Что такое искусство?




Скачать 47.32 Kb.
НазваниеЧто такое искусство?
Дата публикации28.01.2014
Размер47.32 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > География > Вопрос
Певец Ледяной Пустыни. − 2. 1943
ПЕВЕЦ ЛЕДЯНОЙ ПУСТЫНИ

Ив. Новгород-Северский:
«Арктика», «Тундра», «Чум», «Айсберг», «Шаманы».

Что такое искусство? Создание н о в о г о, обогащающего душу, дающего р а д о с т ь художнику и нам, воспринимающим его творения. Радость родится в душе переполненной: душа пустая радости не родит. Радость творчества − вдохновение. Это Пушкин определяет так:

«…Постойте! Наперед узнайте, чем душа 2х

У вас наполнена, − прямым ли вдохновеньем,

Иль необузданным одним поползновеньем…»

Творческая сила − чудесна: она показывает н о в о е, найденное художником, до творческого акта как бы не бывшее. Мы знаем тундру −по учебнику географии: унылая, бесконечная равнина; зимой − снеговая пустыня, летом − мхи, лишаи, березка-стланка. Там бывают северные сияния-сполохи, живут в чумах самоеды, тунгусы, пасут оленей, охотятся, − скучное, однообразное бытие. А поэт-художник видит не это, географическое, а н о в о е, таинственно преломленное его душой, ж и в о е. И пропоет о нем. И нам покажет. И мы получим, вместо унылости и скуки тундры, р а д о с т ь. Так было со мной. Я прочитал и не раз перечитал эти шесть книжек-тетрадок, по 16 страничек в каждой. И увидал − н о в о е и родное. Увидал − всеобщее, ибо красота Божьей природы − для всех. Унылая тундра открыла чуткой душе поэта редкую красоту и в красоте − Творца.

«Блестит снегов наряд порфирный,

«Он весь в алмазах, жемчугах, −

«Как будто Дух благой, надмирный,

«Мне небо разостлал в ногах.

В этих книжках нет слова − «Россия». Но ее чувствуешь в безмерности снеговой пустыни: это от нее веет крепким морозным воздухом, простором, осыпает снеговой пылью в бешеном беге-лете… пусть не коней − оленей:

«От собашных самоедов

«Еду к югу, к оленным,

«Тороплюсь по волчью следу

«На тепло, на дальний дым.
«Любо нартам расписным

«В снежном бисере купаться,

«Как лебедке отряхаться,

«Видеть месяц молодым.
«Красоваться перед ним

«Блесокм снежным, нежным пухом,

«Нашей волей, нашим духом,

«Тем, что птицею летит.

Читая, чувствуешь себя в полете: это полет души поэта передался нам, и мы мчимся, в очаровании. Вот она власть таланта.

В стихах Новгород-Северского не только пейзаж, картинки жизни тунгусов: в них и духовная углубленность, чувство благоговения, общения с Высшим.

«Сполох горит негреющим огнем.

«Но в сердце теплота, душа согрета чем-то.

«Я в тундре не один:

«Великий Властелин

«Зажег огни

«И светит мне зачем-то!..

«Да как сказать… зачем?

«Мне нужен этот свет,

«Как птице, зверю, самоеду…

«Сполох горит уж много-много лет…

«Ведь не один я тундрой еду…

Или еще:

«Гайди-ка след прошедших кораблей

«В бродячих льдинах бухты очертанья…

«В угасшем небе только Водолей

«Плеснул ковшом над кораблем скитанья…

«Его струя мне душу леденит:

«Ужели хлад и в небе бесконечном…

«Но нет… звезда, блеснув, как полымя горит

«И сердцу говорит об огненном и вечном.

Эта углубленность, насыщенность − «от духа» − ценнейшее свойство поэзии вообще; оно воспитывает душу читателя. И этого ценнейшего много в стихах Новгород-Северского. Он − от лучших истоков русской поэзии: идет от Пушкина, от Тютчева… У него есть и светлая простота, и чувствование человеческого примитива. Смотрите, как передает он религиозную простоту дикаря, и сколько в этом прелести! Вот тунгусская песенка:

^ ГОЛУБЫЕ БОЖКИ

«Божки нанизаны на голубую нитку,

«А это значит − на небе живут,

«И ходят в небе голубой тропинкой.

«Божки нанизаны на голубую нитку.

«А это значит, что они пасут

«Оленей в небе с голубою спинкой.
«Божков возьми за голубую нитку,

«Повесь на шею − будешь голубым…

«И легким-легким… словно дым!

У Новгород-Северского не только богатая палитра для изображений в н е ш н е г о, − торосов, ледников, айсбергов, сполохов, творящих розы на льдах. У него богатство внутреннего содержания. Например, стихотворение «Мысль».

«…Олени вихрем мчатся,

«В их лете мысль свою постиг…

«Ну где постичь, куда за ней угнаться!

И редкая душевность, детскость − подлинного этого свойства:

«У камелька сидит старушка с детворой,

«И льются ручейком седые сказки.

«Блеснет снежок и захрустит порой,

«Но дети глянут бойко, без опаски.

«Они привыкли. Знают каждый звук,

«А волк не смеет к чуму приближаться

«И путать сказки, портить их досуг

«Да с ними, малыми, из-за добра кусаться».

Поэзия Новгород-Северского − светлая. Бодрая. Она − в здоровом русле русской поэзии, − пушкинское приятие жизни. Вот, «Олень смарагдовый»:

«Олень смарагдовый приснился:

«Был золотым он в блеске дня,

«Полярный снег под ним искрился,

«С цветами полными огня.

«Олень, на молнию похожий,

«Чуть-чуть касавшийся земли.

«И стук копыт, с громами схожий,

«И глас я слышал: − «Мне внемли:

«Вот так, как я, встряхнись грозово,

«Над тундрой звонкой поднимись,

«И к звездам жарким с песней новой

«Оленем солнечным взметись».

Я привел ряд стихотворений: в них говорит сам поэт, я ничего не внушаю читателю. Я хотел бы привести еще и еще, отметить другие стороны его пенья. Но не стану задерживать читателя: он, если сердце его открыто, сделает это сам, прочтя эти «полярные» тетрадки. Для меня ясно, что перд нами − подлинный талант. И он растет. Последняя книжечка «Шаманы» − самое совершенное в творчестве Новгород-Северского. Этот экстаз-полет, это заклинание весны − прекрасны; тут сказался вкус поэта к образу:

«На бубне волшебном летели шаманы −

«Спешили за солнцем, встречали весну.

«От них убегали седые туманы,

«Глухие морозы, соепые бурны −

«С зимой отходили о сну».

«Седые», «глухие», «слепые»… − точные определения дряхлости, конца… Я не говорю о форме. Да, есть погрешности, «сорники», ошибки в стихосложении, − это легко преодолевается. Мы знаем безупречные стихи многих поэтов… не вдохновения, а лишь поползновения: этот пустоцвет, так и останется пустоцветом. А тут − подлинное творчество большого таланта-дара.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое искусство? iconВозможно ли «объективистское» религиоведение?
Что такое религиозный опыт? Что такое вера? Что такое сакральное и профанное? и т д. Или даже традиционный для западной религиозно-философской...

Что такое искусство? iconОнтология
Что такое материализм? Что такое идеализм? Что такое дуализм? Что такое монизм и плюрализм?

Что такое искусство? iconКнига «Что такое хорошо и что такое плохо»
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста по образовательной области «Коммуникация» на тему «Что такое...

Что такое искусство? iconКтд «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Данное мероприятие включает в себя четыре творческих конкурса, номера художественной самодеятельности, показ отрывка из мультфильма...

Что такое искусство? iconЧто такое подражание?
Этот вопрос каждый человек ответит по-своему. Искусство не есть действительность в ее движении. В искусстве мы видим, слышим, переживаем...

Что такое искусство? iconМбоу «Троицкая оош»
Наглядно-дидактическое пособие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» (12 карточек)

Что такое искусство? icon«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения

Что такое искусство? iconЛитература? А что это?
Что такое! Да вы смеётесь? Не знать, что такое литература! Ну, вы даёте. Вот так номер! Ха-ха. Да-а-а…― задумывается

Что такое искусство? iconКлассный час на тему "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Развивать словарный запас у учащихся, формировать умение налаживать контакт с окружающими

Что такое искусство? iconТема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Классный час, 1 класс
Способствовать формированию умения различать нравственные поступки и качества человека



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница