Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран




НазваниеСанкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран
страница1/17
Дата публикации30.11.2013
Размер2.83 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д. СЕРИКБАЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО


Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации

Сборник научных статей



Санкт-Петербург

2012


^ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д. СЕРИКБАЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ —

^ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации

^ Материалы Евразийского научного форума, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
24-28 октября 2011 года

Часть третья
Евразийское пространство: историческое

наследие и перспективы XXI века
Санкт-Петербург

2012
УДК 621.3 + 32 + 930 + 101.1

ББК 741 + 66 + 87 + 63

Работы, опубликованные в материалах международных и общероссийских конференций, зачитываются ВАК РФ при защите диссертаций (Постановление Правительства РФ № 475 от 20 июня 2011 г., раздел II, п. 10).

Рецензенты

Виноградов Валерий Дмитриевич, доктор социологических наук, профессор факультета социологии, Санкт-Петербургский государственный университет

^ Марченко Елена Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Межрегиональный институт экономики и права, Санкт-Петербург

^ Шмонин Дмитрий Викторович, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербург

Н-34 Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Сборник научных статей. Материалы Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. Часть третья. / Под. ред. М.Ю. Спириной, С.М. Елисеева, Е.Е. Ланиной. — СПб.: МИЭП, 2012. — 201 с.

В сборник включены материалы международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: историческое наследие и перспективы XXI века» по научным направлениям «Исторические науки», «Политические науки», «Философские науки», проходившей в рамках Евразийского научного форума 2011 года. Представленные статьи отражают широкий спектр актуальных проблем в научных исследованиях, которые ведутся специалистами, работающими в научно-исследовательских, образовательных учреждениях, разного характера организациях стран Евразии. Статьи, доклады, тезисы в силу их трансдисциплинарного характера представляют также интерес для студентов, аспирантов, исследователей сопредельных отраслей научного знания.
Утверждено к изданию на заседании Ученого совета Межрегионального института экономики и права 28 ноября 2011 года (протокол №10).

ISBN 987-5-91950-019-3

Ответственность за точность цитирования, оценку использованных материалов в публикуемых статьях несут авторы.
© Коллектив авторов, 2011

© МИЭП, 2011

Ю.О. Алмаева,

^ Набережночелнинский филиал

Институт экономики, управления и права,

г. Казань, Татарстан, Россия
Качество государственного обеспечения

трудовых прав несовершеннолетних и

женщин после отмены крепостного права

в Российской империи
Новый этап развития качества государственного регулирования социально-трудовых отношений, начавшийся в 60-х годах XIX века с отменой крепостного права, уже с 1861 г. отличался соответствующим, более качественным, юридическим наполнением, которое на тот момент имело значение некоего опыта и носило, вследствие этого, временный характер. Однако все указанные меры позволили поднять качество фабрично-заводского законодательства на более высокую ступень развития, отчасти по той причине, что перед Российской империей, в результате крестьянской реформы 19 февраля 1861 г. окончательно вставшей на капиталистический путь развития, открылись новые перспективы, в т.ч. в области развития качества правового регулирования труда. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов в связи с этим отмечают: «… именно капиталистическое общество не может обойтись без наемного труда, а значит, не в состоянии игнорировать сформировавшуюся потребность в его правовом регулировании» [8, с. 23].

По этому поводу можно отметить, что реформа, покончившая с крепостной зависимостью, повлекла за собой социальную активность рабочих в борьбе за свои права и создала возможность для широкого развития рыночных отношений. Впервые в истории России рабочая сила смогла мигрировать в промышленно развитые города, что выразилось в стремительном росте численности рабочего класса, благодаря чему в стране возникли условия для развития рынка вольнонаемного труда и условия для его качественного юридического оформления.

Так, под влиянием преобразований в марте 1861 г. вступило в силу Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов, а 1 апреля 1863 г. были утверждены Временные правила о найме сельских рабочих. Труд по найму на неказенных горных заводах регламентировался Правилами об обеспечении горнозаводского населения частных горных заводов.

Несмотря на свой временный характер, Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов [3] было для того времени весьма прогрессивным. В частности, законодательно устанавливалось особое отношение государства к подрастающему поколению. Помимо возрастных ограничений для приема на работу (определялся минимальный 12-летний возраст), в этом правовом акте находит юридическое закрепление право несовершеннолетних на труд и его безопасные условия. Так, лица в возрасте от 12 до 18 лет принимались на работу на указанные предприятия лишь с согласия родителей, и им назначались заводские работы, которые они могли выполнять с учетом своего возраста и состояния здоровья (ст. 53). Применение труда лиц в возрасте до 15 лет внутри рудников запрещается. Рабочее время для работников в возрасте до 15 лет составляет 8 часов в сутки, причем запрещалось привлечение этой категории работников к работе в ночное время (ст. 54). Кроме того, Положением предусматривалась обязанность заводоуправлений содержать школы для бесплатного обучения, больницы и врачей (ст. 65), а также возможность обучения учеников заводских школ в специальных горных училищах за счет средств заводов с последующим возмещением затрат на обучение путем отработки после обучения пяти лет на заводе либо выплаты учеником соответствующей суммы (ст. 66).

Как видим, продолжает свое развитие дифференциация правового регулирования труда, которая реализуется теперь не только по признаку выполняемой работы, но и по возрастному признаку. Законодатель осознал необходимость учета возрастных особенностей работников, что и предопределило особое регулирование их труда. Специальное регулирование труда подростков на казенных и частных горных заводах, приближенное к современному юридическому закреплению особенностей их правового статуса, наметило новое направление в развитии качества законодательного регулирования трудовых отношений. Недостаток регулирования труда работников в возрасте до 18 лет после 1861 г. видится в том, что особая защита государства о здоровье несовершеннолетних касалась лишь работников горнорудной промышленности.

Из всего вышесказанного нетрудно заметить, что общие положения о личном найме в российском законодательстве были чрезвычайно скудны, напротив, специальные постановления оказались весьма многочисленны. Именно в тот период обнаружила себя проблема, решение которой обусловливало концептуальное реформирование всего законодательства о найме труда. Реформирование качества трудового законодательства требовало принятия единого нормативного правового акта о труде, который содержал бы общие положения о договоре личного найма безотносительно сферы его применения, а также служил бы основой для последующей регламентации особенностей труда по найму отдельных категорий работников.

Стоит отметить, что в течение последней трети XIX в. численность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 г. составила около 3 млн. человек. Основным источником пополнения кадров по-прежнему оставались крестьяне, отрыв которых от земли происходил медленно. На фабриках, работавших в одну смену, рабочий день доходил до 14-15 часов, на предприятиях с двухсменным режимом он составлял 12 часов. Широко использовался труд женщин и подростков. Страхования от болезней и несчастных случаев не существовало, пенсий тоже. Заработная плата рабочих в России была в 2 раза ниже, чем в Англии, в 4 раза ниже, чем в США. Администрация штрафовала рабочих за любые провинности. На большинстве фабрик заработная плата выдавалась нерегулярно или с большими интервалами — на Рождество, Пасху, Покров. До очередной получки рабочий вынужден был брать продовольствие в кредит в фабричной лавке — обычно неважного качества и по высоким ценам. Как отмечают А.Н. Боханов и М.М. Горинов, «низкая техническая оснащенность многих фабрик и заводов, аграрное перенаселение центральных районов, делавшее рабочую силу чрезвычайно дешевой, не стимулировали предпринимателей укорачивать рабочий день и повышать заработную плату. Хотя на отдельных предприятиях уже к концу XIX в. существовала развитая система медицинского и социального обеспечения, но в целом в России жизненный уровень рабочих уступал западноевропейскому…» [2].

По мере возрастания рентабельности вольнонаемного труда и отсутствия адекватных правовых средств, способных такой труд регулировать, пришло осознание, что гражданско-правовые нормы мало подходят для этого, а потому необходимо обособленное фабричное законодательство, направленное на законодательное урегулирование отношений между нанимателями и наемными работниками. Вследствие этого требовалось в целом качественно переработать законодательство, регулирующее труд наемных работников. Поскольку жесткие формы эксплуатации труда касались всех рабочих без исключения и, следовательно, как такового государственного регулирования труда отдельных категорий лиц в стране не существовало, стала очевидной также необходимость качественно урегулировать порядок применения труда по найму таких категорий работников, как женщины и дети.

Следует заметить также, что основным мотивом развития качества российского законодательства о найме труда явилась необходимость устранения массовых волнений среди рабочего населения, находящегося в состоянии крайне жестокой эксплуатации на капиталистических фабриках. Как отмечает И.Ю. Ташбекова, целый ряд забастовок среди рабочих был вызван постоянно ухудшающимися условиями труда — антисанитарными условиями работы в рабочих помещениях, отсутствием нормативно закрепленной продолжительности рабочего времени, тарификации и контролирования выплат заработной платы [9, с. 269].

В 1860-80-е годы многочисленными административными и правительственными комиссиями разрабатывались различные фабричные законопроекты. Попытки урегулировать отношения наемного труда предпринимались не только на центральном, но и на региональных уровнях. Направление, по которому шло развитие качества законодательства о фабричном труде, было традиционным, в этом направлении уже двигались другие европейские страны — это, прежде всего, введение ограничений на использование детского и женского труда, а также формирование системы государственного надзора за исполнением данных правоустановлений [11, с. 31].

В целях улучшения качества законодательных актов о труде в 1859 г. создали специальную комиссию по изучению быта рабочих, занятых на производстве. В результате обследования данной области было установлено, что малолетние, начиная с 8-летнего возраста, работают по 14 часов в день (иногда и по ночам) в плохих санитарных условиях. Выработанный комиссией «Проект правил для фабрик и заводов в Санкт-Петербурге и уезде», несомненно, представляет интерес, поскольку содержание Правил, в большей мере, сводилось к мерам, направленным на охрану фабричного труда, а также мерам по формированию государственного надзора за обеспечением нормальных условий трудовой деятельности. В основе проекта лежала, прежде всего, идея об установлении ограничений в приеме на работу несовершеннолетних и сокращении для них продолжительности рабочего времени. Обсуждался вопрос и о введении фабричной инспекции [11, с. 33].

Проект своего дальнейшего развития не получил, однако на основе проведенных мероприятий комиссия под руководством гр. А.Ф. Штакельберга в 1860 г. разработала проект устава о промышленности, согласно которому запрещался труд малолетних детей, ограничивался десятью часами в сутки труд подростков в возрасте от 12 до 18 лет, предусматривалось формирование промышленных судов с участием рабочих. Запрещалось привлечение несовершеннолетних работников к работе в ночное время. Однако указанные предложения были отвергнуты, а комиссия расформирована [9, с. 269].

В 1871 г. уже другая комиссия выработала проект «Устава о личном найме рабочих и прислуги», который в отличие от многих других проектов не ограничивал сферу действия закона какой-либо одной категорией рабочих [1, с. 30]. В силу того, что комиссия под руководством П.Н. Игнатьева подчинялась Министерству внутренних дел, общественность встретила учреждение данной комиссии весьма отрицательно, и рассмотрение разработанного проекта в Государственном совете так и не состоялось [9, с. 269].

Указанный проект в 1874 г. передали на доработку в новую комиссию под председательством П.А. Валуева. Эта комиссия, как и предшествующие, обратила основное внимание на вопросы регламентации возраста приема на работу, а также продолжительности рабочего времени для несовершеннолетних. Однако наряду с этим проект комиссии Валуева содержал нормы, которые непосредственным образом регулировали порядок оформления договоров найма. В частности, при поступлении на работу нанимающийся был обязан представить рабочую книжку, которая передавалась нанимателю на весь период существования письменного или словесного договора найма. Устанавливалась имущественная ответственность хозяина, принявшего к себе работника без рабочей книжки. Кроме того, проектом предусматривалось обязательное предоставление нанявшимся расчетных тетрадей, в которых записывались все выдачи рабочим деньгами, вещами или припасами, вычеты и штрафы, условия найма, а также правила внутреннего распорядка. Регламентировались возможные последствия самовольного ухода рабочего с фабрики или завода [11, с. 51-52]. Несмотря на то, что в сравнении с остальными указанный проект отличался большей степенью защиты интересов промышленников, в Государственном совете его отвергли, что было объяснено, в частности, несвоевременностью принятия систематического законоположения о найме рабочих.

Причина того, что вышеперечисленные, довольно развитые, проекты так и не были осуществлены, коренится в ожесточенной оппозиции части буржуазии, которая преобладала в центральной части России. По мнению И.Ю. Ташбековой, «основанием для такого ярого сопротивления явилось слабое оснащение предприятий в техническом плане, а поддержание высокого уровня производительности обеспечивалось <…> за счет жестокой эксплуатации рабочих и крупного привлечения дешевой силы. А самой дешевой <…> была детская сила» [9, c. 270].

Как видно, все предпринятые меры так и не привели к принятию единого нормативного акта, который бы в комплексе решал основные вопросы найма рабочих на фабрики, заводы и в ремесленные заведения. Однако именно в этот период (60-80-е гг. XIX века) при реформировании и совершенствовании норм, которые регулировали трудовые отношения в России, наиболее отчетливо прослеживаются попытки внедрения публично-правовых начал в сферу регулирования отношений найма труда. Имея целью введение соответствующих императивных норм, проектируемые законоположения предполагали ограничение самостоятельности хозяев фабричных заведений при юридическом оформлении условий взаимоотношений сторон. Как результат, поставленные перед государством задачи обеспечить порядок на предприятиях и одновременно устранить наиболее явные проявления эксплуатации труда оказали значительное воздействие на последующее развитие качества законодательства о труде.

В 1880-1881 гг. на промышленных предприятиях в производство внедрялись механизированные системы, в связи с чем произошло снижение спроса на рабочие руки, и еще более ухудшилось положение трудящихся. Начиная с этого периода, протесты и выступления рабочих приобретают массовый характер. Это явилось причиной существенной корректировки качества правового регулирования взаимоотношений рабочих и фабрикантов. Качественный рост фабричного законодательства обусловливался также кризисными явлениями в экономике, ибо спад промышленного производства некоторое время способствовал отказу от ночных работ и ограничению продолжительности рабочего времени, что привело, в конечном счете, к введению соответствующих узаконений. Нами не отрицается и то, что принятию первых фабричных законов в России и, соответственно, переходу трудового законодательства на новый, качественный, путь развития способствовала во многом инициатива Н.Х. Бунге, министра финансов в 1881-1886 гг. Вышеизложенное позволяет констатировать, что все эти субъективные и объективные факторы стимулировали деятельность государства по развитию качества трудовых установлений.

В частности, в 1882 г. был принят Закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» [4], постановивший, что дети, не достигшие 12 лет от роду, к работам не допускаются. Рабочий день подростков 12-15 лет в промышленных заведениях ограничивался 8 часами в сутки, не включая времени, необходимого на завтрак, обед, ужин, посещение школы и на отдых. Притом их работа не должна была продолжаться более четырех часов подряд. Привлечение подростков 12-15 лет к работе в ночное время (между 9 часами вечера и 5 часами утра), в воскресенье и праздничные дни запрещалось. Малолетних, не имеющих 15 лет, воспрещалось допускать к работам, которые по своим характеристикам являлись вредными для их здоровья или изнурительными. Владельцы предприятий должны были предоставлять детям возможность посещать школу не менее 3 часов ежедневно или 18 часов в неделю (ст. 1). Для надзора за исполнением постановлений о труде и обучении малолетних рабочих предусматривалось учреждение особой инспекции (ст. 2), которая и стала позднее фабричной инспекцией. Однако надлежащее качество положений Закона не было достигнуто в связи с тем, что отсутствовала ясность относительно сферы его действия, а также потому, что еще некоторое время по разрешению министра финансов допускалась в случае надобности работа детей от 10 лет и ночная работа (не более четырех часов в сутки) детей 12-15 лет (ст. 6). И лишь в 1884 г. государственное нормирование детского труда стало выгодно отличаться по своему качеству, поскольку Законом «О взысканиях за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах и в ремесленных заведениях» [5] были введены соответствующие организационно-правовые механизмы, обеспечивающие исполнение этих трудовых норм. Так, во исполнение норм о работе малолетних предусматривалась ответственность (арест не свыше одного месяца или денежное взыскание не свыше ста рублей) владельцев или управляющих промышленных учреждений и заведений за виновное неисполнение правил относительно работы малолетних (ст.ст. 1 и 2).

С 1 октября 1885 г. на ткацком производстве в виде опыта на три года воспрещались ночные работы для женщин и подростков, не достигших 17 лет. Министр финансов по согласованию с министром внутренних дел мог распространять эту меру и на другие промышленные заведения (ст. 1) [6]. Мы можем в связи с этим заметить, что в указанном Законе впервые находит законодательное закрепление специальное правило о работе женщин. Однако иные нормы для регулирования женского труда в то время отсутствовали, и женщинам приходилось работать в неблагоприятных условиях вплоть до самых родов. При этом женщины, работая наравне с мужчинами, получали меньшую плату за свой труд [10, с. 70]. Сказанное позволяет судить о крайне низком качестве проводимых реформ в области законодательного регулирования труда женщин.

Обстоятельством, ухудшающим в этот период качество трудового законодательства, являлось то, что сохранение и развитие достигнутого уровня зависели, прежде всего, от действий экономического фактора, настроений рабочих, а также желания самих предпринимателей, поскольку в первое время ряд законоположений о труде не содержал правовых механизмов, обеспечивающих их функционирование (например, в первое время полномочия фабричных инспекторов не были с необходимой четкостью установлены). Недостатки в развитии качества правового регулирования социально-трудовых отношений проявились и в том, что ограничения в применении труда женщин и подростков затрагивали на первых порах лишь отдельные отрасли промышленности.

Однако проявление объективного и субъективного факторов, в конце концов, отрицательно сказалось на состоянии качества фабричного законодательства и привело к утрате некоторых завоеванных ценностей. Так, например, Законом от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола…» [7] работа малолетних в возрасте от 12 до 15 лет на фабрике, заводе и мануфактуре в случаях, когда по роду производства это оказывалось необходимым, могла продолжаться 6 часов подряд. Однако общая продолжительность их работы не могла превышать 6 часов в сутки (ст. 1). В тех промышленных заведениях, в которых была введена 18-часовая непрерывная дневная работа с двумя сменами, малолетние в возрасте 12-15 лет могли привлекаться к работе в течение 9 часов в сутки, причем их работа не должна была продолжаться более 4,5 часов подряд (ст. 6). Другим свидетельством ухудшения качества правовой регламентации социально-трудовых отношений малолетних служило то, что стало допускаться привлечение их к работе в ночное время и с разрешения Главного фабричного инспектора — в воскресные и высокоторжественные дни (ст.ст. 2, 3 и др.).

Таким образом, затянувшееся формирование рабочего класса привело к запоздалому возникновению трудового законодательства России. Только с ростом в конце ХIХ века активного недовольства рабочих условиями труда государство стало уделять особое внимание проблемам качества нормативного правового регулирования социально-трудовых отношений.
Список литературы

1. Акопова Е.М. Правовое опосредование отношений найма труда в России / Е.М. Акопова // Государство и право. — 2001. — № 9. — С. 29-36.

2. Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XX века / А.Н. Боханов, М.М. Горинов. — http://www.gumer.info.

3. Высочайше утвержденное Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства Финансов от 8 марта 1861 года. — ПСЗ. II. Т. 36. № 36719.

4. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» от 1 июня 1882 года. — ПСЗ. III. Т. 2. № 931.

5. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О взысканиях за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах и в ремесленных заведениях» от 5 июня 1884 года. — ПСЗ. III. Т. 4. № 2286.

6. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» от 3 июня 1885 года. — ПСЗ. III. Т. 5. № 3013.

7. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» от 24 апреля 1890 года. — ПСЗ. III. Т. 10. № 6742.

8. Куренной А.М. Современные проблемы российского трудового права / А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов // Правоведение. — 1997. — № 2. — С. 19-40.

9. Ташбекова И.Ю. Государственное регулирование труда несовершеннолетних и женщин России в конце XIX века / И.Ю. Ташбекова // Черные дыры в российском законодательстве. — 2008. — № 3. — С. 269-271.

10. Ташбекова И.Ю. Правовое регулирование деятельности фабричной инспекции в России в конце XIX – начале XX вв.: дис. … канд. юрид. наук / И.Ю. Ташбекова. — М., 2006. — 176 с.

11. Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Часть 1. Правовое регулирование труда в Российской империи / Е.Б. Хохлов. — СПб., 1999. — 196 с.

Л.Н. Белюченко,

Военно–медицинская академия им. С.М. Кирова,

Санкт-Петербург,

К.А. Палий,

^ Межрегиональный институт экономики и права,

Санкт-Петербург, Россия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconРегиональная научно-практическая конференция
Приглашаем Вас принять участие в Региональной научно-практической конференции «Технологии и логистика услуг автосервиса», которая...

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconСанкт-петербургский государственный университет философский факультет Кафедра культурологии
Отделение русистики и славистики и Центр русистики факультета гуманитарных наук Латвийского университета, Латвия

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconПравила приема в Государственное образовательное учреждение высшего...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconМастеница Елена Николаевна 1
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. 191186 Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconРепертуарный план на март 2014 года юбилейный 45-й фестиваль искусств «русская музыка»
Санкт-Петербургский Государственный академический театр балета им. Леонида Якобсона

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет...

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconНаучно-информационный центр «Мемориал» Европейский университет в...
Открытие 10-х Чтений: приветствия, презентация сборника докладов 11-х чтений 2013 года

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconРоссийской Федерации Российская Академия художеств
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,...

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconСанкт-Петербургский Центр Гуманитарных Программ

Санкт-петербургский академический университет научно-образовательный центр нанотехнологий ран iconК дипломному проекту на тему
«санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница