Тема Экономический анализ: основы теории и практики




НазваниеТема Экономический анализ: основы теории и практики
страница1/9
Дата публикации14.07.2013
Размер1.82 Mb.
ТипИсследование
lit-yaz.ru > Экономика > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Управленческий анализ в отраслях
Тема 1. Экономический анализ: основы теории и практики.
Анализ в переводе с греческого означает разделение. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

1. с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

2. с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

3. с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

4. с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

5. с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного - с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Однако, способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции, т.е. анализируя единичное, нужно в то же время учитывать и общее.

В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности - наиболее важный момент анализа.

Причинный, или факторный, анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор получают надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются, для чего классифицируются по группам:

- существенные и несущественные;

- основные и побочные;

- определяющие и не определяющие.

Сначала изучаются существенные, основные и определяющие факторы. Изучение несущественных, не определяющих факторов ведется, если необходимо, во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.

Системность требует рассмотрения взаимодействующих элементов в их взаимосвязи, увязки каждого из направлений стратегического анализа с другими направлениями, образующими в их взаимосвязи систему, обеспечивая, таким образом, полноту и реальность выводов. Анализ нельзя проводить только на основе опубликованных и официальных данных: он будет неполным, поэтому требуется получение живой оперативной информации с помощью формальной и неформальной коммуникации (бесед со специалистами, анкетирования, проведения наблюдений и т.д.)

Наиболее полная общая методика проведения анализа - комплексный экономический анализ. Методика комплексного экономического анализа включает следующие составные элементы:

1. схему и последовательность или порядок проведения комплексного анализа;

2. способы и методы анализа экономической информации;

3. перечень организационных этапов проведения комплексного анализа;

4. способы получения и обработки информации, используемой для анализа;

5. распределение на предприятиях обязанностей по проведению экономического анализа.

Взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной деятельности предприятия во многом определяет схему и последовательность или порядок проведения комплексного экономического анализа. При решении вопроса о последовательности комплексного анализа необходимо учитывать цели и задачи анализа, а также кто, где и за какой период проводит его.

Процедура экономического анализа включает в себя следующие основные этапы:

1. Система образующим фактором является функция, поэтому первым этапом анализа выступает определение функции, цели и задач проведения анализа.

2. Элемент «оснащение» обуславливает необходимость определения расчетных и аналитических процедур, включая:

- выбор или конструирование измерителей;

- выбор или конструирование аналитических моделей;

- выбор или разработку методов расчета;

- выбор или разработку методов сравнений;

- выбор базы сравнений.

3. Для определения «входа» необходимо выполнение следующих шагов:

- определение состава необходимых первичных данных;

- сбор необходимых данных;

- выбор данных пригодных для анализа

4. Выявление «субъективного фактора». Проводить экономический анализ должны квалифицированные заинтересованные специалисты. Заинтересованность определяется материальным стимулом, профессиональными навыками, пониманием значимости результатов. Объективность результатов анализа повышается при привлечении независимых экспертов.

5. Элемент «упорядоченность» предполагает выполнение всех расчетных процедур, всех необходимых сравнений, установленных при определении элемента оснащение.

6. Элемент «выход» - собственно экономический анализ - предопределяет необходимость интерпретаций полученных результатов расчетов и сравнений.

Системный подход предполагает организацию аналитической работы в виде многоуровневой структуры:

Первый уровень - общая характеристика состояния и тенденций развития предприятия на базе расчета и анализа интегральных оценок.

Второй уровень - установление факторов, повлекших снижение оценок результативности финансово-хозяйственной деятельности.

Третий уровень - выявление основных проблем в хозяйственной деятельности предприятия.

Четвертый уровень - определение причин влияния установленных факторов.

В целом все уровни анализа можно разделить на две группы:

1. Экспресс-анализ финансово-экономического состояния;

2. Детализированный анализ

Системный экономический анализ - это, прежде всего, экспресс-анализ. Цель экспресс-анализа - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Основной результат «выход» экспресс-анализа - вывод о целесообразности или необходимости проведения более углубленного и детального анализа, а также выявление основных направлений такого анализа.

^ Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи.

Среди основных выделим:

· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;

· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

· проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Таблица 1

Классификация видов экономического анализа







Признак классификации

Вид анализа




^ По функциям управления







Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ




Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ




Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных  отношений




^ Прочие виды классификации







Субъекты анализа

· анализ  по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)




Периодичность

· годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ




Содержание и полнота изучаемых вопросов

· полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ




Методы изучения объекта

· комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ




Степень автоматизации работ

· анализ  с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ













Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
· установление соподчиненности  показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение - сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.

^ Средние величины - исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки - используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

^ Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель - дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния  отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

^ Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

^ Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

^ Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

^ Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

^ Математическое программирование - это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

^ Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

^ 3. Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

^ Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где ^ Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели - первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

^ Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать - значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 - фактические значения факторов;

ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у10 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Рассмотрим пример:

Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа







Показатели

Условные обозначения

Базисные значения

(0)

Фактические

значения

 (1)

Изменение



















Абсолютное (+,- )

Относительное (%)




Объем товарной продукции, тыс. руб.

ТП

2920

3400

+480

116,40




Количество работников, чел

Ч

20

25

+5

125,00




Выработка на одного работающего,

тыс. руб.

СВ

146

136

-10

93,15

























Анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки проведем описанным выше способом на основе данных табл.2. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели:

Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий  показатель

Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.

Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или  иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:
· при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
· если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

^ Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

^ Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

^ Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:

^ Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а - в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а в с методика анализа следующая:

· находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

· определяют отклонение результативного  показателя у за счет каждого фактора

Пример. Воспользовавшись данными табл. 2,  проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:

Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:

Результаты расчетов те же , что и при использовании предыдущего способа.

^ Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.

Можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе [4]:

1. Модель вида :

 2. Модель вида :

3. Модель вида :

4. Модель вида :

Рассмотрим возможность использования основных методов детерминированного анализа, обобщив вышеизложенное в виде матрицы (табл.3).

Таблица 3

Матрица применения способов детерминированного факторного анализа







Модели

Способы

Мультипликативные

Аддитивные

Кратные

Смешанные




Цепной подстановки

+

+

+

+




Абсолютных разниц

+

-

+

-




Относительных разниц

+

-

-







Интегральный

+

-

+


























Анализ - весьма емкое понятие, лежащее в основе всей практической и научной деятельности человека. Аналитические методы настолько распространены, что зачастую под словом «анализ» понимают любое исследование вообще, как в естественных и гуманитарных науках, так и в практической деятельности. Процедуры и методологические принципы анализа входят составной частью в любое научно-практическое исследование, когда исследователь переходит от простого описания явления к изучению его строения.

По классическому определению анализ представляется лишь как один из логических приемов мышления. «Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения» [14, с.5].

Характеристика анализа как способа мышления предполагает, что с его помощью можно выявить структуру процесса или явления, свести сложное к простому, построить классификацию явлений, выделить сущность объекта. «Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого»[14, с.6]. Таким образом, исследование как понятие процесса познания все-таки шире. Существование аналитического и синтетического методов познания позволяет сформулировать анализ как первую, наиболее важную, незаменимую стадию любого исследования.

Если исходить из этого, термин «экономический анализ» подразумевает аналитический этап исследования в области экономики - экономических систем, отношений, процессов, то есть как объектов, так и субъектов экономики. Учебными планами высших экономических учебных заведений, как правило, предусматривается поэтапное изучение экономического анализа. Основное внимание при этом уделяется обзору различных приемов, которые могут быть использованы при проведении аналитических расчетов, обосновывающих какое-либо управленческое решение. Любой специалист, имеющий отношение к организации и управлению бизнесом, должен владеть определенным аналитическим инструментарием, знать и понимать логику проведения аналитических процедур. Принятию всякого решения предшествуют аналитические расчеты, поэтому любой представитель аппарата управления предприятием - от топ-менеджеров до рядовых специалистов - просто обязан быть хорошим аналитиком. Угроза потенциального банкротства незримо присутствует при принятии управленческих решений, особенно если речь идет о стратегическом решении финансового характера. Значит, анализ должен выполняться не только в ретроспективе, но и в перспективе. При этом не нужно стремиться к абсолютной точности - необходимо выявить тенденции, как уже сложившиеся, так и только складывающиеся. Для этого аналитик должен обладать такими качествами, как способность к обобщению, умение сопоставить и оценить взаимное влияние большого количества факторов, умение замечать незначительные на первый взгляд признаки изменения ситуации. Кроме того, проведение квалифицированного анализа требует знания многих наук - экономики, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии. В основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, статистики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения компьютерных технологий, а значит, проведение экономического анализа невозможно без знания информатики.

По характеру взаимосвязи между показателями различают модели детерминированные и стохастические. Детерминированная (функциональная) связь - связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, называется стохастической или вероятностной.

Для применения приемов факторного анализа необходимо составить модель, то есть представить формулу расчета анализируемого показателя. Модели могут быть [2, c.45]:

1. Аддитивные. Значение анализируемого показателя определяется как сумма показателей-факторов. Такая модель имеет вид

У = А + В + С.

Примером аддитивной модели может быть валовая прибыль предприятия, которая складывается из таких составляющих, как прибыль от реализации, результат от прочей деятельности и сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

2. Мультипликативные. Значение анализируемого показателя определяется как произведение показателей - факторов. Такая модель имеет вид

У = А * В * С.

Большинство моделей, используемых в факторном анализе - мультипликативные. Например, выручку можно представить как произведение количество продукции на стоимость единицы продукции. Суммарные материальные затраты предприятия - произведение трех факторов - количество произведенной продукции, норма расхода материала на единицу продукции, стоимость единицы материальных ресурсов.

3. Кратные. Значение анализируемого показателя определяется как частное от деления двух факторов. Такая модель имеет вид

У = А / В.

В качестве примера можно привести показатель фондовооруженности, определяемый делением стоимости основных средств на численность работающих.

4. Смешанные. Такие модели могут иметь разную форму и представлять собой различные комбинации аддитивных, мультипликативных и кратных моделей:

У = А * (В + С);

У = А / (В + С);

У = (А / В) * С.

Примером такой модели может быть определение фонда оплаты труда как произведения средней заработной платы и численности. При этом средняя заработная плата представляет собой сумму нескольких составляющих - тарифной составляющей, доплат стимулирующего характера и доплат компенсирующего характера:

ФОТ = ( ЗП тар + ЗП стим + ЗП комп) * Ч.

При составлении любых моделей факторного анализа необходимо учитывать причинно-следственные отношения показателей. Например, с точки зрения арифметики два приведенных ниже выражения справедливы:

Выручка = Производительность труда * Численность;

Производительность труда = Выручка / Численность.

Оба этих выражения можно использовать для расчета неизвестной величины. Однако только одно из них можно использовать в качестве аналитической модели - можно сказать, что объем производства зависит от производительности труда, но нельзя сказать, что производительность труда зависит от выручки предприятия.

При проведении факторного анализа часто используется метод расширения факторных моделей. Например:

У = А / В.


Ту же модель можно записать в виде

У = (А/С)* (С/В).

В этом случае вместо двух абсолютных (количественных) факторов получаем для анализа два относительных (качественных) фактора.

Наиболее известным примером является формула Дюпона:

Рентабельность активов = Прибыль / Активы;

Рентабельность активов = (Прибыль/ Выручка)* (Выручка/Активы).

При этом первый сомножитель - рентабельность продаж, второй сомножитель - оборачиваемость активов. Действительно, рентабельность (отдача) активов зависит от того, насколько рентабельную продукцию производит предприятие, и от того, насколько быстро происходит оборот вложенного в активы капитала:

Рентабельность собственного капитала = Прибыль / Собственный капитал;

Рентабельность СК = (Прибыль/Выручка)*(Выручка/Активы)*(Активы/СК).

При этом первый сомножитель - рентабельность продаж, второй - оборачиваемость активов, третий - структура капитала.

В условиях рыночных отношений значительно усложняется процесс управления предприятием, которому предоставлена полная хозяйственная и финансовая самостоятельность.

Основные функции управления - контроль и регулирование. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все в большей мере зависит от уровня информационного обеспечения управленцев всех уровней.

Но мере самостоятельного выбора организационной формы предприятия, вида деятельности, рынков сбыта, свободного ценообразования усложняются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета.

Финансовый учет как основная часть информационной системы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией и не предоставляет информацию для планирования и координации будущего развития предприятия в условиях рынка. В этих условиях неизбежным становится появление управленческого учета как самостоятельного направления бухгалтерской деятельности.

Весь бухгалтерский учет начинает делиться на финансовый и управленческий. Задачей управленческого учета является составление отчетов для целей периодического планирования и контроля, для принятия решений в нестандартных экономи-ческих ситуациях. Эти отчеты составляются для внутренних пользователей бухгалтерской информации и должны содержать информацию не только об общем финансовом положении пред-приятия, но и о состоянии дел непосредственно в области про-изводства.

Менеджеры (управляющие) нуждаются в информации, ко-торая поможет им в принятии решений, контроле и регули-ровании управленческой деятельности. Это: продажные цели, затраты на производство, спрос, рентабельность продукции, производимой на их предприятии, конкурентоспособность и т. д. Для менеджера важна любая информация, независимо от того, является она объектом учета или нет. Такую инфор-мацию и призван предоставить управленческий учет.

В отечественной практике данное понятие пока не ис-пользуется. Но было бы ошибочным утверждать, что уп-равленческий учет - нечто новое для наших предприятий. Многие элементы его входят в наш бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции), оперативный учет (оперативная отчетность), экономический анализ (анализ себестоимости продукции, оценка выполнения заданий, обоснование принимаемых ре-шений и т. д.).

Однако эта информация разбросана между различными службами, формируется с опозданием, например, анализ эко-номической деятельности проводится, когда основные финан-совые показатели уже сформированы и повлиять на них не-льзя. Эффективность работы отдельных подразделений пред-приятия практически не анализируется.

В условиях централизованной системы управления прово-дились мероприятия по внедрению внутреннего хозяйственно-го расчета, который, в сущности, является прообразом управ-ления по центрам ответственности. Методы управленческого учета, применяемые в условиях административных мер уп-равления, не давали должного результата. Это объясняется от-сутствием собственника, заинтересованного в снижении затрат на производство и повышении его эффективности. Только в условиях рыночных отношений возможна независимая интеграция учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контро-ля и анализа с целью подготовки информации для оператив-ных управленческих решений и прогнозирования будущего раз-вития предприятия.

2. Экономическая сущность управленческого учета на предприятии

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью орга-низации.

^ Управленческий учет -- это связующее звено между учет-ным процессом и управлением предприятием.

Предметом управленческого учета выступает производствен-ная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений (центров ответственности).

Объектами управленческого учета являются затраты и ре-зультаты хозяйственной деятельности предприятия и его цен-тров ответственности, внутреннее ценообразование и внутрен-няя отчетность.

В управленческом учете используются самые разнообраз-ные методы:

элементы метода финансового учета (документация, ин-вентаризация, двойная запись, группировка и обобще-ние, отчетность);

индексный метод;

приемы экономического анализа;

математические методы.

Следовательно, метод управленческого учета представляет собой системный оперативный анализ информации.

Развитие управленческого учета произошло на базе производственного, калькуляционного учета. Поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство и кальку-лирование.

Современный производственный учет призван наблюдать за затратами производства, анализировать причины перерас-хода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозами, стандартами и выявлять возможные резервы снижения за-трат. Производственный учет включает в себя учет издержек по видам, по местам их возникновения, по носителям.

Следовательно, важнейшими целями управленческого учета являются:

оказание информационной помощи управляющим в при-нятии оперативных управленческих решений;

контроль, планирование и прогнозирование экономичес-кой эффективности деятельности предприятия;

обеспечение базы для ценообразования;

выбор наиболее эффективных путей развития предпри-ятия.
^ Тема 2. Специальные методы управленческого экономического анализа.
Статистические дисциплины играют важную роль в системе экономического образования. Для общеэкономических специальностей, статистика является основой для разработки и совершенствования методов экономического анализа. Сама же статистика - самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Понятие "статистика" происходит от латинского слова "status", которое в переводе, означает - положение, состояние, порядок явлений. Эта наука, изучающая положение дел в государстве. Главная её задача - это сбор цифровых данных, их обобщение и переработка. В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических данных, независимо от их природы и методы их анализа рассматриваются математической статистикой и общей теорией статистики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconТема Научные основы экономического анализа
Анализ в переводе с греческого означает разделение. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний,...

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconБреус Е. В. Основы теории и практики перевода
Библиографический список литературы по английскому языку по специальности «Перевод»

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconРоссийской Федерации Уральский государственный экономический университет...
Тема Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconА. А. Дегтярёв Основы политической теории
...

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине...
Решетов Константин Юрьевич. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной...

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconПрограмма для студентов Программу разработала к э. н, доцент Г. С....
Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» призвана дать студентам

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconВселенной бесконечной в пространстве и во времени
Аннотация. Показана история возникновения теории Большого взрыва. Дается анализ корректности основ теории Фридмана и основ закона...

Тема Экономический анализ: основы теории и практики icon1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства...
Тема роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconМетодические указания к контрольной работе по дисциплине «Экономический...
Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 051800 «Учет и аудит (по отраслям)»

Тема Экономический анализ: основы теории и практики iconРеклама в коммуникационном процессе Курс лекций
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, изучающих дисциплину «Реклама и паблик рилейшнз»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница