Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г




Скачать 198.97 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г
Дата публикации01.07.2013
Размер198.97 Kb.
ТипПримерная программа
lit-yaz.ru > Бухгалтерия > Примерная программа
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учета

2010 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: Автономная некоммерческая организация «Калининградский бизнес-колледж»
Разработчики:
Салахова И.В., заместитель директора по учебной работе АНО «Калининградский бизнес-колледж»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер
©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ^

    ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. ^

    условия реализации примерной программы учебной дисциплины


9
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11



1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы бухгалтерского учета
1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) работников в области экономики и бухгалтерского учета, а также в профессиональной подготовке при освоении должностей служащих: 20336 Бухгалтер и 23369 Кассир.
^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

  • ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

  • соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

  • следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

  • использовать формы и счета бухгалтерского учета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

  • национальную систему нормативного регулирования;

  • международные стандарты финансовой отчетности;

  • понятие бухгалтерского учета;

  • сущность и значение бухгалтерского учета;

  • историю бухгалтерского учета;

  • основные требования к ведению бухгалтерского учета;

  • предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

  • план cчетов бухгалтерского учета;

  • формы бухгалтерского учета


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
^ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

^ Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

30

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

^ Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:




  • постановка личных целей и задач при изучении дисциплины; составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины;

  • изучение нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в России и сравнительный анализ принципов бухгалтерского учета в России и странах Евросоюза;

  • подготовка к дискуссии на тему: «Проблемы адаптации отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО»;

  • сравнительный анализ воздействия финансового и управленческого учета на основные показатели и деятельность организации (доходы, расходы, финансовый результат);

  • анализ бухгалтерского баланса организации;

  • составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета;

  • подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите;

  • домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)

  • анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины; анализ выполнения плана самостоятельной работы;

2

2

2

3

2

2
9

8
2


Итоговая аттестация в форме экзамена




^

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»





^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

^ Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2




1

Цели и задачи курса. Связь бухгалтерского учета с другими дисциплинами учебного курса. Рекомендации по организации самостоятельной работы, использованию литературы и нормативной документации.

1

2

Бухгалтерский учет как информационная система. Его сущность и значение в системе управления и общей системе хозяйственного учета.

1

3

Современное состояние и развитие бухгалтерского учета в России, странах Европы и США

1

4

История и современные тенденции и концепции в бухгалтерском учете.

1

Практические занятия (не предусмотрены)

-




Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

постановка личных целей и задач при изучения дисциплины;

составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины.

2

Тема 1.1.

Организация бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

4

1

Базовые принципы бухгалтерского учета, их сущность и значение.

1

2

Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета

2

3

Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2

Практические занятия:

Положения бухгалтерского учета.

Учетная политика организации.

4




Контрольные работы: тестирование по теме «Организация бухгалтерского учета» (по вариантам)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в России и сравнительный анализ принципов бухгалтерского учета в России и странах Евросоюза;

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите;
^

подготовка к дискуссии на тему: «Проблемы адаптации отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО».


5

Тема 1.2.

Предмет и метод бухгалтерского учета


Содержание учебного материала

5

1

Предмет бухгалтерского учета, объекты учета, виды учета, измерители.

1

2

Классификация хозяйственных средств и источников формирования имущества.

3

3

Метод бухгалтерского учета. Элементы метода: документирование, инвентаризация, денежная оценка, калькуляция счета, двойная запись, балансовое обобщение, отчетность.

1

4

Финансовый и управленческий учет, их сравнительная характеристика

2

Практические занятия:

Классификация имущества организации по видам

Классификация имущества организации по источникам формирования

5




Контрольные работы: тестирование по теме «Предмет и метод бухгалтерского учета» (по вариантам)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

сравнительный анализ воздействия финансового и управленческого учетов на основные показатели деятельности организации (доходы, расходы, финансовый результат);

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

5

Тема 1.3.

Бухгалтерский баланс

Содержание учебного материала

5

1

Бухгалтерский баланс, его содержание и структура. Актив и пассив баланса. Валюта баланса.

2

2

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс.

2

3

Баланс как основной источник информации для анализа и управления финансово-хозяйственной деятельностью.

1

Практические занятия:

Составление бухгалтерского баланса на начало периода

Определение типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций

6




Контрольные работы: тестирование по теме «Бухгалтерский баланс» (по вариантам)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

анализ образца реального бухгалтерского баланса;

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

6

Тема 1.4.

Счета и двойная запись

Содержание учебного материала

6

1

Понятие о счетах бухгалтерского учета. Строение бухгалтерских счетов, дебет и кредит счета. Оборот и остатки (сальдо) по счетам. Счета активные и пассивные. Схемы работ активного и пассивного счета.

2

2

Двойная запись, ее сущность и контрольное значение. Корреспонденция счетов.

2

3

Бухгалтерские проводки: простые и сложные.

2

4

Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь.

2

5

Главная книга.

2

6

Обобщение данных бухгалтерского учета, взаимосвязь счетов в бухгалтерском балансе.

2

Практические занятия:

Открытие, заполнение счетов бухгалтерского учета и составление бухгалтерских проводок, подсчет оборотов и остатков по счетам.

7




Контрольные работы: тестирование по теме «Счета и двойная запись» (по вариантам)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета;

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).


6

Тема 1.5.

План счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

4

1

Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению, структуре.

1

2

Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций)

2

3

Структура плана счетов. Нумерация счетов первого и второго порядка. Забалансовые счета.

2

4

Понятие и содержание рабочего плана счетов организации.

1

Практические занятия:

Работа с типовым планом счетов. Группировка счетов по однородному признаку.

Формирование рабочего плана счетов организации.

4




Контрольные работы: (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

4

Тема 1.6.

Формы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

4

1

Формы бухгалтерского учета, их сущность и сферы применения

1

2

Учетные регистры, их значение и классификация. Порядок и техника записей в учетных регистрах.

2

3

Исправление ошибок в документах и в учетных регистрах.

2

Практические занятия:

Заполнение учетных регистров.

Выявление ошибок в документах и учетных регистрах и составление справок на исправление ошибок.

4




Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины;

анализ выполнения плана самостоятельной работы.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

4

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

96



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
^

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Теории бухгалтерского учета».
Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект бланков бухгалтерской документации;

  • комплект законодательных и нормативных документов;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;

  • комплект учебно-методических материалов.


Технические средства обучения:


  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • калькуляторы.



^

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

  1. Закон Российской Федерации от 21.11.96. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.09.2010).

  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

  3. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П

  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).

  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утв. приказом Минфина РФ от 27.11. 2006 № 154 н.

  7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н.

  9. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.

  10. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн.

  11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н.

  12. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина РФ от 26.06.2010 г. № 63н (ред. 08.11.2010 г).

  13. Гомола, А.И. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов – М.: Академия, 2010. – 416 с.

  14. Гомола, А.И.Теория бухгалтерского учета [Текст]: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов – М.: Академия, 2010. – 208 с.

  15. Иванова, Н.В. Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. пособие. – 5-е изд., испр. и доп. / Н.В. Иванова - М.: Академия, 2009. – 304 с.

  16. Лебедева, М.Е. Бухгалтерский учет [Текст]: учеб. пособие. – 1-е изд./М.Е. Лебедева – М.: Академия, 2010. – 272 с.


Дополнительные источники:

  1. Брыкова, Н.В. Теория бухгалтерского учета [Текст]: Баланс и система счетов: учеб. пособие. / Н.В. Брыкова – М.: Академия, 2007. – 80 с.

  2. Брыкова, Н.В. Теория бухгалтерского учета [Текст]: Классификация бухгалтерских счетов: учеб. пособие./Н.В. Брыкова – М.: Академия, 2009. – 64 с.

  3. Дусаева, Е.М. Теория бухгалтерского учета: сборник задач [Текст]: учеб. пособие. / Е.М. Дусаева, Л.И. Суханова. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008. – 160 с.

  4. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету [Текст]: / В. Д. Глинистый и др.; отв. ред. А. С. Бакаев. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт, 2006. – 419 с.


Периодические издания: «Главбух», «Главная книга», «Бухгалтерский учет», «Акты и комментарии для бухгалтера», «Актуальная бухгалтерия», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета».
Справочная информационно-правовая система «Гарант».

Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочная информационно-правовая система «Кодекс».
Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/.

Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/.

Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/.

^ 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

использовать формы и счета бухгалтерского учета.

Знать:

нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

национальную систему нормативного регулирования;

международные стандарты финансовой отчетности;

понятие бухгалтерского учета;

сущность и значение бухгалтерского учета;

историю бухгалтерского учета;

основные требования к ведению бухгалтерского учета;

предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

план cчетов бухгалтерского учета;

формы бухгалтерского учета.


^ Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе групповой дискуссии

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка практической части экзаменационного задания по дисциплине
Экспертная оценка выполненных домашних работ

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка результатов контрольных работ (тестирования)

Экспертная оценка результатов устных опросов

Экспертная оценка теоретической части экзаменационного задания по дисциплине






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconПримерная программа профессионального модуля документирование хозяйственных...
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г icon«Компьютерные информационные системы бухгалтерского учета»
На предприятии ООО «Ромашка» для бухгалтерского и налогового учета используется программа 1-с бухгалтерия Постоянная информация для...

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconИзменение системы общественных отношений и стремительное развитие...
Программа. В качестве цели реформирования системы бухгалтерского учета в Программе зафиксировано приведение российской системы бухгалтерского...

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconДанной дипломной работы была предложена в научно-исследовательском...
Целью дипломного проектирования является создание программного продукта предназначенного для автоматизации бухгалтерского учета

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconПримерная программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Рецензенты: Шаронин Ю. В., помощник начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта...

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconАудит организации системы бухгалтерского учета, внутреннего контроля...
Аудиторская организация в ходе аудиторской проверки обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого...

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconПримерная программа дисциплины соответствует требованиям фгос впо....
Аннотация примерной программы дисциплины «Государственные и муниципальные финансы»

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconПосле изучения дисциплины студенты должны обладать
Также целью дисциплины является освоение студентами методики организации финансового учета в соответствии с требованиями рыночной...

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconПримерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура...
Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории

Примерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г iconПримерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального...
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница