Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В




Скачать 72.68 Kb.
НазваниеРосійська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В
Дата публикации19.10.2014
Размер72.68 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > География > Документы

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В. І. Стативка, К. І. Бикова, – Чернівці: Видавничий дім «Букрек», 2005


Предмет:

Класс:

Тема:
Цели и задачи:

Тип мастерской:

Индуктор:
Оборудование:

Русский язык

6

Р. д. Типы речи (повторение и углубление знаний). Подснежник.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения строить тексты разных типов речи;

развитие навыков владения приемами умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, синтеза;

развитие ассоциативного мышления, эстетического вкуса;

воспитание творческой личности, способной видеть, чувствовать и ценить прекрасное
Творческая

Фрагменты пьес П. И. Чайковского из цикла «Времена года»: «Март», «Апрель»;

Пьесы П. И. Чайковского: «Март», «Апрель»;

репродукции картин Грицай Н. «Подснежники», Литвинова Б. «Подснежники», Лукиянова В. «Подснежники», Лавровой С. «Подснежники»;

раздаточный материал: тексты для наблюдения.

^ Ход мастерской

I Индукция

– У природы четыре времени года. И мы с вами по-разному чувствуем, живем весной, летом, зимой, осенью. Сейчас прозвучит пьеса П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Попробуйте узнать, какое время года изобразил композитор (звучит запись пьесы «Март»).

– Догадались: весна. Составьте ассоциативный ряд к этому слову.

– Распространите слова – ассоциации определениями, чтобы получилось словосочетание.

– А теперь обменяйтесь тетрадями, подчеркните те слова в ассоциативных рядах, которые у вас совпали.

– Какие слова повторяются чаще всего? (Почки, ручьи, проталины, подснежники, ландыши, скворцы…)

– А теперь послушайте фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Апрель».

Как вы думаете, какое слово из вашего ассоциативного ряда является вторым названием пьесы и темой нашего урока?

– Итак, тема нашего урока «Подснежник». Я думаю: вам нравится этот цветок. Он никого не оставляет равнодушным, его воспевают в музыке, ему посвящают стихи, его рисуют художники.

^ II Самоконструкция

– Подберите синоним к слову «подснежник» (Первоцвет).

– Разберите данные слова по составу.

– О чем нам поведало название цветочка?

^ III Социоконструкция

– А теперь снова обратимся к пьесе П. И. Чайковского «Апрель» – «Подснежник». Послушайте пьесу и оформите ваши мысли, чувства, ощущения в виде таблицы.



подснежник


Слышу Вижу Чувствую

Работа в парах: Чтение, обсуждение, дополнение записей в таблице.

Промежуточная рефлексия: учащиеся презентуют результаты коллективной деятельности: Подснежник – нежный, хрупкий, беззащитный, и музыка такая же нежная, мелодичная. В ней преобладают динамические оттенки пиано, музыка звучит тихо: цветочек – тихий незаметный. Но подвижный, динамичный темп музыки рассказывает нам, как стремился цветочек к свету, солнцу, сколько сил потратил на этом пути.

– К каждой своей пьесе П. И. Чайковский подбирал эпиграф. Эпиграфом к пьесе «Подснежник» стало стихотворение А. Майкова.

Работа в парах

Прочитайте стихотворение, выполните задания и дополните таблицу наблюдений новой информацией.
Голубенький, чистый

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы о горе былом,

И первые грезы о счастье ином.
– Каким рисует поэт подснежник? (Голубенький, чистый)

– Определите суффикс в слове «голубенький». Каково его значение? (суффикс – еньк – уменьшительно-ласкательный. Поэт восхищается цветочком, но беспокоится, сможет ли он выстоять перед теми испытаниями, с которыми столкнется на земле: ведь он такой хрупкий, слабый).

– А какие прилагательные подобрал автор к слову «снежок»? (Последний, сквозистый)

– Выделите суффиксы в словах «снежок», «сквозистый». Какова их смысловая нагрузка?

– Подберите синонимы к прилагательному «сквозистый».

(сквозистый – пористый, подтаявший)

– Выпишите из стихотворения слова-антонимы. Что нового они вносят в нарисованную автором картину?

(Горе – счастье, былом – ином. Все плохое для подснежника позади, в прошлом, а впереди – только счастье).

Промежуточная рефлексия: после обсуждения и коррекции учащиеся озвучивают дополнения, внесенные в таблицы наблюдений.

^ IV Социализация.

– Мы с вами наблюдали, каким увидели подснежник поэт, композитор. А сейчас попробуйте рассказать о подснежнике вы, обобщив все, о чем узнали сегодня на уроке.

– Внимательно прочитайте задания, выберите то, которое вам понравилось. Выбрав задание, объединитесь в группы по 5 человек и начинайте его выполнять.

^ Работа в группах:

1. Напишите стихотворение «Я – подснежник».

Требования:

Каждая нечетная строка начинается словами «Я – подснежник» (всего – 5-6 строчек).

2. Составьте высказывание о подснежнике.

  • Одно слово – тема (то, о чем будет идти речь)

  • Два слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • Три слова, которые отвечают на вопрос что делает? что делал?

  • Четыре слова – предложение о своем отношении к предмету.

  • Одно слово – заключение.




Образец:

Город

Каменный, многолюдный.

Гудит, движется, живет.

Хорошо бродить по его улицам.

Люблю!

^ 3. Сделать рисунки к теме «Подснежник»

V Афиширование

Выполненные работы предлагаются всем участникам мастерской.
Образцы работ:

Я – подснежник

Голубой цветочек.

Я – подснежник

Солнышку привет.

Я – подснежник

Хрупкий стебелечек

Я – подснежник

И увидел свет.

Я – подснежник

Нежный, беззащитный.

Я – подснежник

Первоцвет.

Я – подснежник

Солнышко люблю.

Я – подснежник

Жить хочу!

  • Подснежник

  • Хрупкий, нежный.

  • Выглядывает, дышит, радуется.

  • Восхищаюсь мужеством голубого цветка.

  • Жизнь.

VI – Вот таким – нежным, хрупким, сильным и мужественным – увидели подснежник вы. А теперь давайте обратимся к репродукциям художников: А. Грицай, Б. Литвинова, В. Лукиянова, С. Лавровой.

Рассмотрите внимательно репродукции. Сравните изображенное художниками и вами. Совпадает ли ваше видение цветка с тем, что изобразили они? (Учащиеся сравнивают, находят сходство и различия, делают вывод о том, что подснежник нужно любить и беречь, ведь он так нуждается в нашей защите).

– Ребята, вы правы этот цветок нуждается в нашей защите, он занесен в Красную книгу. И только мы можем сохранить этот подарок природы для будущих поколений.

Чтение учителем стихотворения. З. Александровой «Подснежник».

– Послушайте стихотворение и определите основную мысль:

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора.
И вылез… Но кругом все тихо.

Соседей нет, он первый здесь,

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки…

Опять зима, а не весна,

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»
VII Рефлексия (метод «Микрофон»)

– Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

– Что для вас было необычным?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Комфортно ли вы себя чувствовали?

– Изменилось ли ваше отношение к первоцветам?

VIII Домашнее задание:

1. Представьте, что вы – подснежник. Напишите сочинение, опишите, что чувствует цветок, появившись из-под снега.

2. Создайте слайд-шоу к теме «Подснежник».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconКалендарное планирование по литературе в 11- б классе с русским языком обучения
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання Література (російська та світова). Інтегрований курс...

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconКалендарное планирование по литературе (интегрированный курс) в 10,11 классах
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання Література (російська та світова). Інтегрований курс...

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconПрограма 5 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням...
Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя...

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconПроект навчальної програми для загальноосвітніх навчальних закладів...
Современный курс русского языка в 5-9 классах – школьная дисциплина, предполагающая изучение языка как средства познания, общения...

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconПівденний філіал Національного університету біоресурсів І природокористування України
Даний список включає в себе бібліографічні описи книг, виданих у Болгарії, Угорщині, Естонії, Латвії, Італії, Югославії мовою оригіналу,...

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconПерелік білетів для проведення державної підсумкової атестації з...
Увага! Державна підсумкова атестація в основній школі проводиться у відповідності до листа монмолодьспорту №1/9-92 від 08. 02. 13...

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В icon5 клас з українською мовою навчання Світова література
Вивчити вірш на вибір М. Ю лермонтова «Горные вершины», Гёте «Нічна пісня мандрівника»

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconРозвиток творчих компетентностей учнів через використання інтерактивних...
Комунальний заклад «Середня загальноосвітня школа №4 з класами вечірньої очної форми навчання м. Тернівки»

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconМихайлов В. В., Яблучанский Н. И (редакторы Н. И. Яблучанский и М....
Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным пред­варительным, при поступлении...

Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання /Н. Г. Озерова, Г. О. Михайлов-ська, А. В. Давидюк, В iconРод и число имен существительных
Оборудование: репродукции картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Осень в Киеве» Н. Глущенко, «Осень. Веранда» С. Жуковского, «Октябрь»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница