Тема: Синонимы




Скачать 79.02 Kb.
НазваниеТема: Синонимы
Дата публикации20.06.2014
Размер79.02 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Философия > Урок
Учитель Солодова Ирина Васильевна

МБОУ «СОШ № 18 п. Теплоозерск»

Тема: Синонимы.

Класс: 5

Тип урока. Урок открытия нового знания и развития умений.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные: работать в группе, паре, договариваться о совместной деятельности.

Предметные: находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимические ряды), устанавливать связь синонимов с многозначностью слова.

наблюдать за использованием синонимов в художественной речи, правильно и эффективно употреблять синонимы в собственной речи.

Личностные: развивать чувство языка на основе работы с синонимическими рядами.



^ Этапы урока


Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

^ Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.




II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


– Выберите нужный вариант ответа. (^ Ученики записывают только букву выбранного варианта).

1) Лексикология изучает

а) строение слов;

б) произношение слов;

в) словарный состав языка.

2) Слова, которые человек употребляет редко, составляют

а) пассивный словарный запас;

б) активный словарный запас;

в) язык писателя.

3) Среди способов толкования не бывает

а) описательного;

б) через однокоренные слова;

в) с опорой на грамматические признаки.

4) У слов­омонимов

а) нет смысловой связи;

б) есть смысловая связь;

в) нет ничего общего.

^ Правильные ответы (их для самопроверки можно вывести на доску): в, а, в, а.

Давайте вспомним, на каком явлении основано стихотворение Я. Козловского в домашнем упражнении № 358?

ТОУУ



III. Языковая разминка.


Запись предложения из стихотворения А. Шибаева (после прочтения):

^ Но рка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.

1. – Вспомните, на чём основана игра слов в предложении. (На использовании омонимов.)

– Какие слова в предложении помогают понять, в каком значении употреблено слово норка?

– В каком случае сохраняется двусмысленность? (Норка пошла (к кому? или к чему? куда?) – к знакомой норке.)

^ 2. Синтаксический разбор, составление схемы. [ – = и = ].

3. Объяснить графически орфограммы буквы гласных в окончаниях существительных:

1 с. Р.п. 1 с. Д.п.

из но рк и ; к но рк е .



Личностные результаты

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

^ Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
презентация



Давайте подберем слова, которые помогут избегать двусмысленности предложения:

Норка-зверек, животное, хищное млекопитающее

Норка- домик норки, жилище зверька, тоннель под земле




^ IV. Введение в тему урока.


Обращаем внимание, что с синонимами ученики пропедевтически знакомились в начальной школе.

Учитель анализирует записанное на доске слово омонимы.

– А знаете ли вы, что слово омоним – греческого происхождения, оно состоит из двух корней: омо (homos) – одинаковый и оним (onyma) – имя, что буквально значит – одинакового (одного) имени (названия).

– А какие ещё слова с корнем оним (имя) вам известны? (Синонимы, антонимы.)

– Сегодня мы рассмотрим ещё одну группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания. Чтение мини-текста:

^ Зима. За окном снег, вьюга. Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, а не в городе.

- О каком явлении природы, но разными словами говорится в тексте?

– Сформулируйте тему урока. (Синонимы.)

– Назовите синонимы в прослушанном (прочитанном) тексте.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.



^ V. Повторение и углубление изученного.


1. Чтение упр. 359 (задание к упражнению дети не читают) – развивается умение устанавливать признаки синонимов – смысловую близость при наличии разных оттенков значений.

– Как вы думаете, почему данные слова – синонимы?

– Сделайте вывод по аналогии со словами­омонимами: какими признаками должны обладать синонимы?

2. Чтение и анализ текста о синонимах в рамке, сравнение с выводами учеников/ стр. 162

3. – Как вы будете определять, являются ли слова синонимами?

4. – Сравните слова­омонимы и синонимы: что сходного у них и чем они отличаются? (Одна и та же часть речи, но омонимы – одно слово, а значения совершенно разные, синонимы – одно (близкое) значение, а слова совершенно разные.)

5. для чего нужны синонимы?

-работа с текстом (точно и образно выразить мысль, избежать повторов)


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.




^ VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


  1. работа в парах по карточкам – развивается умение находить синонимы в тексте и определять их функцию в художественной речи./Записать синонимичные ряды

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
(И. Токмакова)

Бураны, вьюги и метели 
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!
(В. Берестов)

Дуб дождя и ветра
вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени 
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный!
(И. Токмакова)

Тут Зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь –
Ты не Заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый, 
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части, 
Вырви солнышко из пасти».

(К . Чуковский)
^ 2. Картины зимы. 
Какие образы возникают у вас при слове ЗИМА?
Продолжи предложение, подобрав синонимы по смыслу.
Снег идет,…
3. Звуки зимы.
Подумайте, для описания каких явлений необходимы глаголы: 
гудит, шумит, дует, бушует, стучит, ревет, стонет
Найдите глаголы-синонимы, составьте предложение, употребив в нем два- три синонима. 

4. Найдите пару:

1 Хрустальный-11
2 Мокрый-8
3 Пурга-13
4 Мягкий-9
5 Блестит-14
6 Холод-10
7 Летит -12
8 Сырой-2
9 Пушистый-4
10 Стужа-6
11 Прозрачный-1
12 Падает-7
13 Метель-3
14 Сверкает-5

5. Составьте группой текст на тему «Зима», используя материалы урока

^ 6. Составьте стихотворение-поздравление с Новым годом для наших гостей:

Старому году оставьте печали,

Забудьте ….., ………,…….. –

Только здоровья, успехов и счастья

Желаем вам в Новом году!



Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Предметные:

1.Эффективное использование синонимов в собственном тексте

^ VII. Итог урока.

– Какую новую информацию о синонимах получили?

– Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения (можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же, сделать вывод; в случае сомнения обратиться к специальному словарю синонимов.)
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Лист самооценки предметных достижений:

1. Моя задача заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной оценена……
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.



Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VIII. Домашнее задание.


ЗАДАНИЕ РАЗНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ:

1. П. 68- ДЛЯ ВСЕХ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ),

2. Упр. 360.

Комментарий к упражнению. Подобрать синонимы к словам, составить 2 предложения

3. Составьте текст по теме «Зима»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Синонимы iconКонспект урока составлен по умк «Начальная школа XXI века» Тема: Слова-синонимы
Цель: познакомить с понятием “синонимы”; выявить, какую роль играют синонимы в речи

Тема: Синонимы iconСинонимы
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», толковый словарь русского языка, словарь синонимов,...

Тема: Синонимы iconСловарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Синонимы отделяются друг от друга запятой; точка с запятой разделяет синонимы с разными оттенками значения

Тема: Синонимы iconСинонимы, антонимы и омонимы
Продолжить работу над понятиями: синонимы, антонимы, омонимы. Развивать речь, память детей; увеличивать словарный запас; развивать...

Тема: Синонимы iconТема: Синонимы. Работа со словарём синонимов
«Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, непобедим» М. Горький

Тема: Синонимы iconУрок русского языка Тема: Синонимы. Антонимы. Омонимы
Оборудование: словари синонимов, антонимов, омонимов; толковый словарь, лист самооцениваня (Приложение )

Тема: Синонимы iconТема: «Словари наши друзья и помощники»
Повторение знаний учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы, иноязычные слова)

Тема: Синонимы iconТема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»
Цели урока: Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы

Тема: Синонимы iconТема: «Синонимы» (5 класс)
...

Тема: Синонимы iconУрока Синонимы (Тема урока)
Базовый учебник: учебник для 5 кл для общ учреждений Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница