Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели




Скачать 62.53 Kb.
НазваниеУчитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели
Дата публикации14.10.2013
Размер62.53 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Учитель: Ярошенко Г.П.

ОУ: МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха.

Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи.

Цели:

  • обучение выразительному чтению;

  • Учить слушать и понимать музыку;

  • Учить видеть картины природы;

  • благодаря образному слову писателя, учить чувствовать и понимать прекрасное.

Оформление: на каждом столе букет времени года

Стенд: картины природы;

Выставка: книги о природе.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев

- Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа в поэзии, музыке, живописи».

Эпиграфом мы взяли строки из стихотворения великого русского поэта Ф.И.Тютчева, напечатанные в журнале «Современник» в 1836 году, когда журнал издавал А.С. Пушкин.

На уроке у нас будут звучать стихи, музыка, мы будем любоваться пейзажами великих мастеров.

  1. ^ Работа над новым материалом.

Современные люди большей частью живут в городах и не встречаются с природой один на один. Но, может быть, вам удастся вступить в круг природы и наполниться её силами.

В русской поэзии природа и отношение к ней поэтов занимает большое место, оно воспитывает в нас глубокое гражданское чувство родства со своей землёй, со своим народом, со своей Родиной, и не случайно в нашем языке природа и Родина слова одного корня.

«Природа явилась нам как родина, и родина – мать обратилась в отечество», - записал в своём дневнике М.Пришвин.

Нельзя любить свою Родину, не любя родную белоствольную берёзку, одинокий дуб и разноцветье трав.

Но каждый поэт, композитор, художник видит мир природы по-своему и по-своему о нем рассказывает, рисует его. Но о природе писали не только поэты, природе посвящали свою музыку и композиторы. Сегодня у нас на уроке будет звучать музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Конечно, и до него звучали в русской музыке страницы, посвящённые природе, но никому из русских композиторов не удалось так четко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось Чайковскому, особенно в фортепианном цикле «Времена года», 12 пьес которого посвящены 12 месяцам года, поражают своей невероятной простотой и в то же время внутренней живописью.

Сейчас вы услышите 1 пьесу из этого цикла.

«На тройке»

Содержание этой пьесы – светлая, словно сверкающая на морозном солнце песенная мелодия русского народного склада.

Вслушайтесь в музыку и постарайтесь представить, о чём хотел рассказать композитор.

Звучит музыка.

- Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

(Ответы детей)

- Это песенная мелодия. Такую песнь мог петь ямщик , готовящий свою тройку в дальний путь. И вот, наконец, рванулась тройка и понеслась. Беззаботно, весело зазвенели бубенцы, полетел с морозным звоном снег из-под копыт, звонко заскрипели полозья и всю эту звенящую, сверкающую на морозном солнце кутерьму перекрывает раздольная песня.

В каждом времени года свое очарование, и поэты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод.

А теперь мы с вами послушаем стихи о зиме. Вы должны читать выразительно, соблюдая интонацию, следя за своей речью. Остальные внимательно слушают, а в конце урока подведём итог: кто лучше .

^ Чтение стихотворений о зиме.

Русские художники тоже не раз признавались в любви к зиме. Посмотрите репродукции И. Грабаря «Зима».

Работа с картинами.

«Зима недаром злится,

Прошла её пора,

^ Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Звучит музыка.

-Слышали, как зазвенела капель, побежали ручьи, вылез из-под земли первый цветок

- А с чего у вас начинается весна?

-Может быть, с голубых теней на снегу? Или с кряхтенья, с каким лёд оседает под весенним лучом солнца? Или с воды, вдруг открывшейся среди льда и засиявшей светом?

^ Звучит «Апрель» Чайковского «Времена года».

- Опишите, что вы при этом почувствовали?

- Весна – пора времени, более всего говорящее о бессмертии природы, о буйстве жизненных сил, о вечном её возрождении.

^ Чтение стихотворений о весне.

- Природа и искусство также неотделимы друг от друга, как неотделимы они от человека.

Удивительный мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художники – пейзажисты. Картины, в которых они изображают природы. Называются пейзажами.

- Каких русских художников – пейзажистов вы знаете?

- Сегодня мы поговорим о пейзажах Левитана.

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французских картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет "красот природы". Только то, что является одинокому страннику, бредущему от города к городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, влекомому тем "божественным нечто, что разлито во всем, но что не всякий видит, что даже и словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишь любовью постигается..." Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа "Дом с мезонином": "На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве..." Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.

-Какой период времени изображен на картине? Докажите. (Ранняя весна)

- Какие цвета использует художник?

-Какое настроение вызывает картина?

Удивительный дар был у Левитана. Что рождалось под его кистью, начинало петь. Поет свою светлую, хотя и печальную песню его «Золотая осень»

Осень Левитан изображал на многих картинах, и все его осенние пейзажи не похожи один на другой. А вот послушайте, какую музыку посвятил осени Чайковский. Мы послушаем одну из его пьес «Осенняя песня»

- Слушайте внимательно и попробуйте представить, о чём хотел рассказать в своей музыке Чайковский.

^ Звучит «Осенняя песня».

Сквозь низкие, тёмные тучи проглядывает осеннее солнце. Вот-вот выглянет и опять скроется. Но вот вышел первый, второй, третий луч и опять скрылся за осенними тучами. Какой прекрасный музыкальный пейзаж!

- А что чувствовали вы?

- А как поэты отражают в своих стихах осень?

- И ещё одно время года, наверное, самое любимое – лето.

Чтение стихов о лете.

Ребята, давайте, подведём итог, кто лучше прочитал стихотворения.

  1. ^ Итог урока.

Мы сегодня с вами говорили о связи литературы, музыки и искусства в описании природы.

- Что общего в отношении к родной природе поэтов, художников, композиторов?

(любовь, внимательное отношение…)

- Кому раскрывает природа свои тайны?


Все в тающей дымке —
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
  
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
  
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
 
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
 
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.


Спасибо за урок

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconУрок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения...
Урок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconУрок внеклассного чтения в 5 классе моу сош №1 мо «Барышский район»...
Осознание и осмысление учебной информации «Образ Родины в творчестве Н. М. Языкова»

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconВнеклассное мероприятие. Тема: «Кубанская природа в живописи, музыке и поэзии»
Цель: привитие любви к малой Родине, развитие творческих способностей детей, приобщение к миру прекрасного, созданного поэтами, музыкантами,...

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconМоу сош №2 г о. г. Буй, О. В. Федосеева
Урок разработан учителем начальных классов моу сош№2 городского округа г. Буй Костромской области

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconУрок. Тема: «Зимний вечер» в творчестве А. С. Пушкина, музыке и живописи
Интегрированный урок в 4 классе. Программа Г. П. Сергеева, Е. Д критская, Т. С. Шмагина

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconТема: «Милосердие и сострадание» Учитель моу сош №9 городского округа...
Цель урока: Подвести итоги проекта «Показать истинное значение и суть милосердия и сострадания»

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconУрок литературы и мхк. Тема: Содружество поэзии и живописи: В. В. Маяковский и кубофутуризм
...

Учитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа Власиха. Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи. Цели iconСценарий внеклассного мероприятия «Березка-символ России»
Учитель Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница