Конкурс «Лучший урок письма»




Скачать 80.89 Kb.
НазваниеКонкурс «Лучший урок письма»
Дата публикации13.06.2013
Размер80.89 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Философия > Конкурс
Региональный конкурс

«Лучший урок письма»

Разработка урока письма

по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 9 класс.

Учитель: Петрова Н.В., учитель русского языка

МАОУ «СОШ № 5», Иркутская область,

г.Усть-Илимск

г. Усть-Илимск, 2012

Урок письма

Литература 9 класс.

Педагогическая мастерская.

Цели урока:

1. Формировать представление о письме как эпистолярном жанре и средстве межличностного общения.

2. Развивать логическое и ассоциативно – образное мышление детей.

3. Формировать умение составлять текст в жанре письма на основе культурных хронотопов.

4. Осмыслить внутренний мир героини.

5. Развивать умение анализировать мысли и чувства не только героев произведения, но и свои собственные.

Оборудование:

  1. Видеоролик из кинофильма по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

  2. Текст А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Мультимедийное оборудование, компьютер.

  4. Раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Индуктор. На доске записано слово «письмо». Учитель задает вопрос: «Какие у вас ассоциации с этим словом»?

Самоконструкция: ребята по одному отвечают, создавая свои ассоциации.

Социоконструкция: работа в группах, учащиеся читают письма и отвечают на вопросы.

  1. группа. Зачем люди пишут друг другу письма?

  1. группа. Что вы можете сказать об авторе письма?

  1. группа. Что вы можете сказать об адресате?

  1. группа. Какие качества человека раскрываются в письмах?

  1. группа. Почему человек пишет письма о любви?

Письма.

^ Джек Лондон

Дорогая Анна:

Я говорил, что всех людей можно разделить на виды? Если говорил, то позволь уточнить — не всех.Ты ускользаешь, я не могу отнести тебя ни к какому виду, я не могу раскусить тебя. Я могу похвастаться, что из 10 человек я могу предсказать поведение девяти… Но десятый для меня загадка, я в отчаянии, поскольку это выше меня.Ты и есть этот десятый.

Бывало ли такое, чтобы две молчаливые души, такие непохожие, так подошли друг другу? Конечно, мы часто чувствуем одинаково, но даже когда мы ощущаем что-то по-разному, мы все таки понимаем друг друга, хоть у нас нет общего языка. Нам не нужны слова, произнесенные вслух.Мы для этого слишком непонятны и загадочны…

^ А.С. Пушкин

Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие.Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладиться.Рано или поздно, мне, однако, придется все бросить и пасть к вашим ногам.Мысль о том дне, когда мне удастся иметь клочок земли в… одна только улыбается мне и оживляет среди тяжелой тоски.Там мне можно будет бродить вокруг вашего дома, встречать вас, следовать за вами…

Наполеон

Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один…

Ты овладела больше чем всей моей душой.Ты — единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь, — тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твое изображение; я смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье… Какими чарами сумела ты подчинить все мои способности и свести всю мою душевную жизнь к тебе одной? Жить для Жозефины! Вот история моей жизни…

Обобщение: афиширование результатов беседы.

  1. Самоконструкция: работа с таблицей. Прослушаем письмо Татьяны (видеосюжет), запишем в 1-ую графу ответ: какой я представляю Татьяну?

Я думаю

Я понял







Социоконструкция: раздаются тексты и вопросы, ответить на вопросы, приводя цитаты из романа А.С.Пушкина.

1 группа:

Как в письме раскрывается духовный мир Татьяны через понятия: простота, искренность, открытость. Приведите цитаты.

2 группа.

Как в письме раскрывается духовный мир Татьяны через понятия: честность, наивность, доверчивость. Приведите цитаты.

3 группа.

Как в письме раскрывается духовный мир Татьяны через понятия: неопытность, отношение к Онегину, благородство, доброта. Приведите цитаты.

4 группа.

Как в письме раскрывается духовный мир Татьяны через ее мечты. Приведите цитаты.

5 группа.

Как в письме раскрывается духовный мир Татьяны через понятия: верность, любовь, отношение к семье, к детям. Приведите цитаты.

Обобщение: афиширование ответов по группам.

  1. Самоконструкция: работа с таблицей. Запишем ответ на вопрос в 1-ую графу: как автор относится к своей героине?

1 группа: Как автор относится к героине?

Пушкин не только понимает свою героиню, он любит и жалеет ее. Всего два слова: «головушка», «прелестного» - но за этими словами –нежность и сочувствие. «Прошу простит: я так люблю Татьяну милую мою!». Пушкин действительно сочувствует, сопереживает нашей героине. Тоска в его голосе звучит еще и потому, что он предупреждает об опасности Татьяну, эту бесхитростную и искреннюю девушку, которая отдалась любви безоглядно. Ведь она, в сущности, не знает человека, которому посылает письмо, но уже наделила Евгения многими достоинствами.

2 группа: Как автор относится к героине?

Пушкин признается:«…Я так люблю Татьяну ласковую мою!..», «Татьяна, милая Татьяна…». Татьяна Ларина - любимая героиня Пушкина.

Она не похожа на других представительниц того времени и той среды. А Пушкину, как поэту, близка и понятна Татьяна, она одушевлена высоконравственными чувствами.

ВСЁ трагическое и поэтическое содержание Пушкин передает именно в Татьяне. А относится автор к ней очень трепетно и нежно.

3 группа: Как автор относится к героине?

Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает». Пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей. Татьяна, в которой соединяются наиболее важные, ценные и знакомые для Пушкина личностные черты, является воплощением идеального образа русской женщины, в котором отражаются пушкинские понятия о нравственности, благородстве, чести.

4 группа: Как автор относится к героине?

В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений:

«За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?»

В то время признаться в любви мужчине было неприлично. Но читатели не только не осуждали никогда Татьяну, но и сочувствовали ей. Потому что у нее есть могучий защитник – Пушкин.

5 группа: Как автор относится к героине?

Она «любит без искусства», «доверчива», «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Главное же для Пушкина – «милая простота» Татьяны. Она полюбила и знает, что полюбила навсегда; это дает ей право написать первой своему избраннику. Любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно не проявлялось. Вот почему Пушкин уважает эту любовь и преклоняется перед Татьяной, любимой своей героиней. Автор создал образ русской женщины, наделенной характером.

Социоконструкция: проанализируйте, как видят отношение Пушкина к Татьяне критики (по раздаточному материалу).

1 группа.

Письма могут сказать многое о героях, об их характерах. Письмо Татьяны ярко характеризует героиню как типичную девушку своего времени и класса, которая воспитывалась на сентиментальных французских романах. Именно в них она почерпнула идеал возлюбленного, который перенесла на Евгения Онегина. В письме легко читаются ее искренние чувства, не прикрытые лживыми словами. Она с нежностью обращается к Евгению: “милое виденье”, “кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель...”. Татьяна отдала себя полностью во власть Онегина: “То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя...”

2 группа.

В романе “Евгений Онегин” письма играют важную композиционную роль, так как с ними связано использование Пушкиным приема “зеркала” и симметрии в романе.

Первой пишет письмо Татьяна Ларина. Она признается в любви Евгению Онегину, затем следует отповедь героя - это III глава романа, а в VIII главе — все наоборот: письмо пишет Онегин, затем следует отповедь героини. Интересно то, что письма написаны не онегинской строфой, как весь роман (это вставные элементы), в них отсутствует перекрестная, смежная и опоясывающие рифмы. По стилю они тяготеют к открытой форме.

3 группа.

Анализируя смысл «Письма Татьяны к Онегину», нужно исходить из того, что письмо это – сочинение А.С.Пушкина, его авторский поступок. На первый взгляд кажется, что для формирования у читателя определенного представления о персонаже, например, о Татьяне Лариной, автору достаточно дать ее описательную характеристику. Но для создания художественного (романного) пространства, автор должен построить взаимодействие его участников. Письмо – это поступок Татьяны в рамках романа. Следовательно, данное «Письмо» включено одновременно в две ситуации и поэтому имеет два смысла: как письмо в составе адресованного читателю романного текста и как письмо персонажа – персонажу (Татьяны к Онегину) в рамках романного пространства.

4 группа.

Содержание «Письма» приобретает свой особый смысл, когда воспринимается как письмо Татьяны в рамках романа Пушкина. Написание и отправление «Письма» – это поступок Татьяны, которым она создает напряженную и неоднозначную ситуацию (обращаясь к Онегину с письмом, Татьяна рискует). Для читателя смысл Письма и смысл самого образа Татьяны неразрывно связаны: исключительная весомость поступка Татьяны придает особый смысл ее Письму, тогда как содержание Письма обнаруживает масштаб и значительность личности его автора (Татьяны).

5 группа.

Ведь в конечном счете цель Письма – изобразить ситуацию и через нее дать представление о смысле происходящего в душе героини. Теперь Онегину открыт путь: вообразить, понять, уловить смысл, стать участником ситуации, драматизм которой раскрыт в Письме. Итак, у этого Письма два автора – Пушкин и Татьяна, и два читателя – Онегин и (множественный) читатель романа. У каждого из них – своё переживание смысла Письма, и все эти смыслы пересекаются в ситуации чтения. Ее во многом предопределяет Пушкин, хотя не полностью. Читатель приносит на встречу с текстом свой опыт – жизни и чтения, в т.ч. и возможных предыдущих чтений этого же фрагмента. Момент чтения (настоящего, сопереживающего чтения) поэтому является постоянным источником новых смыслов. Ради них, собственно, человек становится читателем.

Обобщение: афиширование по группам.

  1. Самоконструкция: роль письма в романе, записываем ответ в 1-ую графу таблицы.

Социоконструкция: проанализируйте и выпишите во 2-ую графу мнения критиков.

Обобщение: афиширование ответов.

5. Рефлексия:

- Я представляю Татьяну…

- Я понял, что письмо…

- Я услышал, что Пушкин…

6. Домашнее задание: напишите ответ на письмо Татьяны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Лучший урок письма» iconПоложение об областном конкурсе «Лучший урок письма-2012»
Областной конкурс «Лучший урок письма-2012» проходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2012» и является...

Конкурс «Лучший урок письма» iconПоложение о Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России», и зао «Редакция...

Конкурс «Лучший урок письма» iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России» и зао «Редакция «Учительской...

Конкурс «Лучший урок письма» iconКонкурс «Лучший урок с использованием икт» Учитель начальных классов
Предмет: русский язык, урок повторения и закрепления знаний, получения новых знаний

Конкурс «Лучший урок письма» iconКонкурс на лучший перевод стихотворения с английского языка
Объявлен всероссийский конкурс на лучший перевод стихотворения “a winter Eden”. Дедлайн 22 сентября 2013 года

Конкурс «Лучший урок письма» iconКонкурс на лучший ролик по социальной рекламе I
Всероссийский конкурс на лучший ролик по социальной рекламе (далее конкурс), проводится ежегодно с целью приобщения будущих бакалавров,...

Конкурс «Лучший урок письма» iconДиплом лауреата всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Дпи, резьба по дереву, щахматный, «Волшебная иголочка», домоводство, хореографический зал. Обеспеченность учащихся литературой составляет...

Конкурс «Лучший урок письма» iconДиплом победителя III степени №D0082 0020333 во Всероссийской дистанционной...
...

Конкурс «Лучший урок письма» iconКонкурс «Мой лучший урок по предмету «Окружающий мир»
Формировать навыки работы в группах, исследовательской деятельности и поискового труда

Конкурс «Лучший урок письма» iconУрок письма «Письма на фронт»
Цель урока: пробуждение желания школьников выражать свои мысли, чувства в письме



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница