Когнитивная среда и институциональное развитие




НазваниеКогнитивная среда и институциональное развитие
страница1/47
Дата публикации12.07.2013
Размер3.74 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Экономика > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47



Вячеслав Широнин


КОГНИТИВНАЯ СРЕДА
И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ




Введение 4

Часть I. Когнитивная среда и общественное устройство 7

Глава 1. Определение объекта 8

Понятие когнитивной среды 8

Примеры когнитивных сред 15

Глава 2. Когнитивная наука 39

2.1. Знаковые системы 39

Язык как конструктор 39

Где язык накапливает знание? 42

Знаковые системы 42

Примеры знаковых систем 44

Стабильность знаковой системы 49

Приложение: как формируются понятия 50

2.2. Информационные сети 59

Мозг и распределенное знание 59

«Классическая» когнитивная наука и машина Тьюринга 59

Нейронные сети и коннекционизм 61

Пример информационной сети: NETtalk 64

Где накапливает знание сеть? 66

Рынок: цены как «веса» 68

^ Глава 3. Основные свойства когнитивных сред 70

Общий взгляд на когнитивные среды 70

Целостное и локализуемое знание 73

Идеи и реальность 78

Рефлексия и метаязыки 84

Часть II. Институциональная история с точки зрения когнитивной науки 88

^ Глава 4. Основные этапы институционального развития Западной Европы 90

Почему Запад стал богатым? 91

Западное христианство 96

Папская революция XI – XII веков 102

Военная революция XVI – XVII веков 116

Реформация и дух капитализма 120

Либеральный порядок 125

Национальное государство и массовое общество 129

^ Глава 5. Институциональное развитие России 136

5.1. Дореволюционная Россия 136

От варягов до Московского княжества 136

Московское царство и военная революция 147

Российская империя 150

Интеллигенция и революция 165

5.2. СССР 174

Противоречия НЭПа 176

Коллективизация 183

Сталинский СССР 189

«Социализм с человеческим лицом» 198

Гибель империи 213

5.3. Современная Россия 221

Эволюция советских институтов 221

«Гениальная власть» 226

Средний класс и его будущее 234

Часть III. «Запад» и «Россия»: модели общественного устройства 238

^ Глава 6. Либеральный общественный порядок 239

Либеральный порядок как рефлексивная знаковая система 240

Вещи как идеи, идеи как вещи 247

Либеральный порядок и сети 250

^ Глава 7. Российский общественный порядок 252

Человек 252

Власть 257

Судьба знаковых систем в России 263

What is lacking in Russia? 268

Заключение 272

Литература 276



Введение



В этой книге собраны мысли, которые накопились у автора в течение профессиональной жизни – из прочитанных текстов, наблюдений, собственных теоретических построений и дискуссий. Это знание хотелось привести в порядок и, по возможности, найти объединяющую всё общую логику. Именно эту логику, а не какие-то отдельные результаты, нужно считать основным содержанием книги. Если же говорить о более конкретных вещах, то мне показалось полезным собрать их вместе. Хотя многие приведенные здесь идеи давно известны и кажутся вполне очевидными, тем не менее, каждый день убеждаешься, что они не только отсутствуют в широком общественном сознании, но и не введены в профессиональный оборот.

К началу 1980-х годов у многих в Советском Союзе возникло ощущение кризиса и необходимости реформ. Как всегда, решение поначалу искали на поверхности – на пути улучшения методов планирования, дополнительного стимулирования предприятий. Одновременно возникло ощущение, что мы не понимаем общественную систему, в которой живем – об этом тогда открыто сказал руководитель страны Ю.В.Андропов. Несколько молодых экономистов в Москве, тогдашнем Ленинграде и Новосибирске решили подойти к этой проблеме более серьезно и все-таки постараться понять, как устроена наша жизнь. При этом большинству из них такое понимание нужно было для практической цели. Они хотели быть политиками, собирались менять страну своими руками – и сделали это как «команда Гайдара». Они нуждались не в схоластическом, а в практическом знании, ориентированном на принятие решений. Меньшинство, несколько человек, в том числе автор этой книги, политиками не были и рассматривали свою задачу как научную. Однако постоянное соприкосновение с миром практики придавало этой науке прагматический характер.

Парадоксальным образом это не противоречит тому, что содержание этой книги может показаться очень отвлеченным и далеким от реальности. Но если мы хотим разобраться с нашими вечными проблемами, придется, видимо, снять еще один пласт интеллектуальной почвы и привыкнуть, что практическое значение могут иметь вопросы, которые сегодня кажутся сугубо академическими. Мне кажется, что для этого сейчас нужны инструменты из области структуралистского и когнитивного анализа, именно они позволят понять то, как люди видят окружающий мир и как взаимодействуют с ним.

Задача этой книги как раз и состоит в том, чтобы собрать такой «ящик с инструментами», toolkit, из нескольких областей знания. Однако простое изложение абстрактных построений, без предметного наполнения, вряд ли может сделать их понятными. Поэтому книга написана по большей части в жанре «коллажа» или учебного пособия, а не монографии, и ее значительная часть представляет собой краткое изложение работ, в которых основные узловые моменты рассмотрены более конкретно. Практически каждый из этих источников хорошо известен – но в основном только специалистам в своей области, а в совокупности они вряд ли представляют собой чей-то круг чтения.

Книга состоит из трех частей. Первые две из них идейно дополняют друг друга, но почти не связаны ни логической последовательностью, ни ссылками. Главы внутри каждой части также достаточно самостоятельны и имеют каждая свой предмет, но, тем не менее, логически соединены. Третья часть построена на фундаменте первых двух, хотя, наверно, ее можно прочитать и отдельно.
***
Очень коротко, основные выводы этой книги состоят в следующем:

На общество стоит посмотреть, как на информационную систему. Это позволяет применить в обществоведении – и в частности, для анализа институционального развития – те методы и научные результаты, которые имеются в когнитивной науке и вообще в науках о знании. Обратная, не менее интересная задача состоит в том, чтобы понять, каким образом общественное устройство определяет априорные категории познания и основы мировоззрения людей.

При таком подходе мы видим, что Западная Европа в течение примерно двух тысячелетий выработала технику организации человеческих сообществ в виде знаковых систем. Это позволяет, как из детского конструктора, из имеющихся мыслительных и институциональных «деталей» легко строить бесконечное множество новых сложных отношений, поведенческих моделей и вещей. Мысленные, идеальные объекты превращаются здесь - перекодируются - в объективно существующие, «реальные». Такая техника аналогична изобретению письменности, и имеет не менее фундаментальные последствия, она позволяет отчуждать, сохранять и накапливать знание.

В отличие от этого, общественный порядок в России основан не на движении сложных ментальных конструкций, а на преобладании сетевых структур, где люди вступают в фундаментальные отношения, основанные на самых общих человеческих свойствах, и обмениваются достаточно простыми импульсами. Знаковые системы в нашей жизни также присутствуют, однако все они испытывают воздействие сетей и поэтому функционируют специфическим образом. Информационное развитие в нашем обществе происходит в голографическом виде - знание «размазано» по всей общественной системе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когнитивная среда и институциональное развитие iconКогнитивная психология
С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Когнитивная среда и институциональное развитие iconИнститут языкознания ран тамбовский государственный университет имени...
...

Когнитивная среда и институциональное развитие iconУрока: познакомить учащихся с лексикой по теме «Окружающая среда»
Общеобразовательные цели урока: развитие творческой активности и творческих способностей детей на уроке английского языка;с развитие...

Когнитивная среда и институциональное развитие iconПрактикум на ЭВМ среда программирования и отладка программ
Рыков В. И. Среда Microsoft Visual C++ и отладка программ. Технология работы с языком С++. /Издание Башкирского ун-та. Уфа 2006....

Когнитивная среда и институциональное развитие iconЛекция №3 Тема: Предпринимательская среда. Предпринимательство и риск
Развитие предпринимательства происходит в определенной среде, которая представляет собой определенную экономическую, социально-культурную,...

Когнитивная среда и институциональное развитие iconЛекция №2 Тема: Предпринимательская среда. Предпринимательство и риск
Развитие предпринимательства происходит в определенной среде, которая представляет собой определенную экономическую, социально-культурную,...

Когнитивная среда и институциональное развитие iconН. Ф. Калина основы психотерапии
З. Философия гештальта: жмзнь сознания и подвиг сознавания глава когнитивная терапия: рассудок, разум

Когнитивная среда и институциональное развитие iconРезервы совершенствования модели студенческого самоуправления (на...
Студенческое самоуправление в конечном итоге от разовых акций и проектов должно перейти в некую системную деятельность людей, постоянное...

Когнитивная среда и институциональное развитие iconНа развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора:...
Основная цель вальдорфской педагогики привести ребенка в контакт с миром, раскрыть его скрытые способности и свойства

Когнитивная среда и институциональное развитие iconПрограмма обслуживание людей с ограниченными возможностями «Доступная среда»
«Комфортная среда обитания», выдвинув проект «Мир раскрытой книги», главной целью которого было оформление центрального входа в библиотеку...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница