Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства




Скачать 438.71 Kb.
НазваниеПетербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства
страница1/4
Дата публикации20.06.2013
Размер438.71 Kb.
ТипКурсовая
lit-yaz.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4


Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет
Кафедра экономики судостроительного производства


Курсовая работа

по теории экономического анализа
«Методы управления запасами предприятия»


Выполнила:

Грабина Ирина

гр.4301

Проверила преподаватель:

Брехова И.В.


Санкт-Петербург

2007 год

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение………………..……………………………………………………………………….3




  1. Логистика запасов в логистической системе промышленного

предприятия.

  1. Место логистики запасов в логистической системе организации………………………………………………………………………………………..4

  2. Причины для создания товарно-материальных запасов………………………………6

  3. Категории товарно-материальных запасов………………………………………………8

  4. Виды товарно-материальных запасов…………………………………………………...10

2.4.1 Классификация по месту нахождения………………………………………………...10

2.4.2 Классификация по исполняемой функции……………………………………………10

2.4.3 Классификация по времени……………………………………………………………..10


  1. Характеристика систем управления запасами.

  1. Логистические системы управления запасами…………………………………………12

  2. Основные системы управления запасами………………………………………………17

  1. Система с фиксированным размером заказа. Расчет «EOQ»…………………...17

  2. Система с фиксированным интервалом времени между заказами……………..18

  1. Прочие системы управления запасами………………………………………………….20

  1. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня……………………………………………………………………………………..........…20

3.3.2. Система «минимум-максимум»………………………………………………………..20


  1. Определение оборотных заделов при межоперационном пролеживании…………21


5. Выявление и определение страхового запаса………………………………………….23


  1. Заключение. Возможности решения проблемы управления запасами…………….24




  1. Используемая литература………………………………………………………………….27


Введение.

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.

Общепринятым является отнесение продуктов труда к товарным запасам у предприятий отраслей обращения от момента их поступления на эти предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям.

Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов.

Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости запасов на предприятие, а следовательно и снижение размеров запасов, вплоть до работы с колес, запасы по-прежнему занимают главную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями работы.

Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товароматериальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.

^ Логистика запасов логистической системе промышленного предприятия
Место логистики запасов в логистической системе организации.

Логистика запасов занимает ключевое место в логистической системе как отдельной организации, так и экономики в целом. Обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения всех стадий производственного процесса необходимыми запасами в оптимальном количестве и заданного качества - важнейшая гарантия эффективного функционирования организаций и экономики регионов.

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои большие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.

Изменения объема товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объем инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь количество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.

Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени возможно сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного акселератора» ( J = k*D, где J - уровень запасов, D - спрос и k - коэффициент неравномерности спроса), они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управлению запасами. Используя больший объем разнообразных данных за весьма длительный период и применяя модифицированный вариант указанного акселератора («гибкий акселератор»), зарубежные исследователи предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих запасов, приближая из к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За 12-месячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удавалось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основном совершенствованием системы управления запасами на основе использования компьютерной техники.

Ряд ученых США пришли к заключению, что если бы удалось поставить под контроль 75% колебаний уровня инвестиций в товарно-материальные запасы, экономика этой страны не испытала бы ни одной из послевоенных рецессий, во время которых цены, объем производства и прибыли падали, а безработица росла. Следствием такого вывода стали требования к правительству принять меры, чтобы приглушить слишком резкие колебания уровня товарно-материальных запасов, уменьшить ущерб, который наносится этими колебаниями.

С этой целью были внесены предложения, включающие в том числе ввод специального налога, которым облагались бы компании, допускающие чрезмерное колебание уровня своих запасов. До настоящего времени большинство предложений остались нереализованными, поскольку трудно определить, какое же именно колебание уровня запасов допустимо для каждой отдельной фирмы. Более того, некоторые специалисты-практики высказали предположение, что вмешательство правительства, выражающееся в манипулировании ставками процента, не сможет заметным образом повлиять на объем инвестиций в товарно-материальные запасы на уровне фирмы. Однако установление государственного норматива и взимание штрафов за его превышение в Швеции опровергает излишнюю осторожность их американских коллег и подтверждает эффективность мер, приведших к снижению товарно-материальных запасов и сокращению расходов на них.

^ Причины для создания товарно-материальных запасов

Существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:

  1. издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) - дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;

  2. издержки в связи с потерей сбыта - в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

  3. издержки в связи с потерей заказчика - в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).

Первые два вида издержек относятся к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки - тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности. Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.

Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области, и определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других - за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.

Так, фирмы выпускающие железнодорожный подвижной состав, характеризуются тем, что производство осуществляется по заказам потребителя. Никто не станет просто так создавать запасы, например, дизельных двигателей. В швейной промышленности создаются лишь минимальные запасы готовой продукции, что объясняется непостоянством вкусов и моды. В последнем случае значительная часть средств вкладывается в незавершенное производство - полуфабрикаты, которые заготовляются для того, что бы быстро отреагировать на изменение потребностей рынка изделий.

Прямую противоположность представляют собой ситуация в фирмах, выпускающих шины. Успех здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовлетворяется спрос и поэтому готовые изделия должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, так как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции и осуществляется неоднократная продажа одному и тому же потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара. Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство в фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне.

Коэффициенты оборачиваемости капитала характеризуются значительной изменчивостью, и существенно отличаются не только у преуспевающих компаний, но и у фирм различного типа. Последнее объясняется в основном спецификой структуры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезонными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, принятыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций. Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов.

В настоящее время в промышленно развитых странах с рыночной экономикой существует весьма существенный разрыв между теорией и практикой принятия решений в рассматриваемой сфере. Народное хозяйство большинства стран Запада пережило эру экономического роста, характеризовавшего их послевоенное развитие. Первоначально рост достигался за счет энергичного покрытия отлаженного спроса, накопившегося за годы войны. Впоследствии расширение потребительского спроса также поддерживало высокие темпы роста, который обеспечивался, кроме того, формированием новых внутренних рынков и рынков в развивающихся странах. При такой экономической обстановке для руководства фирм было резонным направлять все усилия на обеспечение быстрого роста объема продаж. Управление запасами и планирование производства в этот период стояли на втором плане.

В шестидесятые годы у высшего руководства фирм появилась возможность использовать достижения научно-технического прогресса. Управление деятельностью фирм стало осуществляться на основе применения вычислительных машин. В связи с чем возросли требования к получению информации относительно затрат на текущую производственную деятельность, в том числе на создание и хранение товарно-материальных запасов. Управление запасами и планирование производства стали играть более заметную роль в хозяйственной деятельности фирм.

В 70-80-ые годы произошли еще более важные изменения в сфере производства, что привело к замедлению темпов экономического роста и существенным пер менам на рынке. Покупатель начал требовать максимально разнообразной продукции (или максимальной свободы выбора). Количество видов изделий, требуемого для насыщения рынка, становится все большим, соответственно жизненные циклы товаров - короче. Все это привело к расширению номенклатуры товаров, и, во многих случаях повышению издержек производства. Поэтому среди прочих вопросов, которые встают перед руководством фирм, не последне место занимает повышение эффективности распределения внутренних ресурсов, то есть, совершенствование управления товарно-материальными запасами.

^ Категории товарно-материальных запасов

Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлась своего рода «страховкой».

Существует три вида товарно-материальных запасов: 1) сырьевые материалы; 2) товары, находящиеся на стадии изготовления; 3) готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются наследующие категории:

  • технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;

  • текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

  • резервные (страховые, или «буферные»; иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).

^ Технологические и переходные запасы. В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В системах материально-технического снабжения, в которых перемещение запасов с одного уровня на другой занимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших промежутках времени между изготовлением товара и его прибытием в готовом виде на склад) общее количество технологических запасов будет сравнительно большим. Точно также при больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет иметь место накопление большого количества переходных запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара будет составлять в среднем 400 изделий.

Для вычисления (оценки) среднего количества технологических, или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconПетербургский Государственный Морской Технический Университет кафедра философии реферат
На протяжении всего периода существования православной церкви в России существовали и параллельно развивались две богословские ориентации...

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconСанкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран
Восточно-казахстанский государственный технический университет имени д. Серикбаева

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconВестник итарк
Кафедра информационных систем Сыктывкарского лесного института (филиала) гоу впо «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический...

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconО конкурсе рефератов «Атомная наука и техника» для учащихся средних...
Ректор гоу впо санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconБелорусский государственный университет экономический факультет кафедра...
Рекомендовано кафедрой теоретической и институциональной экономики экономического факультета

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconСанкт-петербургский государственный университет юридический факультет кафедра гражданского права
Выпускная квалификационная работа студента 4 курса дневного отделения Жирнова Романа Александровича

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconПетербургский Государственный Университет Математико-механический...
Генерация редакторов по конкретному синтаксису нотаций редакторов (метамоделям) 16

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства icon2013 год Санкт-Петербургский государственный университет сервиса...
До творческих испытаний допускаются абитуриенты, прошедшие консультацию и представленные к творческим испытаниям!

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconСанкт-петербургский государственный университет философский факультет Кафедра культурологии
Отделение русистики и славистики и Центр русистики факультета гуманитарных наук Латвийского университета, Латвия

Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра экономики судостроительного производства iconЯзыковая картина мира в текстах английских эпиграмм
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница