Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна




Скачать 81.94 Kb.
НазваниеТема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна
Дата публикации11.10.2014
Размер81.94 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > География > Урок
Этика 3 класс (Второй год обучения).

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна.

Цель урока:

1.Дать понятие слов: красота, вдохновение, радость, тайна.

2.Способствовать формированию понятия взаимодействия двух культур - Природа и Человек по законам Красоты и Добра.

3.Воспитывать уважительное отношения к природе, как к живому существу.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Тему нашего урока вы определите, когда послушаете сказку Василия Александровича Сухомлинского. (В.А Сухомлинский родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. Участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».)

Послушайте сказку В.А.Сухомлинского, подумайте, о чем она. (Слайд 2)

(Учитель читает сказку до слова «вечна».)

^ Пошел маленький мальчик в лес. Встретил Старика, идущего из леса. Старик шел усталый, но радостно улыбался.

- Почему вы улыбаетесь, Дедушка? – спросил Мальчик. – Наверное, в лесу есть что-то хорошее?

- Да, Мальчик, в лесу есть Красота, Вдохновение, Радость, Тайна. Я увидел их, и мне захотелось жить еще много, много лет.

Мальчик побежал в лес. Посмотрел вокруг себя. Все красиво: и дуб могучий, и ель нарядная, и ива плакучая, и береза белокорая. Но самым красивым показался мальчику маленький цветок фиалки. Он поднял из травы свою синюю головку с фиолетовым глазом и с изумлением смотрел на мальчика.

- Это Красота, - тихо прошептал Мальчик.

Прислушался Мальчик и услышал далеко-далеко тихую песню дикого голубя: тур…тур… И в это мгновение вспомнилось Мальчику что-то ласковое и доброе. Вспомнились Мальчику материнские руки. Захотелось ему самому спеть песню о маме.

- Это Вдохновение, - тихо прошептал Мальчик.

Еще пристальнее посмотрел Мальчик вокруг себя. Ярко сияло солнышко, высоко в синем небе летели птицы, до самого горизонта плыли зеленые волны леса..

- Как хорошо, что я все это вижу и чувствую, - подумалось Мальчику.

- Мир – это Радость, жить – жить Радость. Но где же Тайна?

^ Долго, очень долго присматривался и прислушивался Мальчик, но Тайны не заметил.

Пошел Мальчик в лес и на второй день. Опять встретил Дедушку, идущего из лесу. Рассказал Мальчик, как он встретился с Красотой, Вдохновением и Радостью, а вот с Тайной и не встретился.

- Дедушка, где же Тайна?

Дедушка загадочно улыбнулся и ответил:

- Доживешь до седых волос, - увидишь Тайну.

Прошло много лет. Мальчик вырос, стал взрослым человеком. Он женился, вырастил детей, и дети его стали взрослыми. Стал он седым Стариком.

Пошел однажды Старик в лес. Много лет прошло с тех пор, как маленьким Мальчиком услышал он слова о Красоте, Вдохновении, Радости и Тайне. И вот теперь вспомнились ему слова Старика. Первое, что увидел в лесу, - изумительно красивую фиалку в зеленой траве.

- Это тот же цветок, который я видел здесь много лет назад, - подумалось Старику. – Неужели он вечный?

Прислушался Старик: так же шепчет трава, шелестят листья. Поднял он голову и увидел: плывут белые облака, летят журавлиные клины в синем небе…

- Так вот в чем Тайна, - догадался Старик. – Красота ….. (вечна).

2. Учитель:

- Каким словом можно закончить сказку? ^ Красота – вечна!

Если вам понравилась сказка, то чем? Как вы поняли, о чем эта сказка?

(Ответы детей)

- Да, эта сказка о лесе, о человеке и природе, о том, что она живая. Каждый может увидеть что-то красивое и удивительное. А удивительным может стать самое, казалось бы, обычное, что встречается на каждом шагу. Каждый может увидеть и услышать.

3.Работа с текстом. (Листы с текстом сказки у учащихся на партах. Учитель предлагает открыть текст.)

Учитель:

- Какое чудо может произойти с человеком, способным увидеть красоту? Найдите в тексте слова Старика, мальчика.

(Старику захотелось долго жить. Мальчик испытал радость, восторг от увиденного, ему стало очень хорошо. Услышав воркование голубя, он вспомнил самое дорогое – маму, ее нежные руки, и ему захотелось спеть песню о маме.)

- Какое определение дал мальчик своему состоянию? (Вдохновение.)

Вслушайтесь в это слово, произнесите его. От какого слова оно родилось? (Вдох, дыхание.) Человек ни минуты не может прожить без воздуха. Иногда говорят о чем-то очень важном: «Мне это надо как воздух.»

- Часто ли дедушка ходил в лес? Зачем он ходил, ведь ему было уже трудно?

- Конечно, он шел усталый, годы уже не те, но он улыбался. Бывая в лесу, он черпал силы, хорошее настроение.

-Что он видел в лесу? Почему шел в лес снова и снова? Казалось бы, все уже видел, все уже давно знакомо?

- Каждый день он видел Красоту, чувствовал Вдохновение, испытывал Радость, познавал Тайну. Каждый день он видел и чувствовал лес по-новому.

- Каким словом можно заменить слова «видел, слышал» что-то новое для себя?

-Он для себя что-то новое открывал. Своими открытиями он поделился с мальчиком. А что интересно смог увидеть мальчик?

- Что интересного открыл для себя мальчик? (Читать по тексту.)

- Чего мальчик не увидел? (Тайны.) Когда он увидел ее?

- Есть тайны, к которым человек может идти всю свою жизнь, и это делает его жизнь интересной, значимой, осмысленной, и не только для него самого, а и для других людей. На всю жизнь остался в памяти мальчика старик, который встретился ему в лесу и поделился своими открытиями. В.А.Сухомлинский поделился с нам. А вы, если сегодня наш разговор не оставил вас равнодушными, поделитесь своими открытиями с другими. Как же называется рассказ? Запишите его название красиво. Обратите внимание, как автор эти слова написал в сказке? (Каждое слово – предложение.)

^ Красота. Вдохновение. Радость. Тайна. ( Слайд 3)

4.Что же означают эти слова? (Ответы учащихся, затем открыть определение)

Красота.

Это то, что поражает наше воображение, наш взгляд, заставляет любоваться, восхищаться, наслаждаться.

Вдохновение.

Это появление желания что-то сделать хорошее, радостное.

Радость.

Это ощущение, осознание гармонии в своей жизни.

Тайна.

Это стремление к познанию, к открытиям, способность видеть новое в привычном.

- Что же помогло человеку (старику, мальчику) открыть новое в привычном? (Общение с природой.)

- Общение с природой помогло и старику и мальчику обрести особое человеческое свойство – способность открывать, т.е. видеть, слышать, чувствовать новое, а значит, и мыслить по-новому. Не только предметы природы (фиалка, дикий голубь, солнышко, зеленые волны леса) открыли для себя герои сказки, но и новые слова, которые вошли в их речь, в их жизнь.

. Человек становится по-настоящему счастлив лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. Назовите еще раз эти слова.

5. А какие по характеру люди способны увидеть «живую» красоту и ощутить Радость и Вдохновение? (Добрые, внимательные, чуткие, отзывчивые.) Природа для таких людей может стать особым местом Красоты, Вдохновения, Радости, Тайны. Мир так огромен и прекрасен. Человек ощущает, что ему хочется поделиться с другими своими открытиями. Наверное, поэтому люди пишут стихи, картины, музыку.

6.Учитель:

- Я хочу вам рассказать об одном таком человеке - талантливом художнике Исааке Ильиче Левитане. (Слайд 4)

Он прожил очень короткую жизнь (1860-1900), но успел многое сделать (около 1000 картин, этюдов, рисунков, эскизов менее чем за четверть века), поделиться с нами своими открытиями. Этот художник умел видеть удивительное в обычном. «Чуждый халтуре и отнюдь не удовлетворенный уровнем своего мастерства, Левитан в начале 1880-х годов продолжал углубленное изучение природы и основ изобразительного искусства, стремясь приблизиться к идеалу, выраженному в его любимом стихотворении Евгения Баратынского "На смерть Гете": (Бялыницкий-Бируля В.К.)

"С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна..."


И о самом художнике можно так сказать: «С природою одною жизнью он дышал…»

Посмотрите на эту картину (слайд 5 «Март» И.И.Левитана), как вы думаете, как она называется, почему? Что же могло так поразить автора? Левитан мало писал зиму, снег, больше любил писать лето, весну. А здесь еще зима, но мы чувствует приближение весны. Трудно сказать, что так поразило автора, значит, нам надо учиться быть внимательными, наблюдательным, научиться слушать свое сердце.

- Известный художник, литератор Александр Бенуа так писал о Левитане: «Лишь с появлением картин Левитана поверил в красоту русской природы, а не в «красоты. Оказалось, что прекрасен холодный свод неба, прекрасны сумерки, алое зарево закатного солнца и бурые весенние реки… прекрасны все отношения ее особенных красок. Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые.»

- Что вы видите на этой картине? Что вас тронуло в ней, удивило?

(Учитель дополняет ответы детей. Дает краткий анализ произведения.)

«Средствами живописи в картине вызываются не только зрительные, но и неслышимые звуковые и обонятельные ощущения.

Пригревает солнце, от его лучей съеживается снег на крыше крыльца, углубляются и темнеют на тропинке следы от ног. Но, глядя на "Март", мы словно еще слышим все шорохи и звуки природы, ее дыхание, шелест прозрачных ветвей деревьев, пение капели. Рыхлый, тяжелый пласт снега на покатой крыше, кажется, вот-вот соскользнет вниз, и мы услышим гулкий шум от его падения.» Н.А.Ионина

7.Послушайте еще одно удивительное произведение человека, который умел слушать голос природы и написал много замечательных произведений. Кто учится в музыкальной школе, не раз слышал это имя, а может, знает это произведение. (Клип «Вальс цветов» П.И.Чайковский). (Слайд 6 – по щелчку на желтом слайде. Прослушать часть произведения.)

8.(Слайд 7) Петр Ильич Чайковский русский композитор родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Писатель В.Федоров о композиторе: «Чайковский раскрывал глубокий внутренний мир человека, его музыка проникнута глубоким лиризмом и тонким психологизмом».

Если вы захотите более подробно рассказать о П.И.Чайковском, И.Левитане, В.Сухомлинском – найдите материал в книгах, в интернете, а на следующем уроке можете рассказать, что еще интересного вы узнали об этих удивительных людях.

8.Обобщение.

Я надеюсь сегодняшний урок не оставил вас равнодушными. Какие слова вы услышали, что они обозначают? (Слайд 8) В. А. Сухомлинский писал: « Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».

О каких удивительных людях вы узнали? Надеюсь и вам захотелось что-нибудь написать: рассказ, стихотворение, сочинение, нарисовать картину, а может выполнить другую работу (аппликацию, вышивку и пр.)

Петрова С.И. МОУ «Средняя школа № 12» г.Псков

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconТема урока Красота природы в японской лирике. Цель урока
Познавательные ууд: познакомить детей с такой малой поэтической формой как хокку или хайку

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconЧто такое искусство?
Что такое искусство? Создание н о в о г о, обогащающего душу, дающего р а д о с т ь художнику и нам, воспринимающим его творения....

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconТема: Красота внешняя и внутренняя
Всегда ли у человека должна присутствовать и красота внутренняя, и красота внешняя?

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconКлассный час «Красота спасет мир, а доброта его сохранит»
Для чего? От этого светлеет на душе и человек радуется. Сама природа дает нам эту красоту. Тема нашего классного часа «Красота спасет...

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconКнига о совести. Часть : Красота радость жизни. Человек это сила...
Книга о совести. Часть : Красота радость жизни. Человек это сила духа. Симферополь: Издатель А. П. Выродов, 2003. 112 с

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconУрок обобщения и систематизации полученных знаний
Тема урока: «Что есть красота» (Повторение и закрепление знаний, умений и навыков)

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconУрока русского языка в 5 классе по теме «Тайна исчезновения знаков препинания»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Тайна исчезновения знаков препинания» (30. 04. 14)

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconМеждународный Фестиваль творчества «Вдохновение-2012» вновь собирает таланты!
Приглашаем Вас принять участие в V международном фестивале творчества «вдохновение»!

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна iconУрока Тема: Народные промыслы России
Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний

Тема урока: Красота. Вдохновение. Радость. Тайна icon«Покорите птиц зимой» Ведущий
Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница