М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся?




НазваниеМ. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся?
Дата публикации08.03.2014
Размер26.9 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Философия > Вопрос
9 класс
Вопрос №1

В «Российской грамматике» (1757) М.В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и «безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся?
Вопрос №2

В чем особенность словообразования следующих существительных: шелестенье, щебетанье, скрипенье, визжанье, хрустенье? Чем предложенные слова отличаются от существительных шелест, щебет, скрип, визг, хруст?
Вопрос №3

Назовите лингвистический термин:

а) раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

б) грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам.
Вопрос №4

Объясните значения слов: превентивный, прекословить, препирательство, прерогатива. Придумайте и запишите предложения с этими словами.

Вопрос №5

Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами и способом образования: мойка, полянка, пылинка, чистка, проверка, землянка, горошинка. Определите словообразовательное значение суффикса.

Вопрос №6

Определите вид выделенных глаголов: 1. Пушки с берега палят, Кораблю пристать велят. (А.С. Пушкин); 2.Не прикажете ли, я велю подать коврик. (Н.В. Гоголь); 3.Со всех сторон атакуют совершенно посторонние болезни. (М.Е. Салтыков-Щедрин); 4.Когда раздадутся взрывы гранат, - бронепоезд (из четырех платформ), с вооруженными рабочими и частью только что блокированного крестьянского полка, двинется через мост и атакует городской вокзал (А.К. Толстой). В чем особенность категории вида у этих глаголов?

Вопрос №7

Найдите в пословицах причастные формы, укажите, в значении какой части речи они употребляются: 1.Сделанное не вовремя все равно что не сделанное. 2. Нелающий пес похлебки не получит. 3. Какая цена знаниям мудреца, если он не прощает незнающему.4. Непровинившемуся не надо бояться наказания. Определите синтаксическую функцию причастных форм.

Вопрос №8

Прочитайте стихотворение Н. Рыленкова. Какое лексическое средство лежит в основе стилистического приема, используемого поэтом?

^ Не для того, чтоб нанизать на нить,

Начальный смысл мы ищем в каждом слове.

Велит нам жито жаждой сева жить,

Рождает рожь святое чувство нови.

Летят лета, не погодят года.

А ты свое, как пахарь, дело делай.

Чтоб радовала радуга всегда,

Чтоб осеняла осень мыслью зрелой.

Вопрос №9

Определите тип односоставных предложений.

1. Пишу, читаю без лампады (А.С. Пушкин)

2. Нас угостили ужином.

3.Слезами горю не поможешь.

4. Приятная прохлада.

5. Повеяло теплым ветром.

6.Вам не видать таких сражений! (М.Ю. Лермонтов)

7. Минут через пять Мишку впустили.

8. Цыплят по осени считают.

9. Помнишь рощу над рекой?

10. Не стоит спешить с ответом.

Вопрос №10

Определите тему текста. В каком предложении она выражена лучше всего? Определите способ и средства связи предложений в тексте.
Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. В хуторе хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощенную внешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя. (М.А. Шолохов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconТема: Ваши старые знакомые
Назовите их! Они верны своей твёрдости в любом слове, перед любыми другими звуками. А есть мягкие согласные, которые не имеют твёрдых...

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconПлан-конспект урока урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н
Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconУрок «в гостях » тема: согласные звуки (Ц), (X) (X ), буквы ц ц, X х
Цели: Познакомить детей с буквами ц ци ХХ, звуками, которые можно записать с помощью данных букв. Показать особенность звука (Ц)....

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconОлимпиада «Будущие исследователи – будущее науки» Русский язык
...

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconУрок чтения с применением икт буквы М,м, звуки [м], [м']
Цель: познакомить с буквами М,м и звуками которые они обозначают; научиться выделять их из речи

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconДомашнее задание на 22 декабря (суббота)
Повторить гласные буквы А, О, И, У, Ы, Э,Я, Е, Ё, ю и согласные буквы Н, К, Т, С, Л, Р, В, П

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconДомашнее задание на 28 декабря(суббота) Чтение
Повторить гласные буквы А, О, И, У, Ы, Э,Я, Е, Ё, ю и согласные буквы Н, К, Т, С, Л, Р, В, П

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconДомашнее задание на 14 декабря(суббота) Чтение
Повторить гласные буквы А, О, И, У, Ы, Э,Я, Е, Ё, ю и согласные буквы Н, К,Т, С,Л,Р

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconДомашнее задание на 11 января (суббота) Чтение
Повторить гласные буквы А, О, И, У, Ы, Э,Я, Е, Ё, ю и согласные буквы Н, К, Т, С, Л

М. В. Ломоносов выделял буквы «самогласные», «согласные» и«безгласные». Как вы думаете, с какими звуками они соотносятся? iconУрок обучения грамоте в 1 «В» классе. Тема: Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы в, В
Нужно выйти к доске, разделить буквы на группы, и по возможности составить пары. (На доске карточки с изученными буквами и 2 рисунка...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница