Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга»




Скачать 55.55 Kb.
НазваниеТезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга»
Дата публикации27.06.2014
Размер55.55 Kb.
ТипТезисы
lit-yaz.ru > География > Тезисы


Тезисы научной работы

ученика 9-Д класса Пашкова Антона Андреевича

по теме: «Цветовая радуга» поэзии Сергея Есенина»

В представленной работе сделана попытка связать понятия символичности и цвета в творчестве Сергея Александровича Есенина, выяснить, какой смысл вкладывал поэт в слова, «окрашивая» их разными цветами.

Сергей Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь, но оставил богатое поэтическое наследство. Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи. Есенин привлёк читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью.

Все оттенки синего, зелёного и красного являются доминирующими в его поэзии. Цвет в стихах Есенина всегда выражает определённое настроение, чувство, создаёт образ, поэтому цветовые определения становятся эпитетами. Мир природы у него необычайно красочен: здесь и «розовый закат», и «багряные кусты», и «снег лучистый», и «алый свет зари», и «вечер голубой», и «синий плат небес», и «роща золотая» - все яркие и нежные тона, переливы и переходы красок впитала в себя богатая русская природа.

Самое интересное в символике цвета Есенина то, что три ее основных цвета - синий, зелёный и красный - являются главными в русской иконописи. Символика этих цветов в ней такова: зелёный - символ мира земного, реального; красный - символизирует собой мир запредельный; синий (голубой) - несёт в себе мир ангельский. Сходство это не случайно. Через богослужения религиозные интересы проникали в русский народ. В есенинских стихах тоже совершаются «богослужения», но не в храме, а в роще, где «по берёзкам белый перезвон» и светлой радости вторит небесный «благовест ветра». Вот именно такое сочетание земного и небесного - одна из главных черт пейзажной лирики С. Есенина, важнейшая особенность его философии.

Всё разнообразие определений зелёного цвета из стихотворений Есенина - о природе. Зелёный цвет- символ мира реального. А его у Есенина характеризует природа родной «деревенской» России. Родной деревне через цвет Есенин отводил роль мира земного. Широким спектром оттенков красного Есенин пользуется для окраски ночной зари, мечтаний. Таковы его «Персидские мотивы». В синий цвет поэт окрашивал почти всё. Даже звук у Есенина синий! В какой-то мере, Есенин через него выражает свои чувства. Синий цвет сыграл главную роль в выражении чувств патриотизма самого поэта.

Эта выраженная поэтически связь земли и неба создаёт образ единого вселенского Храма - храма природы, человеческой души, прекрасного Храма мироздания.

Очень важной деталью при изучении символики цвета поэзии Есенина является соответствие между периодом творчества поэта и цветами, которые в этот период преобладают в произведениях. Есенин развивает образ движущегося времени. Время не только зависимо от настроений поэта и его героев, но и окрашивается в другие цвета: годы (или дни) могут быть «голубыми», «розовыми», «жёлтыми», «белыми» или «чёрным сроком» («Пугачёв»). Поэт «проживает» в своем творчестве как бы четыре времени года: «голубая» весна (1910 - 1917гг.), «розовое» лето (1917-1919гг.), «жёлтая» осень (1919- середина 1925гг.), «чёрно-белая» зима (вторая половина 1925г.).

Первые стихотворения поэта не всегда многоцветны, но образы просты и понятны. На рубеже 1913 - 1914 гг. мир С.А. Есенина становится более ярким и многоцветным. Появление или изменение цветовой гаммы в стихах Есенина не случайно. В начале творческого пути в есенинских стихотворениях религиозность была превыше всего. Здесь и зарождаются красный, синий и зелёный цвета. Этот период был временем воспевания деревни, её замечательных пейзажей, уверенной в завтрашнем дне наивной юности. С годами у Есенина менялись взгляды, а с ними и художественное мышление. Поэт входит в период «Москвы кабацкой». Художественное мышление Есенина становится безрелигиозным, библейские образы постепенно исчезают из его стихотворений. По мере того, как у поэта нарастает тяжёлое и трагическое настроение, в его стихи всё более вторгается чёрный цвет. «Вечер чёрные брови насопил» - так начинается одно из его стихотворений, в котором мы застаём поэта в состоянии упадка духовных сил. «Чёрный человек» - его самое трагическое произведение.

Поэт к этому времени переходит к контрастному изображению действительности. Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни. Это было в период «Москвы кабацкой», когда он болезненно ощущал разрыв между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств: «Розу белую с чёрной жабой я хотел на земле повенчать».

С точки зрения символики цвета интересны два его стихотворения позднего периода: «Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая». На первый взгляд, тема первого сводится к грусти и печали, осеннему настроению. Благодаря анализу символики цвета, становится ясно, что суть произведения гораздо глубже, нежели обычная грусть,- это скорбь об уходящей молодости. И все-таки акценты в стихотворении расставлены на цветении, на весне. Смысл стихотворения - благодарственная песнь молодости, благословление всего сущего. Второе стихотворение тоже кажется грустным. «Золотая роща» - это и предметный образ, но и обобщённый - жизнь поэта, даже бытие вообще. Золотой цвет выступает символом возвышенного определения прекрасного, символом самого активного периода жизни поэта и цветом осени. Предпоследняя строфа стихотворения открывает тему траура, увядания, последнего дыхания природы. Особую роль играет «желтизна травы». Она наводит на мотив печального успокоения. Ведь жизнь, весеннее дыхание природы Есенин всегда изображал в «земных» - сочно-зелёных тонах.

Для поэта-романтика весьма характерно использование цвета не столько в прямом приложении, сколько в условном своём значении: «О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая в реку, - люблю до радости и боли твою озёрную тоску». «Малиновое поле» - не только цветовое определение. Выстраивается целый ассоциативный ряд: сладкие, но колкие малиновые заросли, чуть сизоватый налив на красивых ягодах, выглядывающих из сочной зелени листьев; колокольный звон, слышный издалека на безбрежных просторах, его переливы издавна на Руси называли малиновым звоном; и, конечно же, соединение в одном всех ранее перечисленных ощущений - чистоты, жизненной силы и в то же время ощущение неосознанной тревоги. И уже не кажутся несоединимыми «радость», «боль» и «озёрная тоска». Всего четыре строчки - а за ними огромная Россия со своей неизбывной красотой и неприкаянностью и трепетная любовь поэта к родине. Наверное, более ангельского мира, чем родная «Расея», для Есенина просто не существовало.

Как поэт-художник, С.А. Есенин ярко раскрашивал свою замечательную поэзию, а как настоящий поэт-философ, он вложил в эти цвета определённый смысл. Дело не только в яркоцветности как таковой. Большой художник Есенин оказался гораздо сложнее. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где, на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

Предложенный материал позволил раскрыть, как мне представляется, только малую часть той большой темы, которую можно было бы назвать «Цветовая радуга» поэзии Сергея Есенина». Чем больше знакомишься с литературой по данной теме, тем больше вопросов встает перед тобой. И начинаешь понимать, что проблема это необыкновенно широкая и требует глубокого, целенаправленного изучения ученого-литературоведа.

Список литературы
1. Аганосов В.В. и др. Русская литература ХХ века 11класс.-М.: Дрофа, 1998.-526 с.

2. Бельская Л.Л. Песенное слово Есенина.-М.: Просвещение, 1990.

3. Блок А.А. Собрание сочинений в 8-ми томах.- М.: Гослитиздат, 1963.

4. Гулин А.В. В сердце светит Русь.-М.: Просвещение, 1985.

5. Дементьев В.В. Грани стиха.- М.: Просвещение, 1988.

6. Есенин С.А. Стихи и поэмы.- Ставрополь: Ставропольское книжное издательство,1977.

7. Есенин С.А. Избранное.- М.: Художественная литература, 1985.

8. Захаров А.Н. Поэтика Есенина.- М.: Просвещение, 1995.

9. Корзов Ю.И. Русская литература 11 класс.-К.: Освита.

10. Марченко А. Поэтический мир Есенина.- М.: Советский писатель, 1989.

11. Наумов Е. Сергей Есенин.- Л.: Лениздат, 1973.

12. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха.-М.: Новая Россия, 1979.

13. Прокушев Ю.Л. Воспоминания о Сергее Есенине.-М.: Московский рабочий, 1965.-518 с.

14. Смирнова Л.А. Литература ХХ век.- М.: Просвещение, 1995.

15. Щеглов М. Есенин в наши дни // Новый мир. 1956.

16. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Проблемы творчества.-М.: Современник, 1978.

17. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция.-М.: МГУ. 1969. -479с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconТезисы к научной работе по теме: «Культура речи и её роль в современном обществе»
Исследуя проблему культура речи устной и письменной сегодня, я определила две основные задачи

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconСочинение Рузманова Антона, ученика 1 «А» класса моу «Средняя общеобразовательная школа»
Молчали Бука и Бяка прочитали мы на страничках Азбуки стихотворение Бориса Заходера и задумались. Часто в жизни бывает так, что замечательные...

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconТребования к оформлению курсовой работы
Цель курсовой работы – формирование навыков самостоятельной научной деятельности, овладение жанром научной работы

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconТезисы к интернет-конференции по теме «Роль классической литературы...
Тезисы к интернет-конференции по теме Роль классической литературы в самовоспитании и самосовершенствовании

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconПрограмма и тезисы докладов и научных сообщений второй международной научной конференции
Гражданская война и военная интервенция на российском дальнем востоке: уроки истории

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconРаботы, с указанием фио ученика, класса, школы и города (при необходимости...

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconСравнительная характеристика творчества баснописцев17-18 веков: русского-Ивана...
Актуальность работы: сейчас молодое поколение мало интересуется литературой, и практически не знакомо с творчеством, как русских,...

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconГодовой план на 2012 2013 учебный год Годовой план работы мдоу «Радуга» сел. Н-казанище
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconМузыкальное оформление
Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа

Тезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга» iconЭтапы выполнения научной работы студентов
Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница