Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением




НазваниеЭто психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением
страница1/8
Дата публикации16.01.2015
Размер1.01 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

определение

свойства

Физиологические основы

Виды, классификация

Механизмы воздействия

Темперамент - это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением двух основных процессов – возбуждения и торможения. Нервные процессы характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервн. сист. чел. с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей. Уравновешенность н. п. указывает на соотношение н. п. возбуждения и торможения. Подвижность определяется способностью к быстрой смене процессов возб. и торм.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика -- замкнутость и застенчивость; у флегматика -- безразличие к людям, сухость; у сангвиника -- поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика -- поспешность решений.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие -- другого.

^ Сензитивность- чувствительность,

Реактивность - непроизвольная реакция,

Активность - энергичность в преодолении,

Темп реакции - скорость протекания реакций и процессов,

^ Пластичность – приспособление,

Регидность – противопол. пласт,

Экстраверсия-интроверсия - в данный момент – прошлое и будущее

3 св-ва нервной системы:

Сила - одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т. е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение.

^ Уравновешенность – свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением.

Подвижность - скорость перестройки нервной системы с возбуждения на торможение и наоборот.


Тип нервной системы.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов-ного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервн. деят-ти чел.

Он доказал, что у представи-телей различн. темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешен-ности и подвижности процес-сов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервн. процесса выражается в соответствую-щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра-жения вызывают у сильной нервн. системы сильные процессы возбуждения, у сла-бой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональ-ное соотношение данных нервн. процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте обра-зования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нервн. системы быстро в ответ на требования условий внеш-ней среды сменять процесс возбуждения процессом тормо-жения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.


В зависимости от сочетания силы, подвижности и урав-новешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, кот-ые соответ-ствуют четырем темпера-ментам:

Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди явл. «чистыми» представите-лями основных темпера-ментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервн. деят-сти, а, следовательно, темперамен-тов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темпе-рамента с чертами другого. Нередко темперамент несколько меняется с возрастом.


  • сангвиник

Воля- свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей.

Чуткость - уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам.

Усидчивость- это умение человека самому себя регулировать.

  • Холерик

Сдержанность- умение не поддаваться бурным проявлениям эмоций с внешним выражением этого в резких словах.

Терпение

  • Флегматик

Активность

Общение

чуткость

  • Меланхолик

уверенность

определение

свойства

Физиологические основы

Виды, классификация

Механизмы воздействия

Память - это процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

Основные свойства памяти:

1) емкость (объем);

2) скорость запоминания;

3) длительность хранения;

4) точность воспроизведения;

5) скорость воспроизведения;

6) помехоустойчивость.

Емкость - пространственная хар-ка памя-ти, определяемая предельно возможным кол-вом информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения высту-пают единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании.

Эти элементы представляют собой порции сведений об объектах, не разложимые на части без потери качественной специфики информации. При симультанировании процесса восприятия перцептивные единицы могут укрупняться, объединяя несколько элементарных единиц воспри-ятия и образуя самостоятельную целостную порцию информации, преобразуемую в памяти в соответствующую укрупненную мнемическую единицу информации. Например, в качестве таких разного объема единиц информации выступают буквы, слоги, слова, фразы. В технических устройствах (ЭВМ) аналогом единиц памяти у естественных носителей психики (у чел. и животных) выступают «биты» (от англ. bit) как элементарные порции информации и «байты» (от англ. byte) как целостные неделимые единицы информации, состоящие обычно из 8 «бит».

Скорость запоминания - это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.

Длительность хранения -

это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяю-щего суть соответств. сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессы забывания.

Точность воспроизведения - это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия м/у исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»). Как правило, абсолютной точности (как говорят, фотографической) достичь не удается, поскольку в процессе хранения информация в памяти подвергается определенной обработке, способствующей ее сопряжению с имеющимися уже сведениями и формированию общего запаса знаний (опыта). Точность воспроизведения связана с режимом, в котором работает память при воспроизведении: режимы узнавания, вспоминания, припоминания или воспоминания (см. дальше).

Скорость воспроизведения - это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.

Помехоустойчивость - это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению. Помехоустойчивость тем выше, чем большее число и большую интенсивность помех (шумов) может игнорировать память.

В основе лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами понимают определённые электрохимические и биохи-мические изменения в нейтронах. Эти следы могут при определёных условиях оживляться – возникает процесс возбуждения в отсутствие радражителя, вызвавшего указанные изменения

1. Образная память

(зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная, вкусовая)

2. Двигательная (память на единичное движение и комплексное движение)

3. Словесно - логическая (смысл изложенного, логику, соотношение между элементами полученной информации)

4. Эмоциональная (память на переживания)

5. Кратковременная, оперативная, долговременная


1.быстрота запоминания.

2. прочность сохранения.

3.точность воспроизведения

4.готовность-способность припоминать.

--------------------------

1.Быстрое запоминание- медленное забывание.

2.медленное запоминание, забывание.

3.медленное запоминание, быстрое забывание.

4. быстрое запоминание и забывание.

определение

свойства

^ Физиологические основы

Виды, классификация

Механизмы воздействия

Речь- психический познавательный процесс- это процесс индивидуального использования языка в целях общения с другими людьми.

Язык – система знаков, обозначающих реальные предметы, действия, явления, свойства.

1. Выражение-(благодаря речи может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения) выразительность речи и ее эмоциональность значительно расширяют ее возможности

2. воздействие (побуждение к действию)

3. обозначение (способы человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия)

4. сообщение – обмен мыслями между людьми посредством слов, фраз и предложений.

В коре левого полушария головного мозга имеются 3 центра речи:

1.слуховой (Вернике)- обеспечивает понимание воспринимаемых слов.

2.Двигательный (Брока) – обеспечивает произнесение слов.

3.зрительный – обеспечивает понимание письменной речи, чтение.

1. внешняя речь – практически осуществляемый обмен мыслями между людьми в процессе общения

  • устная (произнесение вслух), реакция на слова.

  • Монологическая (говорит одно лицо, другое только слушает, не вступая в разговор.

  • Диалог (говорят попеременно).

  • письменная

2. внутренняя – не выполняет ф-ций общения, а лишь обслуживает процесс мышления

3. активная - речь говорящего/пишущего

пассивная – слушающего


1 понятность

2.выразительность

3.эмоциональность

4.стилистически и грамматически правильно оформлена

Этапы становления устной речи:

1.фонетический (до2х лет)

2.грамматический (до 3х лет)

3.семантический-овладение понятиями ( после 3х лет).


определение

свойства

Физиологические основы

Виды, классификация

Механизмы воздействия

Характер-

В переводе с греческого слово «характер» – Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.

^ В советской психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности.

1. Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconПрограмма по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников...
Функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconОпыта: «Исторический аспект как один из возможных видов стимуляции...
Познавательный интерес представляет собой совокупность важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconПредисловие 2 развитие высших психических процессов 6
Л. Д. Логвиненко (Моск ун-т), д-р психол наук И. П волков (Ленингр ин-т физиче­ской культуры)

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconАвтор данной дипломной работы, преподаватель по профессии, раскрывает...
«Сверхзадача» работы – способствовать повышению психологической культуры и выработке чувства ответственности преподавателей всех...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconВнеклассное мероприятие по английскому языку "квн"
Развитие творческой активности, нравственных качеств – доброжелательности, психических процессов: памяти, внимания, воображения и...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconСознание, гласит Философский словарь под ред. И. Т. Фролова 1987...
С. может быть понято как уровень психики, как совокупность психических способностей, обеспечивающих включение в саморегуляцию и самоориентацию...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconВзаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности
Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т д. В связи с этим определенному психологическому...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconЧто такое поток?
Поток, или потоковое состояние (англ flow), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается,...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconПсихология внимания
При этом значительное место в курсе общей психологии занимает раздел, посвященный рассмотрению познавательных психических процессов,...

Это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деят-сть характеризуется различным соотношением iconПсихологические особенности детей 4-5 лет
У детей на данном этапе сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница