№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары




Скачать 296.44 Kb.
Название№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары
Дата публикации16.06.2013
Размер296.44 Kb.
ТипСамостоятельная работа
lit-yaz.ru > Философия > Самостоятельная работа




Формы и методы проведения занятий:

Лекции и семинары

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Наименование разделов, тем





Объем учебного времени по формам работы в (в часах)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа студента



1.

I.Генезис и предмет философского познания.

Философия: возникновение, предмет и место в культуре.


2


2


2

2.

Основные направления, школы и этапы развития философии. Структура философского знания.

8

8

22


3.

II.Основные проблемы, категории и принципы философского миропонимания.

Учение о бытии


6


6


14

4.

Человек; человек и природа. Антропосоциогенез


2


2


4

5.

Сознание

2

2

4

6.

Познание. Наука как вид духовного производства.

4

4

8

7.

Общество как система. Динамика

развития

6

6

12

8.

Личность и общество (человек в системе социальных связей).

2

2

4

9.

Современные тенденции общества и будущее человечества



2



2



2







34

34

72



Тематика и планы семинарских занятий.
Тема 1. Философия, ее предназначение, смысл и функции.

1.1.Становление философии: мифология, пра-философия, философия. Особенности формирования Восточного и Западного стилей мышления. Предмет философии.

1.2.Философия и жизнь (функции философии):

- философия в системе ценностей,

- философия и религиозное сознание,

- философия и наука.
Литература

Основная:

1.О социальных функциях и статусе философии. М., 1989.

2.Дубровский Д.И. О специфике философской проблематики // Вопр. филос. 1984..№ 11.

3.Философия и мировоззрение. – М.,1989.

4.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1996.

5.Введение в философию. /Под ред.И.Т.Фролова. - М., 1991. Кн.1. Гл.1.

6.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.,1997.

7.Миронов В.В. Философия – М.,1998.

8.Спиркин А.Г. Философия. – М.,2002.

9. Мир философии. Ч.1.- М., 1991.
Дополнительная:

1.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.,1997.

2.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.,1990.

3.Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр.филос.,1993. №8.

4.Франк С.Н. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки. – М.,1995.

5.Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М.,1989.

6.Кобзев А.И. О понимании личности в китайской и европейской культурах //Народы Азии и Африки. 1979.№5.
Тема 2. Основные направления, школы и этапы исторического развития философии.

Занятие 1.Философия Древнего мира.

1.Основополагающие принципы основных школ и направлений древнеиндийской философии.

2.Характерные черты философии Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, школа имен).

3.У истоков европейской философии:

  • поиск единых всеобщих оснований бытия. Натурфилософия;

  • поворот к человеку. Проблемы истины знания и истины бытия. Сократ и Платон;

  • Системность греческой философской классики. Аристотель и его идеи;

  • Место античной философии в истории развития европейской культуры.



Литература

Основная:

1.Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М.,1989.

2.Индийская философия – М.,1994.

3.История Китайской философии. – М.,1989.

4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.,1981.

5.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.,1976.

6.Богомолов А.С. Античная философия. – М.,1985.

7. Лосев А.Ф. История античной философии. – М.,1989.
Дополнительная:

1.Аристотель. Соч. в 4-х тт.- М.,1978-1984.

2.Платон. Соч. в 4-х тт. – М.,1990-1995.

3.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов. - М., 1979.

4.Асмус В.Ф. Сократ. – М.,1993.

5.Асмус В.Ф. Платон. – М.,1975.

6.Мыслители Греции. От мифа к логике. – М.,1998.

Занятие 2. Философия эпохи Средневековья и Возрождения.

1.Теоцентризм как системообразующий принцип философии средневековья. Основные этапы и философские проблемы средневековой философии.

2.Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения Эразм Роттердамский, Ф.Петрарка); натурфилософские идеи (Л.да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой кртины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин).
Литература

Основная:

1.Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.,1981.

3.Горфункель А.Х.Философия эпохи возрождения. – М.,1980.

4.Антология мировой философии. – М.,1969. Т.1.Ч.2.
Дополнительная:

1.Августин Аврелий. Исповедь. – СПб,1999.

2. Августин Аврелий. О граде божием. //Соч. в 4-х тт. Т.3. – М.,1998.

3.Боргош Юзеф. Фома Аквинский. – М.,1975.

4.Николай Кузанский. Соч. в 2-х тт. – М.,1980.

5.Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. – М.,1990.

6.Роттердамский Эразм. Философские произведения. – М.,

7.Сергеев К.А. Ренессансные основание антропоцентризма. – СПб.,1993.

8.Сочинение итальянских гуманистов эпохи Возрождения. – М.,1985.
Занятие 3. Философия эпохи Нового времени. (XVII-XVIII).

1.Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея философии как строгой науки. Приоритет гносеологии.

2.Сенсуалистический материализм Фр.Бэкона и дж.Локка. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный метод.

3.Проблема достоверности знания: становление методологии классического рационализма: Р.Декарт, Г.Лейбниц.

4.Пантеистический монизм Б.Спинозы. Концепция субстанциальной природы бытия.

5.Проблема достоверности знания: Агностицизм. Субъективный идеализм (Дж.Беркли и Д.Юм).

6.Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».
Литература

Основная:

1.Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. – М.,1974.

2.Кузнецов В.Н., Миров Б.Б., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVII вв. – М.,1986.

3.Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.,1984.
Дополнительная:

1.Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт.: Т.2. («новый Органон или истинные указания для истолкования природы» - М.,1978.

2.Декарт. Соч. 2-х тт.: Т.1. ("Рассуждение о методе". "Правила для руководства ума", "Первоначала философия".) - М., 1989.

3.Спиноза Б. Соч. Т.1. (Этика Ч.1 и 2.) - М., 1957.

4. Локк Дж. Соч. Т.1.(Опыт о человеческом разумении.) - М., 1986. 5.Беркли Дж. Соч. Трактат об основах человеческого познания или Три раз­говора между Гиласом и Филонусом. М., 1978.

6.Юм Д. Соч. Т.1. Предисловие. М., 1965.

7.Михайленко Ю.П. Френсис Бэкон и его учение – М.,1975.

8.Мамардашвили М. Картезианские размышления – М.,1993.

9.Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. – М.,1976.
Занятие 4. Классический этап философии Нового времени.

1.Философское учение И.Канта: Идея критической философии. Теория познания: априоризм и агностицизм; антиномии.

2.Этика Канта: автономия нравственной сферы человеческой деятельности. Проблема свободы.

3.Принцип тождества бытия и мышления. Философская система и метод Г.Гегеля.
Литература:

Основная:

1.Кузнецов В.Н. Немецкая Классическая философия второй половины XVIII, начала XIX века. – М.,1989.

2.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.,1984.

3.Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века. – М.,1976.

4.Фишер Куно. История новой философии – СПб.,1990.

5.Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта – М.,1994.
Дополнительная:

1.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.,1973.

2.Баскин Ю.Я. Кант. – М.,1984.

3.Гулыга А.В. Гегель. – М.,1970.

4.Нерсесянц В.С. Гегель. – М.,1979

5.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.1. Кто мыслит абстрактно? М.,1970.

6.Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. – М.,1993.

7.Длугач Т.Б. И.Кант: от ранних лет к «Критике чистого разума». – М.,1990.

8.Каримский А.М. Философия истории Гегеля – М.,1988.

9.Философия Гегеля: проблемы диалектики М.,1987.

10. Философия Гегеля и современность. – М.,1975.

11.Философия Канта и современность. – М.,1974.
Занятие 5. Философия второй половины XIX-XX вв.

1.Кризис традиционной формы философского знания. Формирование новых типов философствования:

  • диалектико-материалистический ( Марксизм);

  • иррационалистический (Философия жизни. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор);

  • сциентистский ( Позитивизм. О.Конт. Постпозитивизм.).

2.Феноменология Гусерля. Общая характеристика.

3.Философия экзистенциализма.

Литература

Основная:

1.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX-XX вв. – М.,1988.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.,1994.

3.История современной зарубежной философии. – СПб,1997.

Дополнительная:

1.Любутин К.Н. От Канта к Шопенгауэру: формирование идеалистической философской антропологии //Историко-философские исследования – Свердловск.,1977.

2.Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века //Вопр.филос.,1993. №6.

3.Витгенштейн А. О достоверности //Вопр.филос.,1991,№2.

4.Камю А. Бунтующий человек. – М.,1990.

5.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Ницше Ф. Собр.соч. в 2-х тт.: Т.2. – М.,1990.

6.Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1985.

7.Сартр Ж-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М.,1989.
Занятие 6. Русская философия.

1.Возникновение русской философии (М.В.Ломоносов., А.Н.Радищев). Попытки философского осознания исторического пути России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

2.Русская религиозная философия конца XIX-XX вв.:

  • Вл.Соловьев: идея всеединства: философия нравственности («Оправдание добра»);

  • Н.БердяевФилософия свободы. Русская идея и русский коммунизм;

- Философия русского космизма: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский.
Литература

Основная:

1.Громов М.Н. Русская философская мысль в X-XVIII вв. – М.,1990.

2.Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989.

3.Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.,1991.

4.Лосский Н.Н. История русской философии. – М.,1991.

5.Акулинин О.В. Философия всеединства Вл.Соловьева. – Новосибирск,1994.

6.Соловьев В.С. Оправдание добра. - М., 1996.

7.Вергазова С.Г. Философские взгляды В.С. Соловьева. Учеб пособие. – СПб,1993.

8.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

9.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1990.

10.Русский космизм: Антология философской мысли. – М.,1993.

Дополнительная:

1. Асмус В. Ф. Теоретическая философия Вл. Соловьева //Филос.науки.,1982.№2.

2.Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и его время. – М.,1990.

3.Бердяев Н.А. Самосознание (опыт философской автобиографии) – М.,1991.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.,1990.

5.Русская философия второй половины XVII века. Хрестоматия. В 3-х ч. Свердловск. Изд-во Урал. гос. ун-та, 1991.

6.Русская философия второй половины XIX века. Хрестоматия. В 3-х ч. Свердловск. Изд-во Урал. гос. ун-та, 1991.

7.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.,1995.
Раздел II. Основные проблемы, категории и принципы философского миропонимания.
Тема 1. Учение о бытии.

Занятие 1.

1.Категория бытия в философии. Понятия: бытие, субстанция, материя, дух, природа. Многообразие форм бытия.

2.Всеобщие формы и способы бытия: пространство, время, движение.
Литература:

1.Доброхотов А.Я. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986.

2.Сартр Ж-П. Бытие и ничто //Филос.науки. 1989.№3.

3.Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.,1987.

4.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. Вместо предисловия. Гл.1. Гл.3. Гл. 5.

5.Пространство,время, движение /Отв.ред. И.В.Кузнецов – М.,1971.

6.Мир философии: Кн. для чтения. Ч.1. Разд. 2 и 3. - М.1991.
Занятие 2.Категориальная структура бытия.

1.Понятие вещи и категории, выражающие бытие вещи (мира вещей): качество, свойство, отношение (связь, взаимодействие), количество, мера.

2.Бытие отдельной вещи как бытие мира вещей: понятие основания (сущности) вещи, возможность и действительность.

3.Общее, единичное и особенное. Понятие закона. вещи как бытие мира вещей.

4.Системная организация бытия вещи: понятие системы, структуры, элемента. Связь и системность как объективное про­явление единства мира.
Литература:

1.Ленин В.И. Философские тетради //Полн. собр. соч. Т.29. См. предметный указатель.

2.Ленин об элементах диалектики: Гл.1. – М.,1965.

3.Райбекас А.Я. Категории вещь, свойство, отношения. Историко-философский очерк. – Красноярск.2000.

4.Материалистическая диалектика как научная система.Т.1. - М., Изд-во МГУ, 1983.

5.Мир философии Ч.1.Раздел 3.1-3. – М., 1990.

6.Философский энциклопедический словарь – М.,1988.

Занятия 3. Бытие как процесс. Процессуальная природа бытия.

1.Бытие вещи как процесс: понятие тождества и различия. Отношение вещей; понятие противо­речия. Основное противоречие бытия вещи и формы его разрешения.

2.Движение как процесс возникновения и разрешения противоречия бытия вещи в фор­ме ее количественных и качественных изменений. Закон перехода количественных из­менении в качественные.

3.Движение как процесс возникновения и разрешения противоречий бытия вещи: понятие диалектического отрицания как разрешающегося противоречия. Закон отрицания отрицания. Бытие как мировой процесс. Диалектика.

4.Принципы диалектики: принцип всеобщей связи, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития.
Литература:

Основная:

1.Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. (См. также раздел «диалектика» по предметному указателю).

2.Ленин В. И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т.29.: К вопросу о диалектике; см. также по предметному указателю: тождество, различие, отношение, противоречие, противоположность, отрицание отрицания и др.

3.История марксистской диалектики. – М.,1971. Гл.4,5,6.

4.Материалистическая диалектика. В 6 тт.Т.1. Объективная диалектика. – М.,1981.

5.Мир философии. Кн.1.- М.. Политиздат, 1991. Разд. III.

6.Парнюк М.А. Принцип детерминизма в системе материалистической диалектики. – Киев.1972.

7.Современный детерминизм. Законы природы. – М.,1973.

8.Пригожин И.П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.,1986.
Дополнительная:

1.Материалистическая диалектика как научная система. М.. Изд-во МГУ, 1983. Т.1. Гл. 5, 10.

2.Диалектика отрицания отрицания. – М.,1983.

3.Проблема диалектического противоречия. Методологический аспект. -. Красноярск: Изд-во КрасГУ. 1987.

4.Принцип развития в познании природных и социальных процессов – Красноярск. Изд-во КрасГУ.1983.

5.Туркин Л.П. Принципы диалектического материализма. - Красноярск: Изд-во КрасГУ. 1984.
Тема 2. Человек.

Занятие 1.Человек как объект философского познания.

1.Проблема человека в философии познания.

2.Антропосоциогенез: человек как родовое духовное существо, субъект предметно-практической деятельности, Homo sapiens (человек разумный). Потребности, интересы, цели жизнедеятельности.

3.Человек в своем духовно-практическом отношении к миру природы и социальной действительности: ценности человеческого бытия, принципы их классификации, виды (нравственные, эстетические, религиозные, познавательные и др.). Ценность и норма. Ценность и оценка. Ценность и целеполагание жизнедеятельности. Понятие смысла жизни.
Литература

Основная:

1.Андреев И.Л. Происхождение и общество. – М.,1988.

2.Батенин С.С. Человек в его истории. – Л.,1976.

3.Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала. – М.,1994.

4.Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М.,1982.

5.Буржуазная философская антропология ХХ века. – М.,1986.

6.Франк С.Л. Смысл жизни //Вопр.филос.,1990,№6.

7.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

8.Феномен человека: антропология. – М.,1993.
Дополнительная:

1.Человек как философская проблема: Восток-Запад. – М.,1991.

2.Бердяев Н.А. О назначении человека. – 1993.

3.Гуревич П.С. Человек. – М.,1995.

4.Камю А. Бунтующий человек. – М.,1990.

5.Печчеи А. Человеческие качества. – М.,1980.

6.Честертон Г.К. Великий человек. – М.,1990.
Занятие 2. Сознание как субъективная духовная реальность.

1.Проблема сознания в истории философского познания ( попытки определения).

2.Происхождение сознания: мозг, психика, предметно-практическая деятельность, знак (значение), язык, образ, мысль.

3.Проблема идеального.
Литература

Основная:

1.Бажутина Т.О. Происхождение человека. – Новосибирск, 1993.

2.Бондаренко Л.И. Основные этапы становления сознания. – Киев,1979.

3.Дубровский Д.И. Психологические явления и мозг. – М.,1971.

4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.,1983.

5.Природа и дух: мир философских проблем . Кню1,2.- СПб,1995.

6.Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.,1994.

7.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.,1972.

8.Философия сознания в ХХ веке – М.,1991.

9.Мир философии.Ч.1. Разд.4.1. – М.,1991.
Дополнительная:

1.Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. – М.,1980.

2.Мозг и разум – М.,1994.

3.Семенов С.А., Петров В.С., Рыбаков Р.Б. О древнейшем периоде человеческой истории. //Вопр.филос.,1977.№7.

4.Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.,1971.

5.Человек: философские аспекты сознания и деятельности. - М.,1989.
Тема 3. Познание. Наука как вид духовного производства.

Занятие 1. Познавательный аспект духовно-практического отношения человека к действительности.

1.Процесс познания как содержание деятельного сознания. Знание и вера. Критика агностицизма.

2.Субъект, объект и предмет познания. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.

3.Истина как цель познания. Исторические разновидности понимания истины.
Литература

Основная:

1.Коршунов А.М. Познание и деятельность. – М.,1983.

2.Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.,1980.

3.Хилл Т. Современные теории познания.- М.1985.

4.Диалектика природы познания – М., МГУ,1985.

5.Мир философии. Ч.1.Раздел 4.2.3. – М.,1997.
Дополнительная:

1.Теория познания. В 4-х тт. Т.1. Домарксистская теория познания /Под ред. В.А.Лекорского, Т.И.Ойзермана. – М., Институт философии Ан СССР.1991.

2.Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания //Вопр.филос.,1982,№8.

3.Копцева Н.П. Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки. – Красноярск.2000.
Занятие 2. Научное познание.

1.Специфические особенности научного познания. Критерии научной рациональности.

2.Уровни, методы и формы научного познания.

3.Логика развития научного знания. Концепции Т.Куна, И..Лакатоса.

4.Наука как форма духовного производства и социальный институт. Науки фундаментальные и прикладные. Суверенность науки. Социальные последствия внедрения научных открытий. Проблема ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты.
Литература

Основная:

1.Идеалы и нормы гаучного исследования. – Минск, 1981.

2.Ильин В.А. ,Калинкин А.Г. Природа наука. – М.,1985.

3.Ильин В.В. Критерии научного знания. – М.,1989.

4.Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М.,1988ю

5.Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. – М.,1983.

6.Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1983.

7.Степин В.С. Философия науки и техники. – М.,1995.

8.Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М.,1986.
Дополнительная:

1.Заблуждающийся разум?: многообразие вненаучного знания – М.,1990.

2.Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. – М.,2000.

3.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. – Тбилиси.1984.

4.Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М.,1989.

5.Холтон Дж. Что такое антинаука ? //Вопр.филос.,1992.№2.
Тема 4. Общество.

Занятие 1. Сущность общественного бытия.

1.Деятельностная сущность человека как способ существования социума (общества). Культура – как социальная форма и общественно-значимый результат деятельности людей.

2.Понятие материального производства. Производительные силы и производственные отношения. Понятие способа производства. Закон соответствия.
Литература

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Соч. 2-е изд. Т.З. Гл.1.

  2. Маркс К. Капитал. М.,1956.Т.1.Гл.5.

3.Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип /Проблема человека в современной философии. М., 1969.

4.Бородин Е.П. Общественное производство как предмет философского ис­следования. М., Высшая школа, 1989.

5. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. Кн.2. Гл.14.

6.Барулин В.С. Социальная философия. М.,1993.

7.Крапивеский С.Э. Социальная философия. - Волгоград.1995.Гл.4.

8.Момджян К.Х. Введение в социальную философию. Учеб.пособие.М.,1997.

9.Социальная философия. Хрестоматия. Ч.I-III. (Составители: Г.С.Арефьева и др.). М.,1994.

10.Социальная философия Уч.пособие для вузов. //Под.ред. В.Н.Лавриненко. М.,1995.

11.Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1996.
Занятие 2. Общество как система.

1.Социальная структура: понятие социальной группы.

2.Классы (понятие класса; возникновение классового общества. Классы в современном обществе).

3.Исторические общности людей (род, племя, народность, нация) Нации и национальные отношения в современном обществе.

4.Политическая структура общества. Государство (понятие, возникновение, признаки, функции, типы государства). Гражданское общество и государство.
Литература

Основная:

1.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.2-ое изд. Т.21. Гл.3. или отдельное издание.

  1. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. Кн.2. Гл.14. С.427-432.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград.1995.Гл.5,8.

4.Социальная философия Уч.пособие для вузов. //Под.ред. В.Н.Лавриненко. М.,1995.
Дополнительная:

1. Веселовский В. Классы, слои, власть. –М.,1984.

  1. Гизфман Г.Е. Классы и нации. М.,1977.

  1. Гидденс Э. Стратификация и социальная структура //Социолог.исследования. 1992. №9.


Занятие 3. Общество как саморазвивающаяся система.

1.Бытие общества как процесс. Проблема периодизации истории общества. Цивилизационная и формационная концепция развития:

  • Культура и цивилизация. Критерии их типологии и уровня развития.

- Общественно-экономическая формация как теоретическая модель общества. Базис, надстройка (понятия, диалектика взаимодействия, исторические типы).

2.Источники, механизм и формы развития. Движущие силы и субъекты исторического процесса.

3.Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов, специфика необходимости, стихийность и сознательность).
Литература

Основная:

1.Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // М.Карл.,Ф.Энгельс.Соч. 2-е изд. Т. 1З.

2.Панфилосва Т. Формационный и цивилизационный подходы: возможность и ограниченность.// Обществ.науки и современность. 1993.№6.

3.Формация или цивилизация? (Материалы Круглого стола) //Вопр.филос. 1989.№10.

4.Момджян К.Х. Социум,общество, история. М.,1994.

5.Поппер К. Логика социальных наук. // Влпр.филос.1992.№10.

6.Адорно Т. К логике социальных наук. //Вопр.филос. 1992. №10.

7.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.
Дополнительная:

1.Межуев В.М. Философия истории и историческая наука. //Вопр.филос.1994.№4.

2.Проблема закона в общественных науках М.,1989.

3.Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных буржуазных концепций. М.,1991.

4.Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М.,1993.

5.Лапцов С.А. Социальные революции и общественный прогресс.//Теория, история, современность. Л.,1990.

6.Фукияма Ф. Конец истории? //Вопр.филос. 1993.№3.
Тема 5. Личность и общество (человек в системе социальных связей).

1.Понятие личности. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.

2.Личность и деятельность. Проблема выбора. Творчество и свобода. Свобода и ответственность.

3.Человек в историческом процессе. Личность и массы. Роль выдающейся личности.
Литература

Основная:

1.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.,1989.

2.Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев.1991.

3.Кэмбелл Дж. Свобода и общество //Вопр.филос.1992.№12.

4.Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры.//Вопр.филос. 1987.№6.

5.Плеханов В.В. К вопросу о роли личности в истории.//Избр.филос.произв. в 5-ти тт. М.,1956.Т.2.

6.Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире //Вопр.филос.1994.№1.
Дополнительная:

1.Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993.

2.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,1991.

3.Фром Э. Иметь или быть? М.,1990.

4.Ясперс К. Цель – свобода.// Новое время.1990.№6.

5.Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. М.,1987.

6.Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.

7.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Вопр.филос.1989. №№ 3,4.

8.Личность в ХХ столетии. М.,1979.
Формы и методы контроля

Экзамены и зачеты.

Примерная тематика рефератов:


Раздел 1

  1. Философия как феномен культуры: возникновение, предмет, структура, функции.

  2. Философия и идеология: исторический опыт взаимодействия.

  3. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия.

  4. Проблема рациональности в философии.

  5. Запад - Восток: два типа рациональности.

  6. Буддизм: философия и религия.

  7. Античная философия: этапы развития и принципы периодизации.

  8. Сократ: философские взгляды.

  9. Философия Платона: метафизика, теория познания.

  10. Философия Аристотеля: критика платоновской теории идей, учение о познании, категориях.

  11. Становление античной диалектики.

  12. Человек и картина мира в средневековой философии.

  13. Философское учение Н.Кузанского.

  14. Специфика миропонимания и характерные особенности философии эпохи Возрождения. Социокультурный смысл понятия «Возрождение».

  15. Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

  16. Философия Нового времени: учение о субстанции.

  17. Философские взгляды основателей субъективного идеализма (Д.Юм, Д.Беркли).

  18. Философия природы эпохи Просвещения.

  19. Теория познания в эпоху Просвещения.

  20. И.Кант о возможностях и границах познания. Критика теоретического разума.

  21. Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля.

  22. Основные принципы антропологического материализма Л.Фейербаха.

  23. Философия диалектического материализма: исторические условия и теоретические предпосылки возникновения, основные положения.

  24. Философия жизни (А.Шопенгауэр).

  25. Феноменология (Гуссерль).

  26. Экзистенциализм: направления, этапы развития, основные идеи и представители.

  27. Позитивизм: основные проблемы, идеи и представители.

  28. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные идеи и представители.

  29. Неотомизм.

  30. Философские взгляды русских революционных демократов.

  31. Русская религиозная философия на рубеже 19-го, начала 20-го вв.:особенности, основные идеи и представители.

  32. Русский космизм. Основные проблемы и представители.

  33. Становление новой картины мира и философия XX века.

Раздел 2.

  1. Этико-социальные направления древнекитайской философии: конфуцианство.

  2. Социально-политическая концепция Платона.

  3. Философия Аристотеля: учение о сущности и происхождении государст­ва.

  4. Социально-политические взгляды в эпоху Возрождения. (Н.Макиавелли о государстве, политике, морали).

  5. Социальный утопизм эпохи Возрождения: философия Т.Мора и Т.Кампанеллы.

  6. Социально-политические идеи философии Нового времени. Учение о человеке, его разуме и свободе.

  7. Проблема человека и социально-политические взгляды философов Просвещения.

  8. Основные положения этики. Проблема человека и его свободы в филосо­фии Канта.

  9. Философия истории Гегеля: Всемирная история и исторический процесс, диалектика свободы и необходимости.

  10. Г.Ф.Гегель «Философия права». Основные идеи и положения.

  11. Л.Фейербах о социальных функциях религии, причинах ее возникновения.

  12. Философские основания этики Фейербаха.

  13. «Экономико-философские рукописи» К.Маркса. Концепция деятельностной природы человека.

  14. Христианский гуманизм Ф.М.Достоевского. Идея русского христианского социализма.

  15. Нравственная философия В.С.Соловьева.

  16. Христианские утопии в России. «Философия общего дела» Н.Федорова.

  17. Исторический процесс как предмет исследования в русской философии.

  18. Теория К.Маркса в России. Основные идеи и представители.

  19. Проблема человека в экзистенциальной философии.

  20. Проблема человека в Западной философии XX века.

  21. Человек. Техника. Природа. Проблемы взаимодействия.

  22. Ноосфера как новый этап взаимодействия человека и природы.

  23. Сущность диалектико-материалистического понимания истории общества.

  24. Диалектика потребностей и целей индивида и общества.

  25. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности.

  26. Идеология и социальная психология. Диалектика взаимодействия.

  27. Культура как мир человека, способ самоопределения личности. Исторические и религиозные типы культуры.

  28. Гуманизация общественного бытия человека и проблема социальной ответственности.

  29. Ценности, их место и роль в жизни человека. Формы (типы, виды) ценностного отношения человека к действительности.

  30. Смысл жизни человека как объект философского познания.

  31. Гуманизм как явление культуры: сущность, исторические формы.

  32. Социальное прогнозирование и будущее мировой цивилизации.

  33. Правовое государство и гражданское общество.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

Раздел 1. Историко-философское введение.

  1. Мировоззрение. Типы мировоззрений.

  2. От мифологии к философии.

  3. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

  4. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

  5. Место социально-нравственной проблематики в философии ДревнегоКитая.

  6. Космоцентризм античной философии.

  7. Поиск первоосновы мира в античной философии.

  8. Атомистическое учение Демокрита.

  9. Философия Сократа.

  10. Учение Платона об «идеи».

  11. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

  12. Теоцентризм средневековой философии.

  13. Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.

  14. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

  15. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.

  16. Реформация и ее влияние на становление нового философского
    мышления.

  17. Научная революция XVII века и ее воздействие на философию.

  18. Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и различное.

  19. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII века.

  20. Философские идеалы эпохи Просвещения.

  21. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.

  22. «Категорический императив» И.Канта.

  23. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической фило­софии.

  24. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.

  25. Философская концепция К.Маркса (философия диалектического
    материализма: исторические условия формирования, основные идеи.).

  26. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

  27. Герменевтика как философское направление.

  28. Сциентизм и антисциентизм.

  29. Человек в философии жизни.

  30. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

  31. Проблема свободы в экзистенциализме.

  32. Общая характеристика философской мысли России конца XIX-начала
    XX века.

  33. Значение для русской философии творчества М.В.Ломоносова.

  34. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

  35. Философская система Вл.Соловьева.

  36. «Русский космизм» как философское направление.

Раздел 2. Философские проблемы

  1. Предмет философии и основные аспекты философского знания.

  2. Мировоззрение, знание, вера.

  3. Категории бытия в философии. .;

  4. Проблема единства бытия; понятие материи.

  5. Проблема способа бытия: движение.

  6. Пространство и время как всеобщие формы бытия.

  7. Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи.

  8. Основные принципы диалектики: принцип системности.

  9. Основные принципы диалектики: принцип детерминизма.

  10. Основные принципы диалектики: принцип развития.

  11. Диалектика количественных и качественных изменений.

  12. Противоречивость бытия и познания. Понятие диалектического отри­цания

  13. Человек: единство биологического и социального; понятие практики; человек как субъект предметно-практической деятельности; личность.

  14. Проблема сознания в философии; диалектико-материалистический подход к ее решению. Сознание и язык.

  15. Проблема познания в философии. Социокультурная природа позна­ния. Проблема достоверности знания. Теория истины.

  16. Истина и заблуждение.

  17. Научное познание и его специфика. Основные формы, уровни и
    методы научного познания.

  18. Основные принципы методологии научного познания: принцип единст­ва исторического и логического.

  19. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному как методологический принцип научного познания.

  20. Специфика социального познания: особенности взаимодействия
    субъекта и объекта.

  21. Материализм и диалектика как методологические принципы анализа
    общества.

  22. Общество как естественно-исторический процесс: диалектика природ­ного и социального, объективного и субъективного, стихийного и созна­тельного.

  23. Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание». Диалек­тика их взаимодействия.

  24. Материальное производство как основа существования и развития
    общества, понятие способа производства. (Производительные силы -
    производственные отношения).

  25. Общество как естественно-исторический процесс: проблема периоди­зации (формационный и цивилизационный подходы).

  26. Общество как система: структура общественно-экономической фор­мации (базис, надстройка, диалектика их взаимодействия).

  27. Общество как система: социальная структура общества (понятие
    социальной группы, класса; происхождение классов, исторические
    формы и динамика классовых отношений, классы в современном обще­стве).

  28. Общество как система: социально-этническая структура общества
    (род, племя, народ, нация). Национальный вопрос. Диалектика национального и интернационального в современном обществе.

  29. Политическая организация общества, происхождение, сущность,
    функции государства; исторические формы государства.

  30. Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и
    формы развития). Теория социальных революций.

  31. Общественный прогресс и его критерии.

  32. Понятие личности. Личность и культура.

  33. Человек в системе социальных связей.

  34. Свобода и ответственность как условия существования личности.
    Понятие смысла жизни.

  35. Понятие духовной жизни общества. Общественное сознание: структу­ра общественного сознания.

  36. Миф и социальные стереотипы в структуре общественного сознания.

  37. Формы общественного сознания: политическое сознание.

  38. Формы общественного сознания: правосознание.

  39. Формы общественного сознания: нравственное сознание (мораль).

  40. Формы общественного сознания: религиозное сознание (религия).

  41. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль выдающей­ся личности в истории.

  42. Глобальные проблемы современности.

  43. Реальный исторический процесс и будущее человечества.

Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература ко всему курсу

^

Учебники и учебные пособия:



Алексеев П.В, Панин А.В. Философия М.,1997.

Барулин В.С. Социальная философия. Учеб. пособие для вузов. М.,1993, 1994.

Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.

История философии. Учеб. Для вузов / Под.ред.Кохановского . Р-н-Д.1999.

История философии в кратком изложении. М.,1991,1994.

Крапивенский С.Э. Общий курс философии. - Волгоград.1995.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учеб. Для вузов. М.,1997.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. Учеб.пособие.М.,1997.

Малькова Т.П. Введение в социальную философию. М.,1995.

Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М.,1998.

Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. М.,1995.

Очерки социальной философии. Учеб.пособие для вузов. / В.Д.Зотов, В.Н.Шевченко, К.Х.Деклокаров и др. М.,1994.

Радугин А.А. Курс лекций по философии. М.,1997.

Социальная философия. Учеб.пособие для вузов. / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников, В.Ю.Ворошенко и др. М.,1995.

Спиркин А.Г. Философия. М.,2000.

Философия Ч.1 История философии /Под. ред. В.И. Кириллова. М.,1996.

Философия. Ч.2. Основные проблемы философии. /Под ред.В.И.Кириллова. М.,1997.

Философия. Основные идеи и принципы./ Под .редА.И.Ракитова М.,1990.
Хрестоматии, энциклопедические издания и словари.

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. М.,1997.

Антология мировой философии. В 4-х тт. М.,1969.

Новейший философский словарь. Минск. 1999.

Современная Западная философия. Словарь. М.,1991.

Современная философия: словарь и хрестоматия. / Под.ред.В.П.Кохановского. Р-н-Д. 1996.

Хрестоматия по философии. Учеб.пособие. М.,1998.

Феномен человека: Антология. М.,1993.

Философия. Справочник студента. М.,1999.

Философский энциклопедический словарь. М.,1988.
Дополнительная литература к разделу «Историко-философское введение».

Асмус В.Ф. Краткий курс истории философии. М.,1976.

История философии. М.,1991.

Краткая история философии. Учеб.пособие./ Под.ред В.Г.Голобова. М.,1997.

Краткий очерк истории философии. /Под ред. М.Т. Иовчука и др. М., 1971, 1991.

Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. М.,1982.

Мотрошилова Н.Г. Рождение и развитие философских идей. М.,1991.

Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М.,1979.

Койре А. Очерки истории философской мысли. М.,1985.

Рассел Б. История западной философии. М.,1993.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 5-и кн. СПб, 1994-1997.

Скирбекк Г., Гильс Н. История философии. М.,2000.

Фишер К. История новой философии. СПб.,1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconАннотация примерной программы дисциплины «Налоговое администрирование»
Всего часов 180/ зачетных единиц 5 из них 1 зачетная единица на экзамен. В том числе лекции – 36 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная...

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconАннотации примерных программ дисциплин в рамках фгос впо по направлению Экономика
Всего часов 144/ зачетных единиц в том числе лекции – 28 часа, практические занятия – 12 часов, семинары – 14 часов, самостоятельная...

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconУрок Главы. Наименование разделов и тем

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconПрограмма учебного предмета «Музыкальная литература»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconУчебно-тематический план Наименование разделов/тем Количество часов Формы контроля всего

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconРабочая программа по. 01. музыкальное исполнительство уп. 01Специальность(скрипка)...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной...

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Концертмейстерский...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 04. Хоровой класс предметная...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconСведения о работниках муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
...

№ Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары iconПлан Дата факт Наименование разделов и тем Всего часов
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница