«Непроизносимые согласные в корне слова»




Скачать 214.99 Kb.
Название«Непроизносимые согласные в корне слова»
Дата публикации09.01.2015
Размер214.99 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Информатика > Урок

Рождественская Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» города Гай Оренбургской области



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название УМК ____«Планета знаний»_____ Предмет ____Русский язык_______________ Класс____2___

Тема урока «Непроизносимые согласные в корне слова»_____________________________________________________________

Место и роль урока в изучаемой теме ____________1-й урок в теме «Орфограммы корня. Непроизносимые согласные»___________________

Тип урока _______урок ознакомления с новым материалом_____________________________________________________________________

^ Цель урока: объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, показать способ проверки непроизносимых согласных; повторить ранее изученные орфограммы корня слова;____________________________________________________________________________________

^ Задачи урока:

  • Научить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова;____________________________

  • Составить алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными;________________________________________________

  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление;________________________________________

  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;______________________________________________________

  • Воспитывать уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.___________________________________

Оборудование: компьютер, учебник русского языка (автор: Желтовская Л.Я.); компьютер, проектор, экран, тетрадь на печатной основе; сигнализаторы для осуществления обратной связи, вееры с изображением парных согласных, музыкальная запись, опорные таблицы.


Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

Организационный момент.


1мин.

Звонкий прозвенел урок,

Начинается урок,

Ты сиди за партой скромно

И веди себя достойно.











Готовность к уроку

^ Личностные УУД

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.


Чистописания.


, 5 мин



б/п в/ф _н________
- Установите

закономерность

и продолжите строку. (парные согласные)
- Какая буква среди написанных по какому-то признаку «лишняя»? (Н) Почему?

(не парная согласная)

- Тогда почему я её написала? Как она относится к парным согласным? (при проверке парных согласных после согласной должна стоять гласная или буква Н).

- Среди оставшихся пар какая пара тоже отличается от других по какому-то признаку? (Ж/Ш) Почему?

(звуки этих согласных обозначают всегда твёрдые звуки).

- Так как же проверяется парный согласный на конце или в середине слова?

- Так как же проверяется парный согласный на конце или в середине слова?



Словесный

иллюстративный

исследовательский

самостоятельная

самостоятельная групповая групповая групповая РУ фронтальная

Показывает написания правильных соединений букв

Задает вопросы, на развитие логического мышления

Учит обобщать знания

Учащиеся анализируют буквы и отвечают на вопрос учителя

Учащиеся обобщают знания

^ Регулятивные УУД

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

^ Познавательные УУД

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
^ Познавательные УУД

Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.


Орфографическая минутка.

Актуализация опорных знании и умений учащихся

5 мин

2 мин

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

^ Я начну, а вы кончайте

Хором дружно добавляйте.

А)Она нас всех встречает,

Серёжки надевает.

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь … (берёзку). Б) Сладкие крошки

На короткой ножке.

Кто проходит близко,

Кланяется низко. (ягодка).

В) Быть должны всегда в порядке

Твои школьные … (тетрадки).

В) Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).

- Что общего у всех этих слов? (одинаковые части слова: корень, суффикс, окончание)

- Какое слово «лишнее» по какому-то признаку? (ягодка – в нём два слога)

- Какие слова на эту же орфограмму вы услышали в текстах загадок?

показать веерами, какую согласную надо писать в этих словах


словесный

иллюстративный


словесный

частично-поисковый



индивидуальная фронтальная

Загадывает загадки, показывает предметные картинки
(Задание на развитие логического мышления.

Работа со словарными словами)

Учит анализировать, сравнивать, классифицировать,обобщать

Дети называют слова, показывают веером нужную согласную

. Один ученик работает у доски с комментированием, остальные работают в тетрадях




Познавательные УУД

Логические

- построение логической цепи рассуждений;
^ Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные УУД

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Индивидуальная работа

Подготовка к введению новой темы урока


3 мин

^ Индивидуальное задание:

  1. Вставить пропущенные буквы в словах:

Гла…кая обло…ка

Лё…кая вя…ка

Бли…кие заморо…ки

Кре…кая дру…ба

Ро…кая бере…ка ^ 2) Разобрать слова по составу:

Избу…ка

Зам…ро..ки

Закла…ка

Электр…во…

К…рму…ка
3, 4, 5 ученики работают по индивидуальным карточкам.

- Какие же правила русской орфографии учат нас писать корень слова правильно? (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, …)

На экране слайд №1 (постепенно в схеме появляются названия орфограмм по мере того, как ученики их называют. При этом третье окошко не заполнено пока).




Иллюстративный

фронтальная индивидуальная самостоятельная

Даёт инструкцию по выполнению заданий

(Индивидуально – дифференцированные задания на повторение материала)


Дети работают у доски

Познавательные:

Навыки самостоятельной работы

^ Познавательные УУД

Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.


Сообщение темы и цели урока.


Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа по теме.



20 мин

-А как вы думаете, всё ли мы с вами знаем о правописании корня слова?

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним «золотым» правилом русской орфографии, позволяющим грамотно писать корень слова

Составьте из данных слов предложение:

(слова написаны на карточках для того, чтобы было удобно их переставлять на новые места)

^ ПРИНОСИТ, ТОТ, ДРУГИМ, КТО, СЧАСТЛИВ, СЧАСТЬЕ

- Запишите это предложение.

- К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим).

- Назовите в этой пословице однокоренные слова.
- Объясните знакомые орфограммы.

- В каком слове согласный звук не произносится, но буква. Обозначающая этот согласный звук пишется? (СЧАСТЛИВ).


словесный

исследовательский

Иллюстративный

самостоятельная самостоятельная самоь групповая самостоятельная

самостоятельная самостоятельная

Создает проблемную ситуацию

Даёт инструкцию по выполнению заданий



Формулируют тему урока

Учащиеся работают с деформированным предложением,

рассуждают о смысле о пословицы, приводят примеры из жизни

^ Регулятивные УУД

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.


Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
^ Личностные УУД

Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.








-В каком слове согласный звук не произносится, но буква, обозначающая этот согласный звук пишется? (СЧАСТЛИВ).
- Как вы думаете, как называется эта новая орфограмма, с которой мы будем работать на сегодняшнем уроке? (непроизносимая согласная).
- Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (СЧАСТЬЕ).
- Кто же сможет сформулировать правило проверки непроизносимых согласных в корне слова?
^ Чтение правила на странице 115 учебника.
На экране слайд №2 (четверостишье о способе проверки непроизносимых согласных):


словесный

частично-поисковый

иллюстративный

г фронтальная

Подводит учащихся к формулировке темы урока

Работа с компьютером

Учащиеся сами формулируют учебную задачу урока

Учащиеся формулируют правило о правописании непроизносимой согласной в корне слова, а затем читают его в учебнике

Чтение четверостишья и его запоминание

^ Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Логические познавательные УУД

Синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

^ Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

Ознакомление учеников с инструкцией




^ Выполнение упражнения №226 на странице 115 учебника.
- В каких же сочетаниях вам встретились непроизносимые согласные в словах?

На экране слайд №3. (опорная схема с сочетаниями букв, в которых пишутся непроизносимые согласные):

(сочетания появляются постепенно).

Эти сочетания – это орфограмма, где пишутся непроизносимые согласные.
- А какое интересное сочетание вы заметили в схеме? (СН)
- Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т. И опять на помощь нам придут проверочные слова. О таких словах мы будем говорить позже, будем учиться проверять их и правильно писать.


словесный

иллюстративный

частично-поисковый


ная и самостоятельная



Проверка работы

( выявляет сочетания согласных, в которых пишется непроизносимая согласная)


Работа с компьютерной презентацией


Прописывают сочетания с непроизносимыми согласными

Учащиеся выявляют сочетание, где не всегда пишется непроизносимая согласная

Чтение стихотворения о написании непроизносимых согласных

^ Регулятивные УУД

Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

Познавательные УУД

Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).



Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя




^ А теперь внимание на экран. Перед вами задание по вариантам:

(дифференцированное задание)

На экране слайд №4. (На экране слова с пропущенными непроизносимыми согласными).
Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

^ Можешь ты проверить сам

Своё внимание к словам.
1 группа записывает слова с сочетаниями – сТн -,

2 группа – слова с сочетаниями – зДн – и приписывают проверочные слова, орфограммы подчёркиваем.

3 группа учеников составляют рассказ на тему: «Ёлка наряжается, праздник приближается», используя опорные слова с непроизносимыми согласными:


иллюстративный

групповая

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Нацеливает учащихся на необходимость грамотного письма


При необходимости учитель оказывает помощь


Читают стихотворения о необходимости грамотного письма


Дети самостоятельно выполняют задания по группам, после чего следует самопроверка по компьютерной презентации




^ Коммуникативные УУД

Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группах.

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.







^ ПРАЗ…НИК, СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО

Затем самопроверка:

Раз, два, три, четыре

Начинается игра.

Вы теперь не просто дети,

Вы теперь – учителя!

Начинает Вы теперь не просто дети. Вы теперь – учителя Вы теперь – учителя.

На экране слайд №5.

На экране слайд №6.

На экране слайд №7.

- Посмотрите на экран, прочтите слова, в которых в сочетании – СН не надо писать букву Т, так как её нет в проверочных словах. Проверим эти слова. Об этих словах мы ещё будем говорить на следующих уроках русского языка.




словесный

иллюстративный





Работа с компьютерной презентацией


Дети доказывают, почему они написали такую согласную. Ученики из третьей группы читают получившиеся мини-сочинения по данной теме.




^ Регулятивные УУД

Осуществлять само- и взаимопроверку работ.


Коммуникативные УУД

Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное


Выполнение работы учащимися под руководством учителя




^ Отгадайте загадку:

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене,

Найдётся сразу дело мне. (лестница)

- Есть ли непроизносимая согласная в этом слове?
- Подберите проверочное слово.
- Это слово словарное, эту букву в слове нужно запомнить, её проверить нельзя. Также, как и в слове чувство нужно запомнить согласную букву В. (записать слова в словарики).
- А какие лестницы вы знаете? (каменные, деревянные, верёвочные, железные)

- Составьте предложение с этим словом.
- А теперь письмо по памяти (четверостишье о лестнице).



словесный

частично-поисковый


Ф фронтальная


Загадывает загадку

Беседа о том, какие виды лестниц бывают, показ необходимых иллюстраций

Учащиеся пробуют подобрать проверочное слово и выясняется, что слово это - словарное

Запись словарных слов в словарики

Учащиеся составляют предложение со словарными словами


Письмо четверостишья по памяти

^ Познавательные УУД

Логические

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Закрепление урока.

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

7 мин

^ На экране слайд №8.

- О какой же лестнице здесь идёт речь? (лестница – эскалатор(картинка)).
Запись и взаимопроверка.
- С какой же орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

(с непроизносимой согласной)
- Как же проверить непроизносимую согласную?

- В каких сочетаниях пишется непроизносимая согласная?

- А в каких не пишется?

- Какие словарные слова вы запомнили?

- Назовите «золотые правила русской орфографии»?

- Почему их назвали «золотыми»?


иллюстративный


словесный

Ф фронтальная


Работа по иллюстрации

Учащиеся рассказывают, что это за лестница и где её можно встретить
Проверка выполненной работы друг у друга (взаимопроверка)



^ Личностные УУД

Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

Коммуникативные УУД

Умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать
Познавательные:

общеучебные

Структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

рефлексия способов действия

-навык самоконтроля




Итог урока.


Домашнее задание


2 мин

^ ИГРА «Забей мяч в ворота».

Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов.

^ ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ,

ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ

- Какие мячики не попали ни в какие ворота? Почему?

(интересный, прекрасный, опасный, так как в них

нет непроизносимой

согласной)

- -Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Над чем необходимо работать ещё?

стр.117.,упр.230 (правило, словарные слова повторить).



иллюстративный

частично-поисковый

словесный

част

гр фронтальная

Объясняет правила игры

Учащиеся прикрепляют мячики с написанными на них словами в нужные ворота

Познавательные:

общеучебные

- анализ объектов с целью распределения по признакам

Коммуникативные УУД

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Познавательные УУД

Выполнять задания по аналогии

Регулятивные УУД

Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconКонспект урока в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму...

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Непроверяемые непроизносимые согласные в корне слова
Цель: Сформировать способ действия при написании слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные...

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconУрок русского языка Тема: «Удвоенные согласные в корне слова»
Мальчик- иностранец вместе с нами тоже пытается познавать тайны нашего языка и просит нас «Что сделать?»

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconТема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слов
Тема: Слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, в корне слова (словарные слова)

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconУрока русского языка во 2 классе по теме: «Парные согласные в корне слова»
Русский язык 2 класс (умк «Школа России», «Русский язык» авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова)

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconУрока: изучение нового материала Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconУрока. Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. В. Приходько «Капельные часы»
Цель: учить видеть орфограмму – безударную гласную в корне слова, объяснять ее написание, проводить самопроверку; закрепить ранее...

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconТема. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала
Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные...

«Непроизносимые согласные в корне слова» iconТема: Буквы О, ё после шипящих в корне слова
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница