Сатьи, перводы




НазваниеСатьи, перводы
страница1/26
Дата публикации15.06.2013
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Пахомов Сергей Владимирович
Сатьи, перводы

СОДЕРЖАНИЕ:

Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая.
— «Сущность Узнавания».
Перевод с санскрита и комментарии С. В. Пахомова. 4


Сутра 1. 4

Сутра 2. 5

Сутра 3. 6

Сутра 4. 7

Сутра 5. 8

Сутра 6. 9

Сутра 7. 9

Сутра 8. 10

Сутра 9. 11

Сутра 10. 12

Сутра 11. 13

Сутра 12. 13

Сутра 13. 15

Сутра 14. 16

Сутра 15. 16

Сутра 16. 17

Сутра 17. 18

Сутра 18. 18

Сутра 19. 21

Сутра 20. 21

Kshemaraja. Pratyabhijnahridaya (sanskrit) 25

Jai Deva Singh. Pratyabhijnahrdayam: The Secret of Self-Realization (excerpted) 42

Shibendu Lahiri. Pratyabhijnahrdayam 49

Пахомов С. В. Герменевтика Кшемараджи
(на примере одной шлоки из Спанда-нирнаи) 55


Пахомов С. В. Принцип спанда и кашмирский шиваизм 62

^ Пахомов С. В. Понятие майи и проблема истинной идентификации в тантризме. 67

Пахомов С. В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии 72

^ Тождество Шивы и Шакти 74

Тождество абсолютного и множественного 76

Тождество божественного и словесного начал 78

I. Фоническая эманация 78

II. Четыре стадии речи 79

III. Происхождение алфавита 80

^ Тождество микро — и макрокосма 81

Примечания 82

Пахомов С.В. Проблема идентификации в индуистском тантризме 85

1. Проблема идентификации самого тантризма 85

2. Проблема самоидентификации последователей тантризма 85

3. Проблема идентификации тантрических текстов 86

4. Проблема «тантричности» в рамках тантризма 86

Примечания 87

Пахомов С. В. Способы духовного поиска в индийских традициях 89

Пахомов С. В. Индуистская тантрическая философия. (Автореферат кандидатской диссертации). 94

Пахомов Сергей Владимирович 106


^

Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая.
— «Сущность Узнавания».
Перевод с санскрита и комментарии С. В. Пахомова.


Кшемараджа. Пратьябхиджняхридая (Сущность Узнавания).
Пер. с санскрита, предисловие и комментарии С. В. Пахомова // Восток, 2001, №3. С. 102 — 112.


Ом, слава [Шиве], воплощению счастья!
Итак, Сущность Узнавания.


Слава Шиве, вечно совершающему пять деяний, [Ему], чья природа [состоит] из целокупности сознания и блаженства, Сияющему Высшей реальностью!

Из великого океана самоузнавания — основы тайного учения Шанкары — Извлек Кшемараджа эссенцию ради избавления [существ] от яда сансары.

Здесь, [в этом мире,] есть некоторые [люди], которые, [хотя они и] не умеют мыслить строго и не могут разобраться в тонкостях логического познания, наделены глубоким благочестием и желают стать едиными с Верховным Господом через нисхождение Шакти.

Для них и излагается вкратце истина Узнавания Бога.

Чтобы показать, [почему] сущностная природа Божества [является] универсальной причиной, [каким образом она] легко достигается, [почему она есть] великий плод, говорится:

Сутра 1.


^ Самоестественная Сила Абсолютного
Сознания является причиной
реализации вселенной.

Комментарий.

[Слово] «вселенная» означает [совокупность элементов], от Садашивы до земли. «Реализация» — это «исполнение», т. е. проявление [мира], сохранение [его] и уничтожение, успокоение [его] в Высшем Субъекте. «Сила Абсолютного Сознания» — форма Верховной Шакти как Божественной энергии, и состоит [эта Сила] из наивысшей вимарши, [которая] не отделима от Благословенного Шивы и является «причиной», источником [реализации вселенной]. Именно когда Она развертывается, мир возникает и сохраняется, а когда Она сворачивается, он пропадает из виду. Личный зрительный опыт может подтвердить это. Другие [начала] — майя, пракрити и т. д. — не могут являться [главным] источником, поскольку они [предполагаются] отделенными от Света Сознания, [но ведь то, что] отделено от этого Света, не может существовать. Проявиться может только то, что является единым со Светом Сознания.

[Таким образом,] только Чити, имеющая форму Света Сознания, и есть [эта] причина, и ничто другое. Поэтому пространство, время и [ограниченная] форма, будучи созданы и оживлены этой [Силой Сознания], не способны разделить [с Ней] Ее сущность, тогда как Она является всепроникающей, вечной, наделенной наивысшей полнотой. Таков смысл cказанного.

Могут возразить: Если мир не отделен от Сознания, то тогда ничего не существует [помимо Него]. А раз [мир] не отделен, как тогда [возможны] причинно-следственные отношения [между ними]?

[Ответ]: только Сила Божественного Сознания, по своему желанию, совершенно свободно проявляет себя в форме бесчисленных миров. Таков высший смысл причинно-следственных отношений. Поскольку [Сила Сознания] одна является причиной реализации, проявления вселенной, [подразделяющейся на] субъект, источник и объект познания, то Ее, абсолютную, безграничную, самосветящуюся, невозможно ухватить ограниченными средствами познания, с помощью которых [можно разве что] постигать внешние объекты.

Так говорится в Трикасаре:

«Подобно тому, как при попытке перепрыгнуть тень от собственной головы [невозможно ухватить эту] тень, [которая] все время будет передвигаться дальше, [невозможно ухватить] и Силу Универсального Сознания».

Поскольку Она (Сила Сознания — С. П.) является источником манифестации вселенной, а также [причиной ее] уничтожения, [благодаря которому] достигается соединение с высшей недвойственностью, Ее [называют] самоестественной. Когда Ее узнают как самоестественную, то [видят в ней] причину реализации вселенной в форме наслаждения и освобождения. Так вторично можно истолковать эту сутру. Далее, [слово] «вселенная» [означает внешние объекты, например,] голубой [цвет], [внутренние, например,] удовольствие, [а также] тело, прану и т. п. Реализация вселенной, состоящая в постепенном возвышении от [ступени] источника познания до [ступени] погружения в [Высшего] сознающего субъекта, имеющего форму вимарши — [такая реализация суть] средство [достижения] высшего знания. Имеется в виду «легкое средство».

Как говорит Виджнянабхаттарака,

«Все телесные существа наделены знанием субъекта и объекта, но только йогины могут воспринимать их в единстве».

[Термин] «^ Сила Сознания», [употребленный в сутре] в единственном числе, означает не ограниченность пространством, временем и т. д., [и это] демонстрирует ложность всех дуалистических учений.

Термин «самоестественная», о котором не знает учение о Брахмане, означает то, что сущностью Великого Господа является Сознание. «Вселенная» и т. д. означает, что [Сознание] наделено безграничной силой, является причиной всего, легким средством [достижения освобождения] и великой наградой.

На это возразят: Если Сила Сознания является причиной вселенной, то это предусматривает материальную причину и т. п., что оставляет дуализм в силе. В [ответе] на это возражение говорится:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт


Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница