Нагшшчте рецензию на рассказ А. П. Чехова «Альбом». Возможные вопросы: к какому периоду творчества Чехова относится рассказ?




Скачать 120.4 Kb.
НазваниеНагшшчте рецензию на рассказ А. П. Чехова «Альбом». Возможные вопросы: к какому периоду творчества Чехова относится рассказ?
Дата публикации08.06.2014
Размер120.4 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > География > Вопрос

ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10класс.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Нагшшчте рецензию на рассказ А.П.Чехова «Альбом». Возможные вопросы:

  1. К какому периоду творчества Чехова относится рассказ?

  2. Какими художественными средствами пользуется писатель?

  3. Каково отношение автора к героям рассказа?

  4. В русле какой традиции выступает Чехов в данном рассказе (кого из пред­шественников, какие тексты можно здесь вспомнить)?

  5. Почем)' все герои рассказа наделены «говорящими» фамилиями?

%

^ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Сравните стихотворения Тютчева «Смотри, как на речном просторе» и Фета «Ласточки».

В чем сходство и различие этих текстов? (размер, лексика, художественные средства)

Какое из стихотворений, на ваш взгляд написано раньше?

Можно ли в данном случае говорить о подражании одного поэта другому? Или речь должна идти о творческой перекличке? Или о скрытой полемике? Какой изображается взаимосвязь человека и природы в том и другом стихо­творении?

^ ЗНАНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I. Откуда взяты следующие «крылатые» выражения?

Дорогой, многоуважаемый шкаф

А щам не пропадать же: ведь они посолепые

А люди мы великие В работе и гульбе

Все сменилось в доме Облонских

Жил—дрожал, и умирал-дрожал

Если хочешь быть счастливым — будь им

1

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется

Ряд волшебных изменений милого лица

Веселая царица Была Елисавет: Поет и веселится, Порядка нет и нет

II. В строфе из стихотворения Н.Некрасова «Школьник» встречается рас­пространенный поэтический троп. Как он называется и для чего приме­няется?

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик

IIT. Выберите правильный вариант ответа.

    1. Какой цвет преобладает в описании Петербурга в «Преступлении и нака­зании»?

а) желтый

б) серый

в) черный

    1. Какую метафору употребляет Л.Толстой для передачи психологического состояния Пьера после дуэли с Долоховым?

а) рассыпавшейся постройки

б) свинтившегося винта

в) горящего дома

    1. Некоторые герои Чехова в жизненном процессе обретают истинные цен­ности, а некоторые их теряют. Кого вы отнесете к первой группе?

а) доктора Старцева («Ионыч»)

б) Гурова ((•Дама с собачкой»)

в) Оленьку (<Душечка»)

    1. В какой из сказок Салтыкова-Щедрина объектом сатиры является самодер­жавие?

а) (Дикий помещик»

б) «Медведь на воеводстве»

в) «Коняга»

    1. Когда происходит действие поэмы ((Кому на Руси жить хорошо»?

а) до реформы 1861 г

б) во время проведения реформы

в) после реформы

    1. Как звали сына Обломова?

а) Иван

б) Илья

в) Андрей -Ц

  1. В какое время создавался цикл «Записки охотника» Тургенева?

а) в конце 30-х — начале 40-х годов

б) в конце 40-х — начале 50-х годов /

в) в конце 50-х — начале 60-х годов

  1. Как характеризует нравы города Калинова Кулигин в разговоре с Борисом?

а) как непросвещенные

б) как дикие

в) как жестокие

IV. Определите, кто это говорит.

    1. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна. Есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостни­ки, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни, с каждого листка не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите го­лосов. ..

    2. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с тобой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друт ты мне, и я тебе должен отдать, а придешь ты у меня просить — обругаю. Я от­дам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную так разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

    3. Э, соколик, не тужи, - сказал он с тою нежно-певучею лаской, с которой го­ворят старые русские бабы, — не тужи дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то милый мой. А живем тут слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые, и добрые есть.

    4. Несомненно, может вы и правы. Но, конечно, если взглянуть с точки зре­ния, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, со­вершенно привели меня в состояние духа. Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье, и к этому я равно уже при­вык, так что с улыбкой гляжу на свою судьбу.

    5. - Милостивый государь,- начал он почти с торжественностью, - бедность не порок, это истина, знаю я, что и пьянство не добродетель, это и тем па­че. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже не палкой выгоняют, а метлой выметают из компа­нии человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное! Милости­вый государь, месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятнпков, а супруга моя не то что я! Понимаете-с?

    6. Всякий человек сам себя воспитать должен, - ну, хоть как я, например... А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что это за таинственные оттюшеиия между мужчиной и женщиной? Мы, физиоло­ги, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: отку­да тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм,

чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука.

^ ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК

1. Назовите жанр стихотворений. Дайте ему определение. О чем или о ком (или о каком явлении) идет речь в этих стихах?

а) За нашу соль, за русский ум я Стыжусь, краснею иногда. Ведь даже искры остроумья Нет в вашей «Искре», господа!

(Н.Щербина)

б) В России две напасти Внизу власть тьмы, Вверху тьма власти.

(В.Гиляровский)

в) Гоним карающим Зевесом Двойную смерть он испытал: Явился Писарев Дантесом

И вновь поэта расстрелял (Д.Минаев)

г) Недаром он в родной стране Слывет «талантом» по преданьям; Заглавье вяжется вполне

В его романе с содержаньем. При чтеньи этих «Вешних вод» И их окончивши, невольно Читатель скажет в свой черед: «Воды действительно довольно» (Д.Минаев)

      1. Перечислите все необходимое для полной характеристики того или иного персонажа литературного произведения.

      2. Как называются рифмы, использованные поэтом в следующем стихотво­рении:

Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром.

      1. Напишите краткую биографическую статью (не более 100 слов) для словаря «Русские писатели XIX века» о ком-нибудь из нижеследующих: А.К.Толстой; Гаршин; Тютчев; Козьма Прутков; Гончаров; Добролюбов.

5. Какие редкие жанры использовали, часто переосмысливая, русские писатели второй половины XIX века?

6. В пьесах Чехова авторские ремарки звучали для своего времени новаторски.

Почему? Приведите хотя бы один пример.

^ ЛИТЕРАТУРА I I ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

  1. Кто из выдающихся русских композиторов написал оперу «Воина и мир»?

  2. По какому произведению русской литературы нагшеана опера «Катерина Измайлова»? Кто автор этой оперы?

  3. Какие кинофильмы, поставленные по произведениям Л.11.Чехова, вы можете назвать?

  4. Назовите художника (отца знаменитого поэта ХХвека), который иллюстри­ровал произведения Л.11Толстого (еще при жизни писателя)

  5. О ком из поэтов-современников П.И.Чайковский писал:

«... в лучшие свои минуты выхолит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого его также часто не понимают, а есть даже и такие госпо­да, которые смеются над ним или находят, что стихотворения вроде «Уно­си мое сердце в звенящую даль» есть бессмыслица. Для человека ограни ченного и в особенности немузыкального, пожалуй, это и бессмыслица, - но недаром же, несмотря на свою несомненную для меня гениальность, вовсе непопулярен.» Какие композиторы написали романсы на стихи этого поэта?

А.П. Чехов.

АЛЬБОМ.

Титулярный советник Кратеров, худой и тонкий, как адмиралтейский шпиль, выступил вперед и, обратись к Жмыхову, сказал:

  • Ваше превосходительство! Движимые и тронутые всею душою вашим долголетним начальничеством и отеческими попечениями...

  • Более чем в продолжение целых десяти лет,- подсказал Закусин.

  • Более чем в продолжение целых десяти лет мы, ваши подчиненные, в сегодняшний знаменательный для нас... тово... деньt подносим вашему превосходительству, в знак нашего уважения и глубокой благодарности, этот альбом с нашими портретами и желаем в продолжение вашей знамена­тельной жизни, чтобы еще долго-долго, до самой смерти, вы не оставляли нас...

  • Своими отеческими наставлениями на пути правды и прогресса...- добавил Закусин, 'вытерев со лба мгновенно выступивший пот; ему, оче­видно, очень хотелось говорить, и, по всей вероятности, у него была готоеэ речь.- И да развевается,- кончил он,- Еаш стяг еще долго-долго на поприще гения, труда и общественного самосознанияI

. По левой морщинистой щеке Жмыхова поползла слеза.

  • Господа! сказал он дрожащим голосом.- Я не ожидал, никак не ду­мал, что вы будете праздновать мой скромный юбилей... Я тронут... да­же... весьма... Этой минуты я не забуду до самой могилы, и верьте... Еерьте, друзья,что никто не желает вам так добра, как я... А ежели что и было, то для вашей же пользы...

Жмыхов, действительный статский советник, поцеловался с титуляр­ным советником Кратеровым,' который не ожидал такой чести и побледнел от восторга. Затем начальник сделал рукой жест, означавший, что он от волнения не может говорить, и заплакал; точно ему не дарили дорогого альбома, а, наоборот, отнимали... Потом, немного успокоившись и сказав еще несколько прочувствованных слов и дав всем пожать сбою руку, он, при громких радостных кликах, спустился вниз, сел в карету и, провожае­мый благословениями, уехал. Сидя в карете, он почувствовал в груди наплыв неизведанных доселе радостных чувств и еще раз заплакал.

Дома ожидали его новые радости. Там его семья, друзья и знакомые устроили ему такую овацию, что ему показалось, что он в самом деле при­нес отечеству очень много пользы и что не будь его на свете, то, пожа­луй, отечеству пришлось бы очень плохо. Юбилейный обед весь состоял из тостов, речей, объятий и слез. Одним словом, Жмыхов никак не ожидал, что его заслуги будут приняты так близко к сердцу.

  • Господа!- сказал он перед десертом.- Два часа тому назад я был удовлетворен за все те страдания, которые приходится переживать челове­ку, который служит, так сказать, не форме, не букве, а долгу. Я за все время своей службы непрестанно держался принципа: не публика для нас, а мы для публики. И сегодня я получил высшую награду! Мои подчиненные поднесли мне альбом... Вот! Я тронут.

Праздничные физиономии нагнулись к альбому и стали его рассматри­вать

  • А альбом хорошенький!- сказала дочь Жмыхова, Оля.- Я думаю, он рублей пятьдесят стоит. О, какая прелесть 1 Ты, папка, отдай мне этот альбом. Слышишь? Я его спрячу... Такой хорошенький.

После обеда Олечка унесла альбом к себе в комнату и заперла его в стол . На другой день она вынула из него чиновников и побросала их на пол и вместо них вставила своих институтских подруг. Форменные вицмун­диры уступили свое место белым пелеринкам. Коля, сынок его превосходи­тельства, подобрал чиновников и раскрасил их одежды красной краской. Безусым нарисовал он зеленые усы, а безбородым - коричневые бороды. Когда нечего было уже красить, он вырезал из карточек человечков, про­колол им булавкой глаза и стал играть в солдатики. Вырезав титулярного советника Кратерова, он укрепил его на коробке из-под спичек и в таком виде понес его в кабинет к отцу.

  • Папа, монумент 1 Погляди!

Жмыхов захохотал, покачнулся и, умилившись, поцеловал взасос Ко­лику щечку.

  • Ну, иди, шалун, покажи маме. Пусть и мама посмотрит.

Ф.И.ТЮТЧЕВ

Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет.

На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неиэбежимо тая, Они плывут к одной мечте.

Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все - безразличны, как стихия,- Сольются о бездной роковой{..

О, нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таковочль твое значенье, Не такова ль судьба твоя?

^ А.А.ФЕТ ЛАСТОЧКИ

Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила - И страшно,чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье И та же темная струя,- Не таково ли вдохновенье И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

ОТВЕТЫ

10 КЛАСС

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (30 баллов) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (20 баллов) ЗНАНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕ! ИТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (15 баллов) I. Откуда вэячы следующие «крылатые» выражения?

«Дорогом, многоуважаемый шкаф» (Чехов «Вишневым сал») «Л щам не пропадать же: ведь они посоленые» (Тургенев «Щи» «Стихив прозе)

«Л люди мы великие В работе и i-ульбе» (Некрасов «Кому на Руси жть хорошо») Все смешалось в ломе Облонских (Л.Толстой «Анна Каренина») Жил-дрожал, и умирал—дрожал (Салтыков Щедрин «Премудрый пескарь») Если хочешь быть счастливым — будь им (Козьма Прутков «Плоды разду­мий»)

Гладко было па бумаге, да забыли про овраги (Л.Толстой «Песня о сраже­нии на реке Черной») Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется (Тютчев) Ряд волшебных изменении милого лица (Фет) Веселая царица Была Елпсавет: 11оет и веселится,

11орядка пет и нет (А.Толстой «11стория государства Российского») (5 баллов; по 0,5 балла за каждый правильный отпет)

  1. Прием — метонимия. Архангельский мужик — Ломоносов. Метонимия — замена слова или понятия другим, имеющим причинную связь с первым. Применяется при усилении экспрессии, образности и т.д. (от греческого «переименование») (3 б.)



1-а; 2-6; 3 6; 4-6; 5-в; (i n; 7-6; 8 в. (4 балла; по 0,5 балла за каждый правильный

ответ)



    1. Петя Трофимов «Вишневый сал»

    2. Дикой «I роза»

    3. I !латон Каратаев «Война и мир»

    4. Еппходов «Вишневый сад»

    5. Мармеладов «Преступление и наказание»

    6. Базаров «Отцы и дети» (3 балла; по 0,5 балла за каждым правильный отпет)

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИКО-Л1ГГЕРЛТУРНЫЙ БЛОК (25 баллов)

1. Эпифамма — сатирическое короткое стихотворение.

а) Речь идет о сатирическом журнале «Искра»; 6) Обыгрывастся название пьесы Л.Толстого; в) О статьях Писарева о Пушкине (в частности, статье «11ушкпн п Белинский») г) о Тургеневе

(5 баллов; по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. 1) родословная героя; 2) его портрет; 3) среда обитания; 4) мысли; 5) осо­бенности речи; б) оценка персонажа другими действующими лицами;

7) авторское отношение к герою (7 баллов; по 1 б. за каждый правильный ответ)

  1. рифмы каламбурные (составные) (3 б.)

  2. 3 балла.

  3. сказки, «Современная идиллия» — Салтыков-Щедрин; стихотворения в прозе - Тургенев; «Плоды раздумий» (афоризмы) — Козьма 11ругков; «рассказы для народа» - Л.Н.Толстой; «Дневник писателя» - Достоевский; «Остров Саха­лин» (п)тевые заметки) — Чехов (5 б.)

  4. Ремарки создают определенный эмоциональный настрой (звук лопнувшей струны в «Вишневом саде») (2 б.)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА (10 баллов)

    1. Прокофьев. (1 б.)

    2. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор Шосто-ковпч. (I б.)

    3. «Неоконченная пьеса для механического пианино»; «Очи черные»; «Лина па шее»; «Мой*ласковый и нежный зверь»; «В городе С»; чДядя Ваня»; «Мед­ведь»; «Свадьба» и др. (макс. 3 б.)

    4. Л.О.Пастернак. (1 б. )

    5. Речь идет о Фете. Композиторы — Чайковский, Варламов, Рахманинов, Аренский, Булахов, Римскпй-Корсаков, Тапеев.

. (4 балла; по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БЛЛЛОВ -100.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нагшшчте рецензию на рассказ А. П. Чехова «Альбом». Возможные вопросы: к какому периоду творчества Чехова относится рассказ? iconРассказ А. П. Чехова «Бумажник»
Однако Текст, позволяет писателям и читателям масштабировать смысл повествования. Независимо от того, маленький ли это рассказ А....

Нагшшчте рецензию на рассказ А. П. Чехова «Альбом». Возможные вопросы: к какому периоду творчества Чехова относится рассказ? iconДистанционная олимпиада по литературе для учащихся 9 классов зпк 2013 г
В отрывке из оды Г. Р. Державина «Бог» найдите существительное, от которого образована фамилия героя рассказа А. П. Чехова. Назовите...

Нагшшчте рецензию на рассказ А. П. Чехова «Альбом». Возможные вопросы: к какому периоду творчества Чехова относится рассказ? iconУрок внеклассного чтения.
Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве...

Нагшшчте рецензию на рассказ А. П. Чехова «Альбом». Возможные вопросы: к какому периоду творчества Чехова относится рассказ? iconРассказ «Студент». Одним из произведений, в котором поднимается проблема...
Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой)">