Трудно птицам прокормиться




Скачать 116.23 Kb.
НазваниеТрудно птицам прокормиться
Дата публикации11.08.2014
Размер116.23 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы
Птицы зимой.

За окном метель кружится,

Снег бросает нам в окно.

Трудно птицам прокормиться,

Негде им найти зерно.

К нам синичка прилетела,

Голодна она была.

Дети птичку пожалели

И насыпали пшена.

А воришки-воробьишки

Увидали в тот же миг,

Что синичку кто-то кормит!

И подняли страшный крик!

Дети радостно смотрели

На кормушку их труда,

И тогда они решили:

«Будем птиц кормить всегда!»

Кожохина Катя (3 «А» класс)

Шумные птицы за оконным стеклом щебечут, не давая сосредоточиться третьекласснику Никитке Сиротову. Решение сложной задачи не идет на ум, уж очень отвлекают его бойкие синицы. «Почему одни птицы улетают зимовать в теплые страны, а другие остаются? А если их подкармливать поздней осенью и зимой, может, они все останутся в городе? Можно ли изменить это «правило» природы?»

С этими вопросами ребята бегут к учителям, и все вместе решают начать помогать птицам и попробовать перехитрить природу. Поняв, что детям интересна эта тема, мы решили предложить им проект. Обсудив с ребятами, что им интересно узнать о птицах, остановились на следующих вопросах: Почему птицы улетают в теплые края? Что может заставить их остаться в наших дворах зимой? Чем правильно подкармливать птиц зимой?

И это стало началом работы экологического проекта «Птицы нашего двора».

Аннотация:

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, мира птиц, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании младших школьников играет практическая и исследовательская деятельность.

Актуальность проекта:

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Тем более, теоретические знания, полученные учеником на уроках и занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проект «Птицы нашего двора» позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли птиц в жизни мегаполиса, но и заинтересовать других детей младшего школьного возраста своими идеями и делами, чтобы сохранить и приумножить количество птиц в наших дворах, районе, городе.

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы и решает проблему по материальному обеспечению проекта.

Вид проекта:

Практико-ориентированный

Цель детского экологического проекта:

формирование у детей эколого-биологических знаний; создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель.

Задачи:

образовательная:

  • изучить и обобщить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;

  • сформировать представление об их значимости;

  • развивать мышление, воображение, внимание и эстетические чувства;

воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к птицам, прививать детям любовь к родной природе;

  • воспитание экологической культуры;

трудовая:

  • изготовить кормушки, развесить их на деревьях на пришкольном участке;

  • заготовить корм для разных видов зимующих птиц;

просветительская:

  • создание учебного пособия для обучающихся для детей 5 – 10 лет.

Основные этапы проекта:

  1. Подготовительный: обозначить цели и задачи исследования, выдвинуть рабочую гипотезу и составить план работы.

В качестве основной гипотезы выдвинули следующее предположение: «Птицы останутся зимовать, если их правильно и постоянно прикармливать». Поиск правильного ответа на поставленный проблемный вопрос и стал целью дальнейших исследований. Доказывать сформулированную гипотезу мы решили теоретически и составили план поиска информации, необходимой для проверки непротиворечивости рабочей гипотезы:

^ Объект поиска информации (то есть что необходимо найти) − это:

− зимующие и перелетные птицы нашего края;

− факторы, влияющие на отлет птиц,

− основной рацион птиц летом и зимой.


  1. Теоретический: изучение литературы и имеющихся интернет-ресурсов по данной проблеме, посещение музеев, участие в конкурсах.

^ Места поиска информации − это:

− интернет,

− энциклопедии, книги, журналы, газеты

- посещение Зоологического музея при МГУ им. Ломоносова

- посещение Кузьминского парка.

Про птиц читали книги, птиц рисовали, и даже провели в классе конкурс чтецов: участники рассказывали стихи о зимующих птицах. Некоторые ребята не стали искать стихи в библиотеке, а сочинили их сами!

Увлеклись и ученики, и родители, и учителя: сообщения о зимующих птицах на уроках окружающего мира открыли ребятам секреты гаичек, лазоревок, московок, поползней и пищух, снегирей и свиристелей. Посещение Зоологического Музея при МГУ приятно удивило экскурсоводов каверзными вопросами детей о жизни птиц.

  1. Практический:

    1. Наблюдение за птицами на пришкольном участке;

    2. Изготовление кормушек;

    3. Сбор и заготовка кормов

С руководителем проекта третьеклассники ходили в Кузьминский парк, где наблюдали за птицами и собирали семена сорных растений – любимый корм многих птиц. Заготавливали на зиму плоды рябины, боярышника, сушили семена дыни и арбуза, семечки подсолнечника и решили сделать кормушки для птиц.

Но какие кормушки удобные и прочные? Почему стенки скворечника внутри домика не должны быть гладкими? Что может отпугнуть, а что привлечь птиц? Над такими вопросами пришлось поломать голову всем. Учащиеся разделились на команды, отвечая на вопросы, собирали материалы в книгах, детских журналах, энциклопедиях и интернете. Дети рассказали классу, что стенки птичьего домика внутри не должны быть гладкими, так как по шершавой стене подросшим птенцам легче выбраться из скворечника и учиться летать. А чтобы острые края пластмассовых кормушек не поранили птичьи лапки, ребята придумали сделать жердочки из округлых веток деревьев.

В октябре в нашей школе прошла выставка детских работ. Среди них более тридцати кормушек и птичьих домиков, сделанных руками учеников. А в декабре лучшие кормушки были представлены на городском конкурсе-выставке «Кормушка».

  1. Научно-исследовательский: составление карт учета прилетающих птиц, изучение предпочтений в кормах и анализ полученной информации.

Учащиеся 3 класса «А» систематически наблюдали за птицами на кормушках в школьном дворе в течении трех месяцев (декабрь, январь, февраль), кормили, вели учет количества птиц и их предпочтение в кормах. Учет птиц отмечали в таблицах, составленных учащимися. В таблице №1 представлены средние значения количества птиц на каждую кормушку.
^

Таблица учета птиц, посещающих кормушки на пришкольном участке


№ кормушки

Название

птицы

№1

№2

№3

№4

№5

Серая ворона

нет

нет

нет

нет

нет

Домовый воробей

5-6 птиц










6-7 птиц

Сизый голубь










7 птиц




Большая синица







5 птиц







Лазоревка




3-4 птицы










Галка

нет

нет

нет

нет

нет

Рябинник

нет

нет

нет

нет

нет

Свиристель

нет

нет

нет

нет

нет

Снегирь

нет

нет

нет

нет

нет

Ворон, галок, рябинника, свиристелей мы наблюдали на территории школьного участка вблизи кормушек. Ожидаемого прилета снегирей не было, а ведь два года назад мы видели стайку снегирей на школьном дворе.

^ Таблица учета предпочтения в кормах

Корма

Название

птицы

Семена арбуза

Семена дыни

Пшено

Кусочки сала

Ягоды рябины

Семена сорных трав

Серая ворона

всеядна

Домовый воробей




+

+







+

Сизый голубь

+

+

+







+

Большая синица




+

+

+







Лазоревка




+

+

+







Галка

всеядна

Рябинник













+




Свиристель













+




Снегирь

Не наблюдали



  1. Просветительский: изготовление учебного пособия книжки-раскраски «Птицы нашего двора» и популяризация полученных экологический материалов среди детей 5-10 лет.

У нас накопилось много материала и мы решили создать книгу о птицах, живущих в наших дворах. Некоторых птиц мы уже знали - воробьев, голубей, синиц и ворон. О других птицах, прилетающих к нашим кормушкам, нам рассказала учитель биологии Турчанинова Алла Яковлевна: таких как свиристель, дрозд - рябинник, снегирь – редкая в московских дворах птица.

Привлекая птиц на наш школьный двор, мы хотим сберечь их не только зимой от голода, но и летом, для того чтобы они уничтожали вредных насекомых. Этой книгой мы хотим заинтересовать детей младшего школьного возраста, чтобы сохранить и приумножить количество птиц в наших дворах, районе и городе.

На развороте листа мы видим:

1. Научное название птицы.

2. Профессиональную фотографию птицы.

3. Статью о птице как в орнитологическом определителе.

4. Стихи - загадки.

5. Рисунки двух видов. Мы нарисовали цветной образец, а второй рисунок увеличен для раскрашивания.

6. В нижнем левом углу - задания для ребят. Внимательно прочитав статью о птице, дети легко справятся с заданием.

Последние страницы нашей книги очень важны. Здесь вы увидите не только птичьи
столовые, сделанные нашими руками, но и прочитаете советы, как сделать простейшие
кормушки и приманки самим.

Заключительный: подведение итогов работы.

  1. В процессе наблюдений за птицами учащиеся заметили:

    • Дрозд-рябинник и свиристели не садятся на кормушки, не смотря на то, что в кормушку были положены плоды рябины и боярышника.

    • Галки и вороны ни разу не сели ни на одну из кормушек, они подбирали остатки корма на земле.

    • Среди прилетающих к кормушкам птиц было больше всего воробьев и синиц двух видов (лазоревки и большие), так же в большие кормушки прилетали голуби.

    • Не смотря на то, что корм положен одинаковый, каждый вид птиц предпочитал «свои» кормушки.

Ребята сделали вывод, что не для всех птиц подходят обычные виды кормушек. Для привлечения некоторых видов птиц надо использовать кормушки - гирлянды и кормушки – мешки.

  1. Книжка – раскраска «Птицы нашего двора» имела большой успех у детей средней и старшей групп ГБОУ ДОУ № 1490 ЮВАО, ГБОУ ДОУ № 1941 ЮВАО, а также у обучающихся детей первой ступени ГБОУ СОШ №841(см. Приложение 1).

Уже многое сделано, но впереди еще много работы! И хочется верить, что наши маленькие исследователи пронесут любовь к природе родного края через всю жизнь!


^ Список литературы:

  1. Горьканова А.Н., "Перелетные и зимующие птицы России", Школьная Пресса, 2008 г.

  2. Ильичев В.Д., Бутьев В.Т., Константинов В.М., Птицы Москвы и Подмосковья. Серия: Человек и окружающая среда. – М: Наука. 1987.

  3. М. Харт, М. Стефенс. Наблюдаем птиц, - М: «АСТ-ПРЕСС», 1997 г.

  4. Формозов А.Н., Спутник следопыта. Изд. 5-е. –М.: Дет. лит., 1984.

  5. Хрестоматия для детского чтения. 300 страниц про зверей и птиц, Махаон, 2008 г.

  6. http://www.naturamedia.no/funo/bild.htm

  7. http://www.zooclub.ru/

  8. http://winter-birds.narod.ru/index.htm

  9. http://ido.tsu.ru/ss/?unit=13&page=contents

  10. http://www.nsmelaya.narod.ru/korm.htm

  11. http://turizm.lib.ru/c/chuksin_n/local_t.shtml

  12. http://www.apus.ru/site.xp/049051053051053.html

Автор: Турчанинова А.Я.

Приложение 1



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трудно птицам прокормиться iconКонспект нод во 2 младшей группе тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Воспитывать качества личности ребенка: доброжелательное и заботливое отношение к зимующим птицам

Трудно птицам прокормиться iconЗадачи: Познакомить с новыми видами птиц, их жизнедеятельностью и...
Наш праздник, посвященный прекрасным птицам лебедям. Приглашаем учащихся 1 – 6 классов

Трудно птицам прокормиться icon«Здоровый образ жизни»
Актуальность. Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко,...

Трудно птицам прокормиться iconПрограмма кружка
Но в деревнях, где родители не следят и не смотрят за образованием своих детей, такие программы трудно освоить. Каждый год я стараюсь...

Трудно птицам прокормиться iconНаталья Аляшева Айседора Дункан. Документальные свидетельства и фантазии Моей маме
Книга для автора — тот же ребенок. И напутствуя свое дитя для самостоятельной жизни, готовясь с ним расстаться, трудно удержаться...

Трудно птицам прокормиться iconЮные натуралисты проводят акцию «Кормушка»
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные проблемы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно...

Трудно птицам прокормиться iconМкук нолинская цбс нолинская детская библиотека
Здоровье- это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как...

Трудно птицам прокормиться iconЛ. Либединская "литературу надо любить!"
Мне трудно вспомнить, когда я впервые услышала имя Корнея Ивановича Чуковского. Так же, как трудно вспомнить услышанный впервые шум...

Трудно птицам прокормиться iconЗимующие птицы. Цели
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним

Трудно птицам прокормиться iconКак зимой помочь птицам?
Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница