Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов»




Скачать 245.43 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов»
Дата публикации02.07.2013
Размер245.43 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > География > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ИДНО

_______________ Д.Г. Демянюк

(по доверенности от 06.09.2010 № 256)

«___» _____________ 2011 г.

м.п.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

^ «РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»
Дополнительная образовательная программа:

«Преподаватель высшей школы»

Квалификация: Преподаватель высшей школы

Базовый учебный план приема 2010 г.

Курс: 1. Семестр: 2

Пререквизиты: Психология личности, Педагогика

Кореквизиты: Интерактивные технологии обучения, Система менеджмента качества образования, Риторика

Виды учебной деятельности и временной ресурс:

Лабораторно-практические занятия 36 час.

Аудиторные занятия 36 час.

Самостоятельная работа 36 час.

Итого 72 часа.
Форма обучения: очная

Вид промежуточной аттестации: зачет

Обеспечивающее подразделение: кафедра инженерной педагогики

ИДНО ТПУ
Заведующий кафедрой________________ М.Г. Минин

Преподаватель ___________________ В.А. Стародубцев
2011 г.

  1. ^ Цели освоения дисциплины

– Подготовка магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза к профессиональной деятельности в области сетевых образовательных технологий с учетом бинарной роли преподавателя высшей школы как поставщика, так и потребителя образовательных услуг (Ц-1).

– Подготовка магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в течение активного периода жизнедеятельности ( Ц-2).

– Формирование социально-личностных качеств магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза: целеустремленности, организованности, ответственности, коммуникабельности, толерантности, повышения общей культуры (Ц-3).

  1. ^ Место дисциплины в структуре ДПО

Дисциплина относится к циклу ОПД(общепрофессиональных дисциплин) Для её освоения требуются знания компьютерных офисных программ общего назначения, владение электронной почтовой связью.

Кореквизиты – Педагогика, Психология личности. Знание содержания дисциплины необходимо для освоения цикла специальных дисциплин.: Педагогическое проектирование, Разработка исследовательского проекта

  1. ^ Результаты освоения дисциплины

Выпускник по направлению Преподаватель высшей школы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК, ПК):

– способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-1);

– владеть культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, распределенной в Интернет, обоснованно выбирать и использовать технические средства социальных медиа для образовательного процесса (ОК-2);

– способностью понимать и анализировать мировоззренческие, общественные и личностно значимые проблемы, возникающие при использовании средств социальных медиа для непрерывного самообразования и для повышения эффективности профессиональной деятельности, а также ориентации в социокультурном пространстве (ОК-3);

– способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать адекватные иллюстрации при коммуникациях в образовательной информационной среде (ОК-4);

– владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, приобретать новые естественнонаучные, социально-экономические, педагогические и инженерные знания с использованием современных информационных технологий (ПК-1);

– способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные о развитии сетевых ресурсов и сервисов, готовить информационный обзор и/или аналитический отчет, анализировать проблемы и процессы в области профессионального применения электронных образовательных ресурсов (ПК-2);

– способностью использовать для решения образовательных и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии, применять фундаментальные педагогические, социально-экономические и инженерные принципы в качестве основы профессиональной деятельности (ПК-3).

В результате освоения дисциплины выпускник будет

способен:

  • проводить педагогическую экспертно-аналитическую оценку дидактических свойств сервисов Web 2.0 и социальных медиа;

  • демонстрировать навык проектной деятельности по разработке электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для высшего образования;

владеть:

  • методами подготовки и использования в учебном процессе электронных лекций-презентаций и учебных пособий;

  • технологиями коллективного создания и совместного использования в Интернет электронных документов и аудиовидеоматериалов для их применения в учебном процессе и научных исследованиях;

  • методами организации учебной деятельности с помощью локальных систем управления обучением и персонализированных образовательных сред на базе социальных медиа;

  • способами создания образовательных блогов и сайтов для совместной сетевой деятельности с учащимися;

  • методами проведения сетевых семинаров (вебинаров) и чат-консультаций, использования дисциплинарных форумов;

знать:

  • перспективы развития электронных образовательных ресурсов и их использования в учебном процессе;

  • психолого-педагогические особенности применения электронных образовательных ресурсов;

  • роль интерактивных средств Web 2.0 в структуре учебно-методического комплекса дисциплины;

  • эргономические требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам, используемым в образовательных целях.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1.Аннотированное содержание дисциплины

  1. Становление новой парадигмы образования 21-го века. Перспективы развития электронного обучения: e-, m-learning и ДОТ– дистанционные образовательные технологии. Индивидуализация образовательного пространства и формирование компетенций. Послевузовское образование как процесс развития профессионала. Проблемы сертификации индивидуального образовательного уровня в современных условиях.

  2. Электронный учебно-методический комплекс: структура и назначение компонентов. Классификация электронных изданий и электронных учебных пособий. Средства создания электронных учебных пособий. Принцип открытого редактирования контента – wiki-документы. Практика создания вики-страниц.

  3. Инструменты создания электронных презентаций. Восприятие аудиовизуальной информации. Принципы оформления учебного материала в презентациях. Типичные недостатки. Практика подготовки презентаций.

  4. Видеолекции: типология, принципы структурирования материала и создание видеоряда. Интерактивные видеоматериалы. Практика рецензирования видеолекций.

  5. Средства проведения сетевых семинаров (вебинаров), общий функционал и различия. Особенности применения в учебном процессе (лекции, консультации, виртуальные лабораторные работы, практические завнятия и тренинги). Практика подготовки вебинаров.

  6. Форумы и сетевые конференции – перспективы использования в образовании. Дидактические возможности и ограничения. Блоги в учебном процессе: диалог и полилог. Достоинства и недостатки блогов. Роль блогосферы в современном обществе. Анализ блогов неформального образования.

  7. Инструменты создания персональных сайтов. Проблема выбора, критерии оптимизации для создания персональной образовательной сферы. Формальные корпоративные ограничения. Практика создания и редактирования персонального сайта.

  8. Возможности социальных сетей для формального и неформального непрерывного образования. Профессиональные образовательные сообщества. Практика анализа образовательных сообществ.

4.2. Структура дисциплины
по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Колл,

контр. р.

Итого

Лекции

Лаб. – Практ.

занятия


1.Введение. Парадигма образования 21-го века. Персонализация

образовательной среды

2

2

2




6

2.Средства создания ЭОР для е- и m-learning




4

4




8

3. Инструменты и методы создания электронных презентаций.




6

6




12

4. Интерактивные аудиовидеоматериалы.




4

4




8

5. Особенности применения в учебном процессе вебинаров (лекции, консультации, виртуальные лабораторные работы, практические завнятия и тренинги).




6

6




12

6. Создание блогов для учебного процесса, достоинства и недостатки образовательных блогов.




6

6




12

7. Инструменты создания персональных сайтов. Проблема выбора, критерии оптимизации для создания персональной образовательной сферы




6

6




12

8. Возможности социальных сетей для формального и неформального непрерывного образования.




2

2




4

Итого

2

34

36




72


4.3. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.

^ Распределение по разделам дисциплины

планируемых результатов обучения



Формируемые компетенции

Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

1

ОК-1

+



















+

2

ОК-2







+

+

+

+







3

ОК-3

+










+







+

4

ОК-4










+

+

+

+




5

ПК-1




+

+

+

+

+

+




6

ПК-2




+

+













+

7

ПК-3

+

+

+










+





^ 5. Образовательные технологии

В преподавании дисциплины используются формы организации обучения, приведенные в таблице.

Методы и формы организации обучения (ФОО)


ФОО
Методы

Лекц.

Лаборат.–практ. занятия

Тр.*, Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы

+

+





+

+

Работа в команде




+







+

Case-study




+










Игра
















Методы проблемного обучения

+













Обучение

на основе опыта




+










Опережающая самостоятельная работа









+

+

Проектный метод




+







+

Поисковый метод










+

+

Исследовательский
метод




+




+

+


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей

6.1. Текущая самостоятельная работа слушателей планируется по следующим направлениям:

– работа с материалами, рекомендованными в списке Интернет-ресурсов, использование электронных образовательных ресурсов ТПУ (LMS Moodle, ресурсов электронного университета, персональных сайтов преподавателя);

  • выполнение заданий по темам, рассмотренным на аудиторных занятиях;

– подготовка к лабораторно-практическим занятиям;

– выполнения курсового проекта по дисциплине;

– подготовки к защите результатов лабораторных работ в течение семестра и к защите курсового проекта в конце семестра.

6.2. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

  • Послевузовское образование как процесс развития профессионала. Проблемы сертификации индивидуального образовательного уровня в современных условиях.

  • Классификация электронных изданий и электронных учебных пособий.

  • Видеолекции: типология, принципы структурирования материала и создание видеоряда.

  • Анализ блогов неформального образования.

  • Практика анализа образовательных сообществ.

6.3. Темы курсовых проектов:

  • Создание образовательного блога по курсу «…….» средствами сетевого сервиса Google

  • Создание коллективного блога группы средствами сетевого сервиса Google

  • Создание коллективного блога группы средствами сетевого сервиса WordPress

  • Создание коллективного сайта группы средствами сетевого сервиса Google

  • Создание электронного конспекта лекций по курсу «……» средствами PowerPoint.

  • Создание вебинара на тему «……..» средствами Adobe Connect Meeting или BigBlueButton.

6.4. Контроль самостоятельной работы слушателей производится на лабораторно-практических занятиях при анализе выполнения работ, самоконтроль реализуется по материалам входного, текущего и выходного анкетирования.

6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку и подготовка к лабораторным занятиям производится по материалам опубликованных учебно-методических пособий [1–6], по ресурсам Интернет, ссылки на которые приведены в следующем разделе, а также по материалам, размещенным в LMS Moodlе и на персональном сайте преподавателя http://portal.tpu.ru/SHARED/s/STARODUBTSEV_V_A.
^ 7. Средства текущей и семестровой оценки качества освоения дисциплины

Средствами текущей оценки усвоения слушателями теоретических и фактических знаний на уровне общего знакомства являются контрольные вопросы, приведенные в рейтинг-плане освоения дисциплины. Средствами итоговой оценки практических умений слушателей на репродуктивном уровне и когнитивных умений на продуктивном уровне являются индивидуальные и коллективные курсовые проекты, выполненные в контексте педагогической и/или научной деятельности слушателей, направленные на совершенствование учебного процесса и на самообразование.

^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины

Промежуточная аттестация (зачет) производится в конце семестра путем балльной оценки. Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов текущей оценки в течение семестра и баллов промежуточной аттестации в конце семестра по результатам зачета. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам (60 – текущая оценка в семестре, 40 – защита курсового проекта в конце семестра).

^ Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины) в течение семестра

Недели

Текущий контроль

Теоретический материал

Практическая деятельность

Итого

Вопросы

Баллы

Задания

Баллы

Баллы

1

Сопоставьте общие и различные характеристики Web 1 Web 2.

3







3

2- 3

Перечислите особенности учебного процесса, основанного на ДОТ.

3

Найти в Интернет открытые ресурсы по преподаваемой дисциплине

10

13

4-6

Какие особенности восприятия аудиовизуальной информации необходимо учитывать при создании ЭКЛ?

3

Используя ресурс SlideShare, найти презентации образовательного плана

10

13

7-11

Какие психологические и дидактические особенности имеет сетевой семинар?

3

Подготовить обзор вебинаров, проведенных преподавателями ТПУ для студентов ИДО

10

13

12-14

Перечислите и поясните достоинства и недостатки блогов в образовании.

3

Провести анализ персональных сайтов преподавателей ТПУ (выбор по месту работы или учебы)

10

13

15-17

Сравните дидактические свойства блогов и сайтов для совместной работы.

3

Подготовка курсового проекта

30

33

18

Предназначение и состав персональной образовательной сферы преподавателя

2

Защита курсового проекта

10

12

Сумма баллов в семестре

20




80

100

^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




Автор

Заглавие

Основная литература

1

Стародубцев В.А.

Использование современных информационных технологий в инженерном образовании: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 70 с.

2

Стародубцев В.А.

Создание и применение электронного конспекта лекций: учебное пособие. – Томск: Изд.-во ТПУ, 2010. – 116 с.

3

Стародубцев В.А.,

Минин М.Г.

Метод проектов в образовательной деятельности: учебное пособие. – Томск: Изд.-во ТПУ, 2010. – 124 с.

4

Захарова И.Г.

Информационные технологии в образовании: учебное пособие. – М, 2010. – 192 с.

4

Стародубцев В.А., Киселева А.А., Федоров А.А.

Возможности сервисов Web 2.0 для формирования персональной образовательной сферы / //Высшее образование в России. – 2010. –№7.

5

Стародубцев В.А.

Аудиовизуальные технологии в учебном процессе // Школьные технологии. – 2010. – №4. – С. 116–120.




Киселева А.А., Стародубцев В.А.


Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий // Открытое образование. – 2010. – №6 – С. 68–78.




Стародубцев В.А.

Подготовка и проведение вебинаров в системе дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. – 2011. – 1 (41). – С.16–22.




Стародубцев В.А., Горохова Л.А., Киселева А.А.

Блоги в учебном процессе // Народное образование. – 2011. – №4. – С.232­–240.

Дополнительная литература

6

Хортон У., Хортон К.

Электронное обучение: инструменты и технологии. – М.: Кудиц-Пресс, 2005. – 640 с.




Э.Н. Беломестнова, А.Н. Древаль, А.В. Коваленко, Н.В. Козлова, М.Г. Минин, И.А. Сафьянников, В.А. Стародубцев;

Современные технологии обучения в высшем профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 129 с.

7

Стародубцев В.А., Федоров А.А.

Подготовка и чтение лекций с использованием телевизионного спутникового канала связи: учебное пособие. – Томск: Изд.-во ТПУ, 2006. – 32 с.

8

Овсянников В.И., Гури-Розенблит С.

Технологизация дистанционного образования: учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. – М., 2002.

9

Агеев В.Н. , Древс Ю.Г.

Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: учеб. пособие для вузов.– М, 2003. – 234 с.

10

Стародубцев В.А.

Персональные образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №10. – С.49–57


Интернет-ресурсы
  1. Структура проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/proj/6649/


  2. Глобальная сеть дистанционного образования. Обучение и изучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gdenet.ru/teaching

  3. Унифицированные требования к электронным учебным модулям [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=370

  4. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005559//12-29.pdf

  5. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://aqua.iefb.agtu.ru/dist/Biblio/Dissert/dissert_Andreev/nav_2_3.htm

  6. Lora Depois. Зачем учителю блог? [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://depois-blogbuster.blogspot.com/ –(11.05.2010).

  7. Weiss C. Open sours web-conferencing solution.– [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://elearninfo247.com/essentialscategory/open-source-web-conferencing-free/

  8. Стародубцев В.А. Видеозапись установочного занятия по курсу КСЕ.– [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://portal.tpu.ru/ido/webinars


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекции по дисциплине читаются в специализированной мультимедийной аудитории (ауд. 322, 8 к.) с применением электронного конспекта лекций и видеопроектора. Лабораторно-практические занятия проводятся в компьютерном классе кафедры инженерной педагогики (ауд. 324, 8 к.), имеющем необходимые средства для выполнения слушателями лабораторно-практических работ и курсовых проектов.
Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ.
Программа одобрена на заседании кафедры Инженерной педагогики ИДНО ТПУ (протокол № 1 от 27 января 2011 г.).
Автор ___________________ Стародубцев В.А.
Рецензент ________________ Беломестнова Э.Н.
«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой

___________________ФИО

«_____» _________ 201__ г.


^ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения курсового проекта (работы) по дисциплине ____________________________________________________

на____________семестр 201__/201__ уч. года, группа ________



№ п/п

Недели

Наименование разделов курсового проекта
(работы)

Процент выполнения














































































































Подпись преподавателя ________________ ________________

«____» ___________201___ г. (ФИО)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconРабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов»
Кореквизиты: Интерактивные технологии обучения, Система менеджмента качества образования, Риторика

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconРазработка и использование образовательных электронных изданий и интернет-ресурсов
По дисциплине Разработка и использование образовательных электронных изданий и интернет-ресурсов

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconЭлектронные образовательные ресурсы, электронный каталог изданий фонда библиотеки
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconУроки литературы Кирилла и Мефодия 5-6 класс
Наименование электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных)

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconПеречень электронных образовательных ресурсов

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconКоллекция электронных образовательных ресурсов

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconИнтернет-ресурсы для школьных библиотекарей
Конструктор для создания сайта школы, библиотеки, музея. Разработка технологии создания и ведения сайтов. Разработка технологии создания...

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconИнтернет-ресурсы для школьных библиотекарей
Конструктор для создания сайта школы, библиотеки, музея. Разработка технологии создания и ведения сайтов. Разработка технологии создания...

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconПеречень электронных образовательных ресурсов школьной библиотеки мбоусош №1

Рабочая программа дисциплины «разработка и применение электронных образовательных ресурсов» iconГ. Николаевска – на – Амуре Хабаровского края перечень электронных образовательных ресурсов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница