В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках




Скачать 101.66 Kb.
НазваниеВ. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках
Дата публикации15.06.2013
Размер101.66 Kb.
ТипДоклад
lit-yaz.ru > Философия > Доклад


Доклад на Международной конференции: Философия экологического образования. (Москва. 16-18 января 1996г.)
ОБ ЭВОЛЮЦИОННОЙ БЛИЗОРУКОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.

(От экологической религии к экологической науке)

В.А.Геодакян
1. Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках которых ясно сформулированы хотя бы цели и задачи. Иначе, разговоры об экологическом образовании, по крайней мере, преждевременны. А имеем ли мы такие концепции? Думаю, что нет.

2. Я хочу обсудить проблему цели экологических концепций. Из чего должны исходить эти цели? На что должны быть направлены экологические усилия? К чему мы должны стремиться в идеале? Короче говоря, как ответить на вопросы: что такое хорошо? и, что такое плохо?, в экологическом плане? Кроме того, хочу показать каким образом могут быть использованы для экологических целей некоторые положения, разработанных мной изоморфных теорий половой, латеральной и хромосомной дифференциаций (главным образом, первой).

3. Когда говорим хорошо, или плохо, надо уточнить - для кого? В какой степени экология должна исходить из интересов человека, а в какой - учитывать интересы других видов, “братьев меньших” (проблема “горизонтального эгоизма”)? В какой степени из интересов живущего поколения людей, или будущих поколений потомства (проблема “вертикального эгоизма”)? Эти интересы, часто альтернативны, так же как и проблемы: исчерпаемых ресурсов, частоты смены поколений, длительности жизни и т.д., требующих “справедливых и разумных оптимумов”. Трудно представить, что грядущие поколения будут в восторге от таких успехов нашей медицины, геронтологии, трансплантации органов, генной инженерии, которые обеспечат живущим мафусаилов век, соответственно сократив их (потомков) шансы появиться на свет. Другая важная проблема, отношение живой системы с ее экологической нишей. Нет четкого понимания того, что утрата экологической ниши означает неизбежную утрату вида. Что нет никакой возможности сохранить исчезающий вид (или воссоздать из криогенных банков гамет исчезнувший вид), если исчезла экологическая ниша этого вида. Сначала нужно создать экологическую нишу, потом уже вид. Думаю, проблемы, связанные с целью экологии, больше заслуживают внимания философов и должны быть более приоритетны для них, чем философия экологического образования. Я же буду обсуждать здесь только один аспект проблемы - эволюционный.

4. Все экологические концепции, при определении цели, исходят из статической картины мира. Считается само собой разумеющимся, что необходимо сохранить, во что бы то ни стало, статус кво - существующее состояние вещей. Температуру, давление, концентрации кислорода, озона, углекислого газа в атмосфере, pH и концентрацию солей в океане, в почве, разнообразие и видовой состав биоценозов и т.д. При этом образовалась система, научно-необоснованных догм, справедливость которых, как это ни странно, ни у кого не вызывает сомнений. Например, считается, что рост концентрации углекислого газа и озона в атмосфере - это плохо; чем больше разнообразие видов, тем лучше; если появляется новый вид - это хорошо, а исчезает, существующий - это плохо и т.д. Совершенно не учитывается, во-первых, фактор эволюции, то обстоятельство, что как среда, так и живые системы непрерывно эволюционируют: эволюционируют виды, одни виды замещают другие, меняется видовой состав ценозов, и т.п. Во-вторых, не учитывается существование регуляторных отрицательных обратных связей, автоматически поддерживающих оптимумы многих важных параметров живой системы и ее экологической ниши, скажем, численность популяции, ее соотношение полов, дисперсию, половой диморфизм, плодовитость, смертность и др. Знание и учет этих регуляторных механизмов позволит нам освободиться от некоторых распространенных экологических мифов-пугал, таких как опасность демографического взрыва, может, потепления климата (СО2) , озоновых дыр и т.д.

5. Я считаю, что правильная экологическая концепция должна исходить из динамической картины мира, учитывать эволюцию как среды, так и живых систем. Исходить из того, что основой философии биологии (живого) был и остается дарвиновский адаптогенез, согласно которому, все начинается с эволюции среды, а эволюция живых систем следует в ответ на нее. Поскольку среда всегда больше системы, то направление эволюции среды диктует направление эволюции живой системы.

6. Но глобальные изменения среды, такие как, смена восстановительной атмосферы земли (CH4 , NH3) на окислительную (О2 , N2 ), ледниковые периоды, извержения вулканов, землетрясения, ураганы, цунами, лесные пожары, эпидемии и т.д., от нас не зависят и мы вынуждены, эволюционируя в нужном направлении, адаптироваться к ним. Стало быть экология должна учитывать направление эволюции, с тем, чтобы экологические усилия были согласованы с ним. Иначе экология рискует “бороться” против эволюции, а это принесет только вред.

7. Поясню, наглядно, эту мысль воображаемой ситуацией. В настоящее время, видимо, следует считать общепризнанным, что на первичной планете была восстановительная атмосфера, состоящая, в основном, из гидридов углерода, азота и кислорода, т.е. из метана, аммиака и воды. Заселяли планету в ту пору, главным образом, примитивные, с малоэффективной энергетикой, анаэробные организмы, для которых, появляющийся в результате жизнедеятельности растений свободный кислород (атмосферный, или растворенный в воде) был губительным ядом. Если анаэробные организмы тогда придерживались бы, как мы сейчас, экологической концепции сохранения, и могли бы предотвратить появление кислорода, то аэробные организмы, т.е. все высшие формы жизни, не смогли бы возникнуть!

8. Следовательно, экологическая концепция должна исходить из динамической картины мира. Не сохранять статус кво, а не препятствовать, а еще лучше, способствовать естественной эволюции. А для этого необходимо, по крайней мере, знать направление эволюции.

9. Существуют три классических источника эволюционных суждений: палеонтология, эмбриология и сравнительная морфология. Все они имеют существенные ограничения. Например, ни один из них не в состоянии определить направление эволюции, самых интересных для нас, сугубо человеческих признаков, таких как, психологические или интеллектуальные. Такую возможность дают, разработанные мной, две, изоморфные между собой, эволюционные теории: половой и латеральной дифференциации [1-3]. В чем суть этих теорий?

10. Поскольку эволюция идет методом “проб и ошибок”, то выгоднее пробовать не на целой системе, а только на ее части. Для этого необходимо разделить систему на две подсистемы и обеспечить их асинхронную эволюцию, так, чтобы одна из них начинала и кончала эволюцию раньше, чем вторая. Временной сдвиг в эволюции подсистем - эволюционный дихронизм - создает эволюционный диморфизм: две формы одного и того же признака: старую и новую, по которым можно определить направление эволюции этого признака. Иными словами, асинхронная эволюция создает между подсистемами две “дистанции”. По хронологической оси: арьергард - авангард. А по морфо-экологической оси: консервативную (удаленную от среды) и оперативную, или экологическую (более тесно контактирующую со средой). Согласно теорий, экологическими подсистемами являются: для половой дифференциации - мужской пол, а для латеральной - левое полушарие мозга и правая сторона тела. Следовательно, предлагаются два новых, мощных инструмента исследования эволюции, два “компаса” эволюции: половой и латеральный диморфизмы.

11. Если говорить о Теории асинхронной эволюции полов (ТАЭП), то в ее рамках были сформулированы десять четких правил, и среди них, специальное Экологическое правило дифференциации полов (ЭПДП). Это правило связывает основные характеристики раздельнополой популяции: соотношение полов (СП, долю мужских особей), дисперсию полов (ДП, отношение разнообразия мужских и женских особей по данному признаку) и половой диморфизм (ПД, отношение среднего генотипа мужских и женских особей по этому признаку), с одной стороны с условиями среды, а с дргой стороны, с эволюционной пластичностью (ЭП) этого признака. В оптимальных, стабильных условиях среды, когда нет необходимости в высокой эволюционной пластичности, основные характеристики уменьшаются и имеют минимальное значение, т.е. падает рождаемость (одновременно и смертность) мальчиков, сокращается их разнообразие и разница между мужским и женским полом. Все это снижает эволюционную пластичность популяции. В экстремальных же условиях, изменчивой среды, когда для быстрой адаптации требуется высокая эволюционная пластичность, идут обратные процессы: растут одновременно рождаемость и смертность (т.е. “оборачиваемость”) мужского пола, его разнообразие, четче становится половой диморфизм. Все это повышает эволюционную пластичность популяции. Следовательно, изменения среды отражаются, прежде всего на экологической подсистеме - на мужском поле. Поэтому резкие изменения половых характеристик популяции - это своего рода сигнал SOS, предупреждающий об экологическом неблагополучии. Можно привести много примеров, подтверждающих эту закономерность. Например. Описано, что у вымирающего племени “генетическая смерть” наступает раньше, чем физическая, так как перед концом в племени рождаются одни мальчики, в результате чего остаются одни мужчины. Живой ископаемой рыбы латимерии было обнаружено всего 22 экземпляра, среди которых оказалась только одна самка! В 70гг., в связи с гибелю Арала, рождаемость мальчиков в Каракалпакии за 10 лет подскочило на целых 5 % ! В те же годы в Литературной газете появилась статья видного нашего демографа Б.Урланиса “Берегите мужчин!”, в которой сообщалось, что средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране на 7,4 года короче, чем женщин. Объяснив эту разницу социальными причинами, в частности наличием женских консультаций и отсутствием - мужских, автор, чтобы выровнять длительности жизни мужчин и женщин, в конце статьи предлагал покрыть всю страну “густой сетью мужских консультаций”! В настоящее время эта разница составляет уже 15 лет! И Россия является рекордсменом по этой характеристике. Она отражает экологическую ситуацию в нашей стране. Но ее ликвидировать нельзя, так как она полезна популяции, иначе за экологическую информацию будет платить женский пол. А этого допустить нельзя.

12. Если в качестве признака рассматривать отношение (реакцию) организма на вредный фактор среды, то ЭПДП можно применить и в области патологии. Любой губительный, в начале, для популяции фактор среды, в результате адаптации, путем отбора и эволюции, постепенно становится всего лишь вредным для нее, потом индиферентным, или безразличным, со временем становится полезным, и в конце концов, необходимым. Такая картина наблюдается при длительном воздействии антибиотиков на бактерии, инсектицидов на насекомых, и других аналогичных ситуациях. Согласно ТАЭП, экологический пол (мужской), будучи эволюционным авангардом популяции, в своем переходе по адаптационному ряду: губительный вредный индиферентный полезный необходимый, опережает женский пол, т.е., в принципе, фактор, который уже стал полезным, или необходимым для мужского пола, может оставаться еще вредным, или губительным - для женского. Поэтому эпидемиологическое соотношение полов (ЭСП) - соотношение больных мужчин и женщин, в приведенном ряду изменяется закономерно. Оно максимально в начале ряда (в губительной стадии адаптации), и падает до минимума - в конце (в стадии необходимости). Стало быть, если по какой либо болезни ЭСП  1 (“мужские” болезни: подагра, рак гортани, языка, пищевода, легких, прямой кишки и т.д.), это значит, что появился новый губительный фактор среды, мужской пол ведет “авангардные бои”, “разведку боем” в поиске новых путей эволюционного развития. Говоря шахматной терминологией, это дебютная фаза партии со средой, которую играет (и жертвует) в основном мужской пол. (Например, по раку гортани, или легких в некоторых странах ЭСП = 25 - 30!). Если ЭСП  1 (мужчины и женщины болеют в равной пропорции), это значит, что фактор среды стал для популяции индиферентным, безразличным, нейтральным. Популяция в целом адаптировалась. При этом, адаптация мужского пола генотипическая, он претерпел соответствующий отбор и приобрел новое распределение генотипов, в то время как адаптация женского пола фенотипическая, модификационная. Она достигается за счет более широкой, чем у мужского пола, нормы реакции. Стало быть, по шкале адаптации: губительный-необходимый, между мужским и женским полом устанавливается определенная “дистанция” (скажем, если фактор среды для мужского пола уже полезный, для женского - еще вредный). Это соответствует миттельшпилю шахматной партии, которую играют оба пола, с той лишь разницей, что мужской пол за новую информацию сражается со средой, с тем, чтобы в дальнейшем передать эту информацию женскому полу, минуя отбор, бескровным (генетическим) путем. Если же ЭСП  1 (“женские”, не гинекологические! болезни: холециститы, ожирение с диабетом, опухоли тироидной железы и др.), оно означает, что фактор среды для мужского пола стал уже полезным или необходимым, а для женского пола он еще продолжает оставаться губительным или вредным (скажем, мужская печень, приобретя соответствующие ферменты, уже “научилась” безболезненно утилизировать калории алкоголя, в то время как женская - еще не имея их, отравляется, и в 10 раз чаще поражается алкогольным циррозом печени). Это соответствует шахматному эндшпилю, которую играет в основном женский пол: “арьергардные бои” при сдаче старых эволюционных позиций.

13. Такая трактовка легко объясняет целый ряд, до того не понятных эпидемиологических явлений и предсказывает новые закономерности. Например, связь между заболеваемостью, тяжестью болезни и ЭСП. Для “мужских” болезней (рак желудка, по многим странам, рак кожи) с ростом заболеваемости ЭСП падает, а для “женских” (эндемический, диффузный токсический зоб, холецистит) наоборот, с ростом заболеваемости ЭСП растет [4]. Из этой закономерности можно сделать некоторые, очень интересные, эпидемиологические выводы. Например, разные значения ЭСП по СПИДу в разных популяциях теория позволяет связать с длительностью “знакомства” данной популяции с этой инфекцией. Если для Азии ЭСП 15, при минимальной численности больных, для Америки и Европы 10, а для Африки 1, при максимуме инфицированных, то теория позволяет считать, что африканский СПИД “старше” американского и европейского , а самый “молодой” СПИД - азиатский. И чем выше ЭСП, тем более тяжелая, форма болезни наблюдается у женщин. Кроме того, высокие значения ЭСП говорят о том, что причину заболевания следует искать в изменениях среды, а саму болезнь следует трактовать как “авангардные бои”. В то время как, низкие значения ЭСП говорят о том, что причину нужно искать в половом диморфизме (признак, который уже есть у мужского пола, но еще нет у женского), а болезнь следует трактовать как “арьергардные бои”. И в этом случае, соответственно, более тяжелая форма болезни наблюдается у мужчин. Иными словами, максимальная заболеваемость имеет место при ЭСП = 1, при этом у обоих полов минимальная тяжесть болезни. А минимальная заболеваемость наблюдается для ЭСП  1 и ЭСП  1 , при этом в обоих случаях у титульного пола (с более высокой заболеваемостью) легче протекает болезнь, т.е. для каждого пола страдать “чужой” болезнью хуже, чем “своей”.

14. Итак, предлагается: (1) новая экологическая концепция, нацеленная не на сохранение статуса кво, а на сохранение возможности естественной эволюции; (2) два новых метода (“компаса”) определения направления эволюции прогрессивных форм: полового диморфизма для раздельнополых и латерального диморфизма для билатеральных; (3) экологическое правило дифференциации полов для нормы, три индикатора качества экологической ниши раздельнополой популяции: СП, ДП, ПД; (4) правила половой и латеральной эпидемиологии для области патологии, связь ЭСП с заболеваемостью и тяжестью болезни.
Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, Институт человека РАН. Москва.
Литература

1. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. В: Человек в системе наук. М. : Наука, 1989, с.171-189.

2. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола. Природа. 1991, № 8, с. 60-69.

3. Геодакян В.А. Асинхронная асимметрия. Журн.ВНД. 1993. Т.43, № 3, с. 543-561.

4. Большая медицинская энциклопедия. Соответствющие статьи.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconПарадоксы культурологии
Язык есть язык (а не набор звуков или черточек), только если на нем можно говорить о том, что языком не является (а если речь идет...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconНе может этого быть, в конце концов. Скорее, учащенное сердцебиение,...
Но зачем? Разве что-то имеет смысл? Возможно, да, но скрытый смысл, который постигается уже потом, гораздо позднее, или не постигается,...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconКонтрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconЧеловеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи,...
Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconЧеловеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи,...
Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconАнастасия Семенова Магия родного дома. Энергетика, карма, исцеление
Дом может дать обитателям здоровье и счастье в том случае, если знать законы «домоведения», если уметь корректировать неблагоприятную...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconЧистилище жизнью от автора «Когда я там, я точно знаю, что это есть» Китайский мастер цигун
И по большому счёту, где-то из тайников души, чувствовала, моя жизнь оправдана и целесообразна только в том случае, если хоть в какой-то...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconЧеширский кот
Но разве во всем должен быть смысл? Наверно, да, но скрытый смысл, который улавливаешь лишь потом, позднее, – или не улавливаешь,...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconЧеширский кот
Но почему, у вещей есть смысл? Может да, но смыл тайный, понятный потом, гораздо позже, или непонятный, но у них должен быть смысл:...

В. А. Геодакян Говорить о философии экологического образования имеет смысл только в том случае, если уже есть четкая философия самой экологии, если существуют научно обоснованные экологические концепции, в рамках iconВ случае, если группа (5 человек) не набирается ( фирма не может...
Перед регистрацией необходимо заполнить бланк таможенной декларации (декларация заполняется в том случае, если вы везете больше 3000$...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница