Региональный компонент образовательной программы




Скачать 177.46 Kb.
НазваниеРегиональный компонент образовательной программы
Дата публикации30.07.2014
Размер177.46 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы


Региональный компонент образовательной программы

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”.

Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что:

  • регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;

  • регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.


Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы МБДОУ (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Основные функции дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.
Для реализации этих задач коллектив ставит такие цели:
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «я» на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, Республики Татарстан;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
Основные направления деятельности МБДОУ:
· формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
· формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свободы человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и Республики Татарстан;
· изучение национальных традиций и обычаев, народов населяющих РТ;
· воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;
· изучение истории Республики Татарстан во взаимосвязи с культурой и историей России;
· раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество татарских поэтов, композиторов, писателей и художников;
· преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим;
· коррекция нарушений межличностного общения, преодоления эмоциональной незрелости.

Именно в МБДОУ педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями Татарстана и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.

Работу по воспитанию любви к родному село начинаем от более простого к более сложному. В детском саду появились и свои традиции.

 Соприкосновение ребенка с народными  традициями, историей, культурой,  природой Татарстана, участием в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать любовь к своей Родине.

Вот примерная схема реализации плана по ознакомлению наших детей с Татарстаном:

1. Природные и сезонные  особенности края.

2. Растительный  и животный  мир края.    

3. Знакомство с достопримечательностями родного село(люди труда, музеи, памятники,  природные богатства, сельское хозяйство и промышленность).

4. Знакомство с произведениями  народной и классической детской  литературы, произведениями татарских  писателей и поэтов.

5. Знакомство с основными профессиями жителей данной местности,  с особенностями сельского труда, направлениями  технического прогресса.

6. Знакомство с предметами быта старины, жизнью татар, традициями, обрядами,  праздниками.

7. Знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором.

8. Знакомство с предметами народно- декоративных  промыслов Татарстана.

9. Местные особенности и культурные традиции нашего села.

10. Архитектурные особенности г.Болгарь.
Примерный перспективный план по использованию татарского орнамента в изобразительной деятельности

Вторая младшая группа.

Месяц

Тема занятия

Элемент орнамента

сентябрь

Рисование: «Украсим полотенце»

тюльпан

октябрь

Аппликация: «Платок»

тюльпан

ноябрь

Лепка: «Пиала»

тюльпан, лист

декабрь

Рисование: «Поднос»

лист, колокольчик

январь

Аппликация: «Пиала для гостей»

тюльпан, лист

март

Рисование: «Скатерть»

лист, солнышко

апрель

Аппликация: «Укрась шарфик»

лист, колокольчик


Средняя группа.

Месяц

Тема занятия

Тема занятия

сентябрь

Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом»

тюльпан, лист, колокольчик

октябрь

Аппликация: «Скатерть»

тюльпан, лист, колокольчик

декабрь

Декоративное рисование: «Наволочка»

колокольчик, листья, завитки

февраль

Лепка: «Пиала»

колокольчик, листья, завитки

март

Рисование: « Подарок маме «Укрась фартук»

лист, тюльпан, солнышко

апрель

Аппликация: «Тюбетейка»

тюльпан, лист


Старшая группа.

Месяц

Тема занятия

Тема занятия

сентябрь

Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом»

гвоздика, тюльпан, лист, колокольчик

октябрь

Аппликация: «Украшение салфетки»

лист, колокольчик

декабрь

Рисование: «Укрась полотенце»

гвоздика, лист, тюльпан

январь

Аппликация: «Укрась пиалу»

лист, колокольчик

февраль

Лепка: «Пиала»

гвоздика, тюльпан, лист, колокольчик

март

Рисование: «Украсим национальную одежду»

колокольчик, тюльпан, лист

апрель

Аппликация: «Коллективное панно-скатерть»

лотос, лист, солнце


Подготовительная группа.

Месяц

Тема занятия

Тема занятия

сентябрь

Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом»

пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан

октябрь

Аппликация: «Украсим платье Сомбеле»

тюльпан, колокольчик, пион, листья

ноябрь

Лепка: «Кувшин»

пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан

декабрь

Рисование: «Украшаем фартук»

пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан

январь

Аппликация: «Украшение ичига, башмака»

солнышко, капелька, сердечко

март

Рисование: «Коллективное панно для украшения комнаты»

тюльпан, колокольчик, пион, листья

апрель

Аппликация: «Укрась тюбетейку,калфак»

трилистник, пион, шиповник, листья


^ Проект «О тебе и твоем народе»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «О тебе и твоем народе» в детском саду. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов, населяющих республику Татарстан. И в тоже время проект помогает воспитателям расширить представления детей об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.
Мы выдвинули гипотезу:
используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия, действенности ритуалов и символики. Следовательно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, музыкальных занятиях, рисовании, аппликации, через посещение музея истории города можно прививать детям стойкую гражданскую позицию.

Цель проекта - воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Реализация данной цели требует решения нескольких задач:
1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
Прежде всего важны способ погружения в знания и овладение миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную. При реализации данного проекта мы используем следующие методические приемы:
• беседа,
• чтение художественных произведений,
• экскурсии, прогулки,
• творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация, конструирования, театрализация, игры, инсценировка сказок, разучивание потешек, танцы, музыка) и др.
Следует отметить, что в процессах формирования духовности значительную роль играет фольклор. Отражая действительность посредством сказок, потешек, скороговорок, фольклор имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается как в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, так и в подъеме духовной культуры, формировании культуры межнациональных отношений.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный этап.
Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.
2. Практическая деятельность детей.
1.Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.
3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.
4.Совершенствование предметно-развивающей среды в МБДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей).
5. Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «О тебе и твоем народе»
6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.
7. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)
8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
9. Организация работы по следующим направлениям:
- Организованные мероприятия
- Досуговые мероприятия
- Тренинговые занятия
- «Справочное бюро» (консультирование)
- Открытые просмотры
- Творческо - оформительская деятельность и др.
10.Осуществление контроля над реализацией проекта.
3. Заключительный (аналитический)
Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ.
Обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем .
Ожидаемый результат:
Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Дети знают и называют:
• Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
• Место проживания: республика, село; предприятия родного села и их значимость; символику республики, села, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные села республики, знают природоохранительные мероприятия.
• Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России.
• Называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции.
• Знают природу России ее флору и фауну.
• Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Национальные игры, с удовольствием в них играют.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.


^

Проект в подготовительной группе детского сада

"Детский сад – второй мой дом"


Цель:

  1. Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории, о символах детского сада, национальном своеобразии.

  2. Создать условия для становления основ нравственно – патриотического сознания.

Задачи для взрослых:

  1. Заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта, в сборе материала о детском саде.

  2. Систематизировать материалы по проекту для дошкольников.

  3. Разработать методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений.

Задачи для детей:

  1. Воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – ветеранам, гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада.

  2. Привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность.

  3. Учить бережно относиться к традициям детского сада.

  4. Закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.

  5. Развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность и патриотизм.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны научиться трепетному отношению к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений.

  2. У детей должно развиться чувство привязанности к дому, семье, детскому саду, любимым и близким людям, чтобы детский сад стал действительно вторым домом.

^ Модель познания ребенком своего детского сада

Темы разделов

Детский сад – мой второй дом

Кто мы – дети?

^ Жить, работать, чтоб остался след

История.
Окружающий мир.
Природа.
Устное народное творчество.
Песенное творчество.
Геральдика.
Художественная литература.
Народно- прикладное творчество.

Праздники.
Игры.
Традиции.
Обычаи.
Экскурсии.
Художественное творчество.
Просмотр видеоматериалов.

Знакомство с профессиями детского сада.
Встречи с настоящими и бывшими работниками д/с.
Встречи с выпускниками и родителями выпускников.
Совместное творчество с родителями.

^ Примерный учебно – тематический план работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с детским садом

Детский сад – мой второй дом

^ Темы занятий

Цель занятий

Формы работы вне занятий

1. Что такое детский сад?

Расширить и закрепить знания детей о своем детском саде, воспитывать любовь и уважение к сотрудникам, бережное отношение к д/саду.

Прогулки по территории и окрестностям д/с.

Оформление альбома “Мой детский сад и я”.

Рисование на тему “Что такое детский сад?”

Гербарий “Растения и деревья, растущие на территории д/сада”.

2. Моя улица.

Расширить и закрепить знания детей о понятии “улица”, формировать понятие “город”, умение наблюдать и описывать происходящее.

Прогулки по окрестностям д/сада.

Оформление альбома “Наша улица”.

3. Сравнение флагов России, Татарстана.

Знакомить детей с символами России, Татарстана, Казани. Воспитывать у детей чувство любви к “малой родине”, к родному д/саду.

Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Беседы с детьми.

Изготовлении е флагов детского сада и группы.

4. История моего детского сада.

Познакомить детей с историей детского сада, воспитывать уважение и гордость за свой детский сад.

Экскурсия по детскому саду.

Рассматривание фотографий.

Встречи с ветеранами труда.

Встреча с выпускниками д/с.

5. Стихи, песни, поговорки о детском саде, О детях, об игрушках.

Продолжать знакомить детей с песнями, стихами, поговорками.

Составление альбомов об игрушках.

Составление альбомов об одежде детей разных лет.

Кто мы – дети?

^ Темы занятий

Цель занятий

Формы работы вне занятий

1. Кто же в гости к нам пришел?

Познакомить детей со словом “выпускник”.

Рассматривание альбома “Выпускники д/ сада”.

Разучивание песен и стихов.

Встреча с выпускниками детского сада разных лет.

2. История игрушки.

Познакомить детей с историей игрушки.

Рассматривание фотографий старых игрушек.

Выставка старинных игрушек.

Конкурс “Бабушка, нарисуй свою любимую игрушку”.

3. Моя родословная в детском саду.

Совместный поиск родителей и детей по созданию истории своих выпускников из д/с.

Оформление родословной выпускника и династии выпускников д/сада.

4. Детско – родительская гостиная.

Закреплять имеющиеся у детей и взрослых представления о родственных отношениях.

Конкурс “Составление родословной своей семьи”.

Выставка старых вещей.

5. Добрые воспоминания моего выпускника.

Уточнить знания детей об истории д/с, о прошлых играх, забавах, игрушках.

Продолжать учить детей сравнивать.

Беседы и рассматривание старых вещей, игрушек, предметов.

Проведение старинных игр.

Жить, творить, работать, чтоб остался след

^ Темы занятий

Цель занятий

Формы работы вне занятий

1. Кто с нами работает?

Продолжать знакомить детей с профессиями д/с, с условиями труда в д/с ( в прошлом и настоящем).

Встречи, беседы, рассматривание фотографии.

Чтение и заучивание стихов о профессиях д/с.

Конкурс рисунков “Мой любимый педагог”.

2.”Необычные друзья”

Воспитывать уважительное отношение к старшим – выпускникам д/с. Развивать познавательный интерес , логическое мышление.

Встреча с выпускниками – сотрудниками д/с.

3. В гостях у выпускников

Познакомить детей с выпускниками д/сада.

Экскурсии в школы, где учатся выпускники д/сада.

4. Викторина “Что? Где? Когда?”

Выявить знания детей о родном д/саде. Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать самостоятельность, речь ребенка.

Повторение пройденного материала, подготовка к празднованию дня рождения детского сада.

^ Формы работы по проекту

С родителями

С детьми

^ С сотрудниками д/с

- анкетирование.
- родительская гостиная.
- встречи с сотрудниками детского сада.
- участие в жизни д/с.

- составление генеалогического дерева выпускников детского сада.

- фотографии детства.



- интегрированные занятия.
- игры.
- праздники.
- викторины.
- экскурсии.
- наблюдения.
- продуктивная деятельность.
- встречи с выпускниками.
- встречи с бывшими сотрудниками детского сада.

- теоретические семинары.
- консультации.
- самообразование.
- подбор литературы.
- перспективное планирование.
- изготовление пособий.
- совместная деятельность с родителями.
- поиск выпускников и бывших сотрудников детского сада.

^ Выполнение проекта

Виды деятельности

Формы и методы работы

1. Игровая

1. Дидактические игры:

- “Собери дочку в детский сад”.
- “Чей дом?”
- “Чей флаг?”
- “Что для школы, что – для детского сада?”
- “Детский сад: хорошо, плохо”.

2. Сюжетно – ролевые игры:

- “Детский сад”.
- “Праздник в детском саду”.
- “Кто работает в детском саду?”

2. Познавательная

- Экскурсия по детскому саду.
- Просмотр иллюстраций, фотографий, видеофильмов.
- Встречи с сотрудниками – ветеранами детского сада.
- Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика республики, района, детского сада и группы.

3. Развитие речи

- Чтение рассказов и стихов, песен о детском саде.
- Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с.
- Составление рассказов “Почему я люблю детский сад?”, “Детский сад будущего”.

4. Продуктивная

- Изготовление “Поезда времени”.
- Создание альбомов “Мой детский сад”, “Моя игрушка”, “Детская мода на все времена”.
- Изготовление подарков из бисера.
- Выставка семейных рисунков к юбилею детского сада.
- Составление родословной выпускников и сотрудников д/с.

5. Работа с родителями

- Привлечь родителей, сотрудников к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- Экскурсия в музей детского сада.
- Детско – родительская гостиная “Я – семья – род – народ”.
- Оформление выставки работ детей и родителей по теме проекта “Детский сад – второй мой дом”.

6. Работа с общественными организациями

- Следопытская работа по нахождению выпускников и бывших сотрудников детского сада.
- Посещение районного музея.
- Приглашение выпускников детского сада на мероприятия, проводимые в д/с.

Презентация итогов работы по проекту:

  1. Праздник для детей “День рождения детского сада”.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Региональный компонент образовательной программы iconДоклад «Региональный компонент в дошкольном образовании»
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденным...

Региональный компонент образовательной программы iconРешение педагогического совета
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

Региональный компонент образовательной программы iconПримерная рабочая учебная программа по русскому языку для 5 9 классов...
М. М. Разумовской. В данную рабочую программу введен региональный компонент на основе Региональной программы по обучению русскому...

Региональный компонент образовательной программы iconПаспорт Образовательной программы стр. 3 Адресность образовательной...
В заинтересованную аудиторию мы считаем важным включить представителей Учредителя, систему образования Петродворцового района и Санкт-Петербурга...

Региональный компонент образовательной программы iconПояснительная записка контингент учащихся
А. И. Шаваевой на базе программы Б. М. Неменского(региональный компонент). Она создана в целях конкретизации содержания образовательного...

Региональный компонент образовательной программы iconПрограмма мбдоу «Детский сад№4 «Гномик»
Региональный компонент, вариативная часть программы, формируемая коллективом мбдоу «Детский сад№4 «Гномик»

Региональный компонент образовательной программы iconНазначение документа
Региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования «литература вологодского края»

Региональный компонент образовательной программы iconУрок по курсу «Литература Севера» в 5 классе Тема: «С любовью о Севере» (литературная игра)
Программы регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области (национально-региональный...

Региональный компонент образовательной программы iconРабочая программа по английскому языку 102 часа 5 класс
Региональный социокультурный компонент государственного образовательного стандарта… Чита. 2006 г

Региональный компонент образовательной программы iconСтруктура образовательной программы 6 принципы и подходы к формированию...
Учебно-методическое обеспечение Образовательной программы начального общего образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница