Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной




НазваниеУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной
страница1/4
Дата публикации19.06.2013
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
lit-yaz.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4


Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

ПОЧВОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

КРАЕВОЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Хабаровск

2006
Сборник издается по решению научно-методического совета ГОУ ДОД «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
Автор – составитель Федотова О.В., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

^ Главный редактор Тарасова Л.С., Директор ГОУ ДОД «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
Ответственный редактор Тунева Н.Ф., заведующая научно-методическим отделом ГОУ ДОД «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
^ Литературный редактор Медынская Н.Е., методист информационно-методического отдела ГОУ ДОД «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Учебное пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы по направлению «Экология и здоровье человека» содержит теоретический материал и рекомендации по проведению практических работ по основным разделам программы I и II ступени обучения. Каждая практическая работа включает краткую теоретическую информацию, методические указания к проведению соответствующих работ, вопросы для обсуждения и список рекомендуемой литературы.

Материалы сборника представляют интерес для школьников, интересующихся исследовательской деятельностью в области водной экологии, а также для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений, организующих исследовательскую деятельность учащихся в этой области или работающих по образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы.


Адрес: ул. Монтажная, 12, г. Хабаровск, 680001

Хабаровский краевой эколого-биологический центр

Телефон/факс: (4212) 50-81-89, 50-81-91

^ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3 ЧАСА)

Задание: Прочитать текст и ответить на контрольные вопросы письменно.

1. Понятие о почве

Почва играет громадную роль в природе и жизни человеческого общества. На почве развивается основная масса зеленых растений Земли, являющихся главным первичным источником пищевого и биоэнергетического материала. Благодаря тому, что растения берут воду и питательные вещества из почвы, она является необходимым условием развития растений, которые служат пищей для животных и человека. Следовательно, почва есть условие развития жизни на Земле.

Почва является естественной базой сельскохозяйственного производства. В растениеводстве - это среда для развития растений, средство производства; в земледелии и почвоведении – объект изучения и объект труда.

Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами.

Почва – это рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием. Образовалась почва из горных пород, но между почвой и горной породой громадная разница.

Основоположник современного научного почвоведения В.В.Докучаев сформулировал «понятие о почве как вполне самостоятельном естественно-историческом теле, которое является продуктом совокупной деятельности грунта, климата, растительных и животных организмов, возраста страны, а отчасти и рельефа местности».

Таким образом, В.В.Докучаев открыл почву как особое природное образование, как функцию совместного действия всех факторов почвообразования.

Почва является важным компонентом всех наземных биоценозов – в этом ее незаменимая экологическая роль. Через почвенный покров идут многочисленные экологические связи всех живущих в земле и на земле организмов с литосферой, гидросферой и атмосферой.

В биосфере земли почва выполняет ряд функций:

  • обеспечивает условия существования жизни на земной поверхности прежде всего за счет накопления биофильных элементов и самоочищения среды обитания;

  • регулирует развитие и взаимосвязь геологического и биологического круговорота вещества, главным образом в виде гумуса, который является хранителем энергии биоса;

  • через почву совершаются важнейшие процессы возврата и минерализации использованного органического вещества, которое вновь идет на построение «живого», т.е. осуществляется связь «живого» прошлого с настоящим и будущим.

^ 2. Выветривание горных пород

Почва формируется на продуктах выветривания горных пород. Минеральный субстрат, на котором развивается почва, называется почвообразующей (материнской) породой. Особенности материнской породы определяют минерально-механический состав и оказывают существенное влияние на химический состав почвы.

На земном шаре существует большое разнообразие горных пород. А. П. Ронов и А. А. Ярошевский (1978) выделили несколько больших групп пород, слагающих основную массу земной коры:
ПОРОДЫ % от общего объема

земной коры

Граниты, диориты, кислые эффузивы……………………… 20,86

Кристаллические сланцы, гнейсы………………………….. 16,91

Базальты, габбро, амфиболиты, эклогиты…………………. 50,34

Глины, глинистые сланцы…………………………………… 4,48

Пески, песчаники…………………………………………….. 3,56

Карбонатные породы, мраморы……………………………... 3,57

Прочие породы……………………………………………….. 0,28

Сумма………………………………………………………….. 100 %
Горные породы состоят из минералов. По распространению среди почвообразующих минералов на первом месте стоят плагиоклазы (39%), затем кварц и полевые шпаты по 12%, пироксены – 11%, слюды и амфиболы составляют по 5% от состава зеленой коры.

Горные породы, попадая на дневную поверхность, оказываются в условиях, резко отличающихся от условий, при которых формируются изверженные и метаморфические породы. Поэтому они теряют свою устойчивость и подвергаются процессам преобразования. Сумма процессов преобразования горных пород на поверхности Земли называется выветриванием или гипергенезом.

Процессы выветривания распространяются на небольшую глубину, образуя зону выветривания.

В процессе выветривания происходит глубокое изменение элементарного и минерального состава горных пород. Массивные породы резко изменяют облик и превращаются в глинистую или щебенчатую кору выветривания пестрой, пятнистой или белой окраски.

Процесс гипергенеза чрезвычайно сложен и включает в себя многочисленные частные процессы и явления. Физические, химические, биологические и другие процессы действуют на горные породы совместно и одновременно, так что действие одного из этих процессов невозможно отделить от действия остальных.

В процессе выветривания часть первичных минералов полностью разрушается, часть преобразуется в новые, вторичные (гипергенные) минералы. Особенно типичны для коры выветривания так называемые глинистые минералы.
^ 3. Развитие процесса почвообразования

Наиболее распространенными почвообразующими породами являются рыхлые отложения плейстоценового возраста. Они покрывают 90% территории части северного полушария. Эти отложения сформированы за счет переотложения поверхностных и выветренных горизонтов горных пород.

Среди плейстоценовых отложений четвертичного возраста особо важное значение имеют разнообразные отложения междуречных пространств. Они плащеобразно покрывают нижележащие породы, поэтому получили название покровных. К ним относятся лесс, лессовидные отложения, покровные суглинки и глины. Они распространены на огромной территории и являются основными почвообразующими породами в районах земледелия России.

^ Лессы и лессовидные суглинки образовались в результате геологической деятельности ледниковых вод и ветра. Они имеют палевую, светло-бурую, бурую окраску. По механическому составу однородные, тонко-пористые, содержат много углекислых солей кальция. На них образуются высокоплодородные черноземы, каштановые почвы.

Моренные отложения – результат геологической деятельности ледника. Эти отложения часто содержат в своем составе валуны. Наиболее распространены суглинистые, бескарбонатные отложения, бедные питательными веществами, имеют кислую реакцию, плохие физические свойства. На них образовались главным образом подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

^ Аллювиальные отложения образуются в поймах рек из принесенных водой и осажденных минеральных и органических частиц, богаты питательными веществами. По механическому составу большей частью – суглинистые. Почвы, образовавшиеся на аллювиальных отложениях, обладают высоким плодородием.

^ Элювиальные отложения – продукты выветривания, не смытые водой и оставшиеся на месте своего образования, могут иметь самый разнообразный механический состав от огромных глыб до мельчайших глинистых частиц.

^ Делювиальные отложения – результат смыва водой продуктов выветривания вниз по склону, которые накапливаются на пониженных местах рельефа.

Эоловые отложения образовались в результате деятельности ветра. К ним относятся песчаные барханы, речные дюны и пр.

Материнские горные породы содержат в своем составе много кремния, железа, калия, магния, марганца и других элементов, которые требуются растениям в ничтожном количестве, кроме калия, но в них отсутствует азот, очень мало фосфора – основных питательных элементов растений.

Накопление в поверхностных горизонтах почвообразующей породы элементов пищи происходит только в результате жизнедеятельности растений и микроорганизмов. На почвообразующей породе поселяются микроорганизмы, растения, животные, в результате жизнедеятельности которых происходит накопление органического вещества, а следовательно, и аккумуляция в поверхностных горизонтах горной породы энергии солнечных лучей, важных зольных элементов и азота. Заселение поверхности рыхлой горной породы растениями осуществляется постепенно, наблюдается последовательная смена одних растительных сообществ другими. Сначала поселяются низшие организмы, среди которых выделяются автотрофные бактерии и одноклеточные водоросли. Низшие растения, извлекая из породы труднодоступные элементы и связывая азот, создают условия для поселения новых, более сложных растительных группировок, вплоть до высших. Растения своими корнями извлекают из рухляковой породы необходимые им химические элементы, осуществляют фотосинтез, создают из поглощенных веществ органические соединения и концентрируют их в своих тканях. После отмирания живых организмов часть разложившихся остатков идет на синтез новых сложных органических веществ, другая часть полностью минерализуется при помощи микроорганизмов и вновь возвращается в окружающую среду в форме минеральных соединений. Последние служат источником пищи и энергии для новых, более сложных микроорганизмов и растений.

Таким образом, в результате постоянно идущих процессов синтеза и разрушения органического вещества происходит круговорот углерода, азота, зольных элементов в системе почва – растения – микроорганизмы – почва, который по предложению академика В.Р. Вильямса принято называть малым, или биологическим, круговоротом веществ. Благодаря биологическому круговороту в верхних слоях почвы концентрируются элементы питания растений, а материнская порода приобретает новое качество – плодородие, которое свойственно только почве. Малый, или биологический, круговорот веществ протекает на фоне большого, или геологического, круговорота воды и других веществ между сушей и океаном.

При выветривании горных пород значительная часть взвешенных и растворенных в воде частиц (в том числе и питательные вещества) вместе с поверхностными и грунтовыми водами выносятся в мировой океан. На дне морей и океанов образуется мощная толща осадочных пород, которые в процессе геологических изменений земной коры могут снова выйти на дневную поверхность и подвергаться новому континентальному выветриванию. Такой круговорот веществ в природе, повторяющийся через геологически продолжительное время, называется большим, или геологическим, круговоротом веществ. Следовательно, чем меньше элементов зольного питания вовлекается в геологический круговорот и чем больше проявляется биологический круговорот, тем больше элементов питания аккумулируется в корнеобитаемом слое, тем выше производительность почв, их плодородие.

Такова общая схема почвообразовательного процесса.
^ 4. Факторы почвообразования

Развитие почвообразовательного процесса и формирование конкретных типов почв протекает в определенных природных условиях. Условия, от которых зависит процесс формирования почвы, В.В.Докучаев назвал факторами почвообразования. В. В. Докучаев впервые установил, что образование почвенного покрова тесно связано с физико-географической средой и историей ее развития. Учение о факторах почвообразования, по выражению В.В.Докучаева, – краеугольный камень почвоведения как науки. Изучение почвы в отрыве от изучения факторов почвообразования может привести к неправильным выводам. К пяти факторам почвообразования, установленным В.В.Докучаевым, – почвообразующим породам, растительным и животным организмам, климату, рельефу и времени – позже были добавлены воды (почвенные и грунтовые) и хозяйственная деятельность человека.

Все факторы равнозначны, незаменимы и взаимосвязаны, при этом ведущее место ученые отводят биологическому фактору.

^ Почвообразующие породы представляют собой тот субстрат, на котором происходит формирование почвы. Однако материнская порода не есть скелет почвы, инертный к развивающимся в ней процессам. Она состоит из разнообразных минеральных компонентов, различным образом участвующих в процессе почвообразования. Среди них имеются частицы, практически инертные к химическим реакциям, но играющие важную роль в образовании физических свойств почвы. Некоторые составные части почвообразующих пород легко разрушаются и обогащают почву определенными химическими элементами. Таким образом, состав и строение материнских горных пород оказывает чрезвычайно сильное влияние на процесс почвообразования.

Поясним это следующим примером. В условиях смешанных лесов обычно формируются дерново-подзолистые почвы. Однако, когда в пределах лесной зоны почвообразующие породы содержат повышенное количество карбонатов кальция, то формируются серые лесные почвы (под Москвой); дерново-карбонатные почвы (под Петербургом).

Рельеф местности или форма поверхности земной суши сказывается главным образом на перераспределении тепла и воды. Значительное изменение высоты местности влечет за собой существенное изменение температурных условий. С этим связано явление вертикальной зональности в горах.

Формирование почв связано с особенностями макрорельефа, мезорельефа и микрорельефа.

Макрорельеф – совокупность самых крупных форм поверхности суши (горы, равнины, плато, низменности и пр.), сформированных тектоническими процессами, определяет зональность почвенного покрова.

Элементы мезорельефа (долины рек, холмы, овраги и др.) перераспределяют зональные экологические факторы, определяют структуру почвы в пределах конкретного ландшафта, тепловой, водный режим, развитие эрозии. Так на равнинных участках рельефа почти все атмосферные осадки впитываются в почву, повышенные же формы рельефа теряют большую часть влаги за счет стока. Эрозионные процессы сильнее проявляются на крутых склонах южной экспозиции.

Микрорельеф (мелкие западины, бугорки, блюдца и др.) влияет на пятнистость почвенного покрова, формирует микроструктуру растительности.

Рельеф определяет характер водного режима почв. С ним связан уровень залегания грунтовых вод. Близкое их залегание приводит на пониженных участках к образованию болот, засолению. Склоны теряют часть влаги, в понижениях накапливается избыток воды, что также приводит к заболачиванию.

^ Возраст страны (время). Время является объективной формой существования всего материального мира. Почва возникла на определенной стадии развития Земли, развивалась в течение ее эволюции и продолжает развиваться.

Чем раньше та или иная страна или местность освободилась из-под водного или ледникового покрова, чем раньше материнская порода вовлеклась в почвообразовательный процесс, тем больший возраст будет иметь почва.

В нашей стране наиболее старые почвы – черноземы южных степей. Здесь почвы уже развивались, когда северные районы были еще покрыты льдом. Почвы тундры имеют мощность 2–5 см, черноземы – более 2 метров. Возраст северных почв самый небольшой. Возраст почв можно установить разными методами. Согласно радиоуглеродному методу возраст почв колеблется от 40 – 50 тысяч до нескольких десятков лет. Например, возраст черноземов – от 1500 до 7000 лет. Возраст верхних горизонтов меньше, чем нижних. Самые молодые почвы формируются на аллювиальных отложениях долин рек, на отмелях.

При одинаковом абсолютном возрасте почвы могут резко отличаться друг от друга вследствие разной скорости почвообразовательного процесса. Причиной тому является влияние разных факторов (рельефа, материнской породы и др.). Так рыхлые горные породы достигают зрелого состояния при почвообразовании быстрее, чем почвы, которые формируются на плотных магматических породах. Отсюда возникает понятие – относительный возраст, т.е. степень развития почвы.

Климат. Воздействие климата на почвообразование может быть прямым и косвенным. К прямым агентам относятся: осадки, солнечная радиация, атмосферные газы. Косвенное воздействие происходит через БИОС (почвенные микро- и макроорганизмы, растительные сообщества и пр.).

Климат – состояние атмосферы в определенной точке земного шара, характеризующееся средними и крайними величинами метеорологических элементов (температура, осадки, влажность воздуха и т.п.).

Большое значение для развития почв имеют интенсивность осадков и распределение их по сезонам года, сила и направление ветра, высота снежного покрова, глубина промерзания почвы, сезонный ход и суточные колебания температуры.

Основное воздействие климата на почвообразование связано с водным и тепловым режимами, от них зависит скорость и характер разложения органических остатков, минерализация гумуса, разрушение минеральной части, температура и осадки определяют скорость и направление перемещения водорастворимых солей по профилю. Так при умеренном влажном климате происходит значительный вынос органических и минеральных соединений в нижние горизонты или грунтовые воды. Возникает промывной режим формирования почв.

Ветер – третий по значимости элемент климата. Ветер вызывает процессы физического выветривания горных пород и ветровую эрозию почв. Под влиянием ветра идет опесчанивание верхних горизонтов почвы, развитие каменистых и щебнистых почв.

^ Вечная мерзлота – четвертый элемент. Она задерживает влагу в верхних горизонтах, понижает температуру почвы, резко тормозит разложение органических остатков, вызывает заболачивание, препятствует вымыванию продуктов почвообразования.

Климатические условия в разных районах России неодинаковы, они изменяются с географической широтой местности. С этим связано и формирование разнообразных, но определенных для конкретных условий почв, располагающихся по земному шару в виде поясов, которые называют почвенно-климатическими. В России и странах СНГ выделяют полярный, бореальный, суббореальный, субтропический.

^ Биологический фактор. Ведущая роль в биологическом факторе принадлежит зеленым растениям.

Растительность определяет количество, состав, характер органических остатков, которые служат исходным материалом для образования гумуса, аккумулирует элементы зольного питания и азот в верхних горизонтах почвы. Растения способствуют разложению минералов, выделяя в процессе роста углекислый газ и органические кислоты (биологическое выветривание), участвуют в образовании структуры почвы, воздействуют на водно-воздушный режим почвы. Растительность механически закрепляет верхнюю часть почвенного профиля, тормозя этим процесс эрозии.

Характер почвообразования связан с растительными формациями. Они состоят из комбинаций разных групп зеленых растений. В каждой формации преобладает определенная группа растений и микроорганизмов. В.Р.Вильямс выделил следующие растительные формации:

Древесная включает лиственные и хвойные породы деревьев. Характерная особенность древесных растений заключается в том, что ежегодно отмирает лишь часть органической массы. Отмершие остатки в виде листьев, хвои, веток откладываются на поверхности почвы, образуя слой лесной подстилки. В массе почвы корневых остатков накапливается незначительное количество. Лесной опад пропитан дубильными веществами, имеет кислую реакцию, в условиях которой бактерии развиваться не могут. Перерабатывается лесная подстилка грибами.

^ Луговая формация состоит из многолетних травянистых растений с сильно развитой корневой системой. Накопление органических остатков в почве и образование гумуса происходит в основном за счет корневых систем. Остатки луговых растений после отмирания разлагаются бактериями, имея нейтральную реакцию. Основная черта развития почвообразовательного процесса под травянистой растительностью – накопление большого количества гумуса. В толще почвы корневые остатки разлагаются анаэробными бактериями, ближе к поверхности – аэробными бактериями.

Степная растительная формация состоит из меньшего числа видов, преобладают злаки и некоторые бобовые. Весной в степи обильно цветут эфемеры, которые быстро отмирают. Разложение органических остатков идет при участии аэробных бактерий. Еще более бедная травянистая флора в зоне сухих степей. Здесь господствуют ксерофитные полукустарники. Накапливается мало гумуса.

Пустынная формация отличается малой фитомассой, органическое вещество формируется за счет бактерий и водорослей. Фитомасса обладает высокой зольностью опада и большим количеством натрия, что способствует осолонцеванию почв.

Размеры поступления в почву органической массы обусловлены видом растительности и годовым количеством опада, который зависит от прироста и соотношения надземной массы и корней:

в еловом лесу – среднегодовой опад составляет 3,5 – 5,5

в березняке …………………………………….. 7,0

в тропическом лесу………………………………21,0

в лугах……..………………………………………14

в степях……………………………………………4,0 т/га

При этом 70–87% мертвого опада лугов приходится на корневые системы.

Микроорганизмы осуществляют процессы разложения, трансформации и синтеза минеральных и органических соединений. С их жизнедеятельностью связаны ассимиляция атмосферного азота, выработка витаминов, биологически активных веществ, необходимых для синтеза белков, ферментов и др. К микроорганизмам относят бактерии, актиномицеты, грибы, водоросли, простейшие, фаги и др.

Лишайники – пионеры растительного мира на поверхности обнаженной горной породы. В процессе жизнедеятельности они разрушают горную породу биохимическим путем, выделяя лишайниковые и угольную кислоты. Лишайники формируют тонкий слой примитивной почвы, пригодной для жизни высших растений.

^ Мхи играют своеобразную роль в почвообразовании: обладая высокой влагоемкостью, они вызывают процессы заболачивания.

Животные. В последние десятилетия исследования М.С.Гилярова, Г.Ф.Курчевой, М. М. Кононовой, Л. И. Никитиной и др. показали, что беспозвоночные животные, населяющие почву, имеют не меньшее значение, чем микроорганизмы. Жгутиковые, амебы, инфузории, многоножки, пауки, моллюски, кольчатые черви влияют на ход химических превращений, происходящих в почве, способствуют перемешиванию почвы, поддержанию комковатой структуры, аэрации и дренированию почвы. Почвенные позвоночные (ящерицы, змеи, кроты, мыши и др.) рыхлят поверхностные слои, создавая норы и гнезда. Погибая, животные обогащают почву органическим веществом.
^ 5. Производственная деятельность человека

С глубокой древности, обрабатывая землю, человек оказывал на почву большое влияние. В настоящее время почти не осталось земель, не измененных деятельностью человека. Отсюда возникает термин – антропогенные почвы.

При нерациональном использовании земель без учета природных условий естественное плодородие резко падает, пример тому – деградация черноземов. Сравнение образцов черноземов, взятых с поля в наше время, и тех, что брал при изучении В.В. Докучаев, показало, что до распашки полтавские черноземы содержали 9 – 10% гумуса, сейчас – 4 – 5%

Человек может улучшить почву, но не может создать ее заново. Искусственное воссоздание почвы невозможно, так как не воспроизводимы природные условия и история их формирования. Если на месте разрушенных почв и образуется новая почва, то она будет другого типа.

Агротехническая наука располагает методами, повышающими плодородие почвы. Они связаны с внесением дополнительного запаса питательных веществ в виде органических и минеральных удобрений. Установлено, что для поддержания баланса гумуса в почве необходимо вносить ежегодно на гектар пашни 6 тонн органики, при этом 30% ее превращается в перегной, остальная часть минерализуется.

Важное значение в повышении плодородия имеет правильная обработка почвы. Коренным образом меняют почву мелиоративные работы (осушение, орошение).

Однако влияние деятельности человека на почву может носить и отрицательный характер. Так в мелиорации при неправильном расчете параметров осушительных систем происходит засоление, заболачивание почв, осушение колодцев, обмеление рек. Использование тяжелой техники разрушает структуру. Безграмотная обработка поля без учета рельефа, ветра, климата приводит к скоротечной эрозии и т.д. Поэтому очень важно, чтобы на земле работали ответственные специалисты, способные проводить все приемы с учетом свойств почвы, особенностей конкретного климата, без нарушения технологии.

^ 6. Плодородие почв

Изучение почвы имеет важное практическое значение прежде всего для сельского хозяйства, где она является основным средством производства. Рассматривая почву как средство производства, следует отметить ее существенное свойство – плодородие. Оно состоит в способности почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания и воде, обеспечивать корневые системы достаточным количеством воздуха и тепла для нормального развития растений. Плодородие почвы представлено тремя видами: естественное, искусственное, эффективное.

^ Естественное (природное) плодородие – результат почвообразовательного процесса. Им обладает всякая целинная почва изначально. Естественное плодородие является фундаментом всех других видов плодородия. С момента вовлечения целинных земель в культуру почва становится продуктом труда человека, наряду с естественным приобретает искусственное плодородие. Оно зависит от развития производительных сил общества. Естественное и искусственное плодородие неразрывно связаны между собой. Их совместное действие проявляется в эффективном плодородии и измеряется величиной урожая, определяется уровнем социального развития общества. Возможности повышения эффективного плодородия не ограничены.

Возделанная почва, оставаясь природным телом, одновременно является продуктом труда. С задачей повышения плодородия тесно связано улучшение (мелиорация) почв. Отдельные участки и крупные площади часто непригодны для сельскохозяйственного использования в силу заболоченности, засоления и т. п. Улучшение этих почв возможно только на основе изучения процессов их образования.

Однако, как бы ни велико было значение почв для сельского хозяйства, этой областью практической деятельности человека изучение почв не исчерпывается. Геохимические методы поисков рудных месторождений с привлечением данных почвоведения находят все более широкое применение как за рубежом, так и в нашей стране. Изучение почв имеет важное значение для строительства дорог и магистральных трубопроводов, ирригационных и гидротехнических сооружений, для лесного хозяйства, для здравоохранения.
^ Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение почвы. В чем основное отличие почвы от горной породы?

2. Заполните таблицу:


Факторы

почвообразования

Влияние фактора на процесс почвообразования








3. Какие материнские горные породы являются лучшими для почвообразования?

4. Обосновать утверждение В.В. Докучаева о том, что ведущую роль в почвообразовании играет биологическая деятельность.

5. Записать в тетрадь схему биологического круговорота веществ в природе, самостоятельно составить схему геологического круговорота веществ.

6. Что такое плодородие почвы? Какие виды плодородия выделяют?
Список литературы

  1. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А. Д. Джахангиров, В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 386 с.

  2. Качинский Н. А. Почва, её свойства и жизнь. – М.: Просвещение, 1975. – 167 с.

  3. Новиков А. Е. Жизнь почвы. – М.: Колос, 1988. – 170 с.

  4. Новиков Ю. Беседы о сельском хозяйстве. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 208 с.

  5. Пальман В. И. Когда шагаешь по траве…. – М.: Детская литература, 1991. – 143 с.

  6. Фридман В.М., Буяновский Г.А. Просто земля. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной...
Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной...
Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconУчебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропо­логия. Культурология и история мировой культуры; история...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconПрограмма «Водная экология» направление «Водная экология»
Программа «Водная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconПрограмма «общая и прикладная экология» направление «Общая и прикладная экология»
Программа «Общая и прикладная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconПрограмма «экология и здоровье человека» направление «Экология и здоровье человека»
Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconУчебное пособие Н. Новгород 2004 ббк 81. 2 Нем. П54
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очной, заочной, очно-заочной и дистанционной форм обучения

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной iconОбщая психология
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000. 62 Профессиональное обучение (по отраслям)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница