Введение 3




Скачать 279.08 Kb.
НазваниеВведение 3
страница1/3
Дата публикации16.06.2013
Размер279.08 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Философия > Реферат
  1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел I. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗГЛЯДОВ П.Д. ЮРКЕВИЧА НА ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 15



1.1. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРАВА
КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ЕГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 15

1.2. П.Д. ЮРКЕВИЧ И Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ:
СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ СПОСОБОВ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРАВА 36



Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВА 52
2.1.СУЩНОСТЬ ПРАВА В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА 52

2.2.СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВО 80

2.3. РЕЛИГИЯ И ПРАВО 108
Раздел 3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА 140
^ 3.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ОТМИРАНИЕ ГОСУДАРСТВА 140

3.2. МОРАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 190
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

ВВЕДЕНИЕ
^ Актуальность исследования. За годы государственной независимости Украины введено в научный оборот много фактов, имен, явлений, которые по разной причине выпали из поля зрения ученых или освещались неполно, либо необъективно. В том числе без внимания оставалось многогранное наследие украинского философа права Памфила Даниловича Юркевича (1827-1874), который посвятил немало работ философским и общетеоретическим проблемам права и государства.

П. Юркевич родился в Полтавской губернии (село Липлявое Золотоношского уезда) в семье священника, получил образование в Полтавской семинарии, закончил Киевскую духовную академию (1851), где был оставлен на должности "наставника по классу философичных наук", а со временем стал экстраординарным профессором (1858). Приглашенный на должность профессора кафедры философии Московского университета (1861), он читал курсы лекций по философии, философии права, истории философии, логики, педагогики, психологии.

Ряд работ П. Юркевича по философской тематике были опубликованы, а по правовой тематике до недавнего времени не были известны исследователям и до сих пор еще предметно не проанализированы в отечественной и зарубежной юридической литературе. Длительное время не подозревали о существовании рукописей П. Юркевича, перевезенных после его смерти из Москвы в Киев одним из его братьев (вероятнее всего, В.Д. Юркевичем). Даже ближайший ученик философа Вл. Соловьев был убежден в том, что "оставленные им философские труды немногочисленны и не обширны"1. В 1915 году А. Ходзинский обратил внимание на то, что творческое наследие П. Юркевича значительно более широкое, чем считалось раньше2, однако только А. Лебедев впервые знакомит общественность с перечнем рукописей П. Юркевича. Они представляют собой своеобразный каталог рукописных текстов, которые поступили в Церковно-Археологический музей императорской Киевской Духовной Академии приблизительно в период с 1877 по 1911 год3. В данное время рукописи философа сохраняются в Институте рукописей Центральной научной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Фонд П. Юркевича очень значительный, свыше ста единиц хранения, в том числе, тексты и программы лекционных курсов по философии права и истории философии права, рукописных и литографированных; программы, конспекты, заметки, выписки из книг, переводы, дневники (на русском и немецком языках) и другие документы философа права4. Всего более 700 авторских листов посвящено правовой тематике. Среди сохраненных материалов - рукопись под названием "История философии права" (255 листов) и "Введение к истории философии права" (24 страницы). Благодаря стараниям М.Л. Ткачук, последние недавно были опубликованы5. Эти материалы были существенным образом расширены за счет работ философско-правовой направленности в изданном сборнике работ П. Юркевича авторским коллективом под руководством Р. Пича и Н. Лука6.

Введение в научный оборот максимально полного фактического материала открыло до сих пор неизвестный аспект научных интересов П. Юркевича - философия права, история политических и правовых учений (раньше - история философии права). Анализ проблем права и государства в его работах дает возможность выйти на новый уровень познания мировоззрения украинского мыслителя, представить эту фигуру многогранно - как философа и как правоведа, реконструировать все творческое наследие П. Юркевича, а не ограничиваться сугубо философскими исследованиями, которых за последние 20 лет выполнено немало учеными-философами (А.В. Аристова, Г. Боровская, С.П. Вильчинский, М. Громов, В. Думцев, С.Г. Елистратов, М.О. Запорожец, В.В. Ильин, Л.Г. Кудрик, О.Б. Левченкова и др.). Без правогосударство­ведческого7 анализа, который проводится впервые, не может быть полного представления о вкладе ученого в науку. Автор отдает должное значение фрагментам, посвященным П. Юркевичу, помещенным в статьях А. Мироненко: они послужили определенным толчком к написанию этой работы.

Исследование проблем права и государства в творческом наследии П. Юркевича в контексте современности - это и постижение формирования и развития самой философской и правовой мысли в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, это и актуализация вопроса о связях украинской философско-правовой мысли с другими славянскими доктринами права, западными и восточными учениями, то есть с интеллектуальным достоянием человечества в процессе многовековой эволюции. Актуальность исследования также состоит в накоплении знаний относительно Киевской религиозной (моральной) философско-правовой школы (П. Юркевич, Е.М. Трубецкой, П.И. Новгородцев, Е.В. Спекторский, Н.А. Бердяев, П.Б. Вишеславцев, А.С. Ященко и др.), незаслуженно забытой в советское время по известным причинам. Эта школа ставила целью поиски целостного универсального мировоззрения, свободного от однобокости и недостатков как европейского рационализма (где разум уже в своей "практической" ипостаси оказался бессильным построить необходимое и всеобщее моральное законодательство), так и эмпиризма. А из этого неминуемо вытекали и другие задачи, которые ставили перед собою украинские философы права: дать оценку явлениям правовой жизни с точки зрения высших разумно-этических, "божественных" начал; указать идеалы и принципы, к которым должно стремиться и которыми может руководствоваться в своем бытии право.

Познание философско-правовой части интеллектуального наследия П. Юркевича особенно ценно сегодня, когда право стало перед выбором форм своего выживания в условиях процесса глобализации современного мира, когда всестороннее изучение права востребовало привнесение в него философской, социологической и этической теорий, поставило вопрос о соотнесении философии права с общей теорией права и государства. Возрождение философско-правовой мысли оказывает содействие мировоззренческо-методологическому обеспечению правогосударствоведения, становится важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности, общества, построения правового государства.

Итак, можно констатировать насущную потребность и возможность (наличие источниковедческой базы, подъем значения философии права) исследования философско-правовой концепции П. Юркевича, необходимость познания значения прошлых трансцендентных учений о праве и государстве для современности.

^ Связь с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в соответствии с п.1.1 Главных направлений научных исследований Национального университета внутренних дел на 2001-2005 года.

^ Цель и задача исследования. Цель диссертации состоит в том, чтобы, опираясь на достижения философии права и правогосударствоведения, выяснить взгляды П. Юркевича на право и государство и определить их научно-практическую значимость для современности.

Соответственно поставленной цели предполагается решить такие задачи:

1. Выяснить единство в философском осмыслении права П. Юркевича и ряда мыслителей разных исторических эпох:

- уточнить, используя не только опубликованные работы, но и рукописные материалы, специфическое мировосприятие П. Юркевича, исследовать суть его философского осмысления права на основе анализа предметной специфики философии права;

- проследить влияние на государственно-правовые взгляды П. Юркевича предшествующих мыслителей, творчество которых стало предметом его научного интереса (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Лейбниц и др.);

- выявить сходство ведущих принципов формирования мировоззрения у П. Юркевича и у философов и юристов, которые работали в одно время с ним и в последующие периоды (Н. Чернышевский, Е. Трубецкой, П. Новгородцев, Вл. Соловьев и др.);

- проследить связь его идей с новейшими теориями естественного права (Дж. Роулз, К. Поппер) и концепциями правопонимания, выдвинутыми российскими и украинскими учеными-юристами (Г.Н. Манов, В.С. Нерсесянц, Ю. Тихонравов, П. Рабинович, Л. Петрова и др.).

2. Определить специфику содержания концептуальных построений П. Юркевича в области права и государства:

- выяснить концепцию о сущности права, взаимосвязь естественного и положительного права;

- исследовать своеобразие подхода к решению проблемы справедливости, ее соотношение с правом;

- охарактеризовать взгляды на роль религии в формировании права;

- раскрыть взгляды на сущность государства, его происхождение и отмирание;

- уточнить идейно-правовые представления о духовной сущности человека, его правах, соотношение личности с обществом и государством.

3. Оценить интеллектуально-правовое наследие П. Юркевича в контексте современности, в частности, определить значимость его научных разработок для современного правогосударствоведения.

^ Объект исследования - творческое наследие П. Юркевича, его научные и публицистические труды, лекционные курсы, дневники, заметки.

Предмет исследования - теоретико-методологические и концептуальные подходы П. Юркевича к проблемам права и государства и степень их соответствия современному правогосударствоведению.

^ Методы исследования. Общеметодологическим средством достижения цели и решения задач диссертационного исследования избрано соединение диалектического метода, системного подхода к рассматриваемому объекту и компаративного анализа существенных идей. Учитывая историко-философскую и философско-правовую направленность научных интересов П. Юркевича, применялся диалектический метод в форме категориальных философских переходов: должное-сущее, абстрактное-конкретное, сущность-существование и т.п. Системный подход дал возможность воссоздать совокупность идей мыслителя по конкретным проблемам права и государства, структурировать их во взаимосвязи. Компаративный (сравнительно-концептуальный) анализ позволил постичь многообразие проявлений рассматриваемого объекта в историко-правовом измерении, избегнуть односторонности, фрагментарности в его постижении, проследить преемственность в идеях о праве и государстве.

Необходимым требованием исследования истории идей в области права и государства может быть корректное их толкование. Здесь существует определенная методологическая проблема, связанная с исторической зависимостью их содержания: недопустимо безоговорочно экстраполировать категории, определенные на материалах второй половины ХІХ столетия, на начало ХХІ столетия или наоборот. При корпоративном анализе только строгое соблюдение методологического принципа историзма дает возможность понять границы той или другой модификации содержания категорий, в особенности ключевых, с тем, чтобы избежать механического заимствования накопленного когда-то опыта в решении современных проблем. С целью постижения содержания текстов работ П. Юркевича использовался конкретно научный метод - герменевтический.

В исследовании в значительной мере использовался методологический потенциал работ отечественных и зарубежных теоретиков права и философов права: С.С. Алексеев, К.К. Жоль, Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, Л.П. Петрова, П.М. Рабинович, В.Н. Селиванов, Ю.А. Тихомиров, М.В. Цвик и др.

^ Научная новизна полученных результатов. В диссертации впервые в отечественной историко-правовой литературе на монографическом уровне исследованы взгляды на право и государство П. Юркевича в контексте современности.

Эту новизну конкретизируют следующие положения и выводы:

1. Как философ, философ права, историк философии права П. Юркевич сформировался в русле объективно-идеалистической философии религиозного направления; с ее позиции он вступил в дискуссию с Н.Г. Чернышевским - приверженцем материализма, подверг критике рационалистическую (прагмати­ческую) философию, упрощенное понимание духовности, нравственности в теориях позитивизма, утилитаризма, нигилизма, "вульгарного материализма", "разумного эгоизма".

2. Философское осмысление права П. Юркевича основывалось на религиозно-романтической "философии сердца", по которой источник развития личности и общества находится в духовной сфере, в реализации божественного замысла и божественного идеала любви. Любовь оказывает содействие преодолению отчужденности людей, гармонизации общих и частных интересов, объединению универсального и специфического в восприятии права ("сердечное знание").

3. В духе классической философской традиции П. Юркевич считал философию права ответвлением и развитием моральной философии, его назначение усматривал в оценке явлений правовой жизни с точки зрения высших мировоззренческих разумно-этических начал, а главное - в ответе на вопрос: какая идея должна лежать в основе положительного права вообще.

4. Правовые проблемы решались П. Юркевичем в русле естественной теории права ("права в самом себе"); естественное право рассматривалось как моральное право фундаментального значения, которое имеет назначением единение естественного, божественного и общечеловеческого, а положительное право - как принадлежащее конкретному государству.

5. П. Юркевичем заложены основы отечественной нравственно-правовой концепции естественных прав человека; прогнозировано объединение человечества "в вопросах назначения человека" вокруг "общечеловеческих норм права и справедливости". Его предсказание сбылось: такими объединяющими общечеловеческими нормами сегодня стали стандарты в области прав человека.

6. Мораль и право, справедливость и право рассматривались П. Юркевичем как не тождественные, но взаимосвязанные социальные феномены: мораль первенствует праву, а справедливость выступает его критерием. В справедливости права усматривалась его общечеловеческая ценность.

7. Проблема взаимосвязи справедливости и права рассмотрена П. Юркевичем разносторонне: через дифференциацию справедливости на абсолютную и относительную; квалификацию абсолютной справедливости как "вечного мирового закона", "нравственно-неизменного закона", в отличие от законов писанных (непостоянных, изменяемых и т.д.), создаваемых государством; разделение относительной справедливости на три вида - воздающая, распределяющая, уравнивающая; анализ каждого из них; определение признаков справедливого правосудия; формулирование важнейших принципов, какими должно руководствоваться цивилизованное общество: а) идея равенства в сфере права; б) идея снисхождения (смягчение наказания) или помилование; в) ответственность за вину.

8. Дискуссионный вопрос об иерархической соподчиненности правовых ценностей - справедливости и свободы - рассматривался П. Юркевичем так же, как и современными философами права, которые ставят на первое место справедливость (М. Адлер, Ортега - и - Гассет, К. Реннер, Дж. Роулз и др.), в отличие от тех, кто отдает предпочтение свободе (К. Поппер). Не совпадают его взгляды на этот вопрос с русскими учеными (В.С. Нерсесянц, Г.Н. Манов), которые включают справедливость в понятия права. Ему ближе позиция Ю.В. Тихонравова и Дж. Роулза (в особенности последнего), которые усматривают в состоянии распределяющей справедливости ("сердца" справедливости) исходное нормативное условие цивилизованного существования.

9. Выяснен вклад П. Юркевича в изучение вопроса о прогрессивном влиянии христианства на реформирование права, отмечено его предложение о необходимости поднять основные положения канонического права к рангу неопровержимых принципов права положительного.

10. Благодаря подходу к постижению сущности государства с позиций двухмодального, положительно-отрицательного отношения, которое разрешает обнаружить не сам объект (государство), а его ценностную предметность, П. Юркевичу удалось показать, что своей принудительно-карательной стороной, обращенной к угнетенным слоям общества, государство вызывает отрицательное отношение, а благодаря выполнению своих социальных функций, положительных для общества, выступает как положительный феномен. Отсюда следуют предложения философа по усовершенствованию деятельности государства - поднять удельный вес социальных функций за счет уменьшения карательно-репрессивных, служить институтом социального компромисса в обществе, с помощью юридических норм сглаживать частицы (личные) противоречия, культивировать мораль.

11. Будущее (судьбу) государства П. Юркевич связывал со смоделированными им моральным человеком, моральным обществом, моральным государством. Факт создания такого государства будет означать, что уже нет потребности в регулировании общественных отношений с помощью положительного права, так как "понятие морали общечеловеческой (божественной) по сути будет совпадать с господствующей в государстве его официальной моралью". После того, как государство "созреет" настолько, что возьмет на себя обязанность оберегать абсолютные права человека, оно превратится в моральный институт и станет лишним механизмом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение 3 iconР. М. Энтов. Экономическая теория Дж. Р. Хикса Предисловие
Введение, имеющее два аспекта: 1 введение в теорию стоимости, предполагающую изучение взаимосвязей между рынками и их взаимозависимость;...

Введение 3 iconПлан- график мероприятий, направленный на введение фгос
Поэтапное введение федеральных государственных стандартов (фгос) общего образования. 1 Введение фгос начального общего образования...

Введение 3 iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса...

Введение 3 iconКнига написана в 1933 г., переведена Н. Л. Трауберг по изданию: Chesterton
Очерк жизни святого введение в его философию, философия введение в теологию

Введение 3 iconЛ. И. Баранникова введение в языкознание
Введение в языкознание: Учебное пособие / Предисл. В. Е. Гольдина. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «либроком». 2010. 392 с

Введение 3 iconВведение Введение «Сетевое искусство»
За небольшой промежуток времени с 1994 по 2005 годы феномен сетевого искусства из творческой деятельности интернационального, но...

Введение 3 iconВведение введение 2
Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным...

Введение 3 iconМетодические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине...
Цель контрольной работы – самостоятельная подготовка будущего бакалавра инноватики по предмету «Введение в специальность»

Введение 3 iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...

Введение 3 iconСамоанализ занятия по теме: «Введение в образовательную область»
Занятие по теме «Введение в образовательную область», занимает 40 минут учебного времени и преследует поставленную цель, а именно:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница