Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов




Скачать 104.21 Kb.
НазваниеЗадачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов
Дата публикации15.01.2014
Размер104.21 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
Занятие по теме:

«Природа и фантазия»
Задачи:
Образовательные

  • закреплять и пополнять знания детей о природе;

  • продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов;

  • учить высказывать свою точку зрения на определённую тему, свободно общаться;

  • активизировать словарь детей.


Развивающие:

  • развивать познавательный интерес;

  • развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;

  • развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы.


Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

  • Воспитывать у детей экологическую культуру.



Ход занятия:
В.: - Ребята, что такое природа?

- Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).

- Природа – одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далёких звёзд, бескрайни просторы океана и простирающиеся леса и луга, могучие реки, это и бесконечное разнообразие жизни на Земле.-
^ Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо, светло-голубое,

Солнце светит золотое

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и леса,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг природа.

- Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе.

- Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, её «язык». Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. Окружающая природа восхищает их, они как будто проводят её через себя, сочиняя свои произведения так, как подсказывает им их очарованное сердце и широко раскрытые глаза. Природа является источником вдохновения, фантазии. Безгранично любя свою Родину - Россию, они стремятся воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена.

- Русскую природу, природу нашей Родины мы любим и ценим, но не менее горячую любовь испытывали к ней писатели и поэты прошлых веков.

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.

- Наверное, нет такого поэта, который не воспевал бы в своих стихах красоту русской природы. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве многих поэтов. О природе было написано столько же стихов, сколько и о любви. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос о любви к родине, к России.

- Замечательные картины природы изображены Тютчевым в стихотворениях «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной….», «Летний вечер». Всё в природе подмечает поэт:

^ Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера…

- Читая эти строки, живо представляешь себе тёплые осенние дни. Поэт любит природу, у него «лазурь небесная смеётся», «поют деревья», «звучат скалы», «лениво дышит полдень лучистый».

- Гармония и тишина природы вызывает гармонию и в душе человека. Стихотворения о природе живут своей собственной жизнью, в своей рифме. Их запоминают и поют потом, как песни. Или просто читают и пропускают в свою душу.

- А сейчас я предлагаю вам почитать стихи.

(см. приложение)

- С самого начала занятия звучит музыка…

Послушайте, какая звучит музыка? Она вам нравится? А чем она вам нравится?

(ответы детей)

- Это знаменитое произведение Чайковского «Времена года». Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разное время года. Времена года он писал это произведение ровно год, закончив в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень чётко и своеобразно.

------------------

- Писатель и поэт описывает природу с помощью слов, использую эпитеты, сравнения, метафоры. С помощью чего рисует природу художник? композитор? (Звуками и красками).

- Посмотрите, как свою любовь к природе высказывали русские художники.

( Дети рассматривают репродукции картин разных художников: И.Шишкин, В.Поленов, И.Левитан, А.Саврасов, А.Куинджи.)

- Природа в картинах то печальна, то радостна, задумчива или величава, она поражает нас насыщенностью колорита. Художники изображают природу во всем ее многообразии.

- Каждый художник видел что-то свое, постигал голоса природы по-своему. И мы сегодня попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами.

- Константин Паустовский писал: “ Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.» Левитан так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. Осень в картинах Левитана очень разнообразна.

- Тишину осени, ясную радость отдыха передал Исаак ^ Левитан в своей картине «Золотая осень».

- Как удалось ему красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.

- Картины перекликаются со стихами Тютчева, которые уже звучали:

^ Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера…

Где добрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)
- Осень заворожила многих художников. Василий ^ Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее веет тишиной, но есть в этой тишине, что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.
- Мы с вами на прогулках и экскурсиях в парк часто наблюдали за природой, за явлениями, которые в ней происходят в разные времена года, часто восхищаясь увиденным. Любование природой, её красотой и неповторимостью побуждает нас к творчеству, включает нашу фантазию. Давайте тоже попробуем пофантазировать, подобно художникам, и результаты своей фантазии выразить в творческих поделках и рисунках. Вы можете сами выбрать для себя материал и инструмент. Может это будет бумага и краски, карандаши, фломастеры, может пластилин, клей и природный материал, собранный нами на прогулках.

(Дети выполняют творческие работы.)

- Закончить наше занятие хочу отрывком из стихотворения, которое вы читали в начале:

^ Прекрасный вальс танцует с ветром осень,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это

Давайте же её любить всегда!

Приложения:
* * *

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки, солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!
^ Прекрасный вальс танцует с ветром осень,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это

Давайте же её любить всегда!

Дождик

Дождик,

Дождик моросит

Осенний.

Сеет дождик через сито

Дым серый.

Дождь-художник:

Он рисует

Лужи,

И на трубах он играет

Не хуже.

Вот и серый снег пошёл,

Лёг густо.

До чего же хорошо

И грустно. (Роман Сэф)
Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья. (К.Бальмонт)

Птицы улетают

Птиц провожают

В дорогу леса:

Долгое эхо

Летит в небеса.

Птиц провожают

В дорогу луга:

Выросли травы

В большие стога.

Даже вослед им,

Как будто крылом,

Пугало машет

Пустым рукавом. (В.Степанов)

Октябрь

Листва всю землю устилает,

Рыжеют чёрные поля.

И в серых тучах день скучает,

И ветру сдались тополя.

И вдруг, неведомо откуда,

Среди осенней кутерьмы

Зайчишка белоснежным чудом

Несёт в поля клочок зимы. (Г.Новицкая)

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера…

Где добрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Ф.Тютчев)

* * *

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

* * *

Что шепчет парк…

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: “Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…”

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

--------------------------------

В лугах ромашки, солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить.

-------------------------------

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

---------------------------

Прекрасный вальс танцует с ветром осень,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это

Давайте же её любить всегда!
------------------------------------------------------------------------------------
Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

------------------------------------------

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.
-------------------------------------------

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.
----------------------------------------------------------------------
Птиц провожают

В дорогу леса:

Долгое эхо

Летит в небеса.

------------------------

Птиц провожают

В дорогу луга:

Выросли травы

В большие стога.

-------------------------

Даже вослед им,

Как будто крылом,

Пугало машет

Пустым рукавом.
---------------------------------------------------------------------
Листва всю землю устилает,

Рыжеют чёрные поля.

И в серых тучах день скучает,

И ветру сдались тополя.

И вдруг, неведомо откуда,

Среди осенней кутерьмы

Зайчишка белоснежным чудом

Несёт в поля клочок зимы.

----------------------------------------------------------------------
Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера…

Где добрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Тютчев)
___________________________________________


Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.
___________________________________________
Что шепчет парк…

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: “Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…”

__________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconВопросы к детям: Можно ли осень назвать художником?
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж, с творчеством русских художников, композиторов, передать...

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconЗадачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов,...
Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconНепосредственно образовательная деятельность
...

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconУрок по изобразительному искусству и музыке в 5 классе тема: «Пейзаж...
Познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их отношение к природе и Родине

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов icon1. Викторина Здравствуй, гостья зима!
Цели: Знакомить детей с творчеством Пушкина А. С., Есенина С. А., других русских поэтов

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconКонспект занятия в средней группе по теме: «на лесной полянке»
Задачи: Учить замечать изменения в природе. Закрепить знания о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах. Продолжать знакомить...

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconЗадачи. Образовательные: формировать у детей представление о зимующих...
Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих птицах

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconДетский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Задачи: Знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском народном костюме, русских народных песнях, частушках,...

Задачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов iconТема: «Знай и люби, свой край»
Продолжать знакомить с произведениями кубанских писателей и поэтов, из которых дети узнают о жизни кубанского казачества. Совершенствовать...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница