И публицистической литературы человек и природа




НазваниеИ публицистической литературы человек и природа
страница1/7
Дата публикации19.02.2015
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
«БАНК» АРГУМЕНТОВ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА


Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу чело­века)

«Слово о пол­ку Игореве»

Вся природа в «Слове» наделя­ется автором человеческими чувствами, способностью раз­личать добро и зло. Она преду­преждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и ра­дости.

А.П. Чехов «Степь»

Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.


Л.Н..Толстой «Война и мир»

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.


В. Астафьев «Царь-рыба»

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для то­го, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на сво­боду. Встреча с рыбой, симво­лизирующей нравственное на­чало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.


Постижения прекрасного

в природе

Ю. Яковлев

«Разбуженный

соловьями»

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионер­ском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в ру­ке, он решает расправиться с птицами, но замирает, заворо­женный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчи­ка, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылеп­ленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утвер­ждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.


Бережного отношения к природе

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух забо­левших зверьков. Лес для не­го — родная стихия, и он пере­живает за всех его обитателей.


В. Астафьев «Царь-рыба»

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и не­сти возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой не­сет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не об­разумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.



^ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ


Роли детст­ва в жизни человека

Л.Н. Толстой «Война и мир»

^ Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту.


В. Астафьев «Последний поклон»

Бабушка^ Катерина Петровн

вложила во внука Витьку глу­бокие человеческие премудро­сти, стала для него символом любви, добра, уважения к че­ловеку.


Роли семьи в формиро­вании лич­ности

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Ни­колай и Петя — стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст­венные эгоисты.


И. Полянская «Утюжок и мороженое»

Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серь­ёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестоко­сти, хитрости, изворотливости её сестры.


Материнст­ва (роли ма­тери в вос­питании)

М. Горький «Сказки об Италии»

Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.


А. Фадеев «Молодая гвардия»

В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитыва­ют в любом из нас нравствен­ность, умение ценить жизнь.


К. Воробьев «Тетка Егориха»

Сирота Санька в рассказе оси­ротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем мате­рью тетку Егориху.


В.П. Астафьев «Сопричаст­ный всему жи­вому...»

Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с прось­бой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.


Материнст­ва как под­вига

Л. Улицкая «Дочь Буха­ры»

Бухара, героиня рассказа, со­вершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию до­чери Милы, у которой был син­дром Дауна. Даже будучи смер­тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уй­ти из жизни.


В. Закруткин «Матерь человеческая»

Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя от­ветственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.


Взаимоотношения отцов и де­тей

А. Алексин «Безумная Ев­докия»

Оленька, героиня рассказа, та­лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Не­желание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.


Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко­гда они познают боевую пре­мудрость и станут его достой­ными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.


Р. Брэдбери «Вельд»

^ Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по сво­ей бесчеловечности поступок: убивают собственных родите­лей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потака­ют их прихотям.


Ф. Искандер «Начало фор­мы»

Герой рассказа,^ Георгий Анд­реевич, понял, что родительский авторитет возникает не из прика­зов и угроз, а завоевывается тру­дом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.


А. Амлинский

«Нескучный

сад»

На примере трех поколений се­мьи Ковалевских можно про­следить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном обще­нии с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драма­тизм отношений между близ­кими людьми, родителями и детьми.


А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Наставления отца помогли ^ Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

Н.В. Гоголь «Мертвые ду­ши»

Следуя завету отца «копить ко­пейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести.


Взаимоотношений в семье

А. Амлинский «Возвращение брата»

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о дру­ге, защитнике. Он надеется об­рести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвра­щения. Но старший брат поте­рял себя как личности, опус­тился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невоз­можность обмануть его помо­гают старшему, Ивану, вер­нуться к нормальной жизни


А. Алексин «Безумная Ев­докия»

Родители, ослепленные талант­ливостью дочери Оли, уверо­вавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремя­щуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Са­вельевна, и ребята готовы оце­нить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебре­жения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со­гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

А. Алексин «Раздел иму­щества»

Отношения между людьми в се­мье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечно­сти, умения отказаться от лично­го ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой краси­выми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает на­всегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.

А. Лиханов «Чистые ка­мушки»

Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущая все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.

Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)

В. Тендряков «Ночь после выпуска»

Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств.

Е. Гришковец «Начальник»

Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.



А. Лиханов «Обман»

У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальней­шие беды связаны с этой, глав­ной. На него обрушивается це­лая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припуг­нув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, пересе­ляют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатуш­ку. Тяжело переживает маль­чик и свалившееся на него одиночество: от него фактиче­ски отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырна­дцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необ­ходимости самому принимать решения.


Преемст­венности поколений

Э. Хемингуэй «Старик и мо­ре»

Старый кубинский рыбак Сан­тьяго надеется, что его .мастер­ство сохранится в веках, но са­мое главное — оно может быть передано как самое дорогое на­следство следующим поколе­ниям. Поэтому он учит маль­чика всем премудростям ремесла и жизни.


Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка

А.И. Куприн «Тапер»

^ Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантли­вую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом


В. Распутин «Уроки фран­цузского»

Учительница^ Лидия Михай­ловн преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.


В. Быков «Обелиск»

Учитель Мороз стал для учени­ков образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.


А. Лиханов «Драматиче­ская педагоги­ка»

«Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих оши­бок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Изви­ните, я ошибся» или: «Я не су­мел».

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И публицистической литературы человек и природа iconУрок первый
...

И публицистической литературы человек и природа icon21. Публицистическая литература XVI в. (сочинения Ивана Пересветова,...
Жание русской публицистической литературы, начиная с 40-х годов xviв., определяются преимущественно борьбой восходящего дворянства...

И публицистической литературы человек и природа iconЧеловек и природа
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о...

И публицистической литературы человек и природа iconЛ. В. Гармаш «Человек чувствующий» и«человек думающий» в лирике А. Блока
С одной стороны, «любой художественный текст, а значит и художественный мир обладают интеллектуальной аурой…» [5, с. 234]. С другой...

И публицистической литературы человек и природа icon«Какого цвета стихотворение Фета?»
«Только человек, и только он один во всем мире чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? откуда все это? Что...

И публицистической литературы человек и природа iconИванченко Анна 19 лет Образование
Изучение английского и немецкого языков, чтение экономической публицистической и художественной литературы

И публицистической литературы человек и природа iconУрок литературы и природоведения в 5 классе «Человек и природа»
Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение,...

И публицистической литературы человек и природа iconСценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 65-летию Победы «Я помню! Я горжусь!»
Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

И публицистической литературы человек и природа iconТема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы)
Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

И публицистической литературы человек и природа iconКонспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек...
Данный урок впервые знакомит учащихся с творчеством Н. А. Заболоцкого, поэтому школьники получают самое общее первое представление...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница