Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»




Скачать 285.03 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
страница1/3
Дата публикации21.06.2013
Размер285.03 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
lit-yaz.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Краевое государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий»

Структурное подразделение

«Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Общая и прикладная экология
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

КРАЕВОЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ


Хабаровск

2006
Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий»
^ Автор – составитель:

Главный редактор Тарасова Л.С., руководитель структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
Ответственный редактор Тунева Н.Ф., заведующая отделом экологии структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»
^ Литературный редактор Медынская Н.Е., методист информационно-издательского отдела структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Учебное пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы по направлению «Общая и прикладная экология» содержит теоретический материал и рекомендации по проведению практических работ по основным разделам программы I и II ступени обучения. Каждая практическая работа включает краткую теоретическую информацию, методические указания к проведению соответствующих работ, вопросы для обсуждения и список рекомендуемой литературы.

Материалы сборника представляют интерес для школьников, интересующихся исследовательской деятельностью в области экологии, а также для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений, организующих исследовательскую деятельность учащихся в этой области или работающих по образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы.


Адрес: ул. Монтажная, 12, г. Хабаровск, 680001

КГОУ ДОД ХКЦДЮТиЭ

Структурное подразделение «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Телефон/факс: (4212) 50-81-89, 50-81-91

^ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА 2: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Практическая работа

Комплексное действие факторов на организм
1. Закончите схему



Примечание: под стрелками укажите, что к ним относится.
2. По предлагаемой схеме укажите, как будет действовать фактор на конкретный организм, когда фактор в избытке или в недостатке.

Примечание: Можно использовать разные организмы
^ Практическая работа

Влияние отдельных экологических факторов на живые организмы

1. Выберите одного представителя растения или животного на территории Вашей местности и схематично покажите, как действуют на него различные экологические факторы. К примеру

2. Исключите один из них. Объясните состояние организма.

Примечание: Стрелки обозначают факторы, укажите их.
Проверочные и тестовые задания

Выберите один правильный ответ в тестовых заданиях:

1. Углекислый газ необходим растениям для:



а. дыхания

б. фотосинтеза

в. разложения органических веществ

г. листопада

^ 2. К формам осадков не относится:

а. иней

б. снег

в. роса

г. вода

3. Укажите организмы, относящиеся к группе:

а – теплокровных 1.Заяц

б – холоднокровных 2.Лягушка

3.Человек

4.Насекомые

5.Кабан уссурийский

^ 4. Загрязняют воду, воздух:

а. животные

б. человек

в. растения

г. микроорганизмы

^ 5. Для прорастания семян необходим:

а. свет

б. вода

в. почва

г. температура



^ ТЕМА 3: СРЕДЫ ЖИЗНИ

Практическая работа

Составление экологической характеристики одного представителя

растения или животного

1. Выберите одного представителя (растение или животное) и заполните таблицу.

Представитель

Адаптация к факторам

Отношение человека к организмам

Свет

Вода

Температура

Почва

Давление

Воздух

Рельеф местности

Солеевой

режим
































2. Предложите мероприятия, которые позволили бы изменить отношение человека к этому организму в лучшую сторону.
^ Практическая работа

Приспособление растения или животного к одной из сред жизни

1. Выберите одного представителя растения или животного и дайте ему экологическую характеристику по тем факторам, которые действуют в среде, где он живет.

2. Занесите данные в таблицу


Среда жизни

Представитель

Основные адаптации











Проверочные тестовые задания

Выберите один правильный ответ из четырех:

^ 1. К средам жизни не относится:

а. наземно-воздушная

б. рельеф местности

в. водная

г. почва как среда обитания

^ 2. Способность к передвижению в воде у рыб обеспечивается:

а. органами зрения

б. чешуей

в. обтекаемой формой тела

г. окраской тела

^ 3. Лопатообразные конечности характерны для некоторых представителей:

а. наземно-воздушной среды

б. водной среды

в. почвы как среды жизни

г. приспособлением к экологическим факторам.

^ 4. Распределите следующие организмы по средам жизни:

1. водная а. тритон

2. наземно-воздушная б. уссурийский тигр

3. почва как среда жизни в. медведка

4. живые организмы как среда обитания г. аскарида

5. Укажите источники загрязнения одной из сред жизни (желательно использовать схему). Отметьте, что необходимо сделать для её оздоровления

^ ТЕМА 4: БИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Практическая работа

Определение типов биотических отношений

по гербарным материалам, коллекциям, чучелам и т.д.

1. Изучите схему биотических отношений организмов в природе


Мутуализм – взаимоотношение двух организмов с обоюдной пользой без элементов паразитирования.

Комменсализм – взаимоотношение двух организмов, при котором один компонент получает преимущества, не нанося вреда другому.
2. Приведите примеры этих типов отношений на представителях своей территории. В чем их экологическое значение.

3. Попытайтесь применить некоторые биотические отношения к социальной сфере. Обоснуйте их.

4. Укажите различные типы биотических отношений на примере вашей местности.
^ ТЕМА 5: ПОПУЛЯЦИЯ – СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ВИДА
Практическая работа

Изменение численности населения птиц лиственничного леса

под воздействием сплошных рубок (по Б.А. Воронову)

1. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод, как повлияли вырубки на численность птиц в Хабаровском крае.

n/n

Вид

Лес

Вырубки

1

Сизоголовая овсянка

15

10

2

Юрок

7

-

3

Дубровник

8

11

4

Рябчик

2

0,5

5

Кукушка

2

-

6

Сибирская мухоловка

4

-

7

Поползень

2

-


2. Подтвердите данные таблицы другими примерами, связанными с изменениями численности популяций. Какие факторы вызвали эти изменения?
^ Практическая работа

Типы распределения отдельных популяций по территории

Известно, что в природе существует три типа распределения особей по территории: равномерное, неравномерное и кучное.

1. Изучите, какие растения и животные встречаются по территории местности, где расположена ваша школа.

2. Соотнесите их с типами распределения по территории

3. Попытайтесь определить, какие встречаются редко. Объясните, с чем это связано.

4. Попробуйте применить типы распределения по территории к социальной сфере.
^ ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА 1: ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ И ЭКОСИСТЕМ,

ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Теоретические сведения

Структура любой системы включает следующие компоненты:

  1. Абиотические факторы

  2. Продуценты (растительные организмы)

  3. Консументы (животные) I, II, III и т.д. порядков

  4. Редуценты – организмы разлагатели


Структура – это законы, связывающие отдельные элементы биоценоза. Различают видовую и пространственную структуру. Она определяется расположением особей разных видов относительно друг друга как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Структура биоценоза, биогеоценоза и экосистемы представлена ярусностью. В экологии различают ярусность в пространстве и ярусность во времени.

Ярусность в пространстве создают малоподвижные виды, чаще всего растения. Они образуют остов или основу любого биоценоза и получили название – эдификаторы. Различают вертикальную и горизонтальную ярусность. Из растений в каждый ярус могут входить те виды, которые способны располагать свои ассимилирующие органы на одинаковой высоте и требовать относительно одинаковых условий.

Из животных - такие, которые своей жизнедеятельностью могут включаться во все виды связей.

^ Горизонтальная ярусность представлена синузиями. Синузии – межвидовые пространственные, морфологически обособленные группировки организмов, образованные видами одной жизненной формы, связанные характером местообитания и особенностями экологии.

^ Ярусность во времени – неодновременное участие в процессе жизнедеятельности биоценоза в течение суток и сезонов.

Она позволяет разместиться и функционировать большему количеству видов с одинаковыми и разными потребностями.

Ярусность во времени в кедрово-широколиственном лесу:

  1. Ранневесенние (адонис, ветреница, хохлатка)

  2. Лилейные и розоцветные (лилия красивенькая, лилия мелкоцветная, спирея, рябинник)

  3. Осоковые и злаковые (перловник, осока ржаволистная, осока Шмидта, пушица)

  4. Губоцветные (шлемники, живокость)

^ Ярусность в пространстве основана на законе «природа не терпит пустоты».

Консорции – система разнородных организмов, тесно связанная в своей жизнедеятельности вокруг одного вида. От латинского слова консортио – общаться вместе, пребывать рядом.
Схема структуры биоценоза



видовая (виды) пространственная ярусность

редкие

домина- содомина-

нты нты

вертикальная

горизонтальная

надземная подземная

синузии

одновидовые разновидовые


консорции

Практическая работа

Определение структуры различных сообществ и экосистем

на материале Хабаровского края

Задание:

  1. Ознакомьтесь с биоценозом, расположенным на территории, где вы проживаете.

  2. Обойдите его, визуально определите размеры.

  3. Изучив общую схему структуры биоценоза, оформите структуру выбранного биоценоза в тетрадь. Укажите все его компоненты.


Практическая работа

Определение ярусности в пространстве и во времени в природной обстановке

или по наглядному материалу

Задание:

  1. На конкретной территории любого биоценоза изучите пространственную ярусность и ярусность во времени.

  2. Какими видами организмов она представлена (растения и животные)?

  3. Объясните экологическое значение ярусности.

  4. Где в социальной сфере применяется ярусность?


Практическая работа

Изменение видового состава организмов в сенном настое

(экологические сукцессии)

Теоретические сведения

Биогеоценоз – динамическая система: Изменения в нем совершаются не беспорядочно, а ритмично. Они проявляются во времени. Закономерностью динамики является изменение состава организмов и их отношений в разные часы суток и сезонов.

В основе лежат абиотические и биотические факторы. Различают суточные и сезонные изменения, которые отражают комплекс приспособлений организмов к условиям существования. Характерной чертой динамики является:

1. сохранение свойств системы;

2 поддержание ее целостности и функциональной устойчивости.

Суточные изменения снижают роль конкуренции и дают возможность соседствовать видам со сходными биологическими потребностями (животные – дневные, ночные, сумеречные). Сезоные аспекты связанны с изменениями видового состава (миграция, перенесение неблагоприятных условий – спячка, диапауза и др.) При сезонных изменениях снижается общий уровень круговорота веществ.

Сукцессии – последовательная смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории в результате влияния природных факторов или воздействия человека до достижения равновесия между биоценозом и биотопом (постепенное зарастание озер и т.д.)

^ Биотоп (греч. topos - место) -относительно однородная по абиотической среде территория, занятая сходными биоценозами.

Порядок выполнения работы

  1. Мелконарезанное сено, залитое водой, кипятят в тече­ние 10-15 мин., охлаждают, разливают в банки или химиче­ские стаканы. Через 4 дня на поверхности появляется бело­ватая пленка. Это бактерия — сенная палочка — корм для простейших. На 7-8-й день появляются простейшие. Для лабораторной работы готовят серию стаканов с сенным на­стоем разных сроков экспозиции: от 2, 3, 5, 7, 14, 30 до 60 дней. Стаканы выдерживают на свету при комнатной темпе­ратуре. В ходе наблюдений берут каплю настоя из разных частей объема жидкости (под поверхностной пленкой, у сте­нок и дна стакана, возле скоплений остатков растений, из толщи воды). Для получения общей картины последователь­ности смен массовых размножений простейших создают сме­шанную пробу, помещая в отдельный стаканчик по несколько капель из разных частей сосуда.

  2. Проведите экспериментальные исследования с сенным настоем.

  3. С помощью микроскопа найдите простейших. Убедитесь в их последовательной смене.

  4. Сделайте общий вывод.


Сукцессии простейших в сенном настое:

1. Жгутиковые формы.

2. Инфузории-кольподы.

3. Инфузории-туфельки.

4. Брюхоресничные инфузории.
Практическая работа

Пирамида чисел биомасс и энергии

Теоретические сведения

Пищевая связь – это механизм передачи энергии от одного организма к другому. Английский ученый-эколог Элтон, в 1927 году сделал вывод, что в сходных биоценозах количество различных видов, которые могут жить вместе, быстро достигают точки насыщения.

В биоценозе существуют цепи, циклы и звенья питания.

Серия видов, начинающаяся от растительности и заканчивающаяся хищником составляет цепь питания.

Определенный участок в цепи питания – звено. Совокупность всех цепей питания – цикл.

Элтон ввел понятие – трофические уровни (пищевые), а также пирамиду чисел, биомасс и энергии.

Под пирамидой чисел понимают численность организмов трофических уровней.

Различают 1,2,3,4 и т.д. трофический уровень. Его основу составляют зеленые растения.

^ Пирамида биомасс - суммарная масса организмов данной группы или сообщества

Пирамиды энергии – энергия на каждом последующем трофическом уровне уменьшается на 10 порядков.
и т.д





^ Рыбы II порядка








Рыбы I порядка




^ Зоопланктон, фитопланктон



IIIуровень
II уровень
I уровень

Набор организмов биоценоза водоема: белая планария, гидра, улитка прудовик, дафния, циклоп, инфузория-туфель­ка, сенная палочка, эвглена зеленая, элодея.

^ Набор организмов кедрово-широколиственного леса: черный медведь, серый волк, лисица, изюбр, дальневосточ­ный лесной кот, маньчжурская белка, полевая мышь, красно-серая полевка, орехи, желуди, листья, ветви, цветы, кора, насекомые, дальневосточная лягушка, серая жаба, амурский полоз, большой черный дятел, пчелы, соболь, норка, уссу­рийская енотовидная собака.

^ Набор организмов биоценоза луга: костер безостый, мятлик луговой, овсяница, щучка дернистая, полевица обык­новенная, мышиный горошек, клевер луговой, герань луго­вая, насекомые, моллюски, нематоды, дождевые черви, кро­ты, дрозды, божьи коровки, жужелицы, пауки, мышевидные грызуны.
Порядок выполнения работы

  1. Составьте пищевую цепь по набору организмов биоценоза водоема, кедрово-широколиственного леса, луга.

  2. На примере 3-5 представителей любого биоценоза покажите звенья.

  3. Попытайтесь изобразить пирамиду чисел, биомасс и энергии на примере кедрово-широколиственного леса или биоценоза той территории, где вы проживаете.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной...
Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной
Сборник издается по решению научно-методического совета гоу дод «Хабаровский краевой эколого-биологический центр»

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconПрограмма «Водная экология» направление «Водная экология»
Программа «Водная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconПрограмма «общая и прикладная экология» направление «Общая и прикладная экология»
Программа «Общая и прикладная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconПрограмма «экология и здоровье человека» направление «Экология и здоровье человека»
Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропо­логия. Культурология и история мировой культуры; история...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconСборник упражнений по практическому курсу русского языка
Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconОткрытие мини-зоопарка гбоудод «Эколого-биологический центр»
Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Калужской области «Калужский областной...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе краевой очно-заочной экологической школы хабаровск 2006 Сборник издается по решению научно-методического совета структурного подразделения «Хабаровский краевой эколого-биологический центр» iconКгоу спо «Канский педагогический колледж» Сборник диктантов по русскому языку Канск 2005
Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница