Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека




Скачать 126.94 Kb.
НазваниеЧеловек и природа: роль экологических знаний в жизни человека
Дата публикации02.08.2014
Размер126.94 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
Интегрированное разновозрастное занятие по биологии и литературе в 7 и 11 классах,

проведенно учителями Чепоровской средней общеобразовательной школы Ростовского МО

Демидовой Л.В. и Лазаревой О.А.

Тема занятия: Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека.
Задачи:

  1. Образовательные: Закрепить экологические понятия: природные сообщества, биосфера, обратить внимание детей на проблемы взаимоотношения человека и природы.

  2. Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, экологическое мышление, чувство ответственности, любви к своей малой родине.

  3. Развивающие: Продолжить знакомить детей с художественными произведениями о взаимоотношениях человека и природы, об ответственности человека за жизнь на планете.


Оборудование:

- Видеомагнитофон;

- Репродукции картин Шишкина;

- Рисунки детей, посвященные Дню Земли.


^ Ход урока.



  1. Организационный момент:

Сегодня у нас не обычный урок, а разновозрастное занятие, где встречаются и обсуждают общие проблемы учащиеся 7 и 11 классов. Такое занятие предполагает форму взаимовыгодного сотрудничества. Как в биологии называют такое сотрудничество? ( Симбиоз)

Форма нашего занятия – конференция. Оно предполагает большую домашнюю подготовку. За три недели до сегодняшней конференции были созданы две группы: группа экологов и группа искусствоведов. И та, и другая группа готовились к обсуждению одних и тех же проблем, но с несколько разных позиций

С целью поддержания порядка и организации работы, напоминаю, что в каждой группе есть консультант, человек, который будет руководить вашей работой в группе, это учащиеся 11 класса Катя и Саша. Такая посадка предполагает ваше общение в группах, обсуждение проблем вслух.

Давайте вспомним правила работы в группах.

  • Уважительное отношение к членам своей группы независимо от возраста;

  • Каждый имеет право высказать свою точку зрения;_

  • Право для выступления дает консультант своей группы;

  • Строго запрещается спорить, оскорблять своего товарища по группе.

Какие вопросы по организации сегодняшней работы у вас возникли?
2. Открытие конференции.

Я рада приветствовать вас на традиционной экологической учебно- практической конференции нашей школы. Здесь собрались специалисты: экологи и искусствоведы; люди, которые понимают, что будущее нашей планеты находится в прямой зависимости от моральных устоев каждого из нас. Все ваши мечты о хорошем будущем, о прекрасной земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого и прекрасного будущего и объединяет нас. И это замечательно!

Тема нашей конференции – «Человек и Природа». Она пройдет под девизом:

« В одиночку мы можем сделать очень мало, вместе мы можем спасти планету».

Цель нашей конференции: привлечь внимание людей к экологическим проблемам нашей малой родины, найти средства и способы оказания действенной помощи природе нашего края, занять активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды. А также

закрепить такие экологические понятия, как сообщество, экосистема, факторы среды, биосфера.

Для обсуждения на конференции были предложены следующие вопросы ( на доске сделана запись) :

  1. Свалка по имени Земля.

  2. Экологическая ситуация в мире

  3. Экологические проблемы нашей местности.

Состояние лесов нашего края.

  1. Проблемы лесопользования.

  2. Взаимоотношения человека и природы.

  3. Практическая часть: Наши предложения по изменению экологической ситуации нашего края.



  1. Обсуждение.


Итак, переходим к обсуждению первой проблемы: Свалка по имени Земля.
1-ая проблема: Свалка по имени Земля.

( Видеосюжет местных несанкционированных свалок, на фоне которого учащиеся читают стихи «Стон Земли»).
^ Учитель биологии: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано:

На каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья; правда, большая его часть – 97% , идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди ещё долго обречены жить среди рукотворных памятников своей беззаботности. Мы-то пока живем, но смогут ли жить наши дети?

В этом отношении наши предки были мудрее нас. Земля, на которой селился человек, которую возделывал, которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли, хранили её как святыню. Они считали Землю живым существом: широкие просторы суши сравнивали с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах – волосы.


( ^ Звучит, записанный на магнитофон, голос Земли: Здравствуйте, люди!

Я – Земля. И мне радостно слышать ваши слова.)

Ученик : Земля! Земля! Земля!

Ты услышала нас?!

Ты говоришь с нами, Земля?!
Земля: Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне, Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц,

Очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал по земле человек… Скоро я не смогу спасти и вас, люди…Сил моих всё меньше и меньше…
Ученик : Земля, Земля, неужели ты можешь погибнуть?!
Земля: Дослушай меня до конца……….

Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца…
Ученик: Земля! Земля! Скажи, что для этого нужно сделать? (пауза) Молчит.

Может быть у неё больше нет сил, чтобы говорить с нами? Нужно действовать

самостоятельно Прислушайтесь , что сказала нам Земля, проложите дорогу к с . спасению… Где же эта дорога?
( выходит Маленький Принц, исполняет один куплет песни « Маленький принц»)
Ученик: Здравствуй! Я, кажется, узнал тебя! Ты тот самый Маленький принц, который облетел много планет …Ты будешь жить на Земле?
^ Маленький принц: Нет, каждый должен жить на той планете, на которой родился, которую любит и которую приручил…
Ученик: Ты, как в сказке, говоришь загадками. Разве можно приручить планету?
Маленький принц: Узы любви и дружбы связывают человека и со своей планетой. Я слышал ваш разговор с планетой Земля. Она не может обойтись без вас так же, как и вы не проживете без неё ни секунды.
^ Ученик: Если ты слышал наш разговор, то может быть, ты можешь подсказать нам, как проложить дорогу к спасению?!
Маленький Принц: Это не очень трудно, но утомительно - почти так же , как выпалывать ростки баобабов у меня на астероиде. Представьте, что ваша Земля не одна большая планета, а целая звездная галактика, которая состоит из многих звёзд. Откройте свою звезду, и свет её покажет путь к спасению … Планета, величиной с дом есть у каждого человека… Научитесь любить её, и наступит праздник!


^ Ученик: Ты хочешь сказать, что мы с тобой очень похожи?
Маленький Принц: Ну, конечно же!
Ученик: Но ведь ты Принц! Кто дал тебе такое звание? Что оно означает?
^ Маленький Принц: Мне никто не давал такого звания. Я принял это решение сам!
Ученик: Но ведь это же очень почетное звание, люди поклоняются принцам!
Маленький Принц: Поклоняются званиям только взрослые, очень странные люди…

Да, Маленький Принц своей планеты – это очень почетное звание, но об этом не надо говорить, это можно только пережить своей душой. Это когда испытываешь радость от своих добрых дел. Это звание означает, что ты принял на себя ответственность за всё, что творится вокруг тебя, за свою родную землю.
^ Ученик: Мы хотели бы открыть свою планету…
Маленький принц: Я знаю, что вы любите одну звезду, по которой проложили экологическую тропу. Это хвойный лес рядом с вашей школой. Это затухающая звезда, и если вы не поможете ей, то очень скоро баобабы разорвут её на части.
^ Ученик: Ты ничего не путаешь? На нашей земле не растут баобабы!
Маленький Принц: У каждой планеты свои баобабы.

Вот смотри – это фотографии с вашей планеты. Попробуйте распознать вредные

Баобабы. Сначала их надо узнать - отобрать фотографии этих вредных баобабов, а потом очистить от них свою планету.

( Обе группы рассматривают фотографии).

Что это за баобабы?
( Слово представителям от групп, показывают фотографии, которые отобрали, объясняют свой выбор).
^ Маленький Принц: Кто же совершил это преступление?

Я рад, что вы признаёте свои ошибки. Мне кажется, что вы совершаете это не осознано, не задумываясь о последствиях. А ведь это настоящая проблема. Я хочу предложить игру, в которую вы никогда не играли. Называется игра «Золотые россыпи помоек». Я буду задавать вопросы группам, из 3-х предложенных вариантов ответов вы должны выбрать один правильный. За выкрики с места – штрафные очки. (Игра)
Я вижу, что вы можете стать хорошими хозяевами своей планеты.

^ Ученик: Ты знаешь что-то такое, чего не знают жители Земли?

Маленький Принц: Мои правила стары, как ваша планета, но люди забыли о них. Они всё время куда-то спешат, у них не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах, но ведь нет таких магазинов, где продавались бы друзья, и потому люди почти не имеют друзей. Люди выращивают в одном саду 5 тысяч роз и … не находят того, что ищут. А ведь то, что они ищут можно найти в одной единственной розе, в глотке воды. Если любишь цветок – этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым.

Запомните, друзья, есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, оделся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.

А вот еще правила: ( учащиеся читают на плакате)
-Искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь
- Судить надо ни по словам, а по делам;
- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…
Учитель литературы: Думаю вы все узнали главного героя философской сказки французского писателя Антуана де Сент Экзюпери «Маленький Принц».

- Что вы знаете об авторе этого замечательного произведения? Чем интересна его судьба?

(Биографическая справка: (сообщение ученика) Аристократ по рождению, сын графа, родился во французском городе Лионе. После смерти отца переехал вместе с матерью в родовой замок её семьи, на побережье Средиземного моря. Мечтал стать военным моряком, но поступил в Академию художеств, потом решил стать лётчиком, был зачислен в истребительную авиацию, сдал экзамен на гражданского летчика, получил права военного летчика. Его жизнь насыщена драматическими событиями: попадал в авиационные катастрофы, совершал опасные рейсы. Участвовал в движении Сопротивления. Погиб во время боевого вылета. Романы «Ночной полёт», «Южный почтовый», « Планета людей». )

--Мы поговорили лишь о некоторых проблемах, затронутых в сказке, проблемах, связанных с взаимоотношениями природы и человека. Но в сказке нашли отражения и другие идеи писателя. Какие же?

Слово - искусствоведам. (Сообщение ученика 7 класса).

- Как вы понимаете слова « прожить не бесполезно»?
^ Учитель биологии: Денис Хейс, инициатор праздника Дня Земли сказал: « В одиночку мы можем сделать очень мало, вместе мы можем спасти планету». Эти слова являются девизом Всемирного Дня Земли, который ежегодно отмечается 22 апреля.

Слово предоставляется экологам. Они расскажут об экологической ситуации в мире.
Учитель биологии: Вот уже который год День Земли мы отмечаем в нашей школе трудовым десантом, который мы называем БУНТ - большая уборка нашей территории. Начинается этот праздник с линейки или митинга, на котором дети обращаются ко всем с призывом. Вот как сделала это Люба Гргорьева:

Весна наступила,

На улице грязь,

И вся наша школа

На БУНТ поднялась.

Берегитесь стекла, бутылки , листы,

Мы вышли на поле,

Вы наши враги!

Мы вас победим,

Вы нам не чета!

Весь мусор и грязь за школу снесем,

За школой запалим победным огнем !

Победителем в уборке своей территории в этом году стал 5 класс. Они не только быстро и качественно убрали свою территорию, но и посадили деревья.
^ Учитель биологии: Переходим к обсуждению следующей экологической проблемы: экологические проблемы нашей местности.

- Ваши слова и дела говорят о том, что вы любите свою школу. Но подчас, за пределами школьной территории: ломаем деревья, разоряем птичьи гнезда, да просто мусорим. Наши ребята каждое лето отправляются в экспедицию по родному краю в поисках зон экологических бед. И те кадры видеофильма и фотографии, которые вы видели _ это памятники нашей безхозяйственности, которые создают наши соседи, наши родители, да и мы с вами.

Назовите, какие еще зоны экологических бед вы обнаружили, кроме свалок?

( дети перечисляют: палы, кучи удобрения безхозного, мытью транспорта вблизи водоемов…)

^ Учитель биологии: Сегодня мы должны констатировать, что единственным богатством нашего края являются леса. На территории нашей Фатьяновской территориальной администрации находится Фатьяновское лесничество. С сообщением

«Состояние лесов нашего края» выступит Верин А. , которые получил информацию в самом лесничестве.

Назовите главные породы деревьев нашего леса. ( ^ Учащиеся из группы экологов дают характеристику ели и сосны)
А как же обстоят дела с лесопользованием в мире? ( выступление ученика)
Учитель литературы: Проблема взаимодействия земли и человека, проблемы леса издавна волновали не только ученых, но и писателей, художников, композиторов На уроках литературы в 7 классе мы много говорим об этом. Назовите произведения, которые мы читали по этой проблеме. Учащиеся 11 класса так же читали произведения с экологической тематикой. Впервые слово в защиту леса сказал русский писатель Леонид Леонов.

( Учащиеся называют прочитанные произведения. Учащаяся выступает с сообщением по роману Леонида Леонова « Русский лес»; « Шишкин- певец русской природы».)


^ Учитель литературы: О горькой проблеме родной природы, родной земли – тотальной рубке лесов писали Василий Белов, В.Солоухин, Виктор Астафьев. Об изведении знаменитых сибирских кедровников, засорении всех сплавных рек с болью пишет в своих повестях Валентин Распутин. Какие произведения этого замечательного писателя вы читали? Что объединяет эти повести?

В повести «Пожар» действие происходит в посёлке, жители которого занимаются одним делом- заготовкой древесины. Я просила вас перечитать эпизоды, в которых Распутин показывает, как изменяется сам человек, бездумно уничтожая леса.

( Выразительное чтение эпизодов из литературного произведения)

- Итак, уничтожая лес, человек уничтожает в своей душе всё человеческое. А ведь душа наша не должна быть холодной, она создана для понимания чужого горя, для восприятия прекрасного.
Природа всегда вдохновляла людей искусства на создание все новых и новых произведений. ( Искусствоведы читают стихотворение «Срубишь дерево – три посади»).

^ Учитель биологии: Как замечательно сказано в стихотворении : « Срубишь дерево - три посади».Именно на такой партнёрской основе должны строится взаимоотношения человека и природы; именно в этом и заключается суть природопользования. Прочитайте определение этого понятия на доске.

Гигантский прогресс науки и техники, усиленная эксплуатация природных ресурсов и быстрый рост населения земного шара сделали проблему отношений между человеком и особенно актуальной.

В эпоху научно – технической революции воздействие человека на природу достигло силы и глобальности, сравнимые с геологическими катаклизмами.

-Назовите, какие последствия могут возникнуть в результате загрязнения окружающей среды? ( загрязнение воздуха, воды, эрозия почв, нерациональное использование земель, запасов нефти, газа, угля, непоправимый ущерб наносится царству животных.

Экологические последствия загрязнения влияют на здоровье людей, на природные сообщества…

Решение экологических проблем - актуальная задача человечества. Для сохранения биосферы и её звеньев нужны усилия всех стран.

Ребята, а чем же мы можем помочь природе нашего края? Давайте сегодня начнем думать над этим вопросом и претворять в жизнь. Обсудите в группах и внесите свои предложения по изменению экологической ситуации края.

-Какие действенные меры можете предложить вы? (работа в группах)
Группам предлагаютя задания: в течение 5-7 минут составить обращение к жителям, запрещающие свалки в несанкционированных местах, составить фотогазету и вывесить

на магазин. И, все таки, нашу конференцию мне хочется закончить на оптимистичной ноте. Не всё так плохо и безнадежно в деле охраны природы. ( дети делают сообщения-

В последнее время появилось новое понятие – экореализм - оптимистическое отношение к охране окружающей среды..

( « Играй , рассвет Чародей» - звучит песня в исполнении группы девочек.)

,

- Достигло ли наше межвозрастное занятие поставленных задач? Какое настроение вызвало сегодняшнее занятие?

Проведем рефлексию: на доске таблички двух цветов, вы должны выбрать один из вариантов.

Красный Зеленый
Мое отношение к природе Проблемы охраны природы меня

осознанно, я готов выс- совершенно не волнуют; что будет

тупать в защиту окружающей среды, то будет, не мне решать.

делать все, что в моих силах

Всем спасибо за работу. Ваши выступления, подготовленные к конференции, уже оформили в папку с одноименным названием «Человек и природа», таким образом мы получили готовый продукт нашей конференции, который можно использовать на классных часах, уроках литературы, географии, природоведения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconКонкурса «народные приметы» тема: Природа родного края.
Развитие знаний и умений сохранения здоровья в различных экологических ситуациях

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconФ. И. Тютчев Природа и человек в творчестве Ф. И. Тютчева
Ф. И. Тютчева, к воплощению им через меткие образы, музыку поэтической речи тайн жизни природы и человека, к восприятию поэтом...

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconРазработка классного часа «витамины в жизни человека»
Способствовать пропаганде литературы о здоровом образе жизни, привитию навыков гигиены, углублению знаний о витаминах и их роли в...

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconТема «Животные»
Создание благоприятной атмосферы в детской группе, сплочение, расширение индивидуального пространства ребенка. Формирование экологических...

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека icon«Литература» для 6-го класса
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр,...

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconПрирода и человек
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconТема урока Количество часов
Русская литература 20века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы ответственность человека за свои поступки, человек...

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconI. Проверка усвоенности изученного. Работа над системностью знаний
Цель урока: расширить знания учащихся о тропах, сформировав понятие о сравнении. Стимулировать развитие творческих способностей учащихся....

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconДень здоровья, посвящённый защите окружающей среды
Цель: Агитация и пропаганда среди учащихся экологических знаний, умений и навыков бережного отношения к природе и здорового образа...

Человек и природа: роль экологических знаний в жизни человека iconПоложение о проведении городского этапа областного конкурса экологических газет
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения городского этапа областного конкурса экологических газет «Природа...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница