Инженер знаний




Скачать 191.33 Kb.
НазваниеИнженер знаний
Дата публикации14.01.2015
Размер191.33 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Интеллект способность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам.

  • целенаправленное планирование поведения в меняющейся проблемной среде;

  • перенос деятельности во внутренний план вместо выполнения поведенческих актов;

  • работа с понятийными моделями среды и себя (на основе понятийного отражения);

  • скоординированная совокупность мыслительных/интеллектуальных операций – как абстрактных (метод рассуждения по аналогии), так и конкретных (способ решения определенного типа задач);

^ Искусственный интеллект – область исследований и прикладных разработок, направленных на создание программно-аппаратных средств, способных к решению таких задач, решение которых предполагает применение человеком своих интеллектуальных способностей.

Эксперт

Признанный специалист, обладающий знаниями и опытом решения задач в некоторой конкретной узко-специализированной предметной области
^

Инженер знаний


Человек, занимающийся извлечением экспертных знаний, проектированием, созданием и наполнением базы знаний экспертной системы

Экспертная система (ЭС) – вычислительная система, в которой представлены знания специалистов в некоторой конкретной узко-специализированной предметной области и которая в рамках этой области способна принимать решения (решать задачи) на уровне эксперта-профессионала.

^ Естественный язык - продукт, естественно-исторически возникший из объективных общественных потребностей (в первую очередь из потребности в общении, регу­лирующем совместную и дифференцированную деятельность) на ран­них этапах общественного развития, когда человеческое познание было практически нерефлексивным и ни о каком активном созна­тельном регулировании процесса создания языка не могло быть и речи.

^ Дружественный интерфейс: естественные языковые конструкции и структуры меню (не требуется знание синтаксиса формальных языков общения с компьютером);«интуитивный» уровень взаимодействия с компьютером, не требующий длительного обучения (для профессионала – несколько часов);разнообразные средства общения, пригодные для пользователей различного уровня подготовки (командный язык, меню, пиктограммы, диаграммы и др.);для каждого уровня пользователя адекватные возможности в: меню, запросах, подсистеме помощи; работа в реальном времени (необходимая скорость в диалоге);использование манипулятора типа «мышь», «горячих клавиш», сенсорного экрана и др.; минимальное использование клавиатуры;«интеллектуальные» средства (устойчивость к ошибкам, широкое использование принципа «по умолчанию».

^ Интеллектуальный интерфейс – совокупность программных и аппаратных средств, позволяющая конечному пользователю решать на компьютере характерные для его повседневной деятельности задачи без помощи посредников-программистов. Расширение взаимодействия между человеком и компьютером с помощью:- увеличения диапазона способов ввода и вывода;- обогащения грамматики ввода и вывода;- попытки кооперации с пользователем в достижении целей.

^ Новые информационные технологии (сейчас этот термин трактуется шире) – технологии, которые должны обеспечить возможность применения ЭВМ конечным пользователем в сфере его профессиональной деятельности без помощи посредника-программиста.

^ Решение задач на ЭВМ (основные этапы): Содержательная Постановка задачи, Формальная постановка задачи, Разработка алгоритма, Написание программы , Получение Программы на маш.яз., Отладка-тестирование, Эксплуатация, Анализ результатов

50-е – 60-е гг. ХХ века – "романтический период" ИИ: "машинные стихи", "машинная музыка", машинный перевод, интеллектуальные игры (шашки, шахматы и др.);

60-е – 70-е гг. ХХ века – исследование методов решения задач (методов поиска решения);

70-е – 80-е гг. ХХ века – исследование методов представления знаний нужных для решения задач;

80-е – 90-е гг. ХХ века – исследование методов приобретения знаний (передачи их от человека ЭВМ);

^ 90-е гг. ХХ века – наше время – теоретическое осмысление, поиск новых идей и задач.

Постоянные проблемы: Начальный уровень "знаний" системы ИИ, проблема ее обучения человеком и ее самообучения. Общение человека с системой ИИ (языки общения, программно-аппаратные средства).Инструментальные средства – языки программирования для задач ИИ.

Типы систем ИИ (в историческом аспекте): Решатели задач; Роботы; Экспертные системы; Агенты.

Информация – это: структурная информация (мера неоднородности/разнообразия) и отраженная информация (результат отражения разнообразия).

Психическое Отражение – информационное отражение, важную роль в котором играет субъективный фактор.

^ Психика – свойство человека, обеспечивающее возможность выявления и использования Информации о мире в процессе Человеческой Деятельности (ЧД).

Личность – человек как носитель Психики, как субъект Психической Деятельности.

(организм – человек как биологическое существо; сома – телесная субстанция человека).

Психические явления – то, что происходит на уровне Личности.

^ Психическая Деятельность – информационная сторона деятельности человека. Функции Психической Деятельности – перенос деятельности во внутренний план с целью регуляции ЧД

^ Психофизиологическая проблема – проблема связи психических явлений с лежащими в их основе физиологическими явлениями. Как физиологические явления (происходящие в органах чувств и в центральной нервной системе на основе физико-химических процессов) дают нам информацию о мире, воспринимаемом объекте?

^ Психосоматическая проблема – проблема связи психических явлений с соматическими/телесными.

Примеры влияния ПСИХИЧЕСКОЕ – СОМАТИЧЕСКОЕ: гипноз, психогенные соматические заболевания (стрессовая язва желудка); Примеры влияния СОМАТИЧЕСКОЕ – ПСИХИЧЕСКОЕ: соматогенные психозы, психотропные вещества, генетико-биохимическая концепция шизофрении.

формы Психического Отражения (эмоции, ощущения, мышление, чувства, воля, память);

Внимание (внутренняя организация Психического Отражения);

Психомоторика (объективация форм Психического Отражения в движениях) сенсомоторика, идеомоторика;

Потребности (биологические, в том числе, инстинктивные; социальные, например, трудовые).

Потребность – Психическое Явление, побуждающее к деятельности, отражение нужды.

^ Мотив – Потребность, инициирующая некоторую Деятельность (мотив этой Деятельности).

Цель – возможный и планируемый Результат Деятельности.

Средства (как явления уровня Личности/Психики) – механизмы Психической Деятельности или психические модели средств предметной деятельности человека.

Результат (как явление уровня Личности/Психики) – Психическое Явление, отражающее реальный результат некоторой Деятельности, направленной на достижение определенной Цели.Возможно несовпадение Цели и Результата Деятельности. Это – источник новой (иногда очень полезной для человека) информации.Целенаправленность Человеческой Деятельности. Иерархическая структура Деятельности.

Про-Задача – двойка <Потребность, Цель>.

Задача – тройка <Потребность, Средства, Цель>.

Решенная-Задача – пятерка <Потребность, Средства, Цель, Деятельность, Результат>.

^ Продуктивная деятельность – Цель продуцирует решение (заставляет человека его придумывать). Это "чистое творчество".

Репродуктивная деятельность – Цель репродуцирует решение (готовое решение сразу же приходит в голову). Это нетворческая часть деятельности человека.

Эвристика – этот термин имеет два значения:

Эвристика – наука о творческом мышлении, изучающая формирование новых действий в новых ситуациях.

Эвристика – конкретный прием, облегчающий и/или ускоряющий поиск решения некоторой задачи.

^ Мышление (= Интеллект) – высшая форма Психического Отражения. Отражение по сфере сущностей, то есть Понятийное Отражение.

Понятие (об объекте) – Психическое Явление, отражающее сущность этого объекта.

Сущность – наиболее важные, глубинные характеристики предмета или явления, определяющие его свойства, поведение, развитие.

Понимание – выявление Сущности объекта.

Мышление – способность человека к Понятийному Отражению.

Мышление – процесс Понятийного Отражения.

Известная триада психологии и педагогики: знания – умения – навыки.

Знания – усвоенные Понятия.

Умения – способность выполнять новые действия в новых условиях.

^ Навыки – действия, автоматизировавшиеся в процессе их усвоения и выполнения.

Интуиция – появление в Сознании результатов неосознаваемых психических процессов.

Конформизм – неосознанное согласие с мнением большинства (даже абсурдным).

^ Социальная позиция – место Личности в определенной социальной системе.

Социальная роль – нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от каждой личности, занимающей данную Социальную Позицию.

^ Система Искусственного интеллекта (Интеллектуальная Система = ИС) – программно-аппаратный комплекс, способный к решению таких задач, решение которых предполагает применение человеком своих интеллектуальных способностей.
Основные школы психологии мышления

* Ассоциативная психология (XVIII-XIX вв.) – предшественники: Ньютон, Локк.

(мышление как ассоциации представлений)

(Общее в психологических теориях того времени: психическое = осознанное, психология = психология индивида, интроспекция, т.е. самонаблюдение – как главный метод исследования)

^ Гартли (Англия, XVIII в.): впервые ассоциация трактуется как универсальное понятие психологии, объясняющее всю психическую деятельность человека.

- механистический материализм, психофизиологический параллелизм: вибрации в периферической нервной системе → аналогичные вибрации в головном мозгу – база идей;

- детерминанты ассоциаций: смежность по времени, частота повторений;

- замечено, что если ощущения A, B, C ассоциируются с идеями a, b, c, то при появлении A могут возникнуть b, c;

- попытка объяснения бессознательного (головной мозг – осознанное, идеи; вне – ощущения);

- мотивация: удовольствие, страдание.

Беркли, Юм (Англия, XVIII в.): ощущения – единственный объект, другой познаваемой реальности нет.

- из ассоциаций удаляется физический субстрат;

- расширяется набор ассоциативных связей: рассматриваются ассоциации по сходству, по контрасту;

- ассоциации отрываются от реальных объектов.

^ Гербарт (Германия, XIX в.): представление – "первичное единство, возникающее в виде акции души, стремящейся (в противовес внешним воздействиям) к самосохранению"; представления следуют друг за другом вне зависимости от чего-либо внешнего;

апперцептивная масса – представления, силой которых в сознании (фокусе внимания) удерживаются некоторые представления;

^ Недостатки Ассоциативной психологии

Описательный характер.

Не вскрыты внутренние механизмы динамики потока ассоциаций; не объяснена целенаправленность мыслительной (интеллектуальной) деятельности человека, ее связь с предметной деятельностью.

В то же время, изучены некоторые аспекты ассоциаций – явлений, действительно играющих заметную роль в психической деятельности человека. Понятие ассоциация использовалось в рамках других школ психологии.
^ Вюрцбургская школа психологии мышления (Германия, XIX- XX вв.).

(мышление как действие)

Переход к экспериментальному интроспективному изучению мышления (комментируются психические феномены, испытуемые – психологи). Замысел – использовать интроспективный метод для описания в экспериментальных условиях мыслительных процессов.

Существенное достижение – изменение взглядов на мышление:

мышление – решение задач;

решаемые задачи – важны для человека;

необходим лабораторно-экспериментальный анализ мышления.

Ключевые понятия: задача, представление цели, детерминирующая тенденция (придает мышлению целенаправленный характер), установка – регулятор мыслительной деятельности у принявшего задачу, определяет ход мышления, регулирует (в соответствии с задачей) его содержание.

Экспериментальные исследования:

^ Опыты Марбе (1901 г.): сравнить веса предметов и прокомментировать, как выбирали.

Опыты Уатта и Мессера (1905 г.): решить арифметическую/логическую задачу и проследить путь, который привел к решению; в ассоциативном эксперименте проследить, какие психические процессы связывают стимул (исходное понятие) и реакцию (понятие, связанное с ним ассоциацией).

^ Обобщение результатов:

чувственно-образные феномены (прослеживаемые с помощью самонаблюдения) и ассоциации не определяют итоговую реакцию, мышление не сводится к ассоциациям;

в мышлении есть другое содержание, у мышления есть другие детерминанты;

основные факторы мышления находятся вне "непосредственно данного" (ощущений, интроспекции), мышление управляется не ассоциативными связями, а тем, что задано;

контекст мышления – задача (Уатт), детерминирующая тенденция (Ах), установка.
Концепция Зельца (XX вв.).

(мышление как функционирование интеллектуальных операций)

Серьезный анализ начальных этапов решения задачи (проблемный комплекс); введение в рассмотрение интеллектуальных операций: антиципация (выявление отношений: известное ↔ искомое), дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства.
Бихевиоризм (США, XIX- XX вв.).

(мышление как поведение)

Главный момент концепции: предметом психологии должно стать поведение, только тогда возможно объективное исследование психической деятельности.

И.П.Павлов: "Деловой американский ум, обращаясь к практике жизни, нашел, что важнее точно знать внешнее поведение человека, чем гадать об его внутреннем состоянии со всеми его комбинациями и колебаниями".

Торндайк:

- опыты с проблемными ящиками (дверь открывается изнутри, "испытуемые"– мыши, крысы);

- мышление можно изучать без обращения к идеям и другим явлениям сознания;

- ассоциативные связи (которые можно объективно изучать) – связи между движениями и ситуациями, ситуациями и реакциями (на эти ситуации);

- ассоциации могут возникать в результате "слепого поиска" решения, выбора удачного варианта, а затем укрепления и упрочения ассоциативных связей, т.е. научения (какая реакция R из нескольких возможных связана с ситуацией S);

- существуют "законы научения" (установления связи S ↔ R):

закон упражнения (R зависит от частоты, силы, длительности повторений ситуации S),

закон эффекта (выбирается R, сопровождающаяся приятными ощущениями),

закон ассоциативного сдвига (если S1 ↔ R и S1 встречается совместно с ситуацией S2, то возможно образование связи S2 ↔ R).

Общая схема поведения: исходный пункт – проблемная ситуация; организм противостоит ей как целое, активно действует в поисках выбора, выучивается путем упражнения.

Метод проб и ошибок (современные взгляды на его место в мышлении); "Мартышка и очки", "Дурная голова ногам покоя не дает" и т.п.

Уотсон:

- основа поведения – "стимул – реакция" (S ↔ R);

- все факты Сознания (Торндайк предлагал исключить их из рассмотрения) должны объясняться с позиций бихевиоризма – как реакции на раздражители;

- интеллект – поведение, направленное на решение задач путем отбора движений, оказавшихся удачными;

- в мышление включена внутренняя речь ("человек мыслит гортанью").

^ Толмен, Халл, Скинер (необихевиоризм, субъективный бихевиоризм):

- существуют медиаторы поведения (M), это не фикция, а реальные факторы поведения (хотя их трудно изучать объективными методами; нужно рассматривать не двойку (S ↔ R), а S ↔ M ↔ R;

- закон упражнения нужно трактовать по-новому

результат – образование определенной познавательной структуры/картины/карты (например, у крысы при поиске пути в лабиринте формируется схема лабиринта, а не совокупность двигательных навыков);

- интеграторы поведения – центральные процессы, а не движения;

- при решении задачи важна структура задачи, а не шаблонные приемы решения.

^ Оценка концепции: предложены объективные методы экспериментального исследования; в сферу изучения включен анализ связи телесной реакции с материальным стимулом; введено понятие поведения, но проведен общебиологический (а не собственно психологический) его анализ; в целом для концепции характерна биологизация человеческой деятельности; в ходе развития концепции пришлось отказаться от некоторых наиболее одиозных положений, сделан "шаг навстречу" оппонентам.

^ Когнитивная психология (XX вв.).

(мышление как процессы обработки информации)

Классическая работа Миллер, Галантер, Прибрам "Планы и структура поведения" (на рус.яз.- 1965 г.).

- мышление – решение задач;

- активность связана с приобретением, организацией и использованием знаний;

- исследование аналогий мозг человекаЭВМ, моделирование мышления на ЭВМ;

- связь мышления с познавательными (когнитивными) процессами.
Гештальтпсихология (XX вв.).

(мышление как переструктурирование ситуации)

"Гештальт" – образ, система. Объективно, Гештальтпсихология знаменует внедрение системного подхода в психологические исследования.

Вертгеймер: "Имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого".

В основе экспериментальный анализ процессов восприятия, его обобщение:

^ Рубин, Катц – анализ зрительных и осязательных восприятий, формулировка законов константности, прегнантности восприятия, транспозиции, исследование феномена Фигуры и Фона;

Вертгеймер, Келлер, Коффка – φ-феномен (воспринимается динамичное целое, а не соединение отдельных сенсорных элементов).

Келлер – попытка перестроить психологию по аналогии с современной физикой (Ньютон → Планк);

рассмотрение гештальтов трех уровней (физического, физиологического и психического) и признание (ошибочное) изоморфизма всех этих уровней;

знаменитые опыты с обезьянами, анализ инсайта (интуитивного озарения).

^ Вертгеймер, Келлер, Дункер – исследование продуктивного мышления; выделение мыслительных операций: реорганизация, центрирование, группировка; фиксация отрицательного влияния привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи/проблемной ситуации на ее продуктивное решение.

^ Оценка концепции (достижения): внедрение системного подхода; новая экспериментальная практика – объект рассматривается как целостный, динамичный, трансформируемый чувственный образ; анализ продуктивного мышления и адекватных мыслительных операций.

Важные моменты во взглядах на решение задач: поле восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации, безразличные до этого предметы приобретают функциональную ценность средств решения задачи.

^ Теория мышления Рубинштейна (XX вв., 50-е гг., СССР).

Задача теории мышления – исследование мышления как деятельности, в основе которой лежит взаимодействие субъекта и объекта.

Мышление – процесс, использующий механизмы анализа, синтеза, обобщения, абстракции; применение знаний зависит от хода мыслительного процесса.

Анализ через синтез (один из главных механизмов продуктивного мышления) – объект в процессе мышления включается в новые системы отношений (синтез), выступает в новых качествах, что дает возможность узнать его новые свойства, фиксируемые в новых понятиях (анализ); "из объекта как бы вычерпывается все новое содержание" (Примеры: опыты Секкея, урезанная шахматная доска).

Задача обучения – формирование продуктивного мышления.
^ Теория мышления Гальперина (XX вв., 50-е гг., СССР).

В основе – идея интериоризации: "предметное действие переносится во внутренний, умственный план, а затем … во внутреннюю речь"; умственная деятельность – последовательное, поэтапное отражение во все более сокращенном виде материальной деятельности человека.

Мышление – система (и процесс ее функционирования) интериоризованных операций.

Теория мышления – теория о поэтапном формировании умственных действий и методах обучения им.
^ Теория интеллекта Жана Пиаже (XX вв., Швейцария).

(Ж.Пиаже – один из наиболее крупных и уважаемых психологов, крупнейший специалист в области детской психологии, автор известных работ по экспериментальной психофизиологии; теория интеллекта Жана Пиаже – одна из наиболее интересных теорий мышления и его развития).

Основные аспекты (положения) Теории:

Интеллект определяется в контексте анализа поведения (взаимодействий: субъект ↔ внешний мир); интеллект – форма когнитивного/познавательного аспекта поведения, функциональное назначение которого – структурирование отношений между человеком/субъектом и средой.

Интеллект обладает адаптивной природой. Адаптация включает в себя ассимиляцию (усвоение данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацию (приспособление этих схем к новым ситуациям). В интеллектуальной сфере – специфически функциональный характер адаптации.

Суть Интеллекта в его деятельной природе. Познавать объект – воздействовать на него, динамически его воспроизводить.

Интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта; ее элементы – интериоризованные действия. Они являются операциями – координируются между собой, образуя обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры.


Интеллект "продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов". Органическая адаптация "обеспечивает лишь мгновенное, реализующееся в данном месте, а потому и весьма ограниченное равновесие". Простейшие когнитивные функции (восприятие, память и др.) "продолжают это равновесие как в пространстве, так и во времени". Но лишь один интеллект "тяготеет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимилировать всю совокупность действительности и чтобы аккомодировать к ней действие, которое он освобождает от рабского подчинения изначальным 'здесь' и' теперь'".

Психологическое развитие мыслительных операций (учение о Стадиальном развитии интеллекта):

1.Сенсо-моторный период (ребенок в возрасте 0-2 года): действия еще не перенесены во внутренний план, начинают формироваться представления о константности предмета.

2.Дооперациональный период (2-7 лет): появляются язык (→ возможность интериоризации действия в мысли), осознание прошлого, способность мысленного разделения объекта на части и т.п.; отсутствует представление о законах сохранения (эксперименты с переливанием жидкости и др.).

3.Период конкретных операций (7-11 лет): появляются формальные операции (классификация: орел < птица < животное и др.); операции еще не объединены в единое целое; формируются представления о законах сохранения: вещества (7-8 лет), массы (8-9 лет), объема (9-11 лет) – эксперименты с глиняной колбаской.

4.Период формирования операций (11-15 лет) гипотетико-дедуктивные рассуждения (могут выдвинуть гипотезу, обосновать ее), формальные рассуждения (тест Белларда), операции начинают объединяться в целостные структуры.

Э решает реальные задачи, ИЗ - пассивно наблюдает

цель: ИЗ получает представление о характерных задачах.

^ Обсуждение задач

ИЗ обсуждает с Э отобранные им (ИЗ) характерные задачи

цель: ИЗ узнает, как организованы знания Э (понятия, гипотезы), как Э работает с неполной, неточной, противоречивой информацией, какие процедуры необходимы для решения задач.

^ Описание задач

ИЗ просит Э описать типичные задачи для каждого класса задач

цель: ИЗ узнает, как связаны между собой задачи одного класса, классы задач.

^ Анализ задач

ИЗ предлагает Э задачи и расспрашивает о ходе решения

цель: ИЗ пытается найти и сформулировать стратегии решения задач.

Доводка системы

Э предлагает ИЗ/прототипу_ЭС характерные задачи

цель: ИЗ проверяет сформированную совокупность знаний (БЗ).

^ Оценивание системы

Э анализирует и оценивает правила, стратегии, систему понятий ПО цель: Э оценивает точность работы ИЗ и правильность сформированной БЗ.

^ Проверка системы

ИЗ предлагает независимым экспертам протоколы решения задач Э и прототипом_ЭС

цель: объективная оценка результатов работы ИЗ и Э (и сформированной БЗ).
^ Семантические сети

Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – объекты/события и связи между ними.

Статические семантические сети - сети с объектами.

Динамические семантические сети (сценарии) - сети с событиями.

Система знаний – совокупность сетей (или одна общая сеть).

База знаний – система знаний в компьютерном представлении.

Для представления семантических сетей используются графы:

вершина - атомарный объект (событие),

подграф - структурно сложный объект (событие),

дуга - отношение или действие.
^ Примеры отношений:

род-вид («компьютер» – «персональный_компьютер»)

целое-часть («компьютер» – «память»)

понятие-пример («компьютер» – «конкретный компьютер . . . »)
^ Основные операции: сопоставление с образцом, поиск, замена, взятие копии
Пример сети:

<описание компьютера>
Достоинства:

  • знания хорошо структурированы, структура понятна человеку.

Недостатки:

  • при большом объеме сети очень долго выполняются все операции,

  • при большом объеме сети она трудно обозрима.


Фреймы

Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – фреймы.

Фрейм-понятие – отношение/действие + связанные этим отношением/участвующие в этом действии объекты.

Фрейм-пример – конкретный экземпляр отношения/действия + конкретные объекты (связанные этим отношением/участвующие в этом действии).

Система знаний – совокупность фреймов-понятий и фреймов-примеров.

База знаний – система знаний в компьютерном представлении.

Фрейм: ИМЯ - отношение/действие

СЛОТЫ - объекты или другие фреймы

С каждым слотом может быть связана такая информация:

УСЛОВИЕ НА ЗАПОЛНЕНИЕ (тип, «по умолчанию», связь с другими слотами)

АССОЦИИРОВАННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (действия, выполняемые, например, при заполнении этого слота)
^ Основные операции: поиск фрейма/слота, замена значения слота, взятие копии фрейма-понятия
Примеры:

Фрейм-понятие «Перемещать»

ПЕРЕМЕЩАТЬ (кто?, что?, откуда?, куда?, когда?, . . .)

Условия: кто? – человек, робот, . . .

откуда? – место

. . .

Фрейм-пример

ПЕРЕМЕЩАТЬ (Саша, Саша, Главное_Здание_МГУ, Факультет_ВМК, вчера в 15-30, . . .)
Фрейм-понятие «Персональный_компьютер»

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ_КОМПЬЮТЕР (процессор?, тактовая_частота?, память?, монитор?, . . .)

Фрейм-пример

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ_КОМПЬЮТЕР (Pentium-IV, 5 ГГц, 512Мб, SONY, . . .)
Достоинства:

  • знания хорошо структурированы, структура понятна человеку.

Недостатки:

  • при большом количестве фреймов долго выполняются все операции,

  • при большом количестве фреймов знания трудно обозримы.

Продукции

Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – продукции (продукционные правила).

Продукция – правило вида: p:  (где: p – предусловие,  - антецедент,  - консеквент).

Система знаний – система продукционных правил + стратегия выбора правил.

База знаний – система знаний в компьютерном представлении.
^ Основные операции: вывод (применение правила, определение правила-преемника и т.д.)
Примеры:

True: T > 200C & P > 5 кПа  открыть клапан № 3

True: Х - башня  Х имеет_часть У1 & У1 есть КРЫША & . . .
Достоинства:

  • простая и ясная нотация.

Недостатки:

  • при большом количестве правил вывод идет очень долго,

  • при большом количестве правил их совокупность трудно обозрима.


Знания – усвоенные Понятия.

Умения – способность выполнять новые действия в новых условиях.

Навыки – действия, автоматизировавшиеся в процессе их усвоения и выполнения.

В работах по ИИ знаниями обычно называют и собственно знания, и умения, и навыки.

Поэтому говорят о: базах понятий, базах фактов, базах правил и т.п.

Чтобы не вступать в противоречие с литературными источниками, мы согласимся с такой трактовкой (расширенной) термина знания.
2.^ Базы знаний (БЗ) в работах по ИИ часто не совсем корректно противопоставляются базам данных (утверждается, например, что базы знаний в отличие от баз данных имеют встроенный дедуктивный механизм вывода следствий из известных фактов и т.п.).

Для нас это феномены разноплановых уровней:

^ База знаний – (у нас) – совокупность «знаний» системы ИИ в компьютерном представлении. Средством представления «знаний» может быть, в частности, та или иная штатная база данных (в обычном смысле).

Адаптивных диалоговых систем ИИ широкой ориентации (АДИС).

- может работать с различными пользователями (группами пользователей) – уровень подготовки

профессия, и др.;

- может работать в различных ^ Проблемных областях – в каждой из которых свои объекты, задачи и др.;

- может настраиваться при этом на Сеанс (работа i-го пользователя в j-й Проблемной области);

- может самостоятельно уточнять (если это требуется) условия задач;

- демонстрирует способность к:

С-адаптации – сиюминутному изменению совокупности «знаний» в новых условиях – и

С-обучению – запоминанию результатов адаптации для использования в дальнейшем.

Предметная область – «срез» действительности, со своими объектами, отношениями.

Проблемная область – Предметная область + характерные задачи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инженер знаний iconИнженер кипиА, асутп
Ивано-Франковский национальний технический университет нефти и газа Автоматизированое управление технологическими процесами нефтегазовой...

Инженер знаний iconДиплому инженер – электрик
Оренбургский политехнический о институт, 1993г. Специальность по диплому инженер – электрик место работы мбдоу №190 должность воспитатель...

Инженер знаний iconМаченин Андрей Александрович, аспирант-медиапедагог, член ассоциации...
Маченин Андрей Александрович, аспирант-медиапедагог, член ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, ведущий инженер управления...

Инженер знаний iconСомов и другие
С о м о в инженер, лет 40, говорит суховато; под его сдержанностью чувствуется

Инженер знаний iconАлексей Кулаков
Мгту баумана (инженер), кгпу циолковского (учитель), цср северо-Запад (стартапы)

Инженер знаний iconЖебет С. Ю., к т. н., ведущий инженер-тестировщик, зао «крок»
Фролов А. Б., д т н., профессор, Московский энергетический институт (технический университет)

Инженер знаний iconИнженер Александр Петрович Казанцев- писатель-фантаст старшего поколения...

Инженер знаний icon7-903-251-83-62, e-mail: svetlazar 15@ yandex ru
Московский электротехнический институт связи, факультет “Автоматическая электросвязь”. Специальность: Инженер электросвязи

Инженер знаний iconЕвстигнеева Виктория Сергеевна Год рождения
Образование: 2005г. 2010г. Донбасская государственная машиностроительная академия, машиностроительный факультет, инженер-механик

Инженер знаний iconЦель Реализация в сфере менеджмента Сведения о себе
Специальность: Инженер конструктор-технолог по специальности «Конструирование и технология электронно-вычислительных средств»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница