Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент»




Скачать 499.65 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
страница1/6
Дата публикации22.09.2013
Размер499.65 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
lit-yaz.ru > География > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет государственного и муниципального управления

Программа дисциплины

«Основы территориального планирования и управления в регионах»

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (специализация «Государственное и муниципальное управление»)

Авторы программы:

Леонард К.С., д.и.н., профессор

Ильина И. Н., д.э.н., профессор

Сморчкова В.И., д.э.н., профессор

Хорева О. Б., к.э.н., доцент

Оглоблина М.Е., к.э.н., доцент

Абашкин В.Л., к.э.н., доцент

Одобрена на заседании кафедры

«19» декабря 2012 г.

Зав. кафедрой К.С. Леонард _______________
Рекомендована секцией УМС «Государственное

и муниципальное управление» «___»____________ 20 г.

Председатель В.В. Киселева________________
Утверждена УС факультета государственного и

муниципального управления «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Л.М. Симонова ___________

Москва, 2012

^

Область применения и нормативные ссылки


Дисциплина «Основы территориального планирования и управления в регионах» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин программы подготовки бакалавриата. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.62 «Менеджмент», обучающихся по специализации «Государственное и муниципальное управление».
  1. ^

    Цели освоения дисциплины


Основной целью курса является достижение следующих образовательных результатов:

-ознакомление студента с теоретическими основами территориального планирования и регионального управления, основными проблемами территориального управления в регионах, факторами и последствиями изменений в социально-экономических процессах современной России¸ зарубежным опытом территориального управления и территориального планирования;

-подготовка студента к применению современных методов регионального управления и территориального планирования в российской практике.

В результате освоения дисциплины студент должен:

-знать теоретические основы территориального планирования и регионального управления, основные проблемы регионального социально-экономического развития, разбираться в региональных процессах и их социально-экономических факторах и последствиях;

-обладать способностью анализировать зарубежный опыт территориального управления и планирования и применять его к российским условиям;

-обладать способностью собрать, проанализировать и обработать исходную информацию и статистические данные, необходимые для расчета социально-экономических показателей, отражающих уровень, структуру, тенденции развития региональных производственных и социальных систем управления в современной России;

-уметь пользоваться справочными материалами, данными и показателями статистики населения и на их основе уметь осуществлять диагностику социальной, инновационной, финансовой политики в регионах России;

-уметь сопоставлять между собой основные экономико-статистические показатели и обосновывать выводы о территориальных различиях в состоянии социально-экономических процессов.

^

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения в сфере регионального управления и территориального планирования

ПК-3

владеет навыками выбора цели, задач, направлений социально-экономического развития региона, принятия управленческих решений в сфере регионального управления и территориального планирования




Умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития региона и деятельности региональных органов власти

ПК-18

даёт определение типов региональных организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования.

использует, составляет и обосновывает правовые документы, относящиеся к деятельности органа исполнительной власти в регионах в процессе оказания государственных услуг;

Обсуждение и отработка в рамках лекционных и семинарских занятий, деловых игр

Способность представлять интересы и официальную информацию органов региональной власти, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями


ПК-32

воспроизводит и использует при выработке управленческих решений принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и её отличия от частной организации;

владеет навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности;

интерпретирует и правильно применяет правовые нормы, принимает решения и совершает юридические действия в точном соответствии с законом;

Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции регионального развития


ПК-16

формулирует основное содержание стратегии региона по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся объекта регулирования, в т.ч. различных социальных групп;


Подготовка в рамках семинарских занятий комплекса реализации мероприятий региональной целевой программы
Выполнение задания в ходе контрольной работы

Способность анализировать состояние региональных систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

ПК-20

интерпретирует систему мер регионального управления и территориального планирования, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения регионов, в т.ч. социальных групп;

использует навыки оценки экономических и социальных условий осуществления региональных программ

Способность принимать участие в разработке планов развития территорий


ПК-6

демонстрирует умение разрабатывать программы и планы развития территорий и оценивать их эффективность;

использует принципы целеполагания, виды и методы планирования;

Оперирование информацией о ключевых вопросах и технологиях регионального управления и территориального планирования для четкого и убедительного публичного изложения

ПК-22

владеет основными тенденциями развития регионального управления и территориального планирования;

распознаёт место обсуждаемой управленческой школы / технологии в развитии регионального управления как науки и профессии;

воспроизводит основные модели и механизмы, лежащие в основе соответствующей технологии регионального управления и территориального планирования;

воспроизводит международную практику внедрения соответствующих моделей и инструментария регионального управления и территориального планирования;

интерпретирует теории и международную практику регионального управления и территориального планирования с точки зрения их применимости в российских условиях;

владеет логически верно, аргументировано и ясно выстроенной письменной речью;

Обсуждение основных технологий и механизмов регионального управления и территориального планирования в рамках лекционных и семинарских занятий

Выполнение экзаменационных заданий.


^

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.

Для специализации «Государственное и муниципальное управление» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Территориальная организация населения

Региональная экономика

Основы социально-экономической политики

Основы публичного управления

Менеджмент

История территориального управления

Экономическая теория и институциональная экономика

Экономика труда

Экономика общественного сектора
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

умением определять региональные социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения в сфере регионального управления и территориального планирования;

способностью ориентироваться в системе стратегического управления территориальным развитием;

умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития региона и деятельности региональных органов власти

умением обобщать и систематизировать информацию для создания региональных баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования региональных систем управления;

умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций в регионах.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Управление устойчивым развитием территорий;

Управление человеческими ресурсами;

Циркумполярное сотрудничество в формате устойчивого развития;

Основы стратегического управления развитием приграничных регионов

Sustainable Regional Development

Fiscal Federalism
^

4. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Территориальное планирование и региональное управление: теоретико-методологический инструментарий

4

2

2




10

2

Стратегическое управление развитием региона

6

4

2




10

3

Территориальное планирование

6

4

2




10

4

Управление процессами урбанизации и расселения населения

6

4

2




10

5

Управление трудовыми ресурсами и социальной сферой региона

6

4

2




10

6

Управление развитием производственного и инновационного потенциала региона

8

6

2




10

7

Управление социально-экономическим развитием северных регионов

2

2

-




10

8

Региональный бюджет и региональная финансовая политика

6

4

2




10

Итого:

44

30

14




80


^

5. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3

4




Текущий

(7-я неделя)

Контрольная работа

+




Письменная работа, включающая ответ на теоретический вопрос, тестовые задания и разбор ситуации.

Время написания контрольной работы – 70 минут.

Итоговый

Экзамен




+

Итоговый контроль проводится в форме устного экзамена. Задание экзамена содержит два открытых вопроса. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.

Вес каждого открытого вопроса при оценке итоговой работы – 50%. Вес итоговой письменной работы в общей оценке знаний студента по дисциплине – 50%.



^

5.1 Критерии оценки знаний, навыков


Все формы контроля, как текущего, так и итогового оцениваются по 10-балльной шкале.

Контрольная работа проводится в форме тестирования. Кроме того оценивается активное участие студента в работе на семинаре – в разборе кейсов, деловых игр и дискуссиях. Активность студентов определяется количеством правильных ответов или высказанных идей.
^ 5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценка по дисциплине складывается из накопительной оценки и оценки за итоговый экзамен. Накопительная оценка Онакопленная формируется из двух частей: из оценки за контрольную работу и оценки за активное участие в работе на семинарах.

Контрольная работа Отекущий оценивается по 10-балльной шкале, и составляет 60% от общей накопительной оценки. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем – О аудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О накопленная = 0,4*О текущий + 0,6*О аудиторная;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Округление накопленной оценки производится преподавателем на основании его наблюдений за академическими успехами студента.
Результирующая оценка за дисциплину представляет собой равные доли накопительной оценки и оценки за итоговый экзамен и выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,5*Оэкзамен + 0,5*О накопленная
Пересдачи экзамена осуществляются в письменной форме, в соответствии с положениями пунктов 62 и 66 Положения об организации контроля знаний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26).

При проведении второй пересдачи комиссия не учитывает результаты текущего контроля при выставлении результирующей оценки, в соответствии с пунктом 65 Положения об организации контроля знаний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26).

^

6. Содержание дисциплины




Раздел 1. Территориальное планирование и региональное управление: теоретико-методологический инструментарий (2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)




  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины маркетинг для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Партизанский маркетинг» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления изучающих дисциплину...

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconСхема территориального планирования муниципального образования никольский район
I. цели и задачи территориального планирования никольского района пензенской области

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Отечественная история для направления 080200...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма практики 080500 направления «Менеджмент» (наименование специальности)
Целью настоящей практики является ознакомление студента с работой действующего предприятия и формирование у него квалификационных...

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинг в индустрии впечатлений» Curriculum...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов-бакалавров и студентов-магистров...

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200. 62 «Менеджмент»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины «Основы территориального планирования и управления в регионах» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200. 62 «Менеджмент»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница