Культуры




НазваниеКультуры
страница1/61
Дата публикации31.07.2013
Размер7.8 Mb.
ТипУказатель
lit-yaz.ru > Философия > Указатель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

www.koob.ru

ХОСЕ
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

ЭСТЕТИКА

ФИЛОСОФИЯ
КУЛЬТУРЫ

МОСКВА

«искусство»

1991

ББК 87.8
Г22


Редакционная
коллегия


Председатель
А. Я. Зись


к. м. долгов

А. В. МИХАЙЛОВ
И. С. НАРСКИЙ
А. В. НОВИКОВ


ю. н. попов

Г. М. ФРИДЛЕНДЕР
В. П. ШЕСТАКОВ


© Вступительная статья

Г. М. фридлендера, 1991 г.
о 0301080000-086 15-91 © Составление В. Е. багно, 1991 г.

025(01)-91 © Комментарии о. в. журавлева
ISBN 5-210-02441-1 (рус.) и а. ю. миролюбовой, 1991 г.

СОДЕРЖАНИЕ
^

Г. М. Фридлендер


ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА
(ЭСТЕТИКА ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА)

7

ЛЕТНЯЯ СОНАТА

Перевод Н /7. Снетковой
49

АДАМ В РАЮ

Перевод В. В. Симонова
59

три картины о вине

Перевод О. В. Журавлева

82

^ ЭССЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ФОРМЕ ПРЕДИСЛОВИЯ

Перевод Я. А. Тертерян
93

РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ДОН КИХОТЕ»

Перевод А. Б. Матвеева

113

^ ВОЛЯ К БАРОККО

Перевод Я. Я. Снетковой
151

ЭСТЕТИКА В ТРАМВАЕ

Перевод Г. Г. Орла
155

MUSICALIA

Перевод В. В. Симонова
163

^ ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ ПРУСТА
Перевод В. Г. Резник

176
О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

Перевод Т. И. Пигаревой
186

ДВЕ ГЛАВНЫЕ МЕТАФОРЫ

Перевод Б. В. Дубина
203

СОДЕРЖАНИЕ


^ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

Перевод С. Л. Воробьева
218

МЫСЛИ О РОМАНЕ

Перевод А. Б. Матвеева
260

ИСКУССТВО В НАСТОЯЩЕМ И ПРОШЛОМ

Перевод О. В. Журавлева
296

^ ВОССТАНИЕ МАСС

Перевод А. М. Гелескула
309

ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ

Перевод В. Е. Багно
350

В ПОИСКАХ ГЕТЕ

Перевод А. Б. Матвеева

433

^ ИДЕИ И ВЕРОВАНИЯ

Перевод В. Г. Резник
462

ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ

Перевод Е. М. Лысенко
492

ГОЙЯ И НАРОДНОЕ

Перевод А. Ю. Миролюбовой
514

КОММЕНТАРИИ

535

^ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

575

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО

ФИЛОСОФА
(ЭСТЕТИКА ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА)


1

В период Ренессанса, Барокко и

Просвещения Испания создала не только свое классическое искус-
ство—искусство Сервантеса и Лone де Веги, Тирсо де Молины,
Кальдерона, Кеведо, Гонгоры, Эль Греко, Рибейры, Сурбарана, Велас-
кеса и других великих писателей и живописцев,— но и свою эстети-
ческую традицию: блестящие рассуждения по поэтике Энрике де
Вильены и Энсины, эстетические трактаты Хауреги-и-Агилара и Ар-
теаги, посвященные вопросам искусства слова, остроумные размыш-
ления Грасиана и театральные заметки Ховельяноса *.

Однако, несмотря на бурные события испанской истории качала
XIX века в эпоху борьбы Испании с Наполеоном; на расцвет живо-
писи Ф. Гойи в конце XVIII —начале XIX века; выступление круп-
нейшего поэта эпохи войны за независимость X. Кинтаны и вслед за
этим X. де Эспронседы и других поэтов-романтиков, а во второй
половине ХIХ века — развитие в Испании реалистической и истори-
ческой прозы,— испанская эстетическая мысль не достигла
в XIX веке того уровня, которым ознаменовался расцвет эстетики
романтизма и реализма в Англии, Германии, Франции или России.
Сочинения таких выдающихся деятелей испанской литературы XIX
века, выступавших также в области эстетики и литературно-крити-
ческой мысли, как поэт А. Алькала Галиано (1789—1865), критик,
сатирик и публицист X. де Ларра (1809—1837), писательница-рома-
нистка Э. Пардо-Басан (1852—1921) и другие, сыграли свою роль
в истории испанской литературы и общественной мысли, но не стали
началом нового крупного этапа развития философско-эстетической
мысли Испании своего времени.

Наиболее влиятельным течением философской мысли в Испании
XIX века было «краузианство» (crausismo) мистико-пантеистичес-
кая доктрина немецкого философа-эклектика Карла Кристиана

* См.: Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977;
см, также: Marcelino Menendez у Pelayo. Historia de las Ideas esteticas en Espana.
Т 1—3. Madrid, 1986.
^ Г. ФРИДЛЕНДЕР

Краузе (1781—1832), получившая здесь широкое распространение.
Другим популярным течением философской мысли Испании второй
половины XIX века был позитивизм. Лишь после глубокого нацио-
нального кризиса, вызванного поражением Испании в испано-аме-
риканской войне и окончательной потерей ею своего былого ко-
лониального могущества, здесь выступило новое выдающееся по-
коление писателей, мыслителей и публицистов, так называемое
поколение 1898 года, выдвинувшее задачу социально-политического
и культурного возрождения страны,—поколение, к которому при-
надлежали П. Асорин (Х.-М. де Руис), Р. дель Валье-Инклан, А. Ма-
чадо, М. де Унамуно и другие блестящие представители испанской
культуры конца XIX—начала XX века. Своеобразная «дружба-
вражда» соединяла Ортегу, младшего по возрасту в этом поколении,
с другими названными деятелями испанской литературы. Разделяя
общую цель—освободить испанскую философскую и общественную
мысль от печати провинциализма, поднять ее на новую высоту,—
Ортега, в отличие от идейного вдохновителя «поколения 1898 года»
Унамуно (1864—1936), путь к этому видел не в возвращении
к прошлым, традиционным историческим корням и заветам ис-
панской культуры, а в широком творческом усвоении ею об-
щеевропейских культурных традиций. Испанское «почвенничество»
Унамуно и либерально-гуманистическое «западничество» Ортеги
явились двумя полюсами того нового, могучего и плодотворного
культурного движения, которое не только помогло испанской куль-
туре, литературе, живописи, театру XX века подняться на более
высокую ступень исторического развития, но и вновь обрести
мировое значение.

Хосе Ортега-и-Гассет (фамилия Гассет—девичья фамилия мате-
ри философа) родился в Мадриде 9 мая 1883 года. Его отец был
известным журналистом, депутатом кортесов, а мать принадлежала
к семье, из которой вышел ряд известных мадридских издателей.
Детство будущего философа прошло в доме, где господствовали
либеральные традиции, существовал живой интерес к языкам, к воп-
росам текущей журналистики и к политическим судьбам страны. Все
это способствовало формированию у Ортеги литературно-эстетичес-
ких и философских интересов.

Вслед за своими двумя старшими братьями Ортега был отдан
отцом в 1891 году в иезуитскую коллегию Мирафлорес дель Пало
близ Малаги, где его необычные, блестящие способности почти
сразу же привлекли внимание товарищей и наставников. По свидете-
льству сверстника Ортеги, поэта Хуана Рамона Хименеса, во время
пребывания в иезуитской школе Ортега (как и сам Хименес) пережил
религиозный кризис, вызванный разочарованием в господствовав-

8

^ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА

шей там зубрежке и школьной схоластике. Кризис этот привел его
к увлечению Ренаном, а затем—Ницше.

В 1898 году в Саламанке произошло знакомство пятнадцатилет-
него Ортеги с тридцатичетырехлетним Мигелем де Унамуно. Между
ними завязалась переписка, возникли общие интересы. В 1802 году
Ортега почти одновременно сдает экзамены на звание лиценциата
Мадридского университета (куда он поступил в 1898 году) и вступа-
- ет на литературное поприще в мадридских газетах и журналах
в качестве фельетониста и критика.

Защитив в Мадриде в декабре 1904 года диссертацию «Ужасы
тысячного года» (о хилиастических настроениях во Франции эпохи
раннего средневековья и породившей их исторической обстановке),
Ортега продолжает свое философское образование в Германии—в
университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В Марбурге его
руководителем в области философии становится неокантианец
Г. Коген. Одним из сверстников, с которыми Ортега здесь сходится
и охотно ведет дружеские дискуссии, был будущий известный фило-
соф и эстетик Николай Гартман.

После возвращения в Испанию Ортега с июня 1908 года стано-
вится в Мадриде профессором Высшей педагогической школы. Сле-
дующие годы—годы его высокой журнальной и политической ак-
тивности. Критикуя жизнь и культуру современной Испании, он
в своих выступлениях не щадит не только испанское государство
и консервативную монархическую партию, но и испанских либера-
лов, принимая нередко участие в социалистических митингах и под-
держивая требования испанских социалистов.

С ноября 1910 года Ортега возглавляет кафедру метафизики
факультета философии и языка Мадридского университета, которой
руководит в" течение 25 лет. Научную и преподавательскую работу
он совмещает с журналистской и издательской деятельностью. На-
чав печататься в журналах «Эль Импарсьяль», «Фаро», «Эспанья»,
«Эль Соль», Ортега основывает в 1923 году свой наиболее извест-
ный печатный орган, «Ревиста де Оксиденте», и журнал, где единст-
венным автором (как в «Дневнике писателя» Достоевского) является
он сам,—«Эль Эспектадор» («Наблюдатель»). Одно за другим Ор-
тега осуществляет ряд серийных изданий переводов новейших ино-
странных книг по философии, психологии, социологии, биологии,
народному хозяйству и т. д. Оживленная литературная и лекционная
работа философа имеет большой успех и постепенно в 20—30-е годы
завоевывает ему все более широкую известность не только на роди-
не, но и за ее пределами (в особенности в Германии, где одним из
первых феномену Ортеги посвящает одну за другой две статьи
известный филолог-романист Эрнст Роберт Курциус).

9
^ Г. ФРИДЛЕНДЕР

В 1930 году Ортега вместе с Грегорио Мараньоном и Пересом де
Аялой основывает «Союз защиты республики», а в 1931 году уча-
ствует в свержении монархии Альфонса XIII. С началом гражданс-
кой войны в Испании он в 1936 году уезжает в Париж и Нидерланды.
С 1936—1937 годов Ортега выступает против фашизма. Вторая
мировая война вынуждает его эмигрировать в Аргентину, откуда он
возвращается в Мадрид в 1945 году. Однако получить вновь универ-
ситетскую кафедру ему не разрешают и большую часть последних
лет жизни философ проводит в Португалии.

В 1948 году вместе со своим учеником, Хулианом Мариасом,
Ортега основывает в Мадриде Институт гуманитарных наук. Офи-
циальной концепции испанского «единства» («hispanidad») Ортега
противопоставляет в годы франкизма свою теорию «радикального
одиночества». Умер философ в Мадриде 18 октября 1955 года.

Ортега не был философом-систематиком. Его увлекал скорее
сам процесс философствования, чем создание цельной и законченной
философской системы. Труды его можно рассматривать как звенья
своеобразного «сократического» диалога с аудиторией. Недаром
всю жизнь его влекло к журналистике, к живой и непринужденной
философской беседе, к непосредственному общению со студентами
и слушателями.

При этом в ходе духовного развития Ортеги существенно изме-
нялся и обогащался круг его любимых философских тем. В работе
«Что такое философия?» Ортега предупреждает слушателей, что
лекции его будут представлять ряд своего рода концентрических
кругов: двигаясь постепенно по спирали вокруг основной темы, он
будет в ходе этого движения все ближе и ближе подводить их
к ответу на центральный вопрос—о предмете и задачах философс-
кой мысли. С известным правом сам ход его философского развития
можно сопоставить с таким, наиболее близким ему методом изложе-
ния: основные работы Ортеги являются как бы рядом расширя-
ющихся концентрических кругов, причем на каждом этапе развития
углублялся ответ на те вопросы, которые находились в центре его
внимания как философа, культуролога и эстетика.

В ходе подобного постоянного развития и обогащения фило-
софской мысли идеи Ортеги постоянно взаимодействовали с идеями
его современников. В молодые годы, как мы уже знаем, он, с одной
стороны, испытал влияние Э. Ренана, который дал первый толчок
рождению его излюбленной формы свободного философствования,
а с другой стороны- неокантианца Г Когена, привившего своему

10

^ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА

ученику вкус к тонкому расчленению философских понятий и катего-
рий и способствовавшего возникновению у него особого внимания
к 'активной, субъективной стороне человеческого восприятия и мыш-
ления. В дальнейшем Ортега прошел через школу «философии жиз-
ни» (Ф. Ницше, Г. Зиммель, А. Бергсон, М. Шелер), а также иде-
алистического феноменологизма Г. Гуссерля. Наконец, в середине
20-х годов он усиленно изучает труды В. Дильтея, а в тридцатые
и сороковые—исторические труды А. Тойнби, работы Й. Хёйзинги,
сочинения М. Хайдегтера и других философов-экзистенциалистов.
Однако думается, что все эти влияния были глубоко «переварены»
Ортегой и не причинили ущерба самостоятельности и оригиналь-
ности основного ядра его философствования.

Философии Ортеги-и-Гассета, основным этапам ее развития как
у нас, так и на Западе посвящена обширная литература*. Поэтому
в настоящей статье мы коснемся общих очертаний философского
учения Ортеги лишь в той мере, в какой это необходимо для
понимания его эстетики и философии культуры.

Свою философию Ортега называл рациовитализмом или фило-
софией «жизненного разума», противопоставляя се как рационализ-
му, так и интуитивизму. Ее основной идеей является представление
о том, что со времен Платона и Аристотеля (в античную эпоху) мир
отвлеченных идей, а позднее, начиная с эпохи Галилея и Декарта (в
новое время), разум противопоставил себя жизни, априорно отож-
дествил свои законы с законами бытия. Между тем разум (наука)
является всего лишь аппаратом, с помощью которого человек соз-
дал свою условную, субъективную картину мира. Пытаться поэтому
изменять (или перестраивать) жизнь, руководствуясь законами от-
влеченного, «чистого» разума,—значит нарушать спонтанную логи-
ку ее развития. Истинной реальностью является не кантовский «чис-
тый» разум, а жизнь, которая всегда представляет единство субъекта
и объекта, идеи и реальности, человека и «его обстоятельств». Она
обладает своим имманентно присущим ей «жизненным разумом»,
который и должен служить как основой философского знания, так
и основой жизненной позиции отдельного человека.

Ибо «жизнь» в ее полноте, динамике, многообразии, постоянной
смене явлений отнюдь не есть всего лишь хаотическое, неупорядоченное

* См. о философии Ортеги на русском языке: Гайденко П. П. Философс-
кая энциклопедия. Т. 4. М., 1967; Журавлев О. В. Философия «жизненного
разума» X. Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина. Автореф.
дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. Л., 1972. (ЛГУ Филос. фак.);
Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии Ортеги-и-Гассета. М., 1978 (во
всех трех приведенных источниках есть сводки основных трудов об Ортеге на
русском и иностранных языках); Гайденко П. П. Хосс Ортега-и-Гассет и его
«Восстание масс».--«Вопр. филос.», 1989. № 4, с. 155—169

11

^ Г. ФРИДЛЕНДЕР

мелькание последних. А потому релятивизм в философии столь же
ошибочен и бесплоден, сколь и абстрактный рационализм, исходящий
из веры в то, что его законы зеркально совпадают с законами жизни
и могут быть без всякого противодействия и сопротивления навязаны
ей. Жизнь—это энергия космоса, сконцентрированная в определенных
вещах, имеющих в каждом конкретном случае свой, потенциально
заключенный в них идеальный «проект». Стремление к осуществлению
этого «проекта» составляет процесс жизни, причем в одних случаях
заложенный в вещах (или в человеке) «проект» осуществляется,
а в других случаях на пути его осуществления возникают субъективные
и объективные трудности.

Таким образом, вселенная, в понимании Ортеги, в известной
мере напоминает мир монад Лейбница, то есть мир, состоящий из
бесчисленных заряженных энергией «малых миров». Каждый из
подобных «малых миров» имеет свой «проект», заложенную в нем
идеальную цель само осуществления; этот «проект» образует его
«идеальное» начало. Реальный же облик каждой вещи определяется
тем, насколько ей удается (или не удается) приблизиться к своему
«идеальному» началу. Это всецело относится и к человеческой лич-
ности.

Еще в 1914 году Ортега выразил свое понимание жизни в форму-
ле: «Я есмь Я и мои обстоятельства» («Размышления о «Дон Кихо-
те»). При этом Ортега неизменно подчеркивал не только неразрыв-
ную связь субъекта и объекта, личности и окружающих ее вещей
(предстающих для нее в виде обстоятельств, но на деле не независи-
мых от нее и ее жизненной драмы). Другая важная черта идей
Ортеги—динамизм, свойственный его пониманию жизни.
«Жизнь,—утверждал он,—не статична. Она не есть нечто постоян-
ное. Она есть сама себя пожирающая деятельность» *.

Во второй период развития, в 20—30-е годы, Ортега дополняет
идею «проекта», присущего каждому человеку и каждой вещи, идеей
исторической «перспективы», в которую человек независимо от
своей воли помещен силою общеисторической и национально-куль-
турной традиции и другими обстоятельствами. Концентрируя те-
перь свое внимание в первую очередь на исторических проблемах,
Ортега утверждает, что всякая вещь и всякий человек имеют свое
особое историческое место и время. История человечества представ-
ляет собой непрерывный ряд, в который включены любая эпоха
и любой человек. Это историческое место и время, действуя с силой,
неподвластной нам, определяет перспективу человеческого мировос-
приятия и отношения к миру (поэтому эту вторую стадию развития
своей философии Ортега сам называл философией «исторического

* Ortega у Gasset. Obras completas. Vol. 3. Madrid, 1946.

12

^ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА

разума», а многие историки философии присвоили ей имя «перспек-
тивизма»). Появляясь на свет, человек не может быть абсолютно
свободен, ибо он рождается в определенных обстоятельствах, на той
или иной стадии культуры. Эта историческая почва закладывает
в нем свою историческую оптику, систему определенных верований
и представлений. Подобная система верований, взглядов и представ-
лений сохраняется примерно в течение тридцати лет—времени на-
иболее активного периода жизни каждого поколения. И именно она
в первую очередь управляет волей и сознанием человека. Разум же
его, индивидуальные идеи и творческие наклонности, хотя и могут
от нее отклоняться, являются по отношению к ней вторичными.
Развернутое обоснование этой стороны учения испанского философа
читатель найдет во включенной в настоящий сборник статье «Идеи
и верования» (1934).

Таковы основные, центральные положения философии Ортеги,
положения, в которые жизнь на каждом этане развития испанского
мыслителя вносила дополнения и поправки. Дополнения и поправки
эти обусловлены были не одной лишь эволюцией чисто умозритель-
ных, теоретико-познавательных, онтологических и антропологичес-
ких идей Ортеги. В значительной мере они определялись меняющи-
мися условиями его жизни и деятельности, и прежде всего изменени-
ем культурно-исторической и социально-политической обстановки,
в которой он жил и творил. Если добавить к этой общей характери-
стике основных положений философии Ортеги его гуманизм и поли-
тический либерализм (выраженный в высокой оценке политический
демократии, парламентаризма и либерализма как наиболее важных,
непреходящих ценностей, выработанных XIX веком), идеалистичес-
ки-утопическую веру в то, что основной движущей силой истории
являются не массы, а «избранное меншинство» (благородно настро-
енные, передовые умы, способные верно решать основные истори-
ческие вопросы во имя общего дела нации), и не менее твердую
убежденность в идее особого пути исторического развития Испании
(при ее открытости общеевропейской культуре), то сказанного, ду-
мается, будет достаточно для целей предварительного введения
к эстетическим и философско-историческим работам Ортеги.

Одна из первых принципиально важных эстетических работ Ор-
теги—эссе «Адам в раю» (1910). В этой ранней работе тюрьме
поставлены проблемы, над которыми философ продолжал размыш-
лять всю жизнь, и частично уже намечены характерные для него пути
решения этих проблем.

13

^ Г. ФРИДЛЕНДЕР

Прежде всего, здесь выражено убеждение Ортеги в том, что
искусство и наука взаимонезаменимы. Во вселенной все взаимосвя-
зано, а потому и искусство тесно связано с другими формами
сознания и деятельности человека. Но вместе с тем и сфера искусства
в целом и каждый вид и жанр его ничем не заменимы,—они столь
же важны для человека, как другие сферы жизни, познания и твор-
чества: «...искусство не игрушка; им нельзя распоряжаться по своему
усмотрению. Каждое искусство обусловлено необходимостью выра-
зить то, что человечество не смогло и никогда не сможет выразить
другим способом» (с. 63) *.

Итак, сфера искусства одновременно и связана со всеми другими
формами жизнедеятельности человека и автономна. Она имеет свои
внутренние законы, которые никто, даже сам художник, не волен
нарушать.

Другое фундаментальное положение, которое Ортега обосно-
вывает в том же эссе,—наличие в каждом произведении искусства
(и, в частности, в живописи) двух слоев, или планов: первый—
составляет изображенный художником «вещный мир». «Этот, пе-
рвый план картины еще не творчество, это копирование. Но за
ним брезжит внутренняя жизнь картины: над цветовой поверх-
ностью как бы зыблется целый мир идеальных смыслов, про-
питьюающих каждый отдельный мазок; это скрытая энергия ка-
ртины не приносится извне, она зарождается в картине, только
в ней живет; она и есть картина» (с. 61).

Вещь—это часть вселенной, в которой нет ничего обособлен-
ного, застывшего, не имеющего подобий. Она включена в бесконеч-
ную сеть динамических связей и отношений с другими вещами
и с миром в целом. Чтобы изобразить ее на картине, надо пред-
варительно вывести формулу ее отношения к другим вещам, то есть
установить ее значительность, ценность.

Для крестьянина и астронома земля включена не в одну,
но в две разные системы отношений. И эта специфическая для
каждого из них точка зрения определяет ракурс их отношения
к действительности: «Есть повседневная действительность, осно-
ванная на расплывчатых, условных, приблизительных отношениях,
удовлетворяющих обыденные нужды. Есть действительность на-
учная, точность отношений внутри которой обусловлена требо-
ванием точности. Видеть, осязать вещи—значит в конечном счете
мыслить их. <...> Организующее картину единство должно иметь
не философскую, математическую, мистическую либо историческую,
а чисто живописную природу» (с. 62—63).

* Все цитаты из сочинений Ортеги, кроме особо оговоренных случаев,
приводятся по данному изданию. Здесь и далее в скобках указаны страницы.

14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культуры iconОтчет о работе му «Отдел культуры, физической культуры и спорта администрации...
Координация деятельности учреждений культуры в целях проведения государственной (муниципальной) политики в сфере культуры

Культуры iconПоложение о фестивале православной культуры Праздничные звоны
Ленинградское областное государственное учреждение культуры «Учебно-методический центр культуры и искусства»

Культуры iconМуниципального учреждения культуры «централизованная библиотечная...
Года российской культуры в Великобритании и Северной Ирландии и Год британской культуры в России. Распоряжение о проведении Года...

Культуры iconРасширенный план мероприятий отдела, учреждений культуры в рамках...
Открытие Года культуры Российской Федерации в Лесосибирске. Торжественный прием Главой деятелей культуры города

Культуры iconПоложение о проведении городского конкурса среди воспитанников дошкольного возраста
«А ну-ка, мальчики!» проводится по инициативе Муниципального автономного учреждения культуры «Дома культуры «Водник» при поддержке...

Культуры iconЦелью Типовой инструкции является упорядочение в крае деятельности...
Инструкция предназначена для использования учреждениями культуры в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих...

Культуры iconУчебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропо­логия. Культурология и история мировой культуры; история...

Культуры iconУспенский Б. А. Избранные труды. Т семиотика истории. Семиотика культуры
Трансляция, аккумуляция и трансформация европейской культуры в семиотической структуре российского общества XVIII века является определяющим...

Культуры iconКультурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....

Культуры iconМуниципальные услуги в сфере культуры и спорта
Предметом деятельности Отдела является реализация государственной политики по развитию культуры, искусства, молодежной политики,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница