В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить




Скачать 94.67 Kb.
НазваниеВ заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить
Дата публикации03.12.2014
Размер94.67 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Физика > Реферат
Дорогие ребята!

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете – их там нет. Но можно, сопоставить данные из разных источников (в том числе из Интернета), поразмышлять и найти ответы на вопросы.

Учтите, что ответ на один вопрос не должен превышать по объему 2 страниц А4 (кегль 14 через 1,5 интервала или рукописных).
1. Почему производители продуктов питания в разделе "пищевая и энергетическая ценность продукта" никогда не указывают нуклеиновые кислоты, хотя они являются необходимыми компонентами любой живой клетки, а нуклеотиды АТФ и НАДН обязательны для энергетического обмена клетки? – 20 баллов.

Несмотря на то, что нуклеиновые кислоты (в т.ч. нуклеотиды) являются четвертой по массовому содержанию группой биомолекул (после белков, липидов и углеводов), их относительное содержание невелико - несколько десятых и даже сотых долей процента от сырого веса клетки. Следовательно, энергии, заключенной в их химической связях, немного.

АТФ и НАДН действительно обязательны для энергетического обмена клетки. Они являются промежуточными аккумуляторами энергии в таких энергообеспечивающих процессах как дыхание и фотосинтез. Однако эти молекулы постоянно и с высокой скоростью синтезируются и распадаются, поэтому для живой клетки важно не абсолютное содержание, а скорость их обмена. В связи с этим, продуктов питания, богатых АТФ и НАДН не существует, а искусственное введение этих веществ (например, внутривенно, как лекарства) бессмысленно. Гораздо эффективнее стимулировать в клетке процессы их обмена, а не вводить эти молекулы извне.

Нуклеиновые кислоты -ДНК и РНК- являются универсальными носителями генетической информации в живой природе. Попытка использовать поглощенные извне нуклеиновые кислоты как вещества для метаболизма несет в себе угрозу внедрения чужеродного генетического материала в геном клетки и потерю специфических черт организма. Видимо, вследствие этого живые организмы предпочли усилить барьеры на пути движения нуклеиновых кислот и даже нуклеотидов, страхуя (и даже перестраховывая) свой генетический материал от вторжения чужого. Поэтому, попавшие с продуктами питания нуклеиновые кислоты подвергаются деградации на разных этапах их движения к клеткам. Организм не извлекает, а наоборот тратит энергию для их быстрого окисления и выведения из метаболизма. Более того, защитные барьеры внутри клеток столь высоки, что даже собственные синтезированные нуклеотиды перемещаются внутри через мембраны только с затратами энергии, тем самым клетка строго контролирует их внутреннее перемещение. Та малая толика энергии, что теоретически может быть извлечена из углеводов рибозы и дезоксирибозы в процессе дыхания, ничтожна по сравнению с энергетическими затратами на ликвидацию поступивших нуклеиновых кислот.

2. Избыточное накопление жиров в адипоцитах (ожирение) широко распространено. В ряде случаев ожирение является результатом генетических нарушений. Поясните, что Вы знаете о генетических факторах в развитии ожирения. Каким образом гены «контролируют» липидный обмен в организме человека, синтез и мобилизацию жиров в адипоцитах? – 20 баллов.

Ожирение представляет собой нару­шение энергетического баланса: поступление энергии в организм в виде калорий, содержащихся в продуктах питания, превышает энергетические расходы организма на поддержание жизненно важ­ных физиологических функций в состоянии покоя (основной обмен) и на выполнение физической работы (физическая актив­ность). Если энергии (калорий) поступает больше, чем затрачи­вается, их избыток в виде жиров откладывается в жировой ткани, вследствие чего увели­чиваются жировые депо организма и масса тела. Жиры - наиболее выгодная и основная форма депонирования энергии. Запасы гликогена в организме не превышают 300 г и обеспечивают организм энергией не более суток. Депонированный жир может обеспечивать организм энергией при голодании в течение длительного времени (до 7-8 недель). Синтез жиров активируется после приема пищи и происходит в основном в жировой ткани и печени. Но если жировая ткань - место депонирования жира, то печень выполняет важную роль превращения части углеводов, поступающих с пищей, в жиры, которые затем секретируются в кровь в составе липопротеинов и доставляются в другие ткани (в первую очередь в жировую). Синтез жиров в печени и жировой ткани стимулируется инсулином. Мобилизация жира активируется в тех случаях, когда глюкозы недостаточно для обеспечения энергетических потребностей организма: между приемами пищи, при голодании и физической работе, стрессах под действием гормонов: глюкагона, адреналина, соматотропина. Возможными причинами ожирения у человека считают гене­тические, нейро-эндокринные, метаболические, пищевые, пси­хологические и социально-экономические факторы, действующие отдельно или в сочетании друг с другом.

Так называемое первичное ожирение1 развивается в результате алиментарного дисбаланса - избыточной калорийности питания по сравнению с расходами энергии. Причины первичного ожирения - состав и количество потребляемой пищи, метод питания в семье; уровень физической активности; психологические факторы, а также генетические нарушения. Так, генетически обусловленная скорость метаболических реакций энергетического обмена входит в число факторов, способствующих ожирению. Метаболические различия между тучными и худыми людьми до настоящего времени не могут быть определены однозначно. Существует несколько теорий, объясняющих эти различия.

По всей видимости, существует генетически детерминированная разница в функционировании "бесполезных" циклов. Эти циклы состоят из пары метаболитов, превращаемых друг в друга с помощью двух ферментов. Одна из этих реакций идёт с затратой АТФ. Например:



Если эти субстраты превращаются друг в друга с одинаковой скоростью, то происходит "бесполезный" расход АТФ и, соответственно, источников энергии, например жиров.

У людей, склонных к ожирению, вероятно, имеется более прочное сопряжение дыхания и окислительного фосфорилирования (синтеза АТФ).

Возможно разное соотношение аэробного и анаэробного гликолиза. Анаэробный гликолиз (как менее эффективный) "сжигает" гораздо больше глюкозы, в результате снижается её переработка в жиры.

У отдельных индивидуумов имеется различие в активности Nа++-АТФ:азы, работа которой требует до 30% энергии клеток.

У человека и животных имеется "ген ожирения" - (ob). Продуктом экспрессии этого гена служит белок лептин, состоящий из 167 аминокислот, который синтезируется и секретируется адипоцитами и взаимодействует с рецепторами гипоталамуса. В результате его действия снижается секреция нейропептида Y. Нейропептид Y стимулирует пищевое поведение, поиск и потребление пищи у животных. Другие пептиды, участвующие в регуляции чувства сытости, например холецистокинин, также влияют на секрецию нейропептида Y. Таким опосредованным путём лептин выступает регулятором жировой массы.

Уровень лептина у больных ожирением может быть различным. У 80% больных концентрация лептина в крови тучных людей больше в 4 раза, чем у людей с нормальной массой тела. В этих случаях имеется генетический дефект рецепторов лептина в гипоталамусе, поэтому, несмотря на продукцию лептина, центр голода в гипоталамусе продолжает секрецию нейропептида Y. 20% больных имеют изменения в первичной структуре лептина. К настоящему времени описаны 5 одиночных мутаций в гене лептина, которые приводят к развитию ожирения. У этих больных наблюдают повышение отложения жиров в жировой ткани, чрезмерное потребление пищи, низкую физическую активность и развитие сахарного диабета типа II. Патогенез ожирения при дефекте гена ob может быть следующим: низкий уровень лептина в крови служит сигналом недостаточного количества запаса жиров в организме; этот сигнал включает механизмы, приводящие к увеличению аппетита и к увеличению массы тела.

Обмен липидов, в том числе жиров, находится под генетическим контролем. Известно, что в генах закодирована информация о структуре белков. Следовательно, гены «контролируют» синтез ферментов, катализирующих реакции катаболизма (распада) и анаболизма (синтеза) жиров; образование некоторых гормонов пептидной природы, регулирующих обмен липидов; рецепторов гормонов; пептидов, контролирующих пищевое поведение, аппетит, эмоциональный статус организма и др.

Вторичное ожирение1 - ожирение, развивающееся в результате какого-либо основного заболевания, чаще всего эндокринного (вследствие недостатка гормонов щитовидной железы и половых гормонов, избытка глюкокортикоидов, инсулина и др.). Причинами эндокринных заболеваний могут быть генетически обусловленные дефекты синтеза гормонов и рецепторов гормонов.

1Кроме деления ожирения на первичную и вторичную формы существуют и другие классификации заболевания.

3. Известно, что среди динозавров существовали настоящие гиганты – до 24 т (бронтозавр). Среди ископаемых амфибий таких форм не обнаружено. Объясните этот факт, исходя из особенностей строения скелета представителей рептилий и земноводных. – 20 баллов.

У рептилий впервые в процессе эволюции появляется тонковолокнистая пластинчатая костная ткань. Она служит материалом для построения эндоскелета. Тонковолокнистая костная ткань состоит из остеонов - системы цилиндров разного диаметра, вставленных друг в друга, в центре - гаверсов канал с кровеносным сосудом. У пресмыкающихся таким образом реализуется "принцип фанеры" - не совпадает направление коллагеновых волокон в соседних пластинках, кость становится более прочной и может выдержать значительные нагрузки.

Земноводные же имеют грубоволокнистую костную ткань, в которой коллагеновые волокна образуют пучки, расположенные неупорядочно при том же объеме. Эта ткань является значительно менее прочной и не могла бы вынести значительную массу.

Кстати, даже остеонное строение не является панацеей - известно, что гигантские ископаемые рептилии держались вблизи водоемов, и заходили в воду, чтобы отдохнуть от собственной массы.

4. Покровные окостенения у позвоночных в процессе эволюции возникают достаточно рано. В связи с чем они формируются ранее эндоскелета, и почему внутренний скелет закладывается изначально хрящевым? – 20 баллов.

Покровные окостенения формируются у ископаемых низших позвоночных как приспособление к жизни в пресной воде. По закону осмоса вода стремится попасть внутрь тела, кость - естественная преграда. Кроме того, это - защита от крупных хищников, например, ракоскорпионов. Покровные кости могут нарастать в любом направлении, они формируются непосредственно из мезенхимы.

Элементы эндоскелета имеют сложные сочленения друг с другом, к ним прикрепляются мышцы. Скелет позвоночного уже на ранних стадиях развития является очень точной копией скелета взрослого организма, он должен выполнять все основные функции. Если бы внутренние элементы с их сложными сочленениями сразу формировались бы как кость, их рост в длину был бы невозможен, поскольку кость может нарастать только снаружи, а поверхностный рост разрушил бы связи с окружающими структурами. С другой стороны, хрящ - пластичный материал, способный к вставочному росту, не затрагивающему уже существующие связи. Для глубоко лежащих структур эндоскелета он подходит в плане роста идеально. Кость - нормальный скелетный материал взрослого животного. Хрящ - ее незаменимое эмбриональное дополнение.

5. В одной деревне живут два соседа: Штольц и Обломов. Оба имеют огороды одной площади и с одинаковым составом почвы и характером её увлажнения. Соседи выращивают на огородах одни и те же культуры, причем не используют ни органические, ни минеральные удобрения, ни ядохимикаты (пестициды). Единственное отличие заключается в том, что Штольц постоянно рыхлит почву на своем огороде, а Обломов этого не делает. Предположите, у кого из соседей урожай будет больше. Предложите и обоснуйте не менее пяти независимых причин, объясняющих этот факт. – 20 баллов.

Урожай на огороде Штольца будет, безусловно, выше. Причин этого несколько:

1. Рыхление разрушает почвенные капилляры, по которым из почвы испаряется вода. Поэтому почва будет терять меньше влаги. Не зря рыхление называют «сухим поливом».

2. Рыхление обогащает почву кислородом. Он требуется корням для дыхания, которое обеспечивает корни энергией (АТФ):



Энергия требуется корням для всасывания ионов из гипотонического раствора почвы (активный транспорт). При отсутствии кислорода в уплотненной почве корни могут получать АТФ только путём гликолиза, который даёт очень мало энергии:

Поэтому в уплотненной почве минеральное питание растений будет недостаточным.

3. Рыхление обеспечивает кислородом свободноживущих азотфиксирующих бактерий.



Фермент нитрогеназу имеют многие бактерии, но процесс азотфиксации требует еще очень большого количества энергии в виде АТФ. Свободноживущие бактерии получают энергию с помощью фотосинтеза, хемосинтеза или окисления органических веществ, поступивших из окружающей среды. Для хемосинтеза и окисления органических веществ путем дыхания требуется кислород. Чем интенсивнее пойдут эти процессы, тем больше белка (органического азота) в составе тел азотфиксирующих бактерий накопится в почве. То есть будет происходит как бы внесение органических азотных удобрений.

4. Наличие кислорода позволяет почвенным микроорганизмам проводить аэробную аммонификацию (гниение) азотсодержащих органических веществ. Она идёт быстро, до конца и обогащает почву аммиаком:

брожение АТФ

белок аминокислоты органические

кислоты дыхание АТФ
Аммиак (ион аммония) является источником азотного питания растений (примерно половину необходимого азота растение получает в аммонийной форме).

При отсутствии кислорода происходит анаэробная аммонификация, которая идет медленно и приводит к образованию ядовитых и дурно пахнущих веществ, а не аммиака.

5. При наличии кислорода хемосинтезирующие бактерии проводят процесс нитрификации, окисляя аммиак до нитрата и используя полученную энергию для ассимиляции углерода и синтеза глюкозы:



Нитрат, являющийся побочным для бактерий продуктом этого процесса, используется растениями как источник азота, так же, как и аммоний (примерно половину азота растение получает в нитратной форме).

6. При наличии кислорода блокируется процесс нитратного дыхания, который проводят денитрифицирующие бактерии в строго анаэробных условиях:



Этот процесс необходим в биосфере, так как замыкает биогенный круговорот азота, но на огороде (в поле) он крайне нежелателен, так как он уносит столь необходимый растениям нитрат, который просто улетучивается в виде молекулярного азота.
Таким образом, рыхление усиливает все необходимые растениям процессы и ослабляет ненужный (денитрификацию), что и обеспечивает более высокий урожай.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconВсероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон
Мне понравились работы, которые вы прислали в первом туре. В них были интересные ответы, вы узнали сами и рассказали мне много нового!...

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconОтветы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс
Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать...

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconПрочитать предложенные вопросы и максимально полно и точно на них ответить
Данный документ высылается Вам с целью уточнить Вашу квалификацию, навыки, опыт работы, специализацию и ряд иных вопросов, необходимых...

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconЗадания заочной гуманитарной олимпиады 2010 года
Внимательно прочтите стихотворение О. Мандельштама "Египтянин". Следующие вопросы и задания помогут вам написать небольшое эссе о...

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconТест №1 «надёжна ли ваша память»
Описание: Испытуемому предлагается ответить на 15 предложенных вопросов (да) или (нет)

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconО молитве
Побуждение детей к поиску нравственного смысла в тексте молитв, учить анализировать их, задавать вопросы и искать на них ответы

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconГотовимся к экзамену по истории
Работу с тестом можно разделить на несколько этапов. На работу с тестом даётся 3,5 часа. Этого должно Вам хватить, чтобы ответить...

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconУрок-размышление
Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с поэтом искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания...

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconГ. Я. Елин Поэзия как инструмент познания
В этом докладе я хочу предложить вам немного поразмышлять над темой, которая на протяжении многих лет вызывает в моей душе вопрос...

В заочном туре олимпиады мы предлагаем Вам ответить на 5 вопросов. Не трудитесь искать прямые ответы на них в Интернете их там нет. Но можно, сопоставить iconРеферат Мотивацией для данного проекта послужило желание облегчить...
Ресурсы, которые сейчас есть в Интернете, позволяют пользователю искать нужную книгу по нескольким электронным библиотекам или общими...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница