕ И ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ

Практическая работа

Описание и определение экологических групп прибрежных и водных растений
Теоретические сведения

Прибрежные растения обычно представлены двумя группами:

    • Растения, живущие в местах, где много влаги и не выносят даже небольшой засухи: в нашем климате это, например, чистяк лютечный, калужница болотная, стрелолист, вахта трехлистная и др. Такие растения называют гигрофитами. Еще эти растения, которые обитают на мелководье, называют амфибийными. Их стебли и листья высоко поднимаются над водой. Они занимают промежуточное положение между наземными и водными растениями. Именно эти растения являются типичными обитателями берегов.

    • Растения, характерные для окружающей водоем поймы. Это могут быть типичные лесные растения, если водоем окружен лесом, или луговые. Таким растениям не нужно много влаги, их называют мезофитами. Это, например, известные Вам ландыш, разные виды колокольчиков, тимофеевка и другие травы, почти все деревья: береза, клен, дуб и так далее.

Водные растения, обитающие в самом водоеме, поглощают влагу и минеральные вещества из окружающей воды и называются гидрофитами. Их внешний вид и физиологические особенности отличаются от наземных цветковых растений. Многие водные растения имеют длинные тонкие стебли и листья или сильно рассеченные листья. У растений, имеющих крупные плавающие листья, устьица расположены только на их верхней стороне, которая контактирует с воздухом. Это обеспечивает более интенсивный газообмен. Кроме того, у некоторых водных растений погруженные в воду и плавающие на поверхности воды листья имеют разную форму – это явление называется гетерофилией.

Водные растения делятся на несколько групп:

^ Плавающие на поверхности – они контактируют и с водой, и с воздухом. Например, ряска, сальвиния.

Погруженные – связанные только с водой. Например, некоторые виды рдестов.

^ Погруженные, укорененные – связанные и с водой, и с почвой.

Плавающие на поверхности, укорененные – контактируют с водой, воздухом и почвой. Это кубышки, кувшинки, лотос, некоторые виды рдестов.
Порядок выполнения работы

  1. На участке, который Вы выбрали раньше при изучении воды, соберите гербарий, сфотографируйте растения на берегу или зарисуйте. По возможности определите собранные Вами растения с помощью определителей.

  2. На исследуемых участках собрать и описать несколько водных растений, определить с помощью определителя. Так как такие растения, как кубышки, кувшинки, уничтожаются, а некоторые водные растения занесены в Красную Книгу, то растения с крупными плавающими листьями и цветами по возможности описывать, не собирая их из водоема (обязательно на мелководном участке предварительно проверить дно шестом на наличие ям).

  3. Укажите, к какой группе принадлежит водное растение.

  4. Отметить наблюдается ли гетерофилия, если да, то зарисовать форму листьев и отметить, какие из них погружены в воду, а какие плавают на поверхности.


Вопросы для обсуждения

  1. Как называют растения, обитающие в водоеме?

  2. Что такое гетерофилия, для чего это нужно растению?


Список рекомендуемой литературы

  1. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999.

  3. Сваллоу С., Стефенс М. Мир ручьев прудов и рек. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  4. Христофорова Н.К. Основы экологии. – Владивосток: Дальнаука, 1999.

  5. Колесников С.И. Биология с основами экологии. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  6. Ботаника с основами экологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов /Л.В. Кудряшов и др. – М.: Просвещение, 1979.

  7. Горышина Т.К. Экология растений. – М.: Высшая школа, 1979

  8. Крафтс А. Вода и ее значение в жизни растений. – М.: Иностр. лит., 1951

  9. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд-во московского ун-та, 1982



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной...
Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной
Сборник издается по решению научно-методического совета гоу дод «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconПрограмма «Водная экология» направление «Водная экология»
Программа «Водная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconПрограмма «общая и прикладная экология» направление «Общая и прикладная экология»
Программа «Общая и прикладная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconПрограмма «экология и здоровье человека» направление «Экология и здоровье человека»
Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропо­логия. Культурология и история мировой культуры; история...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconСборник упражнений по практическому курсу русского языка
Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconОткрытие мини-зоопарка гбоудод «Эколого-биологический центр»
Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Калужской области «Калужский областной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconКгоу спо «Канский педагогический колледж» Сборник диктантов по русскому языку Канск 2005
Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница