Природа и человек в лирике




Скачать 126.95 Kb.
НазваниеПрирода и человек в лирике
Дата публикации15.01.2015
Размер126.95 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Природа и человек в лирике

М. Ю. Лермонтова.



Подготовила и провела урок

учитель русского языка и литературу

МОУ – СОШ с. Комаровка

Екатериновского района

Саратовской области

Конахина Ольга Александровна.

2009 год.

Тема урока. Природа и человек в лирике

М. Ю. Лермонтова.
Цель урока: продолжить формирование навыков анализировать текст.
Задачи урока: анализ стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…»;

воспитывать интерес к творчеству поэта;

развивать речь учащихся.
^ Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма проведения урока: урок – презентация.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, исследование);

наглядные (наблюдение, презентация).
^ Оформление урока: ТСО (компьютер: презентация «Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова»; проигрыватель «Когда волнуется желтеющая нива…»).

Природа в поэзии преломляется сознанием

воспринимающего ее лица - автора или героя.

^ Д. Е. Максимов.
Ход урока.
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
II. Вступительное слово учителя.

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова - тема одиночества. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался.

В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...», построенному на контрасте - «приличьем стянутые маски» и «родные места» поэта - природа названа «царством дивным»:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд.

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я: сквозь кусты

Глядит вечерний луг, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Эти картины оживляют душу поэта: «...я плачу и люблю...»

Казалось бы, вот она - гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония - в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.

^ Итак, тема нашего урока «Человек и природа в творчеств

М. Ю. Лермонтова».

III. Проверка домашнего задания.
Перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений

М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаённая боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утёса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.
«На севере диком стоит одиноко…» (Чтение наизусть).
На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.
«Листок» (Чтение наизусть).
Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох я увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы
И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-

Ты пылен и жёлт, - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю?

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».
^ IV. Новый материал. Анализ стихотворений.
Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова - о роли природы в духовной жизни человека.

Послушайте стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...». (Чтение наизусть).
Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, навевая сердцу сладкий сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...
Какое душевное состояние переживает лирический герой этого стихотворения? С чем это связано?
- Тревожное состояние лирического героя сменяется умиротворением, это происходит потому, что природа оказывает на человека успокоительное воздействие.

- Это связано с одушевлением и очеловечиванием природы, едва зародившимся в первой строфе, усиливающемся во второй и достигающей вершины в третьей.

- В первой строфе природа отделена от лирического героя, она предстает как нечто внешнее. Но природа выступает здесь уже не в качестве набора деталей пейзажа, она наделяется своей жизнью и даже одушевляется («И прячется в саду малиновая слива»).

- Во второй строфе мы наблюдаем переход от одушевления к очеловечиванию природы. Природа вступает в диалог (пока только мимический) с лирическим героем: «Мне ландыш серебристый / Приветливо кивает головой». Ключевое значение имеет здесь местоимение «мне»: оно подчеркивает, что поэт входит в изображаемый им мир на правах равноправного участника общения, при этом достижение гармонии, преодоление одиночества становится возможным и для него (этого нет в других стихотворениях Лермонтова, где лирический герой остается лишь внешним наблюдателем гармонии, царящей в природе.

- Наконец, в третьей строфе на смену мимическому диалогу приходит речевое общение: «...студеный ключ... / Лепечет мне таинственную сагу...»

^ Вывод (учитель): Ощущение одиночества, отъединенности от мироздания и связанная с этим тревога преодолеваются не через усилия самого поэта, а через исполненное любви к нему обращение природы. Внешнее становится внутренним, и изнутри идет ответная реакция, порожденная внезапно возникшим ощущением счастья и высшей гармонии: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, / И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога».

«Счастье на земле» и чувство близости к Богу оказываются тесно связанными. Счастье - это ощущение себя частью целого, причастности к гармонии мироздания. Для Лермонтова Бог личное существо, и познание его возможно не умозрительно, но через ощущение живого диалога, контакта, которое возникает у поэта в лучшие минуты его жизни под воздействием одушевленной и животворящей природы.
Какие художественные тропы помогают раскрыть душевное состояние лирического героя и картины природы?
- Три строфы объединены анафорой «Когда…», но в стихотворении говорится о разных временах года: «желтеющая нива», «малиновая слива» - осень, «ландыш серебристый» - весна, «зелёный листок» - скорее начало лета. То есть ощущение жизни,

описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени, но художественное сообщение о нём подготавливается постепенно, как мы уже говорили, начинается одушевление неодушевлённого – это олицетворение.

- Использование традиционного термина «олицетворение» по отношению к образам природы у Лермонтова не вполне передает характер отношения поэта к ним. Нива, лес, ландыш, ключ не просто сравниваются с живыми и разумными существами, они предстают в определенный момент для поэта такими на самом деле. Но их жизнь и разум - это жизнь и разум высшей Божественной реальности, обращенной к человеку множеством своих ликов.
Особое внимание следует обратить на слова «Лепечет мне таинственную сагу / Про мирный край, откуда мчится он». Почему здесь употреблен эпитет «таинственную»? И что стоит за выражением «мирный край»?
Ответ на эти вопросы мы можем найти, если обратимся к другим произведениям Лермонтова. Это, прежде всего, стихотворение «Ангел» (Чтение наизусть) :

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

- Ключ в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» только родился в этом мире «печали и слез», и он несет поэту весть с родины, блаженного рая - «таинственную сагу про мирный край».

- Для создания картины идеальной красоты поэт использует цветовые эпитеты в первых двух строфах, а в третьей -они «дематериализованы». Поэт использует здесь эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.

Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить, как мы видим, полного слияния с природой.

С особой выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики.
(Перед чтением даю установку: сосредоточить внимание на своих переживаниях, впечатлениях от стихотворения, включить воображение, можно закрыть глаза).
Чтение стихотворения учителем.
1

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит!

2

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

3

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

4

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

5

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.
Создайте цветовой фон и образный ряд.
- Преобладают лиловые, синие тона, полосы льющегося с неба лунного света, образ дуба – от земли до неба, голубое сияние звёзд.
Можете ли вы назвать эти изображения пейзажными?
- Да, мы действительно рисовали реальный пейзаж: тёмно-лиловое небо, луна, зелёный дуб, человек, бредущий по дороге, освещённой лунным светом.

- Нет, это скорее картины мыслей и чувств, это не описание пространства – это внутренняя жизнь души. В цвете и образах эти картины передают именно то, что мы чувствовали и хотели пережить: любовь, умиротворение, желание открыть тайны мироздания, ощутить себя частью этого прекрасного большого мира.

В центре мироздания – человек. Он одинок. Стихотворение начинается с характерного для поэзии Лермонтова мотива одиночества «Выхожу один я на дорогу…».
Посмотрим, как развиваются события, как показаны человек и природа в стихотворении?
- Герой стихотворения оказывается в пустыне. Если слово «дорога» включает в себя значение бесконечной длины, то пустыня - необъятная ширь. Герой один я огромном миро, открытом со всех сторон, и мир этот «говорит» и «внемлет». Очень существенно, что эти глаголы, которые связываются у нас с представлением о звуковой речи, характеризуют у Лермонтова мир, наполненный тишиной. “Ночь тиха», звезды разговаривают друг с другом без слов, и земля внемлет этой безмолвной речи. Следовательно, мир, окружающий поэта, не только умеет говорить и слушать. Он слышит неслышное, видит незримое, он наделен способностями тонкого, чувственного взаимопонимания.

- Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим между поэтом и окружающей землей. Об окружающем мире сказано, что он прекрасен: «В небесах торжественно и чудно». Слово «чудно» означает положительную оценку (хорошо, прекрасно) и вместе с тем несет семантику чуда: на небе совершается некое торжественное чудо. Поэт оказывается свидетелем скрытой от людей тайны природы, момента торжественного и таинственного свершения, которого другим людям не видно. В этой связи слово «один» приобретает новый смысловой оттенок. Традиционно оно указывало на одиночество, здесь оно получает оттенок избранничества; поэт оказался единственным, допущенным в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства. Строка «Спит земля в сиянье голубом” обобщает мотив слияния земли и неба. Однако здесь особенно примечательно слово «спит».

В стихотворении “Выхожу один я на дорогу...» земля и весь мир, в который входит поэт, - это мир полноты. Он не ищет ничего вне себя и поэтому погружен в гордое спокойствие. Такое значение слова «сон» резко отличается от его семантики в изученных нами текстах.

- Полноте и спокойствию природы во втором и третьем стихах противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он глубоко неудовлетворен, он сомневается в будущем («Жду ль чего?») и с горечью вспоминает о прошлом («Жалею ли о чем?»). Мир природы, данный глаголами настоящего времени, по сути дела - вневременной. Для него нет ни прошлого, ни будущего - для него существует только вечность. Мир поэтического «я» погружен в движение времени, и переживания настоящего момента (торжественной ночи на склоне кавказских гор) невозможно для него без памяти о прошлом и мечты о будущем. Не случайно в огромном природном мире, в который погружен герой стихотворения, он наиболее тесно связан с образом дороги. Дорога же влечет за собой понятие движения, направления этого движения - предыдущего и последующего, то есть времени. Во всем пейзаже только она вызывает ассоциацию с временными понятиями.

- Третья строфа полностью посвящена поэтическому «я». Она говорит о желании поэта вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы. Это желание характерно выражается в отказе от времени, в стремлении вырваться из временного мира. «Уж не жду от жизни ничего я” - отказ от будущего, «И не жаль мне прошлого ничуть» - отказ от прошлого. Вместо них поэт хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к ее полному силы сну. Но именно это заставляет лирического героя раскрыть то, что он вкладывает в понятие «сон» и «покой». В эту важную минуту Лермонтов сближается с Пушкиным.

- Само сочетание покоя и свободы - идея Пушкина. Для Лермонтова в предшествующем его творчестве она была совершенно чужда, потому что лермонтовская свобода выявлялась в бунте, борьбе и деятельности и по самой своей природе была противоположна покою. Лирический герой ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует постоянного бунта, а, напротив, подразумевает полноту индивидуальной жизни, гармонически согласной с мировой жизнью. Строфы четвертая и пятая и раскрывают подробно этот, новый для лермонтовского героя, идеал. Сон, о котором он мечтает, это не «холодный сон могилы», а полнота жизненных сил.

- Последняя строфа соединяет надежду на любовь (“про любовь мне сладкий голос пел»), т.е. достижение личного счастья, и слияние с образами мифологической и космической жизни. Дуб, у корней которого поэт хотел бы погрузиться в свой полный жизни сон, - это космический образ мирового дерева, соединяющего небо и землю, известный многим мифологическим системам. Таким образом, полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться поэт, - это приобщение к природе в ее таинственном величии, удовлетворение жажды любви - выход из одиночества и погружение в миф древних преданий и мифов. Этот идеал соединяет пейзажную и любовную лирику с темой народа и родины, остро звучащей в последних стихотворениях Лермонтова.
^ IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценки.
В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. В романтической поэзии очень актуальна проблематика, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире - космосе, о соотношении природного и культурного начал в жизни человека.

Для лирики Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, а пейзаж переходит в философскую медитацию. Образы природы часто аллегоричны и символичны, в них раскрывается мир лирического героя.

Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя. Истоки этого внутреннего конфликта - трагическое осмысление человеком конечности своего бытия, протекающего во времени.

Важен также вопрос о соотношении природы и культуры в человеке: человек живет и в природе, и в культуре, лермонтовский герой мучительно пытается обрести гармонию этих двух начал.

Наконец, тема природы часто ассоциируется с темой Родины. Это очень характерно для лирики Лермонтова.
Итогом изученного по лирике М. Ю. Лермонтова будет домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» (для слабого ученика).

  2. Создать презентацию на тему «Природа и человек в лирике

М. Ю. Лермонтова».

  1. Создать презентацию на тему «Природа и человек в лирике

А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова» (для сильного ученика).
Выставление и комментирование оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природа и человек в лирике iconПрирода и человек в лирике Есенина
Цель уроков: углубление знаний о есенинской поэзии, постижение есенинской концепции мира

Природа и человек в лирике iconТема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о теме любви в творчестве И. А. Бунина и анализировали три рассказа

Природа и человек в лирике iconЛ. В. Гармаш «Человек чувствующий» и«человек думающий» в лирике А. Блока
С одной стороны, «любой художественный текст, а значит и художественный мир обладают интеллектуальной аурой…» [5, с. 234]. С другой...

Природа и человек в лирике iconПланирование по литературе 10 класс (2 полугодие) Державина И. К
Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium», Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален...

Природа и человек в лирике iconЧеловек и природа
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о...

Природа и человек в лирике icon«Какого цвета стихотворение Фета?»
«Только человек, и только он один во всем мире чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? откуда все это? Что...

Природа и человек в лирике iconТема урока Количество часов
Русская литература 20века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы ответственность человека за свои поступки, человек...

Природа и человек в лирике iconБезмолвное море, лазурное море
В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует воспринимающий ее человек. Более того человек и природа даны...

Природа и человек в лирике iconЗадачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе;...
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы,...

Природа и человек в лирике iconСуществующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань...
Существующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань артефактам. Человек, преуспел в создании искусственного. Однако...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница