Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных




Скачать 268.04 Kb.
НазваниеФ.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер268.04 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Экза 1.

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности.
Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: О соотношении философии и частных наук было много споров. Философия – это наука, конкретная наука , как вид эмпиристического и теоритического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. В это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой другой накуе, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают неверные гипотезы и т.п. Но все это совсем не чначит, что философия есть одна из наук в ряду других. У философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна из других наук не занимается этим.

Экза 2.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм б) идеализм в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.

3 этапа:

1. Стихийный

2. Механистический

3. Диалектический

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм.

Объективные идеалисты признают существование объективной реальности (реальность которая существует вне зависимости от субъекта). Субъективным идеализмом поясняется, что объективной реальности не существует (реальность зависит от сознания субъекта).

Экза 3.

Предметом философии является мир в целом, человек, общество.

Функции фил-фии:

1. мировоззренческая функция (ч\з мировоззрение у ч-ка форм-ся мир-ние)

2.Теоретико-основательная (ф. занимается познанием мира, но познание имеет теоретический характер)

3. Интергративная (ф. объединяет все накопленные знания)

4.ценностно-ориентационная (ф. занимается созданием сис-мы ценностей, анализирует существующие ценности)

5. критическая (ф. критически анализирует то что происходит в обществе)

6. Прогнозтическая (ф. на основе изучения ситуации)

Дисциплины:

1. Онтология , 2. Гносеология, 3.Логика , 4. Этика , 5. Эстетика, 6. соц. Философия, 7. философск. антропология

Экза 4.

Ф. как теоретическая основа мировоззрения. Культурно-исторические типы М. Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-способ,путь logos-учение. В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ф. теоретическое ядро М.

Экза 5.

Это философия др. Греции и Рима. Первые философские идеи можно найти у поэтов Гомера и Гесиода. Идея судьбы, идея порядка. Мир движется от хаоса к космосу.

^ МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась рабство, торговля и выросшая на их основе культура (связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цивилизаций). Первые учения (г. Милет 7-6 в. до н.э.) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом: откуда все возникает и во что превращается? - они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первое вещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. ФАЛЕС ( конец 7 начало 6 в. до н.э.). Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Проект политического объединения малоразвитых городов перед угрозой Персии. Предсказал солнечное затмение в 585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все произошло из некоего влажного первого вещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первое вещество (апейрон) из которого обособлены противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первое вещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживающийся воздухом. В 5 в. до н.э. Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь философии прекратилось.

^ ПИФАГОР И ПИФАГОРИЙСКАЯ ШКОЛА. Пифагор из Самоса 580-500г. до н.э. При тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал политический союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов. Последователи Пифагора объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 в. до н.э. этот союз был разгромлен демократами. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материя первоначала, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная единица - это мать богов, всеобщее первоначоло и основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречий сторон. Четверка - образ четырех элементов природы. И Т.Д. Мысль о том, что все в природе подчинено определенному числовому соотношению приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

^ ЭЛЛИАТСКАЯ ШКОЛА. В 6-5 в. до н.э. центр духовного развития перемещен в Южную Италию (земледельческая область). Главная идея: Бытие есть, а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 в. до н.э. Поэт - философ побывал в Южной Италии, и вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множестве богов (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет - есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Эллея 6-5 в. до н.э. Составил законы для Эллеи, которые там долго действовали. Мир - шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. Всякая мысль есть - мысль о существующем. Поэтому несущественного никак нельзя мыслить как несущественное, откуда несущественного нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. В центре мира – богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми небесными движениями. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защиту учения Парменида (апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в определенном месте и не находиться в нем, но это противоречиво – невозможно).

^ Экза 6.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Он собрал вокруг себя много учеников, большая часть которых оказалась врагами рабственной демократии. Это, а также выступл самого Сократа против демократии восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона, Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Философия по Сократу - учение о том как следует жить. Он выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, т.е. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. .

ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был противником демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах Южной Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г. он вернулся в Афины и основал школу (академия).

Считал, что мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Так как чувственные вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от нее они получили свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувство вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям. Противоречия - есть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть - искусство диалектики.

АРИСТОТЕЛЬ. Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322г. до н.э.). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 г. году возвратился в Афины, где основал школу - гимназии (Ликей). До нас дошли не все тексты Аристотеля. Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого Аристотеля. Например “Метафизика” по-видимому представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля его сочинения: “О душе”, “Физика”, “категории”. Философия Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения представляют большую ценность ценность. По А.ристотелю каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю является медь. Медь лишена форму т.к. еще не является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего является материя. Согласно Аристотелю в пределах мира чувства вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категориии эти становятся текучими.

Экза 7.

ПАТРИСТИКА - богослов. наука, занимающаяся изучением творений св. отцов церкви и систематич. изложением содержащегося в них учения.

С 2-3в – 15-16в. В первом веке н.э.в Иудее появляется христианство. Главная отличительная черта в те века – это религиозная философия. Философским учением являлась библия. Основные идеи средневековой философии : 1) идея существования единого бога (который творит мир и управляет богом). 2) Идея истории. 3) вера стоит выше чем разум.

Августин – Ему удалось примирить 2 мировоззрения и удалось создать единое мировоззрение, в котором было сохранено всё лучшее из античной философии. Августин – первый философ, который попытался проанализировать внутренний мир человека.

Внутренний мир человека – это арена борьбы самых разных сил человека. Душа не знает покоя потому, что она есть арена борьбы. Понятие «душа» становится шире, чем понятие «разум». Разум не является главным достоинством человека. Наука начинает постепенно увядать, научное познание теряет свой высокий статус.

СХОЛАСТИКА – формируются первые учебные заведения, где учатся студенты. Преподаётся философия и богословие. Позднее из них образуются первые университеты. Схоластикой называют такое научное исслед., которое не изучает ничего нового. Единственная позитивная черта схоластики - очень окрепла логика. Гл. зание – сбор универсалий. Универсалия – общее понятие. 1) реализм. 2) номинализм

Реалисты – универсалии обладают реальным существованием.

Номиналисты – универсалии, абстрактные понятия.

Универсалии существуют в 3-х видах 1) до вещей 2) в самих вещах (в качестве формы) 3) в уме человека (в виде знания). Фома Аквинский возвращает высокий статус науки. Наука – есть важная часть познания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconФ.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий...
Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconКнига предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов....
Книга предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов. Книга будет интересна так же для широкого круга...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconСущность, структура и функции культуры
Культорология (от греч и лат. «наука о культуре») – это относительно самостоятельная логически обоснованная совокупность знаний о...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconС. Оптнер Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем
Затраты на реализацию того или иного решения могли достигать многих десятков, сотен миллионов или даже миллиардов долларов, а риск...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных icon"Муза шла по дороге "
Личность Ахматовой и ее поэзия на многие годы явились для художника источником глубокого творческого переживания, результатом которого...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных icon«Содержание и организация работы над фольклорными материалами (песней)...
Исключительную богатую возможность для эстетического воспитания, а также для привития учащимся целого ряда важных умений представляют...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconКурсовая работа по дисциплине «Организация ЭВМ и систем»
В контрольно-курсовой работе разрабатывается вычислительная система, предназначенная для реализации заданного алгоритма обработки...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconЖ-п. Сартр Экзистенциализм – это гуманизм
Я хотел бы выступить здесь в защиту экзистенциализма от целого ряда упреков, высказанных по адресу этого учения

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconИсследовательская работа Мифологические образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама. Античные и библейские герои укоренились в нашем сознании и стали источником творчества...

Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф. Ф. особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных iconСистема построения и анализа графиков функций
Графики функций являются важным элементом решения множества различных задач. Это могут быть учебные, научные и практические. Начиная...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница