Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология»




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология»
страница1/3
Дата публикации06.09.2013
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Социология труда и экономическая социология»
для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100.65 «Социология»

Автор: О.П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Целью освоения дисциплины «Социология труда и экономическая социология» - является формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии социологии труда и экономической социологии, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, овладение навыками социологического исследования социально-экономических явлений и процессов современного общества.

^ Основные задачи курса «Социология труда и экономическая социология»:

В результате изучения курса студенты должны:

• получить базовые представления об основных тенденциях развития социологии труда и экономической социологии;

• овладеть категориями и понятиями данной науки;

• получить представление об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования социально-экономической жизни общества;

• овладеть навыками теоретического и эмпирического анализа социальных механизмов и институтов регуляции трудового и экономического поведения, профессиональной и экономической стратификации общества, социальной организации труда, отраслевого и регионального разделения труда, трудовой и экономической мобильности субъектов экономического поведения на макро- и микроуровнях;

• овладеть методами решения прикладных задач в рамках данной проблематики.

Общий курс «Социология труда и экономическая социология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социология», является теоретико-методологическим основанием для профессиональной специализации в области экономической социологии и социологии труда, читается на IV году обучения. Учебная дисциплина «Социология труда и экономическая социология» тесно связана с такими дисциплинами, как экономика, социология, социология организаций.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения курса студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, определенного рамками учебной программы; показать научную эрудицию, знакомство с теоретическими моделями, разработанными отечественными и зарубежными специалистами; знание фундаментальных работ в области социологии труда и экономической социологии; владение навыками работы с научной литературой; умение раскрыть, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения; умение анализировать процесс развития теоретического знания и приоритетные социально-экономические проблемы современного общества; знание основных методов прикладных исследований.

Знания и умения студентов, завершивших изучение курса «Социология труда и экономическая социология», должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений Государственного образовательного стандарта.
^ Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№№

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Раздел 1. Социология труда

1.1.

Социология труда как научная дисциплина и элемент общей системы знания о труде: предметная область, структура и функции. Предмет и задачи социологии труда. Основные категории. Типы и направления исследований в социологии труда.

10

2

2




6

1.2.

История отечественных и зарубежных школ и направлений в социологии труда.

14

2

4




8

1.3.

Отраслевое и этнорегиональное подразделение труда.

6

2







4

1.4.

Профессии и профессиональная структура общества. Трудовая мобильность.

10

2

2




6

1.5.

Функционально-технологическая структура трудовой деятельности. Условия труда: содержание, структура, функции.

10

2

2




6

1.6.

Субъекты труда, их функции и характеристики. Трудовая мотивация. Трудовое поведение: содержание, структура, функции. Социальные механизмы регуляции трудового поведения.

14

2

4




8

1.7.

Социология трудовых коллективов. Трудовые конфликты и забастовки.

10

2

2




6

1.8.

Прикладная социология труда.

6

2







4

2.

Раздел 2. Экономическая социология

2.9.

Предмет, метод и направление экономической социологии. История экономической социологии.

10

2

2




6

2.10.

Модели «экономического человека» (homo economicus) и их роль в развитии экономической социологии.

10

2

2




6

2.11.

Социально-экономические уровни. Макроэкономическая социология. Основные социально-экономические модели России и стран мира. Региональная экономическая социология.

10

2

2




6

2.12.

Микроэкономическая социология.

10

2

2




6

2.13.

Структура и функции предпринимательского поведения. Основные характеристики потребительского поведения.

10

2

2




6

2.14.

Социально-экономическая стратификация и её характеристики. Социально-экономическая мобильность. Социально-экономическое неравенство.

14

2

4




8

2.15.

Прикладные методы экономической социологии. Социальный маркетинг.

6

2







4




ВСЕГО

150

30

30




90


Содержание практических занятий
Семинар 1 по теме: «Предмет и задачи социологии труда. Основные категории» (2 часа)
План семинара:

1. Понятие о труде. Предмет и метод социологии труда.

2. Уровни знания в структуре социологии труда: метатеоретический, общетеоретический, частнотеоретический, эмпирический, прикладной.

3. Основные категории социологии труда.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова роль труда в функционировании и развитии общественного производства?

2. Как можно определить роль труда в процессе производства?

3. Ведёт ли научно-техническая революция к снижению роли человека в производстве?

^ Задания для самостоятельной работы:

Сравните определения предмета социологии труда в различных учебниках по социологии труда.

Список литературы:

Основная:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.14-36.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1994.

Генкин Б.М.  Экономика и социология труда.  М., 2006.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.

Маркс К. Капитал. Собр. Соч. 2-е изд. Т.23. с. 50-53, 188-196. 
Дополнительная:

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М.: Высш.шк.,1989. С.54-59.

Маркович Д. Социология труда. Перевод с сербскохорватского. Под  ред. Н.И.Дряхлова, Б.В.Князева. М.: Прогресс, 1988. С.117-166.

Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М., 1990.

Семинар 2 по теме: «Этапы становления и развития социологии труда» (4 часа)

План семинара:

  1. Зарубежные школы и направления.

  2. Отечественные школы и направления.

^ Темы докладов (2 часа): Отраслевые направления социология труда:

Темы докладов

Психология труда

Социология профессий

Демография

Социология малых групп

Экономика труда

Социология организаций

Этнография

Социология города

Физиология труда

Социология рабочего места

НОТ

Промышленная социология

Антропология труда

Социология личности

Гигиена труда

Заводская социология

Археология

Социология образования

Трудовое право

Социология управления


^ Письменная работа (2 часа): Связь социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профиля.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка к письменной работе.

^ Список литературы:

Основная:

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. М., 2005.

Берви-Флеровский В.В. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1958-1960.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. №5.

Дополнительная:

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М.: Высш.шк., 1989. С.54-59.

Маркович Д. Социология труда. Перевод с сербскохорватского. Под  ред. Н.И.Дряхлова, Б.В.Князева. М., 1988. С.117-166.

Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М., 1990.

Семинар 3 по теме: «Профессии и профессиональная структура общества. Трудовая мобильность». (2 часа)

План семинара:

1. Определение профессий в зарубежной и отечественной научной литературе.

2. Проблема соотношения умственного и физического труда: исторический ракурс.

3. Особенности профессиональной структуры современного российского общества.

4. Социальная и трудовая мобильность.

5. Профессиональная карьера работников.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как соотносятся умственный и физический труд?

2. Каковы особенности профессиональной структуры Мурманской области сегодня.

3. Карьерист – это хорошо или плохо? Чем вы могли бы пожертвовать ради карьеры?

^ Задания для самостоятельной работы:

По материалам социально-экономической статистики охарактеризуйте изменения в профессиональной стратификации российского общества по уровню доходов, произошедшие в 90-е годы XX века: в начале ХХI века.
Список литературы:

Основная:

Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1993.

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. М., 1987.

Платонов О.А. Русский труд. М., 1991.

Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность //Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Дополнительная:

Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. СПб., 1999.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

Семинар 4 по теме: «Основные понятия организации труда». (2 часа)

План семинара:

1. Виды и границы разделения труда.

2. Производственный, технологический и трудовой процессы.

3. Условия труда.

4. Рабочее место. Структура производственной операции.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как формируются профессионально-квалификационные группы на основе видов разделения труда?

2. В чем сущность границ разделения труда? Объясните сущность их установления.

3. Назовите факторы, определяющие степень дифференциации трудового процесса.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте классификацию факторов условий труда.

2. Рассмотрите основные причины теоретической дискуссии по проблемам научной организации труда в 20-е годы (школа П.М.Керженцева и А.К.Гастева).
Список литературы:

Основная:

Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2006. Гл.7.

Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. М., 2001. Гл.6.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. М., 2005.

Дополнительная:

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. М., 1987.

Кравченко А.И., Щербина В.В. Социология труда и производства // Социология в России. М., 1998.

Мизес Л. Человеческая деятельность. М., 2001.

Социология труда. /Под ред. Н.Дряхлова, А.Кравченко, В.Щербины. М., 1993.

Семинар 5 по теме: «Трудовая мотивация. Трудовое поведение». (4 часа)

План семинара:

1. Понятия «мотив», «мотивация», «потребность».

2. Роль потребности в формировании мотива.

3. Основные концепции трудовой мотивации в западной социологии.

4. Трудовое поведение: виды и механизмы регулирования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова роль заработной платы как стимула в советском обществе в 80-е годы ХХ века? В 90-е годы ХХ века? В начале ХХI века?

2. Какие стимулы, с вашей точки зрения, будут для вас наиболее важными в трудовой деятельности?

3. Проанализируйте компенсаторную роль благоприятного социально-психологического климата в случае «провала» социально-экономических стимулов.

4. Что являлось основным стимулом трудовой деятельности в концепции «человека верующего»?

5. Что рассматривалось в качестве основного стимула в концепции «человека экономического»?

6. Что являлось стимулирующим началом в концепции «человека механистического»?

7. Что представляется главным стимулом трудовой деятельности в концепции «человека эмоционального»?

8. Что рассматривается в качестве основных стимулов труда в концепции «человека неомеханистического»?

9. Каковы основные положения мотивационно-гигиенической теории Ф.Херцберга?

10. В чём состоит отличие трудового от профессионального поведения?

11. По каким критериям можно дифференцировать трудовое поведение? Какие виды трудового поведения вы знаете? Изменилось ли трудовое поведение работников в России в постперестроечный период?

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните современные отечественные и западные концепции трудовой мотивации.

2. Проведите сравнительный анализ основных детерминант трудовой мотивации в теориях М.Вебера и К.Маркса.

3. Раскройте основные факторы трудовой мотивации в работах А.Тейлора.

4. Проведите сравнительный анализ факторов трудовой мотивации в условиях рыночной и централизованной экономики.

5. Систематизируйте основные факторы социальной регуляции трудового поведения, используя концепцию «социального действия» Т.Парсонса.

6. Проанализируйте основные факторы детерминации трудового поведения в социологической концепции К.Маркса.

7. Раскройте основные особенности концепции социальной регуляции трудового поведения В.А.Ядова.

8. Рассмотрите основные концепции поведенческого анализа в отечественной социологии труда (В.А.Ядов, Н.Ф.Наумова, Ю.Д.Красовский).

9. Разработайте стратификационную матрицу трудового поведения.

10. Дайте обзор проблематики социологических исследований трудового поведения по материалам журнала «Социологические исследования» за 2000-2007 гг.

Список литературы:

Основная:

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. М., 1987.

Кравченко А.И. Социология М.Вебера: труд и экономика. М., 1997.

Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. М., 2001.

Платонов О.А. Русский труд. М., 1991.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. М., 2005.

Соколова Г.Н. Социология труда. Минск, 2002.

Социология труда. /Под ред. Н.Дряхлова, А.Кравченко, В.Щербины. М., 1993.

Дополнительная:

Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1993.

Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. М., 1991.

Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972.
Семинар 6 по теме: «Потенциал человека ». (2 часа)

План семинара:

1. Понятия: рабочая сила, человеческий капитал, трудовой потенциал.

2. Компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность, организованность и ассертивность, образование, профессионализм.

3. Реализация потенциала человека.

4. Качество населения страны.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Влияет ли, с вашей точки зрения, состояние морали в обществе на эффективность экономики?

2. В чем суть теории пассионарности Л.Н.Гумилева? Как влияет пассионарность на развитие экономики?

3. Назовите характеристики творческого потенциала страны. Каков творческий потенциал России в наше время?

^ Задания для самостоятельной работы:

Проанализируйте факторы, определяющие здоровье населения страны на примере России.

Список литературы:

Основная:

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. М., 1987.

Кравченко А.И. Социология М.Вебера: труд и экономика. М., 1997.

Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. М., 2001.

Платонов О.А. Русский труд. М., 1991.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. М., 2005.

Соколова Г.Н. Социология труда. Минск, 2002.

Социология труда. /Под ред. Н.Дряхлова, А.Кравченко, В.Щербины. М., 1993.
Дополнительная:

Кравченко А.И., Щербина В.В. Социология труда и производства // Социология в России. М., 1998.

Лапин Н.И. Пути России. М., 2000.

Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. СПб., 1999.

Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Экономика русской цивилизации. М, 1995.

Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
Семинар 7 по теме: «Предмет экономической социологии». (2 часа)

План семинара:

1. Границы между экономическими и экономико-социологическими подходами. Пересечение объектов исследования.

2. Понятия «экономики» и «хозяйства». Понятие экономического действия, его основные элементы.

3. Модель «экономического человека» и её эволюция.

4. Модель «социологического человека» и её эволюция.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие новые подходы появились в экономической социологии в конце ХХ века? Чем «новая» экономическая социология отличается от «старой»?

2. Чем различаются методы сбора и анализа данных в экономической теории и экономической социологии?

3. Каковы основные принципы построения моделей «экономического человека» и «социологического человека»? Чем различаются мотивы действия «экономического человека» и «социологического человека»?

4. Чем стратегии действий отличаются от практик?

Задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте содержание теоретической дискуссии о предмете экономической социологии.

2. Раскройте специфику социологического и экономического анализа экономической сферы жизнедеятельности общества.

3. Охарактеризуйте этапы развития отечественной экономической социологии.

4. Охарактеризуйте этапы развития зарубежной экономической социологии.
Список литературы:

Основная:

Вейзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS. 1993. Т.1. Вып.3. С.115-130. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т.3. № 3. С.44-58. (http://www.ecsoc.msses.ru).

Радаев В.В. Экономическая социология.М., 2005. Гл.1-3.

Дополнительная:

Акерлоф Дж. Интервью // Экономическая социология. 2002. Т.3. № 3. С.6-12. (http://www.ecsoc.msses.ru).

Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. Т.2. № 5. С. 49-58. (http://www.ecsoc.msses.ru).

Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. 1993. Т.1. Вып.3. С.51-72. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Радаев В.В. К обоснованию модели поведения человека в социологии (основы «экономического империализма») // Социологические чтения. М., 1997. Вып.2. С.177-289. (htth://www.ecsoc.ru).

Семинар 8 по теме: «Хозяйственная мотивация и типы рациональности». (2 часа)

План семинара:
1. Общее понятие хозяйственного мотива. Экономический интерес как основной мотив «экономического человека».

2. Социальные нормы как источник хозяйственной мотивации. Типические действия, конвенции и правила.

3. Принуждение как источник хозяйственной мотивации. Формы принуждения.

4. Понятие рационального действия в экономической социологии. Иерархии хозяйственных мотивов. Рациональность как переменная величина. Границы рациональности и множественность типов рационального действия.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Можно ли свести мотивацию к экономическому интересу?

2. Каково влияние социальных норм на хозяйственные действия?

3. Какие формы принуждения побуждают человека к хозяйственным действиям?

4. В чем специфика экономического и социологического подходов к понятию рациональности?

5. Чем различаются формальная и содержательная рациональность?

6. Чем обусловлено признание множества типов рациональности?

^ Задания для самостоятельной работы:

Определите основные принципы социологического анализа модели «homo economicus».

Список литературы:

Основная:

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Т.1. 1993. Вып.1. С.24-40. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994. С.76-86. (htth://www.libertarium.ru).

Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005. Гл.3-5.

Дополнительная:

Израэль И. Психология мотивации или социология ограничений // THESIS. Т.1. Вып.3. С.92-114. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Коулман Дж. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Экономическая социология. 2004. Т.5. № 3. (http://www.ecsoc.msses.ru).

Семинар 9 по теме: «Рынок как форма хозяйства». (2 часа)

План семинара:

1. Общее понятие рынка и его основные элементы.

2. Рынок как историческая форма интеграции хозяйства.

3. Рынок как социальная конструкция. Социокультурный подход к анализу рынка.

4. Формирование новых рынков в современной России.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Из каких основных элементов складывается общее понятие рынка в экономической теории и экономической социологии?

2. Чем отличается рынок от других исторических форм интеграции хозяйства?

3. В чем состоят различия сетевого и неоинституционального подходов к анализу рынка?

4. Какие существуют способы координации действий между участниками рынка?

^ Задания для самостоятельной работы:

Определите особенности новых рынков в современной России.
Список литературы:

Основная:

Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002. Гл.6.

Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. 1993. Т.1. Вып.2. С.10-17. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003. Гл.1-2.

Дополнительная:

Аболафия Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т.4. № 2. С.63-72. (http://www.ecsoc.msses.ru).

Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. 2003. Т.4. № 3. С.61-105. (http://www.ecsoc.msses.ru).

Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. № 3. С.28-37. (htth://www.ecsocman.edu.ru).


Семинар 10 по теме: «Социология предпринимательства». (2 часа)

План семинара:

1. Общее понятие предпринимательства.

2. Исторические и социальные корни предпринимательского духа (М.Вебер, В.Зомбарт). Предприниматель, мещанин, бюрократ – три составляющие капиталистического духа.

3. Средневековое и капиталистическое предпринимательство. Историческая эволюция предпринимательских групп.

4. Социально-психологический портрет и мотивы предпринимателя (Й.Шумпетер и др.). Прирожденное и вынужденное предпринимательство.

5. Социальный статус групп предпринимателей.

6. Этническое предпринимательство.

7. Социальный портрет предпринимателя в дореволюционной и современной России.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каковы основные подходы к определению предпринимательства как экономической функции?

2. Из чего складывается общее понятие предпринимательства?

3. Чем различаются фигуры предпринимателя, мещанина и бюрократа?

4. Чем различаются средневековый и современный предприниматель?

5. Каков психологический портрет современного предпринимателя и структура его мотивации?

6. Почему предпринимательские группы часто оказываются в маргинальной статусной оппозиции?

7. Почему одни этнические группы успешнее других занимаются предпринимательской деятельностью?

8. Чем различаются предприниматели в дореволюционной и современной России?

^ Задания для самостоятельной работы:

Систематизируйте основные концепции предпринимательского поведения.
Список литературы:

Основная:

Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. С.45-49, 82-103.

Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005. Гл.9-10.

Уолдингер Р., Олдрич Х., Уорд Р. Этнические предприниматели // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М., 2004. С.340-365.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С.169-195.

Дополнительная:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.61-106, 136-207; или Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1972. (http://www.warwick.ac.uk/arneg/books.html).

Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3. С.3-12.

Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г.Ясина, А.Ю.Чепуренко, В.В.Буева. М., 2003.

Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории // Мир России. 1995. Т.4. № 1. С.159-180.

Радаев В.В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис. 1993. № 5. С.79-87.

Семинар 11 по теме: «Социология занятости». (2 часа)

План семинара:

1. Общие понятия занятости и рынка труда.

2. Неоднородность рынка труда.

3. Гибкая занятость и сегментация рынка труда. Внутренние и внешние рынки труда. «Ядро» и «периферия» рынка труда.

4. Понятие «человеческого капитала» и социальные механизмы заполнения рабочих мест.

5. Безработица, ее виды. Порядок и условия признания граждан безработными.

6. Особенности современного рынка труда России и Мурманской области.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Может ли существовать полная занятость?

2. Следует ли считать фрикционную и структурную безработицу неизбежной?

3. Опишите природу и причины сегментации рынка труда.

4. Какие категории граждан относятся к занятому и незанятому населению?

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите перспективы развития рынка труда в России.

2. Каковы перспективы развития рынка труда в Мурманской области?
^ Список литературы:

Основная:

Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социокультурный взгляд // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М., 2004. С.369-399.

Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. М., 2001. С.11-39.

Радаев В.В.Экономическая социология. М., 2005. Гл. 15-16.

Дополнительная:

Беккер Б. Человеческий капитал и распределение времени // Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003. С.49-154.

Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., 2001. С.6-28.

Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е. Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятий? М., 2004. (http: // www.hce.ru).

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. Гл.4.
Семинар 12 по теме: «Социальная стратификация». (2 часа)

План семинара:

1. Классы в экономической теории.

2. Исходные стратификационные понятия. Взаимосвязь структуры, сознания и действия как основная проблема стратификационного анализа.

3. Проблема статусного рассогласования.

4. Понятие стратификационной системы. Основные типы стратификационных систем. Общество как комбинация стратификационных систем.

5. Понятие хозяйственной элиты. Понятие средних классов. Низшие классы и андеркласс.

6. Основные подходя к измерению бедности.

7. Стратификационные идеологемы. Характер и границы российских средних классов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Чем различаются реальные и статистические социальные группы?

2. В чем заключается проблемы соотношения структуры, сознания и действия в стратификационной теории?

3. Какие последствия имеет декомпозиция статусов?

4. Как раскрывается понятие стратификационной системы?

5. Какие типы стратификационных систем наиболее важны для анализа современного российского общества?

^ Задания для самостоятельной работы:

Изложите свою точку зрения на вопрос: есть ли средний класс в современной России.

Список литературы:

Основная:

Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. Вып.1. М., 1992. С.19-38.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С.147-156.

Дэвис К. Концептуальный анализ стратификации // Социальная стратификация. Вып.1. М., 1992. С.139-159.

Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005. Гл.20-21.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996. Гл.3, 5. (http://www.ecsoc.ru).

Дополнительная:

Богомологва Т.Ю., Саблина С.Г. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации: презентация классической концепции // Рубеж. 1997. № 10-11. С.58-65. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Ленски Г. Статусная кристаллизация: невертикальное измерение социального статуса // Социологический журнал. 2003. № 4. С.126-140.

Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С.373-424.

Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т.М.Малеевой. М., 2003. (htth://pubs.carnegie.ru).

Уорнер У.Л. Социальный класс и социальная структура // Рубеж. 1997. № 10-11. С.42-57. (htth://www.ecsocman.edu.ru).
Семинар 13 по теме: «Социология потребления». (2 часа)

План семинара:

1. Общее понятие потребления.

2. Экономические теории потребления.

3. Потребление и социальная дифференциация. Престижное потребление и демонстративная праздность (Т.Веблен).

4. Потребление и соучастие (Дж.Бурстин).

5. Потребление и пространство стилей жизни. Понятие габитуса (П.Бурдье).

6. Потребительская и знаковая стоимость продуктов.

7. Общество потребления и его основные тенденции.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что такое потребление?

2. Каковы ограничения традиционного экономического подхода к анализу потребления?

3. По каким причинам возникает престижное потребление?

4. Как потребительские практики используются в процессе социальной дифференциации?

5. Что такое габитус?

6. В чем заключается разница между потребительской стоимостью, стоимостью и знаковой стоимостью?

Задания для самостоятельной работы:

1. Какие тенденции характеризуют современное общество потребления?

2. Какова специфика потребительского поведения в современной России? В Мурманской области?
Список литературы:

Основная:

Бурдье П. Различение (фрагменты книги) // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М., 2004. С.537-565.

Димаджио П. Культура и хозяйство // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М., 2004. С.471-518. См.также: Экономическая социология. 2004. Т.5. № 3. С.51-58. (http://www.ecsoc.msses.ru).

Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005. Гл.18.

Дополнительная:

Беккер Г. De Gustibus Non Est Disputandum // Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003. С.488-518.

Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1999.

Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. № 2. С.44-59. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Бурстин Д.Дж. Сообщества потребления // THESIS. 1993. Т.1. Вып.3. С.231-254. (htth://www.ecsocman.edu.ru).

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С.108-133.

Радаев В.В. Обычные и инновационные практики // Средние классы в России: экономические и социальные стратегии. М., 2003. (htth://pubs.carnegie.ru).

Рощина Я.М. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3. С.114-127.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика»...
Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»...
«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 "Социология"...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология духовной жизни»
Автор: Васильева В. Н., доктор социологических наук, доцент, проф кафедры «Социальных наук»

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconГончарова Наталья Владимировна
Сфера научных интересов: молодежные телесные практики, социология здоровья, социология питания

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «История» Рекомендуется...
Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т ч и защите национальных интересов России

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда и экономическая социология» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология» для направления 031900....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница