Назначение документа




Скачать 475.99 Kb.
НазваниеНазначение документа
страница1/5
Дата публикации24.08.2014
Размер475.99 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > География > Литература
  1   2   3   4   5
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»

НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА

Создание стандарта обусловлено включением учебной дисциплины «Литература Вологодского края» в региональный базисный учебный план. Стандарт способствует обеспечению единства образовательного пространства на территории Вологодской области. Он устанавливает обязательный уровень подготовки школьников 5, 8 и 9 классов по учебной дисциплине «Литература Вологодского края». Этот уровень

должен быть достигнут во всех типах средних образовательных учреждений при многообразии программ, реализующих его установки. В зависимости от типа и профиля образовательного учреждения, от подготовленности учащихся и направленности их интересов содержание данной дисциплины может варьироваться и усложняться. Конкретные методические пути и средства преподавания дисциплины не

регламентируются. Учителю предоставляется свобода педагогического творчества при условии обеспечения минимального уровня подготовки, определенного стандартом. Общие положения федерального стандарта распространяются на региональный стандарт и в настоящем документе не дублируются.
^ «ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Литература Вологодского края в узком смысле – это произведения авторов, живших и писавших на территории данного региона. Стандарт исходит из более широкого понимания объекта изучения, трактуя его как совокупность фактов литературной жизни, способствующих формированию культурного пространства Вологодчины. К подобным фактам относятся биографические и творческие связи писателей с регионом,

тематика произведений, история их создания и восприятия, деятельность писательских объединений – все явления истории литературы, имеющие отношение к созданию культурно значимого образа Вологодского края. Включение данной учебной дисциплины в базисный учебный план мотивировано большими образовательными возможностями литературы как вида искусства, важной ролью художественной словесности в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей, связанных с регионом.

В основу стандарта положены теоретические и историко- литературные знания, накопленные филологической наукой, а также результаты работы краеведов, изучавших культуру Вологодчины. Дидактической основой данной учебной дисциплины в стандарте является литературоведение, объект ко-

торого – духовная культура, воплощенная в художественных текстах. Литературоведение интерпретируется как область гуманитарного знания, тесно взаимодействующая с языкознанием, историей, культурологией и краеведением. Образовательная специфика учебной дисциплины определяется:

1) ключевыми положениями федерального стандарта по литературе;

2) тематическими, историко-культурными и ценностными характеристиками литературы Вологодского края; 3) возрастными особенностями школьников.

Место, отведенное учебной дисциплине в базисном плане, количество времени на ее изучение (по 17 часов в каждом классе) предопределяют особенности отбора и структурирования материала. Сложность проблематики и художественной организации ряда значительных произведений (таких, например, как «Привычное дело» В. И. Белова, «Пастух и пастушка» В. П. Астафьева, «Колымские рассказы»

В. Т. Шаламова) препятствует их изучению на ступени основного общего образования. Кроме того, на данной ступени историко-литературный принцип преподавания, предполагающий последовательное освещение процесса развития литературы, не является ведущим. Поэтому курс литературы Вологодского края строится как изучение ряда относительно самостоятельных тем или произведений отдельных авторов, представляющих разные эпохи и доступных восприятию школьников определенного возраста. Главное внимание сосредоточено на устном народном творчестве, древнерусской словесности, литературе

XIX и XX вв. Стандарт исходит из того, что материал, рассмотренный в 5, 8 и 9 классах, позволяет создать целостное представление о художественной словесности Вологодского края, соответствующее уровню основного общего образования.

Принципиально важной является установка стандарта на изучение данной дисциплины в тесной связи с основным (по федеральному базисному плану) курсом литературы. Весь процесс преподавания должен строиться на убеждении, что литература Вологодского края, исторически существуя в специфических региональных условиях, в то же время является неотъемлемой частью большой русской литературы.

Отмеченная установка дает возможность преподавать литературу Вологодского края не только как самостоятельную учебную дисциплину, но и интегрировать определенный региональным стандартом материал в федеральный курс литературы, рассматривать его как модуль этого курса. В любом случае

четко разграничить региональный и общерусский материал чрезвычайно трудно, поскольку некоторые имена и произведения, включенные в федеральный стандарт, относятся к явлениям, неразрывно связанным с литературой Вологодского края (творчество К. Н. Батюшкова, Н. А. Клюева, И. Северянина,

В. Т. Шаламова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Н. М. Рубцова).
^ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ:
– дать разностороннее, систематизированное и показательноев историко-литературном аспекте представление о художественной словесности, связанной с Вологодским краем;

– вписать литературу Вологодского края в контекст истории русской литературы, изучаемой по федеральным программам;

– установить ценностные ориентиры в изучаемом материале;

– расширить культурный кругозор учащихся;

– включить литературу Вологодского края в активный духовный запас школьников;

– способствовать созданию целостного, культурно значимого образа Вологодчины в сознании учащихся;

– воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении ее культурного достояния;

– формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного края;

– инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области;

– способствовать повышению эффективности литературного образования.
^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Литературные произведения предназначены для обязательного изучения. Материал отбирается в соответствии с установками федерального стандарта. При этом учитываются, прежде всего,

следующие его характеристики:

– региональная принадлежность (тематическая связь произведения с Вологодским краем, участие писателя в

культурной жизни края);

– культурная значимость (важная роль автора, его творчества, данного произведения в культурной жизни региона или страны);

– историко-литературная показательность (отчетливая выраженность в материале основных тенденций литературного процесса, характерных черт определенных периодов истории литературы);

– идейно-художественная состоятельность (соответствие произведений гуманистическому мировоззрению, нравственным принципам, основным эстетическим нормам);

– познавательная ценность (присутствие в текстах сведений, описаний, суждений, способствующих расширению кругозора учащихся);

– жанрово-родовая репрезентативность (включение в изучаемый материал произведений, относящихся к разным литературным родам и жанрам);

– возрастное соответствие (доступность содержания, актуальность проблематики для учащихся определенного возраста);

– воспитательная направленность (наличие в изучаемом материале факторов положительного влияния на формирование личности учащегося);

– дидактическая целесообразность (наличие в материале возможностей для организации эффективного образовательного процесса).

Предлагаемый перечень произведений дает составителям программ и учителям свободу выбора в пределах, установленных набором имен и жанров устного народного творчества и древнерусской словесности. Этот перечень также допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, способствуя тем самым реализации принципа вариативности.

^ Устное народное творчество.

Сказки, легенды и предания, записанные на территории края. Произведения русского устного народного творчества в обработке вологодских писателей. (По 2 текста каждого жанра по выбору.)

Устное творчество народов северо-западной России (2 произведения по выбору; напр.: сказки и мифологические рассказы карелов, вепсов, коми; «Калевала» Э. Леннрота – фрагменты; «Биармия» К. Ф. Жакова – фрагменты).

^ Древнерусская словесность

Жития вологодских святых (1 произведение по выбору в переводе и сокращении; напр.: жития Кирилла Белозерского, Стефана Пермского, Дмитрия Прилуцкого).

^ Литература XIX века
К. Н. Батюшков

3 стихотворения по выбору (напр.: «Счастливец», «К Дашкову», «Переход русских войск через Неман…», «Песнь Гаральда Смелого», «Беседка муз»).

1 стихотворение о Батюшко ве (напр.: П. А. Вяземский. «К Батюшкову» («Шумит по рощам ветр осенний»), О. Э. Мандельштам. «Батюшков», А. А. Романов. «Константин Батюшков в Париже»).
П. В. Засодимский

2 произведения по выбору (напр.: «Заговор сов», «Сказка», «Перед потухшим камельком», «Из жизни лесной стороны» – фрагменты, «Лесное царство» – фрагменты).
А. В. Круглов

1 стихотворение и 1 рассказ по выбору (напр.: стихотворения – «Старый рыболов», «Слово», «Молитва»; рассказы – «Отверженный», «Друзья»).
В. А. Гиляровский

2 произведения по выбору (напр.: прозаические произведения – «Один из многих», «Мои скитания» – фрагменты; стихотворения – «Прометей», «Владимирка – большая дорога», «Стенька Разин»).
^ Поэты и прозаики Вологодского края, XIX век (помимо основного перечня)
5 произведений разных авторов по выбору (напр.: произведения П. А. Межакова, Н. Ф. Бунакова, Н. А. Иваницкого, Ф. А. Арсеньева, М. М. Куклина, А. А. Брянчанинова, Ф. П. Савинова, П. Е. Вересова, коми поэта И. А. Куратова и др.).
^ Литература XX века
Н. А. Клюев

3 стихотворения по выбору (напр.: «Старуха», «Не в смерть, а в жизнь введи меня…», «Уже хоронится от слежки…», «Рожество избы», «Слезный плат»).

И. Северянин

3 произведения по выбору (напр.: «Весенний день», «Хвала полям», «Запевка», «Сияет даль», «Роса оранжевого часа» – фрагменты).

А. А. Ганин

3 стихотворения по выбору (напр.: «Где в лесные купели-затоны…», «Ушла слепая ночь, а день еще далеко…», «Покос», «Памяти деда», «Заря в грозе. Помедли, путник смелый»).

В. Т. Шаламов

2 произведения по выбору (напр.: рассказ «Пава и дерево», «Четвертая Вологда» – фрагменты; стихотворения – «Я забыл погоду детства…», «Сосны срубленные», «Аввакум в Пустозерске»).

А. Я. Яшин

1 рассказ и 2 стихотворения по выбору (напр.: рассказы – «Когда мы уедем?», «Старый валенок», «Угощаю рябиной»; стихотворения – «Деревня Блудново», «Москва – Вологда», «Родные слова»).

В. Ф. Тендряков

1 произведение по выбору (напр.: «Пара гнедых», «Параня», «Хлеб для собаки», «Весенние перевертыши», «Три мешка сорной пшеницы»).

С. С. Орлов

3 произведения по выбору (напр.: стихотворения – «Его зарыли в шар земной…», «Утрами травы розовеют в росах…», «Монолог воина с поля Куликова», «Мытье полов», киносценарий «Жаворонок»).

В. П. Астафьев

2 произведения по выбору (напр.: рассказы «Гуси в полынье», «Конь с розовой гривой», «Далекая и близкая сказка», «Звезды и елочки», «Жизнь Трезора»).

И. Д. Полуянов

1 произведение по выбору (напр.: «Кирик и Аленка», «Месяцеслов», «Рябой», «Последний круг», «Между росами»).

В. И. Белов

2 произведения по выбору (напр.: «За тремя волоками», «Бухтины вологодские» – фрагменты, «Скворцы», «Рассказы о всякой живности» – фрагменты, «Лад» – фрагменты).

Н. М. Рубцов

3 стихотворения по выбору (напр.: «Русский огонек», «Душа хранит», «Привет, Россия», «Ночь на родине», «Ферапонтово»).

А. А. Романов

3 стихотворения по выбору (напр.: «Смотрю опять…», «Тетерев», «Русский язык», «Герасим», «За окном всю ночь кипело…»).

О. А. Фокина

3 стихотворения по выбору (напр.: «Как же ты пахнешь, родная земля…», «Простые звуки родины моей…»,

«Оратай», «Родник», «Храни огонь родного очага…»).

^ Поэты и прозаики Вологодского края, XX век (помимо основного перечня)
5 произведений разных авторов по выбору (напр.: произведения И. В. Евдокимова, Б. А. Непеина,

В. С. Железняка, К. И. Коничева, С. В. Викулова, М. Н. Фарутина, Ю. М. Леднева, В. В. Коротаева,

А. В. Петухова и др.).
^ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Роль художественной словесности в культурной жизниВологодского края. Факторы, способствующие ее развитию, отражение в ней явлений и процессов, определяющих движение русской литературы в целом. Тематическое и жанрово-родовое разнообразие творчества вологодских писателей, нравственный смысл темы родного края, темы крестьянства и темы детства в их произведениях. Знаменитые писатели-

вологжане. Богатство литературной жизни на территории Вологодского края. Многообразие связей русских писателей с Вологодским краем. Участие в литературной жизни Вологодского края финно-угорских народностей, живущих на его территории. Литературные достопримечательности Вологодчины. Образ Вологодского края в литературе.

^ Устное народное творчество

Вологодский край – центр собирания устного народного творчества. Выдающиеся фольклористы, работавшие на его территории. Издание памятников вологодского фольклора. Условия бытования устного народного творчества, причины его долгой сохранности в Вологодском крае. Воплощение особенностей культуры северного русского крестьянства в произведениях фольклора. Многообразие жанров, использо-

вание традиционных сюжетов, мотивов и художественных средств в народном творчестве Вологодского края. Основные принципы собирания произведений фольклора. Литературная обработка фольклорных текстов и использование вологодскими писателями художественных средств устного народного творчества.

^ Древнерусская литература

Вологодский край – один из культурных центров Древней Руси. Деятельность монастырей и подвижников Православной церкви на его территории («Северная Фиваида»). Монастыри и города – центры древнерусской книжности Вологодского края. Патриотический и духовно-просветительский пафос средневековой словесности, летописание и агиография – основные ее жанры на территории Вологодчины. Отражение важнейших событий истории Руси в памятниках средневековой литературы, создававшихся здесь. Жития вологодских святых, их соответствие жанровому канону, воплощение в них христианского мировоззрения, высоких нравственных идеалов. Древнерусские сюжеты в творчестве вологодских писателей.

^ Литература XIX века

Разнообразие литературной жизни на территории Вологодского края в XIX веке. Участие в ней представителей разных сословий (дворяне, духовные лица, разночинцы и крестьяне). Роль учебных заведений, местной периодической печати и ссыльных литераторов в поддержании интереса к

литературным занятиям. Уроженцы Вологодской губернии в литературных кругах Москвы и Петербурга. Гражданские мотивы, культурно-просветительский пафос и гуманистические идеалы в произведениях писателей Вологодского края. Социальная и нравственно-психологическая проблематика,

идейно-художественные принципы романтизма и реализма в их творчестве. Связь писателей Вологодчины с «народолюбием», «народознанием» и народничеством, характерными тенденциями русского общественного сознания середины и конца XIX века. Тема родного края в их творчестве.

^ Литература XX века

Отражение в творчестве писателей Вологодского края основных событий истории России ХХ века. Тесная связь прошлого и настоящего, классические традиции и новые течения в литературе региона. Любовь к родному краю – ведущий мотив в произведениях писателей-вологжан, наделение этого мотива глубоким нравственным смыслом. Склонность к подробному изображению быта, к очерковой манере изложения, к использованию диалектных особенностей языка Вологодчины. Картины северной природы и животного

мира. Яркие характеры земляков, образы родного дома и описания крестьянского труда. Тема России и «малой родины». Тема детства и возвращения к истокам. Тема Великой Отечественной войны. «Деревенская проза» и «тихая лирика». Вологодская литературная школа, широкое общественное признание ее заслуг. Вологодские писатели – лауреаты государственных премий.
^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Авторская позиция

Бытописание

Вологодская школа

Вологодский край

Государственная премия

Гуманизм

Деревенская проза

Диалект

Древнерусская литература

Жанр

Жанровый канон

Житие

Летописание

Литература

Литературные жанры

Литературная достопримечательность

Литературная обработка

Литературное краеведение

Литературный род

Малая родина

Мифологический рассказ

Мифология

Мотив

Нравственно-психологическая проблематика

Нравственный идеал

Памятник литературы

Памятник фольклора

Патриотизм

Пафос

Пейзаж

Персонаж

Предание

Проблематика

Реализм

Романтизм

Русский Север

«Северная Фиваида»

Собирание фольклора

Социальная проблематика

Тема

Тихая лирика

Традиционная культура

Традиция

Устное народное творчество

Финно-угорские народы

Фольклор

Фольклорные жанры

Характер

Христианство

Язычество

Художественные средства
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы Вологодского края ученик должен знать:

– наиболее важные особенности художественной словесности региона;

– содержание изученных произведений фольклора и литературы;

– основные факты жизни и творческого пути К. Н. Батюшкова, А. Я. Яшина, В. П. Астафьева, Н. М. Рубцова,

В. И. Белова;

– литературные места Вологодчины;

– не менее 5 стихотворений поэтов Вологодского края наизусть;

– предусмотренные региональным стандартом понятия;

- быть готовым применять к включенному в учебную программу материалу умения и навыки, названные в разделах «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений» и «Требования к уровню подготовки выпускников» (подразделы «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни») федерального стандарта основного общего образования по литературе.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона. Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в ее ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней.

Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения. Проблематике, с ней связанной, посвящаются и внеклассные мероприятия. Обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края» в 9 классе (по 17 часов ).

На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану. В программу включены авторы и произведения, отобранные с учетом принципов культурной репрезентативности, художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 9 класса. Для изучения предлагается материал, представляющий разные стадии и эпохи истории художественной словесности: устное народное творчество, литература Древней Руси, XIX и ХХ веков. При этом задача воссоздания

единой, сквозной, хронологически последовательной истории литературы Вологодского края в программе не ставится.
^ ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

(17 часов)
К. Н. Батюшков (3 часа)

К. Н. Батюшков – выдающийся поэт начала XIX века. Основные вехи его жизни и творчества, роль в истории русской литературы, дружеские связи с литераторами-современниками, влияние на становление таланта А. С. Пушкина. Участие Батюшкова в литературной жизни, в расширении выразительных возможностей русского языка, благозвучие его стихов. Памятные места Вологодчины, связанные с именем Батюшкова. Стихотворение «Беседка муз»: противопоставление скромного усадебного быта и занятий искусством – богатству, знатности и славе. Стихотворение «К Дашкову»: картины бедствий войны и патриотический подъем, вызванный ими в душе лирического героя. «Песнь Гаральда Смелого» – поэтическая обработка исторического сюжета. В. Г. Белинский о Батюшкове, образ Батюшкова в произведениях русских поэтов. Стихотворение А. А. Романова «Константин Батюшков в Париже».
П. В. Засодимский. «Перед потухшим камельком» 2 часа

П. В. Засодимский – писатель-демократ, продолжатель традиций критического реализма в литературе. Идейная направленность рассказа «Перед потухшим камельком», обличение в нем буржуазного эгоизма, основанного на стремлении к личному благополучию и отношении к другим людям как средству достижения этого благополучия. Отчетливое проявление в тексте авторской позиции. Своеобразие построения

рассказа: повествование от лица человека, антипатичного автору. Неубедительность самооправданий главного персонажа. Образный смысл заглавия. Драматизм судьбы Леночки Неведовой. Оценка рассказа Л. Н. Толстым.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Назначение документа iconПлан-конспект урока Информационный блок «Коллекция авторских уроков»...
...

Назначение документа icon1. Назначение документа
Содержит требования, предъявляемые к компоненту “Сетевая игра “Морской бой” и исходные данные, необходимые для реализации указанных...

Назначение документа iconКто это сей кипарис?
В чем состоит назначение поэта? И, вообще, существует ли оно, это назначение? Слово какое казенное вывернулось – «назначение!», и...

Назначение документа iconТематический план назначение и классификация текстовых процессоров
Рассматриваются текстовые процессоры и работа с использованием текстового процессора Microsoft Word. Описана технология подготовки...

Назначение документа iconПриступая к изучению автомата, руководитель сообщает учащимся его...
Назначение: 7,62мм модернизированный автомат Калашникова является индивидуальным оружием, предназначен для уничтожения живой силы...

Назначение документа iconПояснительная записка Назначение кабинета
Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по...

Назначение документа iconНазначение Андрей Кабанов стал уполномоченным по правам человека
Его назначение стало главным вопросом пленарного заседания областной думы. Интересно, что при обсуждении кандидатуры Кабанова в зале...

Назначение документа iconНа перечисление неналоговых доходов
Оформление одного расчетного документа допускается только по одному виду дохода согласно классификации доходов бюджетов Российской...

Назначение документа iconЛекция курса «Духовнонаучная психология»
Ввиду этой цели, нам предстоит проникнуть в суть одного замечательного документа, дошедшего до нас из правремен израильской истории,...

Назначение документа iconПрограмма вступительных испытаний творческой направленности по специальности...
Хоровое дирижирование осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница