Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл




Скачать 180.44 Kb.
НазваниеЗверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл
Дата публикации19.04.2014
Размер180.44 Kb.
ТипЗанятие
lit-yaz.ru > География > Занятие

Преподаватель – Честных Евгения Ивановна


Образовательное учреждение – Рязанская область, Скопинский район, село Вослебово, Муниципальная общеобразовательная учреждение Вослебовская средняя общеобразовательная школа

Предмет – Экология, информатика

Класс – седьмой

Тема – Экологические катастрофы

Задачи занятия:

  1. Познакомить с понятием экологические катастрофы

  2. Рассмотреть и сравнить разные виды экологических катастроф

  3. Повторить навыки работы в программе MS PowerPoint

  4. Формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для 9,10-11 кл. - С-П.: СМИО пресс,1997.

  2. Баландин Р.К. Экология: Человек и природа /Популярная школьная энциклопедия. -М.:ОЛМА-ПРЕСС,2001.

  3. Зверев А.Т. Экология : Учебник для 7-9 кл.- М.: «Оникс 21 век», 2002

  4. Энциклопедия для детей. Геология. М: Аванта+, 1995

Продолжительность занятия –90 минут (2 урока)

Авторский медиапродукт – презентация 13 слайдов:

  • С использованием - Операционная среда - Windows XP; Microsoft Office Power Point, DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Экология» от НФПК. CD «Экология» от НФПК, CD «Основы классической экологии» (Томск), CD «Экология. Учебное пособие 10-11 кл.» Дрофа , Ресурсы Интернет.

  • Вид медиапродукта – наглядная презентация учебного материала в программе Microsoft Office Power Point.

I. Структура учительской презентации:




Смена слайдов осуществляется по щелчку мыши.

Содержание кадров:

  1. Стихотворение С.Михалкова «Стон Земли».

  2. Тема уроков «Экологические катастрофы»

  3. Кластер «Катастрофа»

  4. Определение термина «Экологическая катастрофа»

  5. Определение «Стихия»

  6. Схема «Природные экологические катастрофы»

  7. Вопрос «Экологические катастрофы: дело рук Бога или Человека?»

  8. Схема виды катастроф: природные и антропогенные.

  9. Схема «Антропогенные экологические катастрофы»

  10. Таблица «Экологические катастрофы»

  11. Правила написания синквейна

  12. Надпись на пирамиде Хеопса: «Люди погибнуть от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира»

  13. Домашнее задание


Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

        1. отсутствие у учащихся учебников

        2. повышение эффективности усвоения материала;

        3. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация при подготовке контрольных заданий);

        4. интенсификация учебно-воспитательного процесса;

        5. развитие проектно-исследовательской компетентности обучающихся;

        6. формирование информационной культуры и компетентности школьников;

        7. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др..

^ Необходимое оборудование и материалы для занятия:

  • Персональный компьютер (10 шт.), сканер, операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point, медиапроектор, экран. DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Экология» от НФПК, CD «Основы классической экологии» (Томск), CD «Экология. Учебное пособие 10-11 кл.» Дрофа, Ресурсы Интернет.



^ Карта уроков


 

Комментарий хода урока

Время
(мин)

№ слайд

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Урок № 1. «Экологические катастрофы»

Учитель читает стихотворение «Стон Земли» С. Михалкова

3

1

Внимание

 

После небольшой паузы учитель интересуется у детей Почему земля дает нам ответ на все обиды?
Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

5




 

  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Точность речи

  • Активность

 

Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему урока

2

2

Внимание
Память

 

Учитель задает вопрос Что такое катастрофа? Составление кластера.

5

3




  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Точность речи

  • Активность

Учитель дает определение термину Экологическая катастрофа. И рассказывает что же такое катаклизмы, стихия

2

4, 5

Внимание
Память




Детям предлагается ответить на вопрос: Как нам мстит природа? Составляется схема природные экологические катастрофы.

5

6




  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Ясность речи

  • Активность

  • Коммуник. Культура

  • Культура эмоций

Детям предлагается ответить на вопрос «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?».

Вводится понятие антропогенные катастрофы. Составляется схема.

5

7,8,9




  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Ясность речи

  • Активность

  • Коммуник. культура

  • Культура эмоций

Учащимся предлагается работая в группах описать одну из экологических катастроф, составить презентацию и защитить её.

16







  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Ясность речи

  • Активность

  • Коммуник. культура

  • Культура эмоций

Детям предлагается домашнее задание доделать презентации катастроф и приготовится к их защите

2







  • Ответственность

  • Рефлексивность

  • Любознательность

  • Гибкость

Урок 2.

Учитель рассказывает о том как дети будут защищать свои проекты

1




Внимание
Память




Группы поочередно проводят защиту презентации своей катастрофы. Заполняют таблицы. Задают вопросы .

30

10

Внимание
Память

Точность речи

  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Ясность речи

  • Активность

  • Коммуник. Культура

  • Культура эмоций

  • Системность

  • Аналитичность

Учащимся предлагается заполнить тестовые листы самоконтроля.

5




Внимание
Память




В заключении урока учитель проводит рефлексию – составить синквейн

5

 11

 

  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Ясность речи

Учитель задает детям вопрос «Кто же виновник экологических катастроф?»

2

12




  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Ясность речи

  • Активность

  • Коммуник. культура

  • Культура эмоций

Домашнее задание:

закончить систематизирующую таблицу «Экологические катастрофы», дополнив другими катастрофами.

Дифференцированное задание:

  • Написать эссе «Как предотвратить экологическую катастрофу?»

  • Найти в газетах материал и подготовить презентацию по местным экологических катастрофам.

2

13

 

  • Ответственность

  • Рефлексивность

  • Любознательность

  • Гибкость



«Экологические катастрофы»

Цель: изучить виды экологических катастроф и их влияние на человека и окружающую среду .

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями об экологических катастрофах;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с компьютером;

повторить актуализировать знания по разделам информатики работа с презентациями.

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, , DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Экология », Интернет ресурсы.

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с источниками информации (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • проектный (создание авторских медиаресурсов)

  • элементы технологии развития критического мышления (кластер, синквейн)

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций)

  • информационные технологии

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • работа в группах (для развития коммуникативных умений)


Урок 1.

Стон Земли.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,-

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясаю твердь землетрясеньем,

На все обиды я ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.

Очнитесь люди!

Позовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

С. Михалков.
Почему земля дает нам ответ на все обиды?

Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

Мы воздействуем и изменяем все процессы на Земле, и она пытается дать ответ на наши отрицательные действия. Тема урока: Катастрофы.

Что такое катастрофа? Еще А.С. Пушкин сказал: «Дайте точное определение слову и вы избавите свет от половины его заблуждений».

^ Составление кластера:

Катастрофа

Определение:

Катастрофа экологическая (от греч. Катастрофе- переворот, конец) – природная аномалия или авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т.п.), приведшая к очень неблагоприятным и изменениям в среде, массовая гибель населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу.

Что же такое катастрофа? Прежде всего – событие, совершающееся быстро и неожиданно. Любая катастрофа обязательно оборачивается бедой – разрушениями, гибелью людей.

Природа – в известном смысле живой организм, поэтому и она подвержена «болезням», или земными катастрофам.

Миллионы лет назад эти земные катастрофы были геологически глобаль­ны: Земля «росла», — но ее неудержимое формирование преодолевало все ка­таклизмы (от грсч. kataklysmos — потоп).

В нашем веке стихийные явления на Земле — это игра ее разбушевавшихся сил, но для всего живого стихия оборачивается бедствием, ибо уничтожает эко­системы со всеми се бесчисленными обитателями и приносит много вреда и тря человеку.

Стихия (от грсч. stoichcion) - то явление природы, мощная сила которого независима от человека и непреодолима им.

Стихия — это бедствие, катастрофа дли всего живого, поэтому будем гово­рить так: стихийное бедствие.

Если стихийные бедствия очень велики, губят среду обитания со всем жи­вым, ведут к массовой гибели людей и уничтожению их жизненного, хозяй­ственного пространства, то такие бедствия в пауке принято называть природ­ными экологическими катастрофами

«У природы есть предел терпения, когда людские злодеяния превышают меру, она начинает мстить» Махатма Ганди.

Как она нам мстит?

Что можно отнести к стихийным бедствиям или природным экологическим катастрофы?

Схема:

  • землетрясения;

  • наводнения;

  • извержения вулканов;

  • тропические циклоны;

  • смерчи, торнадо;

  • цунами.

Американцы и англичане провели исследование «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?». Как вы думаете к какому выводу они пришли? Да это дело рук человека. Человек виновник большинства природных катастроф.

Но существует еще один вид катастроф – антропогенные. Антропогенные экологические катастрофы также приводят к уничтожению экосистем, материальных ценностей и гибели людей. Что это за катастрофы, кто является их причиной? Причиной этому является сам человек. Неразумные, недально­видные его действия всегда приводили к тяжелым экологическим последстви­ям, меняя иногда образ жизни и судьбу целых народов.

Наш век стал веком чрезвычайных по масштабам различных производствен­ных трагедий. Какие вы можете назвать трагедии?

Схема:

катастрофы на АЭС, взрывы на нефтепроводах, крушения неф­теналивных танкеров, столкновения поездов с ядохимикатами, пожары на неф­техимических и химических производствах.

В среднем на Земном шаре за 2 года происходит 1 крупная авария, которая имеет катастрофические для биосферы последствия. Более мелких экологически вредных аварий гораздо больше.

Только в 1991 году в России произошло 364 аварии, в которых погибло 1023 и пострадало 2693 человека.

Формируются группы обучающихся (1 группа – 1 катастрофа):

  1. землетрясения;

  2. наводнения;

  3. извержения вулканов;

  4. тропические циклоны;

  5. смерчи, торнадо;

  6. цунами;

  7. аварии на АЭС;

  8. Аварии нефтеналивных танкеров;

  9. Аварии на нефтепроводах;

  10. Экоцид и т.д.

В группе 2-3 человека. Группы можно составлять разными способами: по желанию; по цветным карточкам, которые ребята получают, заходя в класс; по расчету №№ и т.д. Предпочтительнее, когда группы составляются произвольно, тем самым развиваются коммуникативные качества школьников. Виды катастроф между группами распределяются согласно жребию, либо по желанию.

Группы получают творческие задания.

^ Творческое задание группе:

Сегодня вы будете учеными которые должны описать одну из экологических катастроф по вашему выбору. При выполнение проекта вы должны ответить на следующие вопросы: регион где произошла катастрофа, масштабы катастрофы, как она проявилась, продолжительность, последствия, влияние на окружающую среду и человека, пути решения.

Учитель выполняет функции тьютора. Обучающиеся организуют самостоятельную работу в группе, распределяя роли, задания. Идет подготовка авторских презентации (c использованием Microsoft Office Power Point) своей катастрофы согласно требованиям, используя все возможные ресурсы компьютера и дополнительной литературы.

Домашнее задание:

Предлагается закончить презентации катастроф и подготовиться к их защите.
Урок 2.

Учитель: Тема урока «Экологические катастрофы».

Урок будет проходить в форме защиты проектов. Вам будут представлены авторские презентации катастроф. По ходу презентаций вы заполняете систематизирующую таблицу «Экологические катастрофы» и готовите вопросы выступающей группе.

По окончании презентаций вам предстоит заполнить листы самоконтроля и рефлексии.

Итак, для работы приготовьте таблицу в тетради:
^ Экологические катастрофы


Название катастрофы

Регион, масштабы катастрофы

В чем проявляется?

Причина

Последствия

Возможные меры предотвращения
























































Группы поочередно проводят защиту презентации своей катастрофы. Защита проходит с применением компьютера и медиапроектора, экрана. По окончании презентации обучающиеся отвечают на поставленные классом вопросы. Каждой группе на презентацию и вопросы отводится 4 минуты. (Примеры презентаций, подготовленных обучающимися в программе Microsoft Office Power Point, прилагаются на диске.).

По ходу презентаций обучающиеся заполняют систематизирующую таблицу: «Экологические катастрофы».

После защиты дети задают друг другу вопросы.

По окончании презентаций в классе проходит рефлексия и самооценка. Обучающиеся индивидуально отвечают на вопросы листа самоконтроля ставят самооценку. Дайте самооценку группе, описав вклад каждого участника группы в общий результат.

^ В листе самоконтроля используются тесты.

Рефлексия: составьте синквейн на тему катастрофы.

Например:

Катастрофа

Быстрая, смертельная

Уничтожает, губит, разрушает

Беда для всего живого!

Бедствие
Как все-таки вы думаете, в чем причина экологических катастроф? Так что же все таки виновник экологических катастроф: Бог или Человек?

Согласны ли вы с тем, что Человек причина всех бед Земли?

На пирамиде Хеопса высечена надпись:

«Люди погибнуть от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Согласитесь, что очень не хотелось бы, чтобы это было про нас!

Домашнее задание:

Обучающимся предлагается закончить систематизирующую таблицу «Экологические катастрофы», дополнив другими катастрофами.

Дифференцированное задание:

  • Написать эссе «Как предотвратить экологическую катастрофу?»

  • Найти в газетах материал и подготовить презентацию по местным экологических катастрофам.


Список предлагаемых источников:

  • Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для 9,10-11 кл. - С-П.: СМИО пресс,1997.

  • Баландин Р.К. Экология: Человек и природа /Популярная школьная энциклопедия. -М.:ОЛМА-ПРЕСС,2001.

  • Зверев А.Т. Экология : Учебник для 7-9 кл.- М.: «Оникс 21 век», 2002

  • Энциклопедия для детей. Геология. М: Аванта+, 1995

  • DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

  • CD «Экология» от НФПК.

  • CD «Основы классической экологии» (Томск)

  • CD «Экология. Учебное пособие 10-11 кл.» Дрофа

  • Ресурсы Интернет.

Приложение.

Тест для самоконтроля.

  1. Войска США применили в Юго-Восточной Азии искусственное вымывание обильных осадков с помощью забрасывания самолетами в облака тонкодисперсных йодистых соединений серебра, свинца. Как называлась эта операция:

а) Голубой гром

б) Голубой Нил

в) Оранжевая река

г) Желтая река.

  1. ^ В чем заключалась крупная экологическая катастрофа в Персидском заливе в 1991 году:

а) большой сброс нефти в воды залива

б) поджог нефтяных скважин

в) применение ДДТ

г) уничтожение лесных массивов.

  1. ^ Выберите основные физические эффекты ядерного взрыва:

а) высокая температура

б) гибель растительности

в) ионизирующее излучение

г) ударная волна

д) гибель всего живого

  1. ^ На какие города американцами были сброшены первые атомные бомбы:

а) Хиросима

б) Стокгольм

в) Токио

г) Нагасаки

  1. К каким последствиям приведут гигантские пожары после ядерного взрыва

а) ядерная ночь

б) ядерный день

в) ядерные сумерки

г) ядерное утро

  1. Что будет главным климатическим эффектом ядерной войны:

а) ядерное лето

б) ядерная зима

в) ядерная весна

г) ядерная осень

  1. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:

а) экологическая катастрофа

б) экологический катаклизм

в) экологическое крушение

г) экологическая авария

  1. ^ Какие бывают экологические катастрофы:

а) природные

б) искусственные

в) естественные

г) антропогенные

  1. Распределите природные экологические катастрофы по числу человеческих жертв уносимых ими:

а) извержения вулканов (цунами)

б) землетрясения

в) тропические циклоны

г) наводнения

  1. ^ Сколько взрывов было произведено на ядерных полигонах России:

а) больше 2000

б) больше 1 млн.

в) больше 100

г) больше 10

  1. С какой промышленностью связаны крупнейшие экологические катастрофы:

а) химической

б) атомной

в) целлюлозно-бумажной

г) транспортной

  1. ^ Где произошли настоящие катастрофы с выбросом в среду радиоактивных веществ:

а) комбинат «Маяк» В Челябинской обл. (г. Кыштым, 1957г)

б) Чернобыльская АЭС (1986 г.)

в) Северском ХК (Томск –7, 1993 г)

г) Кольская АЭС (1992 г.)

  1. ^ Где происходили испытания ядерного оружия в России:

а) Семипалатинский полигон

б) Васюганские болота

в) о. Новая земля

г) о. Врангеля

  1. Впервые серьезное загрязнение океана нефтью произошло после гибели супертанкера ……… в 1967 году:

а) «Амоко Кадис» (1978г)

б) «Торри Каньон»

в) «Эксон Вальдес» (1989 г)

г) Тобаго – «Повелительница Атлантики» (1979 г)

  1. Что можно отнести к природным экологическим катастрофам (а), антропогенным экологическим катастрофам (б):

1) землетрясения

2) испытания ядерного оружия

3) извержения вулканов

4) аварии нефтеналивных танкеров

5) сброс в залив соединений ртути

6) тропические циклоны

7) попадание в реку большого количества ядохимикатов

8) смерчи

9) цунами

10) авария на Чернобыльской АЭС

11) наводнения

12)взрыв на нефтепроводе

13) пожар на химическом производстве

14) торнадо

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconПонятие "Экология" вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию...
В последнее время стали появляться новые понятия: выражения "экология человека", "экология общества", "экология образования" и "экология...

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconАкимова Т. А. А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В....
А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. – М.: Юнити. – 1998. – 455с

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconПрограмма «Водная экология» направление «Водная экология»
Программа «Водная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной экологической...

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconОтчёт о работе психологической службы школы в рамках месячника «Экология и культура человека»
«Экология и культура человека» (Экология тела, души, духа) (05. 04 – 05. 05. 2013г.)

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconПрограмма «экология и здоровье человека» направление «Экология и здоровье человека»
Программа «Экология и здоровье человека» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconПрограмма «общая и прикладная экология» направление «Общая и прикладная экология»
Программа «Общая и прикладная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл icon«Проблемы энергетики» Авторизованный реферат по курсу «Социальная экология»
Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ...

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconТема Кол-во страниц
Блейк У. Избранные стихи. Сборник. / Сост. А. Зверев. На англ и русск яз. – М.: Прогресс, 1982. – 558 с

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
...

Зверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл iconУчебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб....
Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница