Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина)




Скачать 80.93 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина)
Дата публикации17.03.2014
Размер80.93 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Урок литературы в 11 классе

Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).
Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость. Учить анализировать лирическое произведение. Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы. Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.
Оборудование: презентация, видеофильм; фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика.
Ход урока.
1.Вступление.
Вы заканчиваете изучение школьного курса литературы, и совсем скоро вам предстоит сдавать экзамен. В текстах, предложенных на экзамене, чаще всего речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках смысла жизни, темы родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня я предлагаю поразмышлять над темой Дома, которая особенно тревожно звучит у каждого писателя и поэта ХХ века. Мы рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется. Есенин… Некоторые считают его примитивным,– это значит поверхностным, неглубоким, сиюминутный. Может быть, не примитивный, а простой? А это разные вещи. Пушкин велик в своей изысканной простоте. Да и каждый хороший поэт в зрелости пишет проще. Так давайте разберемся, что скрывается за простотой Есенина, примитив или мудрость. В ходе обсуждения проблемы мы обратимся к анализу стихотворений, а это вам тоже необходимо, так как две темы на экзамене будут связаны с интерпретацией лирических произведений. Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.
2.Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.) Читает Рябинина К

После чтения беседуем:

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.

- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю схему).Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
- Кем чувствует себя лирический герой?
Захожим богомольцем.
- Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам.

А чему поклоняется лирический герой?

Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа»

. Что такое образа? (иконы)

А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).

- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»?

«Только синь сосет глаза».

Давайте вслушаемся в строчку. (читаю, выделяя согласные звуки). Что вы заметили в звучании строки?

Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт.

А для чего? Какое ощущение рождается? Слепящей, разъедающей глаза синий. Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична.

Что означает синий, голубой в ранней лирике? Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это и в самом деле воплощение любви.

- Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство

стихотворения?

Девичий смех, пляска на лугу.

Звуки мажорные.

И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?

Запах яблок и меда связаны со Спасом.

- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом?

Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать.Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.

- Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.

Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).
3.Слово учителя с обращением к рисунку-коллажу.

Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…

Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?..

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти? А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов».Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, жестокая система подавления. Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
4.Читает Трунова Кс стихотворение «Письмо матери». Музыка вступает вместе с темой дома.
- Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?
Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.
- Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения.
Слова какого стиля преобладают в стихотворении?
Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.

- Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? Конечно, это образ «вечернего несказанного света».- Что значит «несказанный»?

Неизреченный, какой невозможно высказать словами.
- А вечерний свет – каким вы его зрительно представляете? Синий, звездный, лунный – исходящий от неба, небесных светил. Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света. (не от мира сего). Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель). Поэт воспевает материнскую любовь. Женщина связана с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол. Но в простоте таится поэзия жизни.

Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. У Есенина:
И молиться не учи, не надо…
Но богородица не покинула дом, у поэта она обрела облик женщины-матери. Тот же синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде.

Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение… (святой материнской любви).
5.Стихотворение «Отговорила роща золотая» читает Зайцева Н. (на фоне презентации)
И последнее стихотворение сегодня прозвучит на уроке, также ставшее песней, - «Отговорила роща золотая». Но песню мы не будем слушать, хотя Г. Пономоренко красивую мелодию сочинил. Постараемся услышать сами стихи и, может быть, поймем их иначе.).- Много раз слышали вы эти строки. А о чем стихотворение?
Не пейзажная зарисовка, а философское осмысление быстротечности жизни.
- Посмотрите на дату создания стихотворения.

Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. - Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:
Облетает моя голова,
Куст волос золотых вянет…
Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком».Открывается смысл последних строк:
…Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сметет их все в один ненужный ком,
(Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом).

Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
Если в первой строфе логическое ударение падало на «отговорила», то в последней строфе выделено «милым языком».- Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым. Можете вы его стихи назвать «милыми»?Конечно, они учат любви ко всему живому. Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А у Есенина:
…Скажите так , что роща золотая
отговорила милым языком.
- Итак, стихотворение философское. А каким смыслом наполняется образ
дома в этом стихотворении? Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом… Дом - весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю ритмический рисунок).В прощальном стихотворении грусть светлая, торжественная, и эта интонация подчеркивается пятистопным ямбом. Поэт уходит, а Дом остается. Какой же Дом завещает нам Есенин? Сделаем обобщение по всему уроку.
После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.

Запись на доске:

Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.
6.Обобщение учителя.
Такова концепция Дома у С. Есенина, согласитесь, очень глубокая, ёмкая. Она гармонично вписывается в традиционное гуманистическое освещение этой темы в русской литературе.
На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе ХХ века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады, освещающие указанную тему в романе Е. Замятина «Мы», повести А. Платонова «Котлован», романах М. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconПлан урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом...
Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость. Учить анализировать...

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина»
Портрет Есенина, фотографии, связанные с жизнью поэта, магнитофон, флеш- карта с записью песен на стихи Есенина, сборники стихов...

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) icon«Сергей Есенин – певец бревенчатой избы»
Ведущий 2: Поэзия Есенина, грустная и размашистая, озорная и щедрая, давно нашла свой уголок в душе нашего современника. Как одну...

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconТема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconТема Родины в лирике Есенина
Цель урока – раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С. А. Есенина

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconУрок внеклассного чтения в 6 классе. Сравнительный анализ стихотворения...
Слово учителя: ребята, на уроке литературы, мы прочитали с вами рассказ А. Платонова «Корова», дома вы должны были найти и прочитать...

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Шириева Л. Ф., учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу «Стерлитамакский лицей-интернат №2»

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconУрока. 11 класс. Тема: Лики любви в лирике В. Маяковского
Задачи: образ-я – дать представление о любовной лирике В. Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство, познакомить...

Урок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) iconЛитературного, иллюстративного, справочного
В 9 классе тема «Творчество Есенина» представлена в разделе «Пути русской литературы 20 века». Поскольку эта тема рассчитана на небольшое...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница