Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики




Скачать 123.42 Kb.
НазваниеТатьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики
Дата публикации07.12.2013
Размер123.42 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
Татьяна Степановна Нагельман
учитель географии и экономики школы № 159 с углубленным изучением математики, физики

Организация учебной деятельности, направленной на повышение мотивации учащихся к учебе и научно-исследовательской деятельности по географии

... Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку, знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты, ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния.

Л.Н. Толстой
Деятельность учителя географии, её содержание, специфика психолого-педагогического обучения должна быть направлена на воспитание средствами предмета активной, инициативной, творческой личности, что позволит применять усвоенные в процессе обучения знания и умения на практике.

Одним из структурных важнейших элементов обучения является мотивация. Если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем сформировать учебную деятельность школьников, я, как учитель, должна позаботиться о мотивах их деятельности.

В течение многих лет уделяю внимание формированию учебной деятельности и мотивации учения у школьников.

Основные направления деятельности:

  • создание условий для формирования положительных мотивов у детей;

  • дифференцирование подхода к учащимся при обучении географии;

  • разработка модели технологии, ориентированной на формирование учебной деятельности;

  • способствовать формированию у школьников навыков постановки проблемных вопросов;

  • обучить анализу своих и чужих суждений;

  • сформировать исследовательские навыки логического мышления.

Изучение теории по данному вопросу позволило сформулировать рабочую гипотезу: ребенок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач.

Используя и преломляя опыт дидактов и психологов, пришла к выводу, что более точно отражает опыт моей работы определение учебной деятельности, данное Галиной Викторовной Репкиной: «Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития».


По наблюдениям за своими учениками поняла, что дети не учатся не потому, что не хотят, а потому что не умеют учиться. Практически увидела необъятное поле деятельности в данном направлении.

Возникли вопросы:

  • как сформировать учебную деятельность?

  • как научить ребенка учиться?

  • как помочь обрести желание учиться?

Чтобы ответить на эти вопросы, изучила различные психолого-педагогические источники такие как: «Психологи о педагогических проблемах» - Волкова К.Н., «Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога» - Калмыковой З.И.

Психология является необходимой базой методики любого учебного предмета, в том числе и географии. Психологические концепции позволили мне глубже понять основные направления в совершенствовании учебного процесса. Суть их в том, что человеческая психика формируется в деятельности трудовой, учебной, игровой. Поэтому пришла к выводу, что какими бы природными задатками не обладал от рождения человек, он сможет получить свое развитие лишь в процессе деятельности.

Любая деятельность, ее эффективность зависят от мотивов ее вызывающих. У школьников это познавательный интерес, например, участие в викторинах (фото 1) , кружках, туристических походах и экскурсионных поездках (фото 2).

Фото 1


Команда 5-х классов школы № 159 в 2012 году заняла 1 место в городской экологической игре «Путешествие по зоопаркам мира».

Фото 2


Учащиеся школы № 159. 2012 год, поездка в Санкт-Петербург.

С целью выявления мотивов учебы (зачем я изучаю географию), провожу анкетирование:

  1. Родители хотят, чтобы я успевал по всем предметам

  2. Считаю, что каждый образованный человек должен знать географию

  3. Привлекает возможность говорить о других странах, политике

  4. География необходима для будущей профессии, учебы

  5. Изучаю, потому что стоит в программе

  6. Не хочу огорчать учителя

  7. Учитель всегда интересно проводит урок

  8. География служит средством знания о том, что мне интересно

  9. Не хочу ссориться с учителем, родителями

  10. У меня хорошие оценки по всем предметам, хочу, чтобы по географии тоже были хорошие

  11. Хочу быть не хуже других

Как показывает практика, лучше всего усваивается учебный материал, когда учащиеся работают группами. С целью выяснения возможностей комплектования групп учащихся провожу еще одно анкетирование «Отношение к совместной учебной деятельности»:

  1. Ты хочешь работать вместе с другими детьми?

  2. Тебе нравится такая работа?

  3. Какая польза от такой работы?

  4. Почему в группе вы хотите работать именно с ним/ними:

а) хороший человек;

б) мой друг;

в) веселый человек;

г) много знает;

д) интересно общаться;

е) хорошо объясняет;

ё) надежный человек;

ж) хорошо знает материал;

з) умеет понять, что ты хочешь сказать.

Результат объединения в группы:

  • стремление достигнуть хороших результатов в учебной деятельности;

  • общение со сверстником во внеурочной ситуации.

Составила программу формирования мотивации учения школьников, что позволило определить качество учебной деятельности, когда первичный мотив интереса моих учеников постепенно заменяется на более глубокие мотивы – познания и самоопределения (табл. 1).

Таблица 1

^ Программа формирования мотивации учения школьников


Формирование мотивации

учения



^ Формы формирования мотивации

1. Систематическая диагностика:





а) особенностей

психологического развития

школьников
6) интерес к учению

в) уровень обученности и

обучаемости школьников

Наблюдения, анкетирование, беседы с психологом,

беседы с родителями

Наблюдения, анкетирование

Опрос, практические работы, тесты, задания на

мыслительную деятельность

^ 2. Картотека приемов мотивации:

а) через содержание

б) через формы обучения

в) через методы и приемы

г) через средства обучения

д) через оценку деятельности

учащихся

Эпиграф к уроку: стихотворения, загадки или

целеполагания, интеграция с другими предметами

Фронтальная (рассказ, лекция, беседа с классом)

Индивидуальная (просмотр телепередач дома,

выполнение самостоятельнык работ, работа с

компьютером)

Коллективная (ролевые игры, дискуссии, работа в

парах)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

частично-поисковый,исследовательский

(эксперименты)
Работа с учебником, специальная географическая

литература, периодическая печать, карты, таблицы,

кино- и видеофильмы, чертежи, схемы....

Жетоны, листы взаимоконтроля, групповые оценки

3. Создание

благоприятной

атмосферы для взаимодействия учителя и учащихся

Комплекс поощрительных действий, размещение

лучших работ на стенд "Наше творчество"

4. Развитие

познавательиого

интереса школьников

Задания по интересам, по характеру инструкций,

интеграция с другими предметами, эксперименты,

обращение к народному творчеству, к творчеству

писателей и художников, экскурсии по городу и в

другие города, успешность результатов деятельности.


Изучив психические особенности, установила, что большинство детей опирается на слуховую и зрительную память. Внимание и мышление у многих детей на низком уровне, в связи с этим, поэтому работаю над формированием мотивов учебы, тренировкой внимания и мышления. При отборе содержания, опираясь на зрительную и слуховую память детей, временно смещаю акценты в пользу интересных фактов, а теорию ставлю на второе место. Содержание раскрываю посредством эпиграфа к уроку. Очень хорошо тему «Воды суши» например, начать со стихотворения И. Якимова, в котором можно напомнить школьникам и о круговороте воды в природе:

«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо…

…Значит должны понимать это все мы:

Реки – часть водной единой системы

Но, чтоб не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море»

Или при изучении Австралии, на первом уроке читаю стих Галины Усовой «Австралия – страна наоборот».

Обычный урок я начинаю с целеполагания: «Сегодня на уроке мы повторим…, узнаете…, научитесь…, должны научиться…» и т.д.

Стараюсь, чтобы средства обучения, которые подбираю к уроку, способствовали мотивации интереса, кроме схем, записей использую дополнительную литературу, иллюстрации, видеофильмы, презентации. Кроме слуховой памяти, если задействовать зрительную, результат усвоения будет выше.

Мотивация усиливается у всех групп учащихся через оценку их деятельности на каждом этапе. «Спасибо, все внимательно меня слушали», «молодец, сегодня хорошо отвечал на уроке», «ай да умница, как красиво тетрадочку оформила». Особенно это эффективно для детей, обучающихся в 6-7 классах. Ищу то, за что можно ученика похвалить. Затем учащиеся должны сделать вывод, в чем сущность изучаемого вопроса. Если что-то не усвоили – провожу работу с группой. Учащиеся сориентированы на то, что хороших результатов добьются все, помогать друг другу необходимо. Помощь учителя всегда будет дружеской. Результаты определяю по действиям ученика. Если ученик сумел усвоить, что исток – это место, откуда река берет начало, находит его на карте, правильно показывает направление течения, различает правые и левые притоки, объясняет, как рельеф влияет на характер течения реки, с радостью поставлю ему высокий балл. Но самым главным измерением результатов своей работы считаю отношение детей. Если ребенок несколько раз за смену подбежит поздороваться, заглянет в глаза, если огорченно сообщит, что он случайно забыл тетрадь, или если слабые дети, которые с трудом отвечают на уроках, хотят участвовать в географической олимпиаде или игре, то чувствую, что работаю не напрасно.

Опираясь на накопленные мною наблюдения о характере учебной активности учеников, сопоставила их с описанием уровней сформированности компонентов учебной деятельности у Г.В.Репкиной и составила модель технологии ориентированную на формирование учебной деятельности учащихся (схема 1).
Схема 1



Эта модель технологии, позволяет организовать работу с различными группами детей, осуществлять дифференцированный подход, обозначать пути продвижения каждого ученика от низкого к более высокому уровню обучения.

Существует несколько показателей, которыми я пользуюсь при создании и оценке сложности задания. По характеру познавательной деятельности выделяю задания различного уровня. Заданиями 1-го уровня сложности проверяю усвоение знаний, в той форме изложения, в которой они даны в тексте учебника, заданиями 2-го уровня предлагаю учащимся применять знания в сходной ситуации. И вопросы 3-го уровня предполагают использование знаний в проблемной ситуации, в ходе решения которой учащиеся приобретают новые знания.

Программа формирования мотивации учения школьников и разработанная технология позволили добиться положительной динамики сформированности компонентов учебной деятельности. Первичный мотив интереса у моих учеников постепенно заменяется на более глубокие мотивы, поэтому высшим результатом моей преподавательской деятельности считаю тот факт, когда мои ученики не только могут четко поставить цель, но и выдвигают содержательные гипотезы. Некоторые дети осознают содержание учебных действий, приобретают устойчивые навыки, делают содержательные выводы и адекватно оценивают свою работу.

Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит исследовательский характер, так как обучающийся получит прочные знания и умения только в том случае, если теория подтверждается практикой.

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.
Предполагается, что ученик будет обладать следующими качествами:

а) умением самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;

б) критически и творчески мыслить, находить пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

в) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

г) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

д) самостоятельно работать над развитием интеллекта, культуры и собственной нравственности.
Весь период организации научно-исследовательской деятельности делится на четыре этапа:

  1. Диагностика и выявление учащихся склонных к исследовательской деятельности (5 – 7 классы).

  2. Обучение и практика - теоретическая подготовка, позволяющая им самостоятельно выполнять реферативные работы, планировать дальнейшие исследования (8 – 9 классы).

  3. Практика и исследование - формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя, научно-исследовательские работы (10 – 11 классы).

  4. Исследовательский, рефлексивный - самоопределение учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной научно-исследовательской деятельности (11 классы).

Чтобы выявить учащихся способных к исследовательской деятельности, провожу географические игры с элементами исследования, например, в 8 классе проводила игру «Моя Родина – Россия», где одним из конкурсов было «Путешествие по реке», где двум командам предлагались задания: одной - путешествие по Волге, другой - по Енисею.

Дети могли использовать атлас, учебник, дополнительную литературу.

Вопросы и задания в карточке:

1.Выберите средство передвижения.

2.Какое время года будет самое лучшее для вашего путешествия?

3.Выберите пункт отправления и конечный пункт.

4.По физической карте с помощью курвиметра измерьте расстояние от места отправления до конечного пункта.

5.Как вы думаете, долго ли вы будете путешествовать?

6.Что вам нужно взять в дорогу, как одеться? Почему? (Нужно ли взять с собой деньги?)

7.По мере продвижения указывайте направление течения реки.

8.Если встретите притоки, укажите, правые или левые.

9.Обратите внимание, где река становится шире.

10.Какие у реки берега: пологие или крутые?

11.По климатической карте определите, как будет изменяться количество осадков на правом и левом берегу по мере продвижения по реке.

12.Как будете возвращаться обратно?

13.Сделайте выводы.

В ходе игры проявляются учащиеся, которые могут творчески мыслить, грамотно работать с информацией, умело собирать необходимые факты, анализировать, обобщать, устанавливать закономерности и делать выводы.

Впоследствии они, с удовольствием, участвуют в научно- исследовательской деятельности и представляют свои работы на научно-практические конференции. В нашей школе микрогруппами учеников ведется исследовательская работа в своем микрорайоне, примерами которой являются работы, выполненные моими учениками. Темы работ, которые выбирают дети, сначала связаны с их увлечениями, а затем, когда они стают старше, работы становятся актуальнее и рассматриваются более глобальные вопросы.

Материалы, полученные в результате проведенных исследований, используются на уроках физической, экономической и социальной географии.

Конечно, не у всех детей работы занимают призовые места. Не это главное. Главное, что дети учатся мыслить, рассуждать, видеть проблему и способы её решения, становятся коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. И самое главное, чтобы они были востребованы в обществе.
Я горжусь своими учениками, многие из них уже закончили высшие учебные заведения и стали успешными.
География, как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников. Она раскрывает в своем содержании разнообразную географическую картину мира. Учиться, должно быть интересно, а работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, дает хороший результат.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconУчитель математики моу сош№9 с углубленным изучением отдельных предметов...
Учитель математики моу сош№9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Серпухова Леднева Т. В. и учитель математики моу сош№5...

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconПрограмма пришкольного оздоровительного лагеря «Космос»
Исполнители: Педагогический коллектив мбоу сош с углубленным изучением математики и физики №4 г. Георгиевска

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconДоклад государственного бюджетного образовательного учреждения средней...
Средняя общеобразовательная школа №1911 была открыта в 1995 году. С первых дней ее возглавляет Заслуженный учитель Российской Федерации,...

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconУрока: «Обобщающее повторение по теме: «Атмосфера»
Учитель географии мкоу «Богатыревская сош» Горшеченского района Курской области Труфанова Валентина Степановна

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconИзучением предметов естественно-экологического профиля» г. Пермь,...
Абрамова Наталия Витальевна, учитель физики муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconПояснительная записка к Учебному плану моу артинская средняя общеобразовательная...
Моу «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» является образовательным учреждением с углублённым изучением математики, физики,...

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconАнализа работы педагогического коллектива сош №52 по развитию творческих...
Сош №52 по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся классов с углубленным изучением математики, литературы,...

Татьяна Степановна Нагельман учитель географии и экономики школы №159 с углубленным изучением математики, физики iconЖелтышева Наталья Викторовна
Моу «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением экономики и английского языка»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница