Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе




Скачать 87.52 Kb.
НазваниеКонспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе
Дата публикации05.01.2014
Размер87.52 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > География > Конспект
Конспект урока в 5 классе

Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе.

Цель: дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, помочь увидеть творческий почерк поэта; обучение комплексному анализу стихотворения; работа над выразительным чтением.

Оборудование: портрет Н.М.Рубцова, выставка книг, репродукции пейзажей средней полосы России, записи песен на стихи Н.Рубцова «В горнице моей светло», «Под звуки музыки», «Меридиан», «Букет».

Ход урока:

Орг. момент:

Звучит запись песни на стихи Н.Рубцова

Слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф.

Привет, Россия- родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам и жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Н.Рубцов

^ О поэте рассказывает ученик, заранее получивший задание.

Сообщение ученика.

Н.М.Рубцов родился в 1937 году в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества – «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «Землей…священной», где он чувствовал себя «и живим, и смертным».

Его жизнь была непростой. Тяжким испытанием стали годы войны: отец – на фронте, мать умерла. Младших детей взяли родственники, а его отдали в детский дом. Так уж случилось, практически всю жизнь у поэта не было своего дома, а он о нем мечтал. Неустроенный быт, постоянные переезды возвращали в мыслях Рубцова в детство. Естественно первое, что он вспоминает – это школа. Самым ярким стали первые впечатления от начальной школы в деревне Никола, которую посещали детдомовские ребятишки. Вспоминая родные места Н.Рубцов, писал: «Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны реки Тошмы, деревни на холмах… леса, небеса! У реки, вернее над рекой, сразу у въезда в Николу, под березками разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь ли души моей родина), здесь мне нравится…»

По воспоминаниям товарищей, Коля Рубцов был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гармошке, успешно учился, выделялся какой-то особенной непосредственностью и доверчивостью.

Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. В 14 лет, закончив 7 классов, Коля один, самостоятельно едет в далекую Ригу – к морю, поступать в мореходное училище. Его не приняли: оказался слишком мал для флота.

Мечта о море осуществилась. В 1952 году Рубцов приезжает в Архангельск и поступает работать на тральщик – ловить рыбу. Когда подошло время, служил на Северном флоте. Затем живет в Ленинграде, Москве. Учится в Литературном институте.

Рубцов много и плодотворно работал. Он боготворил Россию, ее природу, обычаи, верования. Всеми силами души любил Россию, свою тихую родину. Душевная бесприютность заставляла его еще обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, ее бесчувственных стариков и ее великих поэтов:

…Версты ее потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы.

Это муза не прошлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу,

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

Короткую жизнь прожил Рубцов. «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная горькая традиция в кончине многих больших поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…» - сказал Виктор Астафьев.

Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 гуду в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей»(1967), «Душа хранит»(1969), «Сосен шум»(1970). Готовившиеся к печати «Зеленые цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971 года.

^ Чтение стихотворения «Родная деревня»

«Родная деревня»

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий ,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!
Бывает, что пылкий мальчишка

За гостем проезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

-Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок

Храбриться, едва из пеленок:

-Ну что по провинции шляться?

В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу…

^ Вопросы для анализа стихотворения.

  1. Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души? Поэт передает воспоминания детских лет, которые были самыми яркими. Образ малой родины ассоциируется у него с начальной школой и желанием, когда он вырастет, уехать и посмотреть на жизнь других мест.

  2. Почему стихотворение начинается строками: «Хотя проклинает проезжий//Дороги моих побережий…»? За что можно проклинать дороги? Возможно, речь идет в буквальном смысле о состоянии дорог. Особенно весной и осенью дороги в российской глубинке становятся непроходимыми, а поэту это знакомо не понаслышке.

  3. Объясните значение слова «побережий» в данном стихотворении. ^ Малая родина, детский дом.

  4. Определите, какой частью речи будет слово «проезжий» в первой строке стихотворения и слово «проезжий» в шестой строке? В первой строке слово будет именем существительным, во второй – именем прилагательным. В данном случае это эпитет к слову «гостем».

  5. На что указывает повтор строки: «Где кончил начальную школу!»? ^ Повтор данной строки служит своеобразным рефреном, усиливающим восприятие детства именно годами учебы в начальной школе.

  6. Сколько раз в стихотворении повторяется местоимение «я»? Какую роль выполняем повтор этого местоимения? ^ Местоимение 1 лица единственного числа употребляется два раза. Данный повтор служит средством выражения автобиографии самого поэта.

  7. Почему в четвертом четверостишии употреблено местоимение 3 лица единственного числа «он», а не 1-го лица единственного числа «я»? В детстве каждому кажется будущее каким-то далеким и нереальным, поэтому взрослый герой – он.

  8. Автор говорит о том, что цель лирического героя «Я тоже отсюда уеду!» Почему в детстве все хотят уехать из родных мест? ^ Желание осуществить мечту, как у Рубцова. Он мечтал о море.

  9. Как вы понимаете строки: «Когда ж повзрослеет в столице,/ Посмотрит на жизнь за границей, / Тогда он оценит Николу, / Где кончил начальную школу…» Приобретает жизненный опыт, увидит жизнь разных мест и сможет сравнивать.

  10. Как вы думаете, почему автор обращается к детским воспоминаниям? Детские воспоминания самые яркие, добрые, светлые. Они, как правило, помогает человеку понять самого себя, дать верную оценку совершенным поступкам, предотвратить совершение ошибки.

  11. Выпишите имена существительные, создающие образный ряд стихотворения? Подчеркните те, которые встречаются в тексте дважды. Какую роль они выполняют? Проезжий, дороги, побережий, деревня, Никола, школа, мальчишка, гость, след, дорогу, девчонок, пеленок, провинция, столицу, столице, жизнь, за границей, Никола, школа. Дважды в стихотворении встречаются слова: дорога, школа, Никола, столица. Они являются ключевыми в этом стихотворении.

  12. Выпишите глаголы. В какой форме они употреблены в этом стихотворении? Что достигается употреблением глаголов в форме совершенного вида? Проклинает, люблю, кончил, бывает, торопится, уеду, храбрится, шляться, отправляться, повзрослеет, посмотрит, оценит, кончил. Употребление всех глаголов можно разделить на две группы: совершенного и несовершенного вида:

    ^ Глаголы совершенного вида

    Глаголы несовершенного вида

    Кончил, уеду, повзрослеет, посмотрит, оценит.

    Проклинает, люблю, торопится, храбрится, шляться, отправляться.

    указывают на то, что действие уже свершилось, помогают понять, что данное стихотворение написал уже взрослый автор.

    позволяют говорить, что данные действия происходят в душе героя постоянно. Это его покаяние перед детскими воспоминаниями.

  13. Много ли эпитетов в стихотворении? Почему? Эпитетов мало. Пылкий мальчишка, гостем проезжим, удивленных девчонок. Все они раскрывают качественную характеристику человека.

  14. В конце последних строк трех четверостиший стоят такие знаки препинания «!» и «?». Почему? ^ Эти знаки препинания передают эмоциональное состояние лирического героя.

  15. Какие картины детства встают перед глазами поэта? Картины детских воспоминаний: школа, детский дом, неброская северная природа, окружающая его.


^ Слово учителя.

Всмотритесь в лицо этого человека. Нельзя сказать, что оно красиво, ласково. И все же, посмотрите, в этом открытом лице, в этих прищуренных глазах таится внутренняя сила, словно Рубцов знает ответы на самые мучительные вопросы, поставленные человеку вечностью.

Учащиеся читают стихотворения Н.Рубцова. (Задание дано заранее.)

Звучит запись песни на стихи Н.Рубцова.

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение «Родная деревня»

  2. Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению. (По желанию учащихся).

  3. Дать письменный ответ на вопрос (по выбору): 1. «Что я думаю и чувствую после знакомства со стихотворением Н.Рубцова?» 2. «Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души?»


Вопросы для анализа стихотворения.

  1. Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Почему стихотворение начинается строками: «Хотя проклинает проезжий//Дороги моих побережий…»? За что можно проклинать дороги? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Объясните значение слова «побережий» в данном стихотворении. ______________________________________________________________________

  4. Определите, какой частью речи будет слово «проезжий» в первой строке стихотворения и слово «проезжий» в шестой строке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. На что указывает повтор строки: «Где кончил начальную школу!»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Сколько раз в стихотворении повторяется местоимение «я»? Какую роль выполняет повтор этого местоимения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  7. Почему в четвертом четверостишии употреблено местоимение 3 лица единственного числа «он», а не 1-го лица единственного числа «я»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Автор говорит о том, что цель лирического героя «Я тоже отсюда уеду!» Почему в детстве все хотят уехать из родных мест? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  9. Как вы понимаете строки: «Когда ж повзрослеет в столице,/ Посмотрит на жизнь за границей, / Тогда он оценит Николу, / Где кончил начальную школу…» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  10. Как вы думаете, почему автор обращается к детским воспоминаниям? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  11. Выпишите имена существительные, создающие образный ряд стихотворения? Подчеркните те, которые встречаются в тексте дважды. Какую роль они выполняют? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  12. Выпишите глаголы. В какой форме они употреблены в этом стихотворении? Что достигается употреблением глаголов в форме совершенного вида_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Глаголы совершенного вида

    Глаголы несовершенного вида

    ^ Кончил, уеду, повзрослеет, посмотрит, оценит.

    Проклинает, люблю, торопится, храбрится, шляться, отправляться.

    указывают на то, что действие уже свершилось, помогают понять, что данное стихотворение написал уже взрослый автор.

    позволяют говорить, что данные действия происходят в душе героя постоянно. Это его покаяние перед детскими воспоминаниями.

  13. Много ли эпитетов в стихотворении? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  14. В конце последних строк трех четверостиший стоят такие знаки препинания «!» и «?». Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  15. Какие картины детства встают перед глазами поэта? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconУрок по литературе в 5 классе Тема: «Русские поэты XX века о Родине...
...

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconПлан урока Образ урока Действия Учителя учащихся Курс: Литература,6...
Тема” Обучение словесному рисованию на уроке литературы в 5 классе (на примере произведения И. З. Сурикова “Зима”)

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconЛитература Прочитать статью «Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе»
Задания на период с 31 января 2011 года по 6 февраля 2011 года для 5 «А» и 5 «Б» классов

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconУрок литературы в 8-м классе на тему "Стихотворения о родной природе"
Оборудование: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, пьеса П. И. Чайковского “Времена года”, презентация “Русские...

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconПрактическая работа по теме «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе»
Анафора – это (единоначатие) повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Выпишите...

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconУрок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»
Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине,...

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconТемы вашего учебного проекта
Коровина. Проект направлен на то, чтобы познакомить детей с русскими поэтами 19 века, дать обзор наиболее известным стихотворениям,...

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconТема: «Дорога к Родине»
Цель: Расширить и углубить представления учащихся о родине, любви к Родине, к родной стороне

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconКонспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный...
Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский

Конспект урока в 5 классе Тема: Русские поэты ХХ века о родине и родной природе iconУрока по предмету «круг чтения» тема: «А. Н. Майков «осень»
Сегодня нас с Вами ждет очередное путешествие в волшебный мир поэзии поэта-живописца 19 века, который всем своим творчеством утверждает...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница