Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия




НазваниеУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия
страница1/6
Дата публикации16.06.2013
Размер0.71 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
lit-yaz.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6





Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский государственный педагогический университет

Социальная философия

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород 2003

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Социальная философия: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород.

2003. 45 с.

Содержатся методические советы по изучению тем курса «Социальная философия», указываются основные проблемы каждой из тем, литература, темы докладов и рефератов.

Авторы-составители: д-р филос. наук, профессор ^ А.А. Касьян, канд. филос. наук, доценты СИ. Кочерое, Г.В. Кузнецова, Т.В. Куликова, СВ. Куревина, СВ. Наумов, Л.М. Половинкина, А.А. Федоров.,ст. преподаватель И.А. Товкес.

^ Ответственный редактор:

Канд. филос. наук, доцент СВ. Куревина

Введение

Задачей данного курса является изучение студентами основных проблем социальной философии и ознакомление с различными концептуальными решениями этих проблем.

В предлагаемом пособии авторы пытались отразить практическую и методологическую направленность социальной философии, её возможности в формировании мировоззрения и самосознания личности, осмыслении актуальных проблем развития человечества и нашей страны в прошлом и настоящем.

Предложенная последовательность тем и объем их рассмотрения не являются обязательными. В соответствии с интересами и пожеланиями студентов преподаватель вправе вносить изменения в структуру занятий, включать дополнительные вопросы.

Предлагаемые студентам материалы не могут заменить собой лекции, учебную и классическую литературу. Задача авторов заключается в том, чтобы сориентировать студента в проблематике курса социальной философии и отдельных его тем, литературе. Распределение материала внутри тем неравномерно: некоторые проблемы рассмотрены детально, другие - бегло, третьи предназначены для самостоятельной домашней работы студентов. Не забывайте выполнять предлагаемые задания. Каждая из тем курса завершается списком литературы. Сделать выбор литературы из этого списка для подготовки к семинарскому занятию поможет вам преподаватель. Литература подобрана так, чтобы в ней были представлены различные точки зрения. Поэтому при чтении литературы вряд ли стоит искать окончательное решение философских проблем. Задача студента - научиться понимать суть обсуждаемой проблемы, анализировать различные ее решения, попытаться сформулировать собственную точку зрения на решаемый вопрос, опираясь на личный жизненный опыт и принимая во внимание высказываемые авторами мнения.

При изучении литературы необходимо прежде всего познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на названия глав и параграфов. Приступая к чтению, следует обратить внимание на основные проблемы и теоретические выводы автора, выяснить значение употребляемых им понятий. Наиболее продуктивной формой изучения текста является конспектирование. Ошибки при конспектировании: неправильное выделение главных вопросов, излишняя детализация, простое переписывание текста, искажение смысла текста или его основных положений.

Для более углубленного изучения тем можно поработать над рефератом или докладом. Тему реферата можно взять из предложенного списка или сформулировать самостоятельно, согласовав с преподавателем.

Оценка реферата зависит от соблюдения содержательных и формальных
требований, предъявляемых к тексту. Объем реферата 12-18

машинописных страниц. Реферат начинается планом, а завершается списком литературы. Реферат должен быть сброшюрован, страницы пронумерованы.

Обязательно оставьте поля и чистый лист в конце для рецензии. Если вы пишете реферат от руки, постарайтесь сделать это аккуратно, разборчивым почерком. Реферат следует сдавать на первую проверку за месяц до экзамена.

Все цитаты и ссылки должны быть снабжены сносками, в которых обязательно нужно указать фамилию автора, инициалы, точное название его работы и название сборника или журнала, где находится цитируемое произведение. Укажите место, год издания, том или номер журнала и страницу. Примером оформления могут служить списки литературы в нашем пособии.

Содержание реферата должно основываться на имеющейся по данной теме литературе и выражать позицию автора реферата. Ни в коем случае нельзя ограничиваться конспектированием или пересказом чужих мнений. Реферат обязательно должен включать в себя постановку проблемы, анализ различных ее решений, выводы.

Тема ^ 1. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

Основные проблемы темы: Предмет социальной философии. Специфика социального познания. Проблема методов социального познания.

Социальная философия - это раздел философии, описывающий общество как целостность, его исторические типичные формы, выявляющий логику социальных процессов. Социальная философия взаимодействует с различными социальными дисциплинами: социологией, историей, социальной психологией, политологией и другими. Взаимодействие служит развитию обеих сторон: черпая конкретный эмпирический материал из этих источников, социальная философия является методологической основой для построения концепций частных социальных дисциплин. Особо следует подчеркнуть отличие социальной философии от социологии. Социология имеет дело с «безликими» социальными институтами и структурами, как бы «населенными» среднестатистическими человеческими единицами. Социальная философия рассматривает общество, социальные структуры и отношения как среду обитания человека, соединение личного и коллективного.

Социальная философия (как, впрочем, и многие другие социальные дисциплины) не обладает концептуальным единством. Между философами, философскими школами и направлениями нет согласия в решении тех или иных проблем. Целостность социальной философии как особого философского раздела обеспечивается не единством мнений философов, а признанием значимости решаемых ими проблем. По-видимому, концептуальный плюрализм - неустранимая черта социального познания.

Для выяснения истоков этой специфической черты социального познания уместно сравнить его с науками о природе. Естествознание имеет дело с бездушными предметами, философ - с людьми, наделенными сознанием. Этот факт существенно отражается на результатах исследования философа. Во-первых, детерминация сознания людей, а следовательно, их дел и поступков, из которых складывается социальная реальность, очень сложна й неоднозначна. Это, в свою очередь, делает проблематичным применение исследователем принципа причинности для объяснения социальных явлений. Во-вторых, сам исследователь вовлечен в социальную ситуацию, испытывает не всегда осознаваемые влияния некоторой идеологии, воспитания, образования. В-третьих, социальная философия неизбежно включает в себя оценочные суждения относительно наличной социальной действительности, поэтому она испытывает явное или завуалированное давление власти (социальный заказ, преследование инакомыслия, цензура, засекречивание информации). В-четвертых, противоречивость социальных явлений, человеческой природы делает невозможным однозначное решение проблем социальной философии.

Все отмеченные особенности социального познания заставляют поставить проблему: обладает ли социальная философия и другие виды социального познания статусом науки? Проблема эта имела различные решения в истории философии. Аристотель, разделяя мнение своих современников, относил историю не к наукам, а к искусствам, поскольку она базируется не на разуме, а на памяти. Кстати, среди муз, покровительствующих различным искусствам, была и муза истории - Клио. В Новое время господствовал единый естественнонаучный идеал познания. Некоторые философы (например, Спиноза) пытались построить свою философию, ориентируясь на математический идеал знания. В рамках неокантианства была высказана мысль о существовании двух типов научности - науки о природе и науки о духе. Отличие между этими образцами научности заключается в их способности и возможности формулировать законы существования и функционирования своих объектов. По мнению неокантианцев, науки о духе лишь описывают свой предмет, пользуются идеографическим методом, в то время как в науках о природе применяется генерализирующий, обобщающий метод.

Любая наука строит свои теории на некоторой эмпирической (фактуальной) базе. Что может служить источником эмпирического материала для философа? Традиционный для естествознания метод эмпирического исследования - эксперимент - не всегда подходит философу. Экспериментирование с человеком, обществом противоречит нравственным нормам и может привести к непредсказуемым пагубным последствиям. Общество - объект системно-целостный и потому недоступный непосредственному наблюдению. Философ должен постоянно помнить о том, что его опыт всегда неполон и субъективен, поэтому декартов принцип сомнения должен быть не только исходным пунктом познания, но постоянным спутником исследования.

Каковы же реальные источники эмпирического материала для социальной философии? Философ пользуется данными других общественных наук более частного характера: социологии, политологии, конкретных социальных исследований, статистики, истории, демографии, психологии, антропологии и других. Источником эмпирического материала для философа служит также критически осмысленный опыт жизни, самопознания.

^ Темы докладов и рефератов

Возможно ли объективное исследование социальных явлений? Проблема социальных закономерностей в истории философии. Взаимосвязь социальной философии и истории. Особенности действия принципа причинности в социальной сфере. Возможности и границы социального познания: позиция К. Поппера.

Литература

Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. Гл.ХП.

Вебер М. Объективность познания в области социальных наук и социальной политики

//Культурология. XX век: Антология. М, 1995. С. 557-604.

Коханоеский В.П. Философия и методология науки. Ростов, 1999.

МикешинаЛ.А. Методология современной науки. М., 1991. С. 80-102.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т.П. Гл. 25.

Ракитое А.И. Историческое познание. М.,1982. Гл. 4 (§ 1), 6, 8.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие.

Новосибирск, 1995.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 513-521.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 (работа «Философская вера»).

Тема 2. ^ ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК

Основные проблемы темы: Процесс выделения человека из животного мира: обзор
позиций. Прекращение биологического развития человека - переход к

надорганизменному, сверхприродному уровню эволюции. Механизмы социально-культурного наследования. Биологические и социальные факторы и механизмы развития человека, их взаимосвязь. Теории сущности человека. Проблемы человеческой агрессивности. Современная социобиология.

Проблема взаимоотношений общества, человека, с одной стороны, и природы - с другой, имеет жизненно важное значение для судеб современной цивилизации. В курсе социальной философии природа и её взаимоотношения с человеческим обществом анализируются под особым углом зрения. Во-первых, раскрывается сам процесс выделения человека из природного мира (антропогенез). Во-вторых, анализируется природное начало, телесная организация самого человека, являющаяся феноменом материального природного мира, особым образом организованного.

Материалистическое мировоззрение рассматривает человека как продукт длительной биологической эволюции. Человека отличает особая физическая конституция (развитая рука, большой объем головного мозга, особое строение гортани, высокочувствительные сенсорные органы), все то, что принято называть культурой: способность к рациональному мышлению, речь, самосознание, орудийно-трудовая деятельность, ориентация на нормы, ценности и традиции.

Общество - совокупность исторически изменяющихся форм совместной деятельности людей, образующих некоторую целостность в интересах

7

самосохранения, самовоспроизводства и саморазвития. Природа -предпосылка и условие существования этой целостности, обладающая атрибутами вечности и бесконечности, в отличие от человеческого общества, существование которого ограничено во времени и пространстве. В природе действуют слепые, бессознательные силы, деятельность людей носит целенаправленный сознательно-волевой характер.

Как же произошло выделение человека из природного мира? Это такой же трудный вопрос, такая же область гипотез и предположений, как и вопрос о возникновении жизни. Очевидно, что этот процесс носил многофакторный, комплексный характер, в котором активная роль принадлежала и труду, и сознанию, и речи, и социально-нравственным нормам, и мифологии, и религии, и ритуальной практике. Но что было первым толчком, положившим начало процессу отрыва человека от природы? Можно выделить три основные позиции по этому вопросу. Прежде всего - это трудовая теория Энгельса, которая в отечественном обществознании долгое время считалась единственным объяснением антропогенеза. Согласно Энгельсу, человека создал труд, который сделал необходимым тесное сотрудничество людей, постоянное общение, приведшее к появлению речи из первоначального языка жестов. Преобразование природы в производственной деятельности было невозможно без познания, без выяснения объективных свойств предметов и тех сложных опосредованных связей, которые существуют между этими предметами и витальными потребностями человека.

Согласно другой, урановой гипотезе, человеческий разум - прежде всего природное образование. Повышенная радиация в районах Восточной Африки, связанная с образованием гигантского разлома в земной коре, привела к тому, что у обезьяноподобных предков человека стали рождаться слабые, физически неполноценные детеныши, лишенные естественных средств защиты, но с иным строением черепа, с повышенным интеллектом, который компенсировал их физическую беспомощность. (Еще Ницше говорил, что человек произошёл от больного животного). Позднее началось взаимодействие мыслительной деятельности и социально-трудового фактора.

Существует еще третья гипотеза, которую можно условно назвать саванной. В начале четвертичного периода климат начал резко меняться, прапредки человека, хуже приспособленные, чем другие приматы, к жизни в лесу, были вытеснены в саванну. Изгнанники вынуждены были встать на задние конечности, в связи с этим у них стали меняться руки, строение гортани, начал интенсивно развиваться мозг.

Таковы предположения. Но все исследователи согласны с тем, что в процессе антропогенеза происходила напряженная внутривидовая борьба по признакам сообразительности, степени развития речи, умений и навыков орудийной деятельности. Процесс биологического формирования вида homo sapiens был очень длительный, он продолжался от 3 до 3,5 миллионов лет и закончился 50-40 тысяч лет назад формированием кроманьонца - человека, имеющего современный внешний вид и мозг, готовый к восприятию сложных интеллектуальных и культурных программ. Биологические и

социальные факторы дополняли и стимулировали друг друга в этом процессе.

С появлением кроманьонца процесс биологического совершенствования прекратился, эволюция перешла на надорганизменный, сверхприродный уровень. Начался отбор не на уровне индивидов, а на уровне популяций, племен, народов, в процессе которого выживали и сохранялись организационные общественные структуры, отличающиеся большей сплоченностью, более крепкими традициями, более строгим соблюдением, сохранением социальных норм и навыков. Первые социальные нормы были призваны поддерживать внутривидовый мир, способствовать объединению и солидарности членов рода и племени. Таковы были нормы, запрещающие убийство соплеменника, что являлось социальным способом прекращения внутривидовой борьбы. Была установлена норма экзогамии, запрещающая половые связи внутри рода. Были нормы, обязывающие охранять, заботиться и кормить не только детенышей и самок, но всех членов племени. Тем самым под защиту были взяты старики, эти живые хранители необходимой для выживания племени информации, умельцы и мастера, которые не отличались физической ловкостью и силой. Тенденция рассматривать каждого члена племени как ценность была установлением нового порядка, поскольку природа уничтожает особи, миновавшие детородный возраст, неспособные воспроизводить потомство.

Формирование человеческого сообщества означало, что, наряду с наследственностью, нередко и вместо неё, появилась преемственность культуры, которая передавалась не через гены, а через обучение, воспитание, показ и пример, через традиции, мифы, религию.

Прекратился процесс видообразования, через обучение и воспитание появился новый вид памяти, уже не генетической, а социальной. Социальная эволюция снизила непосредственную приспособленность человека к среде обитания, которая существует у животных: органы человека оказались неспециализированными, а сам он - чрезвычайно пластичным. Благодаря этому человек с помощью орудий труда мог любую среду приспособить к своим потребностям, что позволило ему расселиться по всему земному шару, овладеть огнем, приручить животных, изобрести простейшие инструменты, а позднее - перейти от собирательства к земледелию, скотоводству и ремеслу (так называемая неолитическая революция).

Уникальность человека - в его принадлежности сразу к двум мирам -природному и социально-духовному. Значит, он испытывает двойную детерминацию: с одной стороны, наследственность, врожденные качества и биологические инстинкты, с другой - влияние социальной среды, воспитания, культуры, социального положения, профессии.

Человек приходит в мир не чистой доской, на которой социум может начертать что угодно. Многие важные качества и свойства в нём биологически запрограммированы: он имеет неповторимый набор генов, определенные анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы, общесоматические характеристики, наследственные заболевания

или предрасположенность к ним, темперамент, определяющий силу и скорость протекания нервных реакций, в значительной степени - интеллект, волю, память, общую работоспособность, разнообразные задатки и склонности. Известно, какое большое значение в поведении человека, его восприятии мира имеют пол, возраст. Всё это - та база, та почва, на которую ложатся социально-культурные влияния. Американские психологи показали, что если лишить ребенка до года любви и ласки, обеспечив нормальный уход, то в человеке неизбежно развиваются черты необратимой агрессивности. Общепризнано, что основы человеческой личности закладываются в детстве, когда происходит наиболее интенсивное соприкосновение генетической и социальной программ. Индивид - это новая качественная определенность, особая структура знаний, умений, навыков, эмоций и чувств, не сводимая ни к природе, ни к общественным установлениям и отношениям. Ни в генах, ни в социуме нет экзистенциальных человеческих переживаний, страстей, интересов. Человек как интегральная целостность биогенных и социогенных компонентов представляет собой новое проявление бытия, его особый индивидный уровень.

Выяснение механизмов природных и социальных детерминаций человека - дело первостепенной важности, особенно для совершенствования процессов управления и воспитания. Этим занимаются самые разнообразные конкретные науки. Но философско-социологический подход традиционно замыкался на вопросе: какой фактор - природный или социальный - является доминирующим? Представляется, что найти единую формулу, однозначный ответ невозможно. В разных ситуациях, личных и общественных, в разных культурах, в разные эпохи может превалировать тот или другой фактор. А в ряде ситуаций ответ вообще невозможно дать. Человек рождается с рефлексом прямохождения, с такой структурой мозга, которая обеспечивает механизмы членораздельной речи, но прямохождение и речь реализуются только тогда, когда человек с самого рождения находится среди людей, возникают через обучение, показ и пример. Дети—«маугли» не были способны ни к тому, ни к другому. Часто этими примерами подтверждают приоритет социального начала. Но это не совсем так. Социальное воздействие дает результат только в определенном возрасте. В детстве каждого человека есть сенситивные пики, когда можно сформировать в нем способность к сочувствию, состраданию, умение сопереживать. Характер -это также сплав биологического и социального. Разве можно в нем определить процентное соотношение того и другого?

Взаимодействие социального и биологического - это такой процесс, в котором причина и следствие постоянно меняются местами. Так, акселерация возникла под влиянием целого ряда социальных причин, но эти новые биологические параметры породили целую массу проблем в воспитании, во взаимоотношении поколений. Улучшение условий быта и труда привело к постарению населения, возникли проблемы социальной защиты пожилых и престарелых людей. То же можно сказать о сложных демографических
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconПо теории и методике обучения математике Учебно-методическое пособие Нижний
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconМетодическое пособие по дисциплине «Сервисная деятельность»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconУчебно-методическое пособие предназначено студентам II-VI курсов...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconПсихологическая диагностика
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconИстория зарубежной философии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconПрактикум по возрастной психологии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconЛогика в вопросах и ответах
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconИстория русской литературы второй половины XIX века учебно-методическое пособие
Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета...

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconМетодические рекомендации для студентов математического факультета
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Социальная философия iconОбщие вопросы теории и методики обучения технологии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница