Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»




Скачать 87.82 Kb.
НазваниеЗавершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Дата публикации13.06.2013
Размер87.82 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Философия > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арлюкская средняя общеобразовательная школа»


Подготовила: Иванова Галина Васильевна

учитель русского языка и литературы

2011 год

Тема урока: Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Анализ «немой» сцены комедии Н. В. Гоголя
Цели урока:

  1. Помочь учащимся осознать философское значение не только финала, но и всей комедии в целом через всестороннее рассмотрение этой сцены.

  2. Развитие аналитических умений и навыков учащихся.

  3. Формирование положительных нравственных ориентаций.


Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, афиша «Ревизора»,

иллюстрация «немой» сцены,

слайды, ИКТ, экран
^ Методы и формы работы:

Методы проблемного обучения

Метод работы под руководством учителя
Вид урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
Тип: урок-эврика
^ Ключевые слова: Бюрократическая система

Провидение

Аллегория

Жандарм


Ход урока

Мотивационное начало урока:

Итак, произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» прочитано, жизненная основа комедии раскрыта; обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке, выявлены; представление о характере «мнимого» ревизора Хлестакова получено.

Данный урок завершающий. Он включает в себя анализ финальной сцены, так называемой «немой» сцены; раскрытие эпиграфа комедии и литературную игру по произведению с использованием ИКТ.

Цель урока вытекает из темы: раскрыть роль финала, помочь вам, учащимся, осознать философское значение «немой» сцены и комедии в целом.

Дома, готовясь к сегодняшнему уроку, вы ещё раз просмотрели афишу к комедии, подумали над смыслом эпиграфа и прочитали последнее явление V действия. На партах у вас лежат листы с иллюстрацией «немой» сцены.
^ Слово учителя:

Идея завершения пьесы («немая» сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания комедии более уже не изменялась. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» длилась не менее 2-3 минут. Лишь по настоянию режиссёра и актёров Александринского театра, которые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность её была сокращена до полутора минут.

Вывод: Таким образом, мы видим, что для Гоголя финальная сцена была не менее важна, чем все предшествующие действия комедии.

- Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной?

(Ученики высказывают разные предположения.)

Вывод:

Гоголь добивался эффекта всеобщего понимания: читатель (зритель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев – это в какой-то мере он сам.

«Немая сцена» - это как бы застывшая в окаменевших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!..»
- Зачем Гоголь вводит эту сцену, ведь с приходом жандарма комедию можно считать оконченной и опустить занавес?

Но Гоголь не просто решает так завершить комедию, но и детально расписывает положение каждого героя на сцене и настаивает именно на таком композиционном построении финала.

Ученик: Начиная с IV действия, читатель чувствует, как постепенно меняется пафос пьесы – от комического до трагического; трагизм достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене».
(Сообщение подготовленного ученика.)

Из воспоминаний современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге: «Смех по временам ещё перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей».

Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма через статическое, картинно застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызвать у зрителей единственное, но очень сильное чувство – страх, ужас. «Несмотря на… комическое положение многих лиц… в итоге остаётся… что-то чудовищно мрачное, какой-то страх беспорядков наших. Самое это появление жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях… всё это как-то необъяснимо страшно!»
- ^ Назовите характерные особенности афиши «Ревизора»

Ответы учащихся:

- В афише представлен весь город, то есть все представители бюрократической системы любого российского города, а в более широком понимании – и вся Россия.

Конфликт самой комедии социальный; на это указывает само название комедии – «Ревизор» - государственный чиновник.

К тому же, единственное лицо, действующее в комедии, но не указанное в афише, - жандарм.

^ Учитель:

- Подумайте, почему жандарм оказывается не заявленным в афише?

Учащиеся: Жандарм – это представитель государственной власти, которая карает пороки той бюрократической системы, которую сама и создала.

Учитель: Гоголь в «Театральном разъезде» пишет: «Не смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неизбежный рок в трагедиях у древних. - … Тут нет ничего дурного, дай Бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание своё быть представителем Провидения на земле и чтоб мы верили в него, как древние веровали в рок, настигший преступление»

Жандарм – посланник Провидения, высшей силы, более могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и в зрителях) ужас и страх. Гоголь в «Развязке» «Ревизора» писал: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба».

В сознании автора «Ревизора» жандарм – фигура несколько мистическая: он появляется неожиданно и ниоткуда, а слова, им произнесённые, «поражают как громом всех; так что, вся группа, вдруг переменивши положение, остаётся в окаменении». И настоящий ревизор, приславший жандарма с известием о своём приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усиливается ещё и тем обстоятельством, что ревизор не появляется на сцене: лишь одно известие о нём повергает действующих лиц комедии в ужас, который передаётся в зрительный зал.
- Обратимся к описанию положения героев на сцене (городничего и почтмейстера).

c:\documents and settings\admin\мои документы\со сканера\20040729\image1.tif

^ Ученик зачитывает: «Городничий посередине в виде столба, с распростёртыми руками и запрокинутою назад головою».

Ученик: Городничий занимает центральное место.

Учитель: Не напоминает ли фигура городничего крест, распятие?

^ Ученик: Да, поза городничего, действительно, напоминает крест.

Учитель: «Немая сцена» вводит в комедию, во-первых, библейские мотивы, а во-вторых, мотив смерти (сравните «ревизор, который ждёт нас у дверей гроба»).

- Так социальный конфликт комедии получает философскую трактовку: истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.

- Определите место расположения почтмейстера на сцене.

^ Ученик: Этот персонаж, «превратившийся в вопросительный знак», обращённый к зрителям, стоит за городничим.

Учитель:

- Попробуйте сформулировать вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое аллегорическое воплощение на сцене?
Учитель: Герои на сцене застыли, окаменели, но в этой окаменелости есть движение – не внешнее, внутреннее – духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки – это некая проекция недостатков духовного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться.

(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов.)
^ Учитель: На наш взгляд, наиболее точно отражающий смысл финальной сцены может быть вопрос: «Каким ты, зритель (читатель), встретишь судный день?»

- Как вы думаете, похож ли настоящий ревизор на Хлестакова или он представляет собой полную противоположность этому «чиновнику из Петербурга»?

^ Учащиеся отвечают.
Учитель: Кто такой ревизор, приславший жандарма, - Хлестаков №2 или высшая сила, провидение?

(Звучат ответы учеников.)
Учитель: Однозначного ответа нет. Во-первых, сам ревизор на сцене не появляется. Во-вторых, жандарм – посланец ревизора – не заявлен в афише. В-третьих – финал комедии открытый.

- Предлагаю провести эксперимент. Допустим, на сцене появляется настоящий ревизор. Ревизор, похожий на Хлестакова.
Ученик: После «немой сцены» действие повторится сначала: опять тревоги, опасения, необходимость снова искать пути установления контактов.
^ Учитель: А если ревизор будет самим провидением (на что и указывает анализ «немой сцены»)?
Ученик: Развитие пьесы после «немой сцены» тогда будет непредсказуемым. Финал – это символ судного дня жизни города.
Учитель:

- Таким образом, если за верную принять первую трактовку образа ревизора, то комедия теряет свою сатирическую значимость; пороки нельзя искоренить, они лишь видоизменяются. Тогда «немая сцена» теряет свою актуальность, ею можно пренебречь без ущерба для идеи комедии.

- Какая трактовка образа ревизора оказывается значимой для Гоголя? Обоснуйте своё мнение.
Ученик: Значимой для драматурга, несомненно, является вторая трактовка. Герои комедии потрясены, они ввергнуты в новое душевное состояние. Видно, что в финале они окончательно выбиты из колеи привычной жизни, поражены навечно. О том, что предпримет настоящий ревизор и что грозит чиновникам, ничего не сообщается. Вполне возможно, что «немой сценой» Гоголь хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной власти.
^ Учитель: Прочитайте эпиграф к комедии и объясните его значение.
Ученик: Пословица «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» появилась перед текстом комедии только в 1842 году, когда Гоголь закончил свою работу над отделкой «Ревизора». Эпиграф этот был ответом драматурга на негодование чиновной публики по поводу постановки его пьесы на сценах Петербурга и Москвы. Гоголя обвинили в злостном искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.
^ Учитель: Почему не правы те, кто обвинял Гоголя в клевете?
Ученик: Прочитав воспоминания современников, мы увидели, что в картинах жизни города, где происходят события «Ревизора», имели место те факты, та действительность, которая наблюдалась в разных городах России. Поэтому можно утверждать, что негодование на Гоголя вызвала не «клевета», а та правда жизни, которую почувствовали первые зрители комедии.

Гоголь своим эпиграфом отвечал тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность: нельзя сердиться на зеркало, если в нём видишь истинное отражение, плоха и несправедлива сама жизнь, а не её изображение.

Подведение итогов урока.

Учитель: Какие открытия сделали вы сегодня на уроке?

Ученики: «Немая сцена» имеет широкий символический смысл.

Комедия имеет философскую трактовку.

Важная идея «Ревизора» - идея неизбежного духовного возмездия.

«Немая сцена» имеет очень важную композиционную роль.

Развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, если

настоящий ревизор - это провидение, высшая сила.

Финал комедии становится символом последнего – судного –

дня жизни города.

Литературная викторина

По данным иллюстрациям узнайте персонажей комедииc:\users\irina\pictures\ревизор\23.jpg

c:\users\irina\pictures\ревизор\16.jpgc:\users\irina\pictures\ревизор\17.jpgc:\users\irina\pictures\ревизор\14.jpg

c:\users\irina\pictures\ревизор\24.jpgc:\users\irina\pictures\ревизор\15.jpg


c:\users\irina\pictures\ревизор\19.jpg


c:\users\irina\pictures\ревизор\27.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок 46. "Перестаешь верить действительности, читая Гоголя. Свет...
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое...

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconН. В. Гоголь великий сатирик
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя; учить использовать в читательском высказывании лексику и конструкции со значением...

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconХлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как...

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»
Мастер-класс в рамках всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности»

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconСамостоятельная работа студентов «История отечественной литературы»
«Рогоносец по воображению». Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии). Стиль, язык....

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе
Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре,...

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconРоль сравнений в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Умение понимать язык Н. В. Гоголя, юмор Н. В. Гоголя – признак образованности современного человека. Желание детально разобраться...

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconТемы вашего проекта
Проект, посвященный изучению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», нацелен на изучение основных особенностей комедии и выявление...

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок 13-17. Русские народные сказки. Просмотр сказок на выбор. Обсуждение...
Урок Первоначальное понятие трагедии, комедии, драмы. Этюды, скороговорки, возможность проявить инициативу, выдумку, творчество,...

Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрезентация одного из героев произведений Н. В. Гоголя
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница