Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе




Скачать 47.41 Kb.
НазваниеСоветы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе
Дата публикации23.11.2014
Размер47.41 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Философия > Документы
Советы логопеда родителям:

Речевая готовность ребёнка к школе
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

  1. правильность произношения звуков;

  2. умение различать звуки речи на слух;

  3. владение элементарными навыками звукового анализа слов;

  4. словарный запас;

  5. связную речь.

Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребёнка при произношении.

Например (названия картинок):
с       Сахар, миска, соус;
сь     Сироп, кисель;
з      Забор, роза
зь    Зефир, козёл;
ц     Цветок, блюдце, огурец;
ш     Шоколад, шишка, душ;
ж    Жёлудь, ножик;
ч     Чашка, ручка, ключ;
щ     Щенок, ящик, борщ;
р     Ранец, кровать, костёр;
рь    Редиска, грибы, букварь;
л     Лампа, половик, стул;
ль    Люстра, малина, соль;
й     Яйцо, майка, сарай.

Для проверки парных звонких и глухих (з – с) коза – коса, (б – п) бочки – почки, (р – л) рожки – ложки.

Убедить малыша в важности каждого звука в слове могут весёлые стихи А. Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребёнок отгадывает, какой звук можно заменить и какое слово должно получиться.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
- Обязательно примите
- Десять цапель (капель) перед сном.

Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.

На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.

Забодал меня котёл (козёл),
На него я очень зол.


Чтение весёлых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой.

Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же ребёнок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.

Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, Мышка – мишка, мишка – миска … Картинки называет теперь взрослый, а ребёнок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух не различаются звуки р – л – й.
Примеры:
(з - с) роза – роса
(с – т) санки – танки
(с – ш) мишка – миска
(р – л) рожки – ложки, корка – колко
(ш – щ) чаша – чаща
(с – ч) чайка – сайка
(рь – ль) Марина – малина
(к – г) корка – горка
(ль – й) лямка – ямка


При не различении з – ж – ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце.
Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи …).

Для исследования словарного запаса применяются следующие приёмы:

  1. название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта …;

  2. нахождение общих названий для групп однородных предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда), можно показать картинки, ребёнок перечисляет предметы и называет общее слово;

  3. подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, жёлтый (лимон);

  4. подбор действий к предмету (птица …, уж …, собака …); кто чем занимается: повар …, ученик …;

  5. подбор предметов к действию: лает …, мяукает …;

  6. подбор слов, близких по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный;

  7. подбор слов противоположного значения: белый – чёрный, хороший – плохой;

  8. можно проверить понимание ребёнком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:

  • золотое сердце

  • золотой язык

  • короткая память…

Родителям полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребёнок обычно овладевает к четырём годам (сад, саду, сады …), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы). Сроки условны.

Важно, чтобы ребёнок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:

  1. назови один (глаза, уши, …);

  2. назови много (нос, лоб, ухо, …);

  3. закончи словосочетания:

  • три помидора, пять …,

  • одна конфета, шесть …,

  • три медведя, пять …,

  • одно зеркало, семь …


Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания:


1)    Подбери подходящее по смыслу слово:
большой сад, а маленький …,
маленькая куколка, а большая …

2)    Закончи предложения:
Весной картошку сажают, а осенью …
Воду наливают, а соль …

3)    Назови детишек:
^ У медведицы –
У коровы –
У слонихи –
У кошки –
У собаки –

4)    Образуй прилагательные:
Кораблик из бумаги
Шуба из меха
У лисы хвост лисий
У зайца хвост …


С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребёнка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребёнка желание о чём-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребёнком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не даёт уклониться в сторону.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

Все представленные здесь способы проверки речи доступны для неспециалиста, но они помогут избежать многих проблем при обучении грамотности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconСоветы психолога готовность к школе включает в себя несколько составляющих
Физическая готовность к школе. Она определяется соответствием развития ребенка определенным нормам и достижением им физической зрелости,...

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconСоветы родителям будущих первоклассников Критерии готовности ребёнка к обучению в школе
Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не только внешней стороной (атрибуты: портфель,...

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе icon«Никому ничего не скажу » Советы учителя-логопеда родителям дошкольников
Для того чтобы правильно оценить состояние речи ребенка, вспомним показатели нормального речевого развития

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconСоветы логопеда родителям младших школьников
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее...

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconСоветы родителям
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского...

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе icon1. Анкета для родителей в чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе
В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть)

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconПономарева Лилиана Анатольевна, старший воспитатель мдоу №2
Мотивационную готовность. Родителям важно знать уровень сформированности у ребенка положительного отношения к школе. Оно может быть...

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconСоветы логопеда заботливым родителям
Начнем с вас. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если...

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconПервый класс, или как подготовить ребенка к школе
Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться...

Советы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе iconПрограмма предшкольной подготовки «преемственность»
Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница